Научная статья на тему 'Опыт педагогической и воспитательной работы преподавателя СУЗа'

Опыт педагогической и воспитательной работы преподавателя СУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ХРИСТИАНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / DEVIANT BEHAVIOR / CHRISTIAN BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жакова Антонина Андреевна

И социальные особенности студенческого состава средних специальных заведений. Предлагаются методы и средства их воспитания с учетом наличия у некоторых девиантности в поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN TEACHING AND EDUCATIONAL WORK OF THE TEACHER SUSA

The article generalizes the experience of teaching and educational work of the teacher of Susa. The analysis of age and social characteristics of the student composition of the secondary specialized institutions. The methods and means of their education with the availability of some deviance in behavior.

Текст научной работы на тему «Опыт педагогической и воспитательной работы преподавателя СУЗа»

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СУЗА

Жакова Антонина Андреевна

преподаватель социально-экономических дисциплин ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»

E-mail: antoninakursk@yandex.ru

В статье обобщается опыт педагогической и воспитательной работы преподавателя СУЗа. Проанализированы возрастные и социальные особенности студенческого состава средних специальных заведений. Предлагаются методы и средства их воспитания с учетом наличия у некоторых девиантности в поведении.

Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, девиантное поведение, христианское поведение.

Концепция духовно-нравственного воспитания ФГОС от декабря 2009 г. предполагает воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России на базе таких национальных ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, традиционные религиозные ценности. Как реализовать эту цель в системе СУЗов? В чем трудности и особенности решения этой задачи на этой ступени образования молодежи? Опыт работы в Курском электромеханическом техникуме позволяет сделать следующие выводы.

Особенность духовно-нравственного воспитания в системе СУЗов заключается в самом контингенте обучающихся. Сюда приходят выпускники школ не только с хорошими показателями в учебе и позитивной мотивацией к обучению, но и те, которые с трудом справлялись со школьной программой. В социальном плане - это часто дети из неблагополучных семей, сироты. У них уже сформированы негативные стереотипы поведения, часто принимающие девиантный характер. Многие из них, как девочки, так и мальчики имеют негативный багаж дурных привычек - курение, мат, иногда алкоголь. В их среде легко усваиваются и воспринимаются как норма, пропагандируемые телевидением, попсовой культурой добрачные связи.

Таковы входные параметры части наших студентов. И наша задача за время обучения в техникуме максимально приблизиться к идеалу, обозначенному ФГОС. Результаты нашей воспитательной деятельности, согласно ФГОС, отслеживаются тремя вехами, тремя уровнями:

1-й уровень - приобретение социальных знаний, понимание реальности;

2-й уровень - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям;

3-й уровень - приобретение опыта самостоятельного общественного действия.

Для некоторых студентов актуальным является уже достижение результатов первого уровня, так как далеко не всеми он освоен. И далее -

работа над достижением результатов второго и в перспективе - третьего уровня.

Каковы же пути достижения этих результатов и, в конечном итоге, формирования духовно-нравственной личности?

Как показывает опыт работы не только преподавательский, но и классного руководства, самым эффективным средством нравственного воспитания, является предметы истории, обществознания, литературы. Именно эти предметы знакомит обучающихся с нравственными принципами, показывает им необходимость соблюдения этих принципов для человечества независимо от этапа развития человеческого общества. Но и другие предметы, а также на классные часы позволяют формировать нравственное поведение в детях.

Нравственное воспитание в нашем регионе, прежде всего подразумевает воспитание, основанное на принципах христианских заповедей, т.е. христианское воспитание. В основе методики христианского воспитания лежит задача духовного совершенствования. Духовное совершенствование предполагает пробуждение и развитие в детях христианских качеств - неосуждение ближнего, прощение ближнего, любовь к ближнему, а также милосердие к ближнему. Это и есть движение к первому, а затем второму уровню духовного развития.

Важно познакомить обучающихся с этими базовыми христианскими ценностями. Донести до них православное понимание семьи - отношения супругов в семье, воспитание детей, обязанности детей и родителей по отношению друг к другу. На базе Социальной концепции РПЦ, рассмотреть такие актуальные вопросы современности как разводы, аборты, эвтаназия, биоэтика, наркомания, курение, алкогольная зависимость. Необходимо также коснуться таких важных вопросов как служение Отечеству, защита Отечества. Очень важно дать детям в их непростой ситуации нравственные ориентиры, помочь сформировать им нравственный стержень на базе христианских ценностей.

Опыт работы свидетельствует о том, что у многих студентов высок интерес к обозначенным вопросам. У многих детей очень высока потребность в любви к себе, доброму вниманию. Они легкоранимы, у них болезненное самолюбие. Многим необходим особенно щадящий стиль общения. И для них особенно актуально звучит христианское учение о любви к ближнему, о неосуждении ближнего, о прощении ближнего.

Следует помнить о том, что в случае необходимости, именно наши выпускники, в большинстве своем мальчики, первые станут защитниками нашего Отечества, нас всех. И потому мы должны напоминать им и о статусе потенциальных защитников Родины и помочь им обрести чувство собственного достоинства.

Особую роль в формировании нравственной личности как в школе, так и в на ступени СУЗа (а это 10-11-й класс!) приобретают надпредметные связи. Для формирования нравственного стереотипа поведения необходимо

проводить систематическую работу в течение всего времени общения со студентами.

Век глобальной компьютеризации дает учителю большие возможности для усиления воспитательного эффекта в своей деятельности. Компьютеризация позволяет применять компьютерные технологии на уроках.

Особую значимость приобретает ИКТ. Компьютер может быть использован для расширения методических возможностей преподавателя. В преподавательской и воспитательной работе можно широко использовать тематические презентации, видеофильмы или видеоклипы - на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях. Можно использовать и готовые видеофильмы, но авторская разработка темы в форме презентации или видеофильма дает возможность оперативно и своевременно ответить на возникшие вопросы и потребности духовного плана на любом уроке. Использование ИКТ помогло решить проблему подготовки уроков, способствовало повышению эмоционального уровня урока, усилению воспитательного эффекта урока.

Правильное использование ИКТ помогает усилить эмоциональное воздействие на подростка, а, значит, способствует усвоению им верных нравственных ориентиров. Это и будет результатом духовно-нравственного воспитания.

Список литературы

1. ФГОС. Концепция духовно-нравственного воспитания

2. http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 Основы социальной концепции Русской православной церкви, 2008г

EXPERIENCE IN TEACHING AND EDUCATIONAL WORK OF THE TEACHER SUSA

Zhakova Antonina Andreevna the teacher socially-economic disciplines OBOUSPO "Kursk Electromechanical College" E-mail: antoninakursk@yandex.ru

Abstract:The article generalizes the experience of teaching and educational work of the teacher of Susa. The analysis of age and social characteristics of the student composition of the secondary specialized institutions. The methods and means of their education with the availability of some deviance in behavior.

Key words: Spiritual and moral education, deviant behavior, Christian behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.