Научная статья на тему 'Медико-педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации'

Медико-педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
889
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
құЛАқМүКіСі / КОХЛЕАРЛЫ ИМПЛАНТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ТУГОУХОСТЬ / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Мукаева Л.Т.

Послеоперационная слухоречевая реабилитация является важнейшей составной частью всех мероприятий по кохлеарной имплантации, без нее невозможно достичь оптимального результата в развитии естественного слухоречевого поведения. Главным результатом кохлеарной имплантации является восприятие звуковых сигналов. С помощью имплантата развивается слуховое восприятие и речь, моторика, память, внимание, дети узнают изолированные слова. Сегодня кохлеарная имплантация -одно из эффективных средств возвращениялюдей в мир, наполненный звуками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL- PEDAGOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

The perception of sound signal is the main result of cochlear implantation. By means of implant hearing perception and speech, motor activity, memory, attention are developed and children recognize isolated words. At presentcochlearimplantation isoneoftheeffective meansofpeople return totheworldwhich isfull ofsounds. Keywords: deafness, cochlearimplantation, rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Медико-педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации»

Л .Т. МУКАЕВА

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Актюбинская областная специальная коррекционная школа-интернатдля детей с нарушениями слуха,

г Актобе

Послеоперационная слухоречевая реабилитация является важнейшей составной частью всех мероприятий по кохлеарной имплантации, без нее невозможно достичь оптимального результата в развитии естественного слухоречевого поведения. Главным результатом кохлеарной имплантации является восприятие звуковых сигналов. С помощью имплантата развивается слуховое восприятие и речь, моторика, память, внимание, дети узнают изолированные слова. Сегодня кохлеарная имплантация -одно из эффективных средств возвращениялюдей в мир, наполненный звуками.

Ключевые слова: тугоухость, кохлеарная имплантация, реабилитация.

Актуальность. Реабилитациядетейсглубокой степеньютугоухостииглухотой являетсясложной проблемой ввиду отсутствия действенных методов лечения и низкой эффективности использования обычных слуховых аппаратов у значительной части таких больных. В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с нарушениями слуха и , прежде всего, детей с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих можно рассматривать кохлеарную имплантацию. Кохлеарная имплантация - это операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования. Однако в отличие от обычного слухового аппарата, усиливающего акустические сигналы, кохлеарный имплантат преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. Использование кохлеарного имплантата основано на том, что при сенсоневральной тугоухости зачастую поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового нерва долгое время остаются сохраненными. Поврежденные волосковые клетки не могут обеспечить преобразования акустического сигнала в электрические импульсы, необходимые для возникновения слуховых ощущений. Эту функцию и выполняет кохлеарный имплантат. Первые операции кохлеарной имплантации проведены более 30 лет назад. При этом использовались простые одноканальные аналоговые устройства, которые, как правило, давали возможность определить наличие звука и его громкости, и не позволяли воспринимать речь. Современные многоканальные кохлеарные имплантаты с цифровой обработкой звуковой информации значительно превосходят своих предшественников. Кохлеарная имплантация получила широкое распространение за рубежом, где к настоящему времени проимплантировано более 25 тысяч пациентов. Реабилитация пациентов с кохлеарными имплантатами -это работа целой команды специалистов, включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда, специального педагога, психолога [1-3].

Цель исследования -изучениевосприятиязвуковогосигнала (неречевые и речевые), понимание ихи использование новых слуховых ощущении для развития устной речи.

Материалы и методы исследования. В течение 2005-2010 годов прошли операцию кохлеарной имплантации 3 детейввозрастеот6до 12летсдиагнозомнейросенсорнаятугоухость 3-4 степеней.

Мальчик -1, девочек - 2. В предоперационный период для определения показаний к операции проводилось комплексноедиагностическое обследованиедетей, включающее:

- отологический осмотр;

- аудиологическоеобследование;

-общее медицинское обследование с целью оценки соматического состояния.

После операции кохлеарной имплантации проводится слухоречевая реабилитация. Для исследования использовалось педагогическое обследование слухового восприятия: обнаружение, узнавание, различение и опознавание звуков окружающей среды - слуховое восприятие речи, распознавание слов, закрытого выбора и отрытого выбора, восприятие текстов на слух. С этими детьми целенаправленно занимаются сурдопедагоги. Они также обучают родителей развивать слух, понимание речи и собственной речи при общении. Это является основой для естественного развития слуха, понимания речи и устной речи у ранооглохшего ребенка с кохлеарной имплантацией. Поэтому ребенок

„ , _I I „„ _________Батыс Казакстан медицина журналы №2(30)2011 ж. 71

Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (30) 2011 г. \ ____

ЭКСПЕРИМЕНТАЛДЫК ЖЭНЕ КЛИНИКАЛЬЩ ЗЕРТТЕУЛЕР

должен находиться в речевой среде. Измерялись показатели слухового восприятия речи у троих детей после кохлеарной имплнтации.

Результаты исследования и их обсуждение. До имплантации, несмотря на использование самых мощных слуховых аппаратов, речевое восприятие у этих детей было настолько слабым, что не поддавалось измерениям. После операции оностечением времени улучшилось. Улучшение восприятия речи сильнее у мальчика, прошедшего операцию кохлеарной имплантации в более раннем возрасте. Главным направлением последующей работы для этих детей являлось развитие восприятия звуковых сигналов с помощью имплантата. Реабилитационные занятия после кохлеарной имплантации включали следующие ступени развития способностей восприятия акустической информации:

- обнаружение (наличие, отсутствие) акустическихсигналов;

- обнаружение различий между акустическими сигналами;

- отличие голоса человека отдругих бытовых сигналов;

- опознаваниебытовыхсигналов;

- определение различныххарактеристикзвуков;

- различие и опознавание отдельныхзвуков речи;

- опознавание изолированныхслов, предложений;

- понимание слитной речи;

- понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех (таблица 1).

Таблица 1

Оценка речевых навыков пациентов

Результаты

Категория Поведение Дев. 14 лет Дев. 13 лет Мальчик 10 лет

1 Ответ на окружающие знаки + + +

2 Ответ на музыкальный инструмент + + +

3 Идентификация одного окружающего звука _ + +

4 Ответ на голос + + +

5 Ответ, по крайней мере, на 2 из 5 звуков _ + +

6 Распознавание 2 из 5 звуков Линга - _ +

7 Распознавание всех 5 звуков Линга _ _ +

8 Идентификация собственного имени _ _ +

Мальчик, 10 лет. Диагноз: нейросенсорная тугоухость 3-4 степени. На окружающие звуки реагирует. При звучании музыкальных инструментов перекладывает фишки, бусинки и т.д. На голос реагирует, идентифицирует, 2 из 5 звуков различает, показывает. Все 5 звуков по Лингу воспроизводит. Прекрасно воспринимает собственное имя. Девочка, 13 лет. Диагноз: нейросенсорная тугоухость 4 степени. Звуки окружающего мира воспринимает, но не дифференцирует. После систематических занятий по РСВ стала дифференцировать некоторые неречевые звуки, резкоотличающиеся друг от друга по силе, высоте, тембру. Речевые звуки воспринимает не точно. Девочка, 14 лет. Нейросенсорная тугоухость 3-4 степени, органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС). На окружающие звуки, звуки музыкальных инструментов, на голос реагирует. Остальные критерии поведения из-за основного заболевания выполнять не может. Легкая умственная отсталость органического генеза. Нарушение формирования учебнойдеятельности обусловленоорганическим поражением ЦНС. Вседети индивидуальнозанимаются ссурдопедагогом надому.

Заключение. Таким образом, наши наблюдения за тремя детьми показали, что с таким диагнозом (нейросенсорная тугоухость 3-4 степени) результатов можно достичь только при помощи кохлеарной имплантации. Кохлеарная имплантация является эффективным средством реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. Кохлеарная имплантация с помощью современных моделей кохлеарных имплантатов обеспечиваетхорошее восприятие устной речи и, тем самым, полную социальную реабилитацию позднооглохших больных. Для пациентов, потерявших слух до овладения

72 Батыс Казахстан медицина журналы №2(30)2011 ж. / " "

__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (30) 2011 г.

речью, требуется продолжительная слухоречевая реабилитация. Все долингвальные пациенты с имплантатами способны восприниматьзвуки нормальной громкости и ориентироваться в звуковой среде. Результаты речевой реабилитации зависят от возраста, в котором произведена операция, и индивидуальных особенностей пациента. Наиболее перспективно использование кохлеарных имплантатов у маленьких детей. Послеоперационная слухоречевая реабилитация является важнейшей составной частью всех мероприятий по кохлеарной имплантации, без нее невозможно достичь оптимального результата в развитии естественного слухоречевого поведения. Главным результатом кохлеарной имплантации является восприятие звуковых сигналов. С помощью имплантата развивается слуховое восприятие и речь, моторика, память, внимание, дети узнают изолированные слова. Сегодня кохлеарная имплантация - одно из эффективных средств возвращения людей в мир, наполненный звуками.

Спи соклитературы:

1. ЗонтоваО.В. Реабилитация после кохлеарной имплантации.-Санкт-Петербург -2008.-С. 58.

2. Королева И.В. Диагностика и реабилитация слуховой функции у детей раннего возраста. - Санкт-Петербург-2008.-36 с.

3. Королева И.В. Реабилитация глухихдетей с кохлеарными имплантатами. - Санкт-Петербург -2008. -20 с.

TYWH

Л.Т. МУКАЕВА

БАЛАЛАРДЫ КОХЛЕАРЛЫ ИМПЛАНТАЦИЯДАН КЕЙ1Н МЕДИКО-ПЕДАГОГИКАЛЬЩ

РЕАБИЛИТАЦИЯЛАУ

ММ «Есту кабшет бузылган балаларга арналган Актебе облыстык коррекционды мектеп-интернаты»,

Актебе каласы

Кохлеарлы имплантацияныч непзп нэтижес дыбыстык сигналдарды кабылдау болып табылады. Имплантанттыч кемепмен сез бен дыбысты кабылдау, моторика, ес, назар дамиды, балалар окшауланган сездердi таниды. БYгiнде кохлеарлы имплантация адамдарды дыбыска толы элемге кайта кауыштыруда тиiмдi курал болып табылады.

Нег 'зг '! свздер: цулакмуюа, кохлеарлы имплантация, реабилитация.

SUMMARY

L.T. MUKAYEVA

MEDICAL- PEDAGOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

Aktobe regional special (correction) boarding school for the children with hearing disorders, Aktobe city

The perception of sound signal is the main result of cochlear implantation. By means of implant hearing perception and speech, motor activity, memory, attention are developed and children recognize isolated words. At presentcochlearimplantation isoneoftheeffective meansofpeople return totheworldwhich isfull ofsounds. Keywords: deafness, cochlearimplantation, rehabilitation.

„ , _I I „„ _________Батыс Казахстан медицина журналы №2 (30) 2011

Медицинскии журнал Западного Казахстана №2 (30) 2011 г. \ _____

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.