ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ш.Т. КАЗИМОВА
ОПЫТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ У ДЕТЕЙ В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ
ОБЛАСТИ
Областная клиническая больница, г. Уральск
Актуальность. Кохлеарная имплантация (КИ) в настоящее время является перспективным методом реабилитации пациентов с нарушением слуха с глубокими потерями и их интеграции в среду слышащих. Эффективность КИ в целом у детей зависит от организации послеоперационной слухоречевой реабилитации и при недостаточной ее адекватности ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже самые тихие звуки.
Цель исследования - изучение эффективности метода кохлеарной имплантации у детей, проживающих в Западно-Казахстанской области в условиях сурдологического кабинета областной клинической больницы.
Материалы и методы исследования. Всего нами наблюдалось 12 человек после проведенной кохлеоимплантации в возрасте от 1 года 10 месяцев до 15 лет. 11 из них прооперированы в РДКБ «Аксай» по направлению областного управления здравоохранения бесплатно, 1 - в клинике доктора Михайлова в г.Алматы за наличный расчет. Всем пациентам диагносцирована сенсоневральная тугоухость IV степени и практическая глухота. С врожденной тугоухостью - 11 человек, с постлингвальной тугоухостью после перенесенного менингита -1 человек. Длительность периода между потерей слуха и КИ: до 2 лет - у 1 человека; 4-5 лет - у 4 человек; 6-7 лет - у 3 человек; 9-11 лет- у 1 человека; 12-15 лет-у 3 человек. КИ включает в себя следующие этапы - комплексное диагностическое обследование и отбор пациентов, хирургическую операцию, настройку и подключение имплантата, послеоперационную слухоречевую реабилитацию. Наш опыт наблюдения за пациентами и данные других исследований свидетельствует о том, что результаты КИ зависят от следующих причин [1]:
♦ возраста потери слуха (врожденного, до овладения речью или после - в до- или постлингвальный период);
♦ длительности периода между потерей слуха и КИ;
♦ характеристики использованного имплантата и качества проведения КИ;
♦ организации процесса слухоречевой реабилитации;
♦ индивидуальных особенностей пациента (обучаемости, степени мотивации у пациента и его родственников).
Через месяц после КИ всем пациентам проведено первое включение и настройка имплантата на базе больниц, в которых они прооперированы.
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно нашему комплексному обследованию у сурдолога, сурдопедагога и психоневролога, в результате операции достигнуто восстановление порогов слухового восприятия до 30-40 дБ по отношению к порогам слышимости, т.е. обеспечена возможность практически нормального восприятия речи у 7 человек, до 45-50 дБ - у 5 человек. Эффективность КИ оценивались нами индивидуально у каждого ребенка, так как даже у 2-х детей одинакового возраста с похожей потерей слуха результат получился разный, поскольку развитие речи зависит и от общего развития - физического состояния, внимания, а самое главное, как мы считаем, от активности реабилитационных мероприятий по развитию слуха и речевых навыков. Поскольку практически все прооперированные дети, кроме одного ребенка, относились к ранооглохшим с потерей слуха в долингвальный период, то можно было ожидать наибольшей эффективности после КИ, но положение усугублялось значительным периодом между потерей слуха и КИ. Только у одного ребенка она минимальная -1 год 10 месяцев, у остальных варьирует от4 до 15 лет.
В представленной группе 10 пациентов и после операции продолжали обучаться в школе для детей с нарушением слуха и речи по направлению ПМПК, т.е. в неречевой среде. Лишь трое детей занимались по индивидуальной домашней программе с дефектологом. Только с начала 2010 года выделена спецгруппа после КИ на базе той же школы для детей с нарушением слуха и речи, несмотря на то, что нами рекомендовано открытие такой группы или реабилитационного центра вне школы, например, при ПМПК, по примеру г. Актюбе. Такой подход резко снижает эффективность этого дорогостоящего высокоспециализированного вида помощи, как кохлеарная имплантация, вследствие чего пациенты недостаточно интегрированы в речевую среду.
Так как развитие слуховых механизмов анализа окружающих звуков и речи у детей данной группы происходит в течение 12 месяцев, а развитие способности понимать устную речь и говорить занимает 3-5 лет [2], то и результаты мы оценивали по прошествии одного года. Опыт наблюдения показал, что наибольших результатов достиг ранооглохший ребенок в возрасте до 2 лет, поскольку ему проведена операция в оптимальном рекомендуемом сроке и минимальная длительность между потерей слуха и КИ.
„ , „ „ ~ ., „ .... „„ Батые Казахстан медицина журналы №2 (26) 2010ж. 47 Медицинскии журнал Западного Казахстана №2 (26) 2010 г. \_____
ЭКСПЕРИМЕНТАЛДЫК ЖЭНЕ КЛИНИКАЛЫК ЗЕРТТЕУЛЕР
Кроме того, у родителей ребенка высокая мотивация, он находится в речевой среде и занимается с сурдопедагогом. Относительно высокие результаты наблюдались у детей следующей возрастной группы с длительностью потери - 4-5 лет, обучающихся в спецшколе, а также у ребенка с постлингвальной потерей после менингита в виду нахождения в речевой среде и высокой мотивацией родителей. Эти пациенты обладают выраженной способностью к звуковой адаптации. У остальных 6 детей результаты оценены как средние, что объясняется большим возрастом, в котором они прооперированы и значительным сроком потери слуха, а также нахождением в неречевой среде в спецшколе. К сожалению, у большинства детей по истечении 12 месяцев не произошло интеграции в среду слышащих, что является одним из основных условий успешной реабилитации. Наблюдения за детьми будут продолжены в дальнейшем, так как разборчивость и восприятие слов и фраз находится в прямой зависимости от послеоперационного срока.
Заключение. Таким образом, при оценке эффективности КИ необходимо учитывать все перечисленные факторы, так как только их совокупный учет позволит правильно оценить не только сегодняшние результаты, но и перспективные. Как показали наши наблюдения, залогом успешной реабилитации являются ранний возраст, систематические занятия ребенка с сурдопедагогом и родителями по специальной программе и интеграция пациента в речевую среду.
Литература:
1. Альтман А.Я.ДаварткиладзеГ.А. Руководство по аудиологии.-Москва. -2003.-С. 11-23.
2. Королева И.В. Реабилитация детей с кохлеарными имплантатами. - Санкт-Петербург. - 2004. - С. 21-
33.
ТУЙ1Н
Ш.Т. АЗИМОВА
БАТЫС КАЗАКСТАНДА БАЛАЛАРДЫН КОХЛЕОИМПЛАНТАЦИЯ ОПЕРАЦИЯНЫН НЭТИЖЕС1Н БАГАЛАУ
Батые Казахстан облыстьщ клиникалык; ауруханасы, Орал каласы
Макалада БК;0 КИ операциясынын 12 ауруга жасалган нетижеа керсеттд!. Кептеген жаедайда балаларга ертерек операция болып, еститж ортада болганды^тан жэне ата-аналардьщ улкен кемепнщ аркасында жетютжке жетп.
SUMMARY
Sh.T. KAZIMOVA
EXPERIENCE OF EFFICIENCY EVALUATION OF COCHLEAR IMPLANTATION IN CHILDREN OF THE
WEST KAZAKHSTAN REGION
Regional clinical hospital, Uralsk city
The results of the operation efficiency - cochlear implantation in 12 patients in the West Kazakhstan region is presented in the article. The greatest results were achieved in children with high parents' motivation who were operated at an early age and were in speech surroundings.
48 Батые Казахстан медицина журналы №2 (26) 2010 ж.
-^ Медицинскии журнал Западного Казахстана N92 (26) 2010 г.