ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99" МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99
Е.И. Петровичев, доц.,
МГГУ
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОЙ ПРАКТИКИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОПГОТОВКИ МАГИСТРОВ
В соответствии с учебным планом подготовки магистров МГГУ предусмотрено проведение научно-исследовательской / научно-педагогической практики. Практика включена в учебные планы по всем нап-равлениям и специальностям и проводится в завершение пер-вого года обучения в маги-стратуре в объеме по 108 учебных часов на каждую. Наличие в учебных планах такого вида обучения позволяет дополнить систему магистерской подготовки знакомством магистров с такими важными аспектами их будущей деятельности, как научные исследования и педагогика. Обычно в качестве базы проведения учебной практики выбирается либо выпускающая кафедра университета, либо научно-исследова-тельское (научно-производствен-ное) учреждение, связанное с выбранной предметной областью и непосредственной тематикой диссертации. Можно ориентироваться на получение студентом-магис-тром представления о процессе постановки и проведения научных исследований подключением его к научному процессу на время проведения практики с возможным использованием его в этом направлении в дальнейшем.
Целесообразность педагогической практики связана с планированием выпускающими кафедрами использования выпускников магистратуры на преподавательской работе.
Содержанием научно-исследовательской практики может, например, быть участие в подготовке или проведении научного эксперимента на соответствующем стендовом оборудовании или экспериментальной установке. Возможно изучение и использование
для получения научных результатов сложного проблемно-ориентированного программного пакета (напри-мер, ГИС, пакеты 3Б-модели-рования и т.п.). Тематика отчета по практике, в таком случае, очевидна - краткая характеристика функциональных параметров использованного инструментария, методика постановки эксперимента (форму-лировка и параметры контрольной задачи), интерпретация полученных результатов.
Педагогическая практика магистров может использовать, как минимум, две формы их ознакомления с учебно-методи-ческим процессом.
Первый вариант может использовать совпадение по срокам практики магистров с вычислительной практикой бакалавров по окончании 4-го семестра. Здесь возможно привлечение студента-магистра к непосредственному руководству (под наблюдением ответственного за практику преподавателя) практикой нескольких студентов-бакалавров. Содержательной частью практики в данном случае является методическая разработка индивидуальных заданий для студентов-бакалавров с формулировкой конкретных требований к отчету по практике и текущее консультирование практикующихся бакалавров. Примером индивидуального задания может быть, например, изучение сервисов текстового редактора или начальное знакомство с навигацией в Интернет: свойства стандартных браузеров, технологии поисковых машин.
Вторым вариантом может быть самостоятельная подготовка
учебно-методических материалов: методических указаний по проведению одной-двух лабораторных
работ или практических занятий. Содержанием может быть непосредственная тематика подготавливаемой магистерской диссертации, либо развитие прогрессивных технологий в изучаемых согласно учебному плану магистратуры предметах (например, новые программные пакеты по дисциплинам). В данном случае студентом-магистром должны быть представлены стандартные структурные единицы методических указаний: постановка задачи, краткая теоретическая часть, варианты заданий, требования к структуре отчета.
Возможна постановка перед студентом-магистром задачи разработки цикла лабораторных работ по предложенной тематике - пусть с несколько меньшей подробностью методической проработки.
Поскольку магистерская подготовка является практически «штучной» технологией подготовки специалистов и уже на первом году обучения должна прослеживаться возможность продолжения образования в аспирантуре, очевидно, что решающее слово в выборе вида и тематики практики студента-магистра
должно принадлежать научному руководителю студента. Квалификация преподавателя, назначенного руководить практикой студентов-магистров, должна предполагать необходимый кругозор по всему спектру поставленных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки МАГИСТРА по направлению 550600 -ГОРНОЕ ДЕЛО. - М: Издательство МГГУ, 1997 г.
©Е.И Петровичев
Файл: ПЕТРОВ~4
Каталог: G:\С диска по работе в униве-
ре\GIAB_99\GIAB4_99\Все Шаблон:
C:\Users\Таня\AppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны\
Normal.dotm
Заголовок: Эффективное использование научной практики в
рамках програм-мы подготовки магистров Содержание:
Автор: Гитис Л.Х.
Ключевые слова:
Заметки:
Дата создания: 26.05.1999 17:03:00
Число сохранений: 5
Дата сохранения: 11.06.1999 11:36:00 Сохранил: Гитис Л.Х.
Полное время правки: 19 мин.
Дата печати: 14.12.2008 20:31:00
При последней печати страниц: 2
слов: 672 (прибл.)
знаков: 3 836 (прибл.)