Научная статья на тему 'Опыт отбора иностранных специалистов в ряде государств Среднего Востока и Африканского континента'

Опыт отбора иностранных специалистов в ряде государств Среднего Востока и Африканского континента Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовая миграция / высококвалифицированные специалисты / зарубежный опыт / иностранные работники / работодатель / законодательство / labor migration / highly qualified specialists / foreign experience / foreign workers / employer / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Олегович Харламов, Сергей Алексеевич Егоров

Рассматривается генезис развития отбора высококвалифицированных специалистов в Государстве Израиль, Республике Кипр, Республике Перу и в Южно-Африканской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in the selection of foreign specialists in some states of the Middle East and the African continent

The genesis of the development of high-skilled selection in the State of Israel, the Republic of Cyprus, the Republic of Peru and the Republic of South Africa is examined.

Текст научной работы на тему «Опыт отбора иностранных специалистов в ряде государств Среднего Востока и Африканского континента»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-232-235 EDN: https://elibrary.ru/uvxcrh NIION: 2003-0059-5/23-812 MOSURED: 77/27-003-2023-05-011

Опыт отбора иностранных специалистов в ряде государств Среднего Востока и Африканского континента

Сергей Олегович Харламов1, Сергей Алексеевич Егоров2

'■2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 xardd66@mail.ru

2 saegoroff@mail.ru

Аннотация. Рассматривается генезис развития отбора высококвалифицированных специалистов в Государстве Израиль, Республике Кипр, Республике Перу и в Южно-Африканской Республике.

Ключевые слова: трудовая миграция, высококвалифицированные специалисты, зарубежный опыт, иностранные работники, работодатель, законодательство

Для цитирования: Харламов С. О., Егоров С. А. Опыт отбора иностранных специалистов в ряде государств Среднего Востока и Африканского континента // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 232-235. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-232-235. EDN: UVXCRH.

Original article

Experience in the selection of foreign specialists in some states of the Middle East and the African continent

Sergei O. Kharlamov1, Sergei A. Egorov2

1-2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 xardd66@mail.ru

2 saegoroff@mail.ru

Abstract. The genesis of the development of high-skilled selection in the State of Israel, the Republic of Cyprus, the Republic of Peru and the Republic of South Africa is examined.

Keywords: labor migration, highly qualified specialists, foreign experience, foreign workers, employer, legislation For citation: Kharlamov S. O., Egorov S. A. Experience in the selection of foreign specialists in some states of the Middle East and the African continent. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):232-235. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-232-235. EDN: UVXCRH.

Анализ миграционного законодательства различных стран позволяет заимствовать положительный опыт зарубежных государств в сфере регулирования миграционных потоков, привлечения квалифицированных рабочих ресурсов для нужд государства, развития креативного потенциала науки и современных, наиболее востребованных сфер экономического сектора. В современных условиях глобализации достаточно четко прослеживается тенденция диверсификации подходов государства к приему различных категорий иностранных граждан, прибывающих в страну. Если традиционно большая часть административных и финансовых ресурсов принимающих стран шла на предотвращение

© Харламов С. О., Егоров С. А., 2023

пресечения границы и пребывания нежелательных (незаконных) мигрантов, то сегодня все больше усилий направляется на привлечение желаемых категорий мигрантов, что достигается путем приоритетного привлечения высококвалифицированных специалистов.

Рассмотрим опыт государства Израиль. Основным нормативным правовым актом Государства Израиль (далее — Израиль), регулирующим вопросы внешней трудовой миграции, является подготовленный МВД Израиля «Регламент рассмотрения заявлений на получение разрешений на трудоустройство и лицензий на работу для иностранных экспертов» от 10 декабря 2015 г. № 5.3.0041 («Рго-

JURISPRUDENCE

cedure for Handling Applications for Employment Permits and Work Licenses for Foreign Experts») (далее — Регламент)1.

Трудоустр ойств о высококв алифицир ов анного специалиста в Израиле разрешается только после получения им визы на пребывание и работу типа «B/1 Expert». Таким образом, в Израиле создана специальная программа найма иностранных граждан — специалистов, в р амках котор ой р аботник м ожет по -лучить визу сроком на один год (затем эту визу можно будет продлевать, однако общий срок не должен превышать 5-ти лет и 3-х месяцев). Перечислены и рассмотрены условия, которые при этом должен соблюсти работодатель. Также отмечено, что оформление рабочей визы В1 проходит в два этапа: выдача разрешения на работу Департаментом иностранных работников и выдача визы Министерством внутренних дел (срок действия визы В1 составляет один год).

В заключение следует отметить, что опыт высококвалифицированных специалистов в Израиле наиболее востребован в IT-секторе, сельском хозяйстве и строительстве2.

Далее рассматривается генезис развития отбора высококвалифицированных специалистов в Республике Кипр.

Отмечается, что решение вопросов в сфере внешней трудовой миграции относится к компетенции Департамента труда Министерства труда, социальной защиты и социального страхования Республики Кипр (далее — Кипр) и Департамента гражданской регистрации и миграции Министерства внутренних дел Республики Кипр (далее — миграционная служба). Министерство юстиции и общественного порядка Республики Кипр и находящаяся в ее подчинении полиция Кипра не занимаются решением данных вопросов. Министерство труда, социальной защиты и социального страхования Кипра отвечает за разработку политики в области занятости для иностранцев и выдачу разрешений работодателям или компаниям на трудоустройство иностранцев из третьих стран3.

Следует отметить, что все граждане ЕС имеют право на работу на Кипре, однако в течение трех месяцев с момента въезда на Кипр они должны зарегистрироваться в Департаменте гражданской регистрации и миграции МВД Кипра и получить регистрационный сертификат. Для данной категории граж-

дан выдается так называемый yellow slip. Разрешение на работу для граждан третьих стран может быть получено только для компаний, которые имеют право нанимать сотрудников, являющихся гражданами стран, не относящихся к ЕС.

Обращается внимание на то, что, согласно законодательству Кипра, оформлением рабочей визы занимается работодатель. Для получения разрешения (визы) на въезд соискателю необходимо лично посетить кипрское посольство или консульство, расположенные в стране проживания иммигранта, и предоставить трудовой договор, составленный компанией-нанимателем и подтвержденный печатью Департамента труда Министерства труда, социальной защиты и социального страхования Республики Кипр.

В анализе рассматривается ряд документов, которые требуется подготовить, чтобы получить разрешение на въезд (визу), высококвалифицированному специалисту.

Рассматривается принятая Советом министров, «Стратегия найма иностранной рабочей силы» (вступила в силу 2 января 2022 г.), а также основные ее цели и принципы. В соответствии с новой Стратегией привлечения на Кипр иностранных компаний и высококвалифицированных специалистов, к началу 2022 г. на Кипре создана структура для помощи при регистрации компаний и получения рабочих виз для граждан третьих стран, и введены дополнительные налоговые льготы и визы цифровых кочевников для иностранцев, которые работают в зарубежных компаниях, но хотят жить на Кипре.

Цель концепции — привлечь на остров новые иностранные компании и расширить деятельность уже имеющихся. План разработан с учетом опыта европейских стран. Предполагается, что данная стратегия поможет превратить Кипр в бизнес-центр Средиземноморья и Европы. С января 2022 г. введены

1 Procedure for Handling Applications for Employment Permits and Work Licenses for Foreign Experts // URL://https://www. gov.il/en/Departments/policies/request_for_working_permit_ex-pert_foreign_workers_procedure; регламент МВД Израиля «Регламент рассмотрения заявлений на получение разрешения на трудоустройство и лицензий на работу для иностранных экспертов» // http://www.consultant.ru/

2 URL://https://www.gov.il/BlobFolder/policy/request_for_wor-king_permit_expert_foreign_workers_procedure/en/5.3.0041en.pdf.

3 Закон Республики Кипр «Об иностранцах и иммиграции» // https://www.legislationline.org/download/id/7252/file/Latvia_Im-migration_Law_am2010_ru.pdf.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

новые правила трудоустройства граждан третьих стран. Их действие распространяется на компании, которые воспользуются услугами Business Facility Unit.

В заключение следует отметить, что Минфин Республики Кипр включил в план стимулы для привлечения так называемых цифровых кочевников, которые смогут воспользоваться преимуществами жизни на Кипре.

Обратим внимание на механизмы развития отбора высококвалифицированных специалистов в Республике Перу.

Отмечается, что в Республике Перу вопросы контроля миграционных потоков возложены на Национальное управление по вопросам миграции (La Superintendencia Nacional de Migraciones), входящее в структуру Министерства внутренних дел Перу.

Основным нормативным документом, регламентирующим вопросы миграции в стране, является Законодательный декрет «О миграции» от 6 января 2017 г. № 1350. Ст. 28 данного нормативного акта определяет понятие «миграционного статус», а ст. 29 — виды миграционного статуса иностранных граждан, прибывающих на территорию Перу на короткий или длительный срок, однократно или многократно, с возможностью продления или без таковой.

Законодательным указом от 4 ноября 1991 г. № 689 введен «Закон о найме иностранных работников» (Ley para la contratación de trabajadores extranjeros Decreto legislativo № 689) (далее — Закон)4.

Методика расчета этих показателей приведена в ст. 7 и 8 Регламента «Закона о найме иностранных работников», введенного Верховным указом № 014-92-TR (Reglamento de la Ley de contratacion de trabajadores extranjeros Decreto supremo № 014-92-TR)5.

Ст. 5 Закона предусматривает, что трудовые договоры, заключаемые в целях реализации настоящего Закона должны быть составлены в письменной форме и на определенный срок, не превышающий трех лет. В них может быть предусмотрена возможность последующего продления на равные периоды времени и должно быть включено обязательство по подготовке национальных кадров по той же специальности.

В заключение отмечается, что работодатели могут подать ходатайство об освобождении от ограничительных квот, предусмотренных в ст. 4 указанного Закона.

Далее рассматривается генезис развития отбора высококвалифицированных специалистов в ЮжноАфриканской Республике (далее — ЮАР)

Правовые основы МВД ЮАР основываются на Конституции ЮАР и регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

1) иммиграционные процессы:

♦ закон об иммиграции;

♦ положения, принятые в соответствии с законом об иммиграции6;

2) статус беженцев и лиц, добивающихся политического убежища:

♦ закон о беженцах7;

♦ положения, принятые в соответствии с законом о беженцах8;

♦ всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 декабря 1948 г.9.

Анализируются данные по законодательной и нормативно правовой базе регулирования миграционных процедур. Таким образом, в ЮАР все процессы, связанные с миграцией — трудовая, туристическая, нелегальная, вынужденная миграция — регулируются двумя основными документами: законом об иммиграции и его положениями (Immigration Act и Regulations made in terms of the Immigration Act).

Перечисляются и рассматриваются виды рабочих виз в ЮАР, таких как: «Critical skills visas», «General work visas», «Intra — company visas».

В заключение отмечается, что рассмотрение заявления и остальных документов происходит в течение 60 календарных дней. Главная сложность состоит в том, что многие компании ЮАР отказы-

4 Decreto Legislativo № 689 Dictan Ley Para La Contrataciyn De Trabajadores Extranjeros // URL://https://www.migraciones. gob.pe/documentos/normalegal_2.pdf?csrt=7596361033840837381.

5 Decreto Supremo № 014-92-TR Reglamento De La Ley De Contrataciyn De Trabajadores Extranjeros // URL://https://www. migraciones.gob.pe/documentos/normalegal_3.pdf?csrt=7596361 0338 40837381.

6 Immigration Act № 13 of 2002 // URL://https://www.gov.za/do-cuments/immigration-act; regulations made in terms of the Immigration Act, 2002

7 Refugees Act № 130 of 1998 // URL://https://www.gov.za/sites/ default/files/gcis_document/201409/a130-980.pdf.

8 Regulations made in terms of the Refugees Act, 1998.

9 The Universal Declaration of Human Rights as adopted by the General Assembly of the United Nations on 15.12.1948 // URL://https://www.un.org/ru/about-us/universal-declaration-of-human-rights.

JURISPRUDENCE

ваются заключать рабочий договор с тем, кто не имеет вида на жительство в Южной Африке, а государственный контроль (надзор) за соблюдением правил привлечения и отбора высококвалифицированных специалистов в ЮАР лежит на национальном Инспекторском корпусе МВД ЮАР «Inspecto-rate» и Управлении по расследованию особо важных дел Службы полиции ЮАР.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // URL://http://www.con-stitution.ru.

2. Реализация миграционной политики уполномоченными органами в сфере миграции в ряде зарубежных стран: учеб. пособие / под ред. А. С. Прудникова. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 2020.

3. Закон ЮАР о паспортах и проездных документах. 1994. № 4 // URL://https://www.gov.za.

4. Закон о гражданстве Южной Африки. 1995. № 88 // URL://https://www.gov.za.

5. Правила, принятые в соответствии с Законом о гражданстве ЮАР от 1995 г. // URL://https://www.re-fugee.co.za/documents/SA_Citizenship_Regulations.pdf.

Bibliographic list

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // URL://http://www.constitution.ru.

2. Implementation of migration policy by authorized bodies in the field of migration in a number of foreign countries: studies. manual / edited by A. S. Prudnikov. M. : UNITY-DANA. 2020.

3. South African Law on Passports and Travel Documents. 1994. No. 4 // URL://https://www.gov.za.

4. South African Citizenship Law. 1995. № 88 // URL://https://www.gov.za.

5. Rules adopted in accordance with the South African Citizenship Act of 1995 // URL://https://www.refu-gee.co.za/documents/SA_Citizenship_Regulations.pdf.

Информация об авторах

С. О. Харламов — начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

С. А. Егоров — заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

S. O. Kharlamov — Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

S. A. Egorov — Deputy Head of Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.06.2023; одобрена после рецензирования 07.08.2023; принята к публикации 29.09.2023.

The article was submitted 21.06.2023; approved after reviewing 07.08.2023; accepted for publication 29.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.