Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В ИСПАНИИ: ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ (НАЧАЛО XXI ВЕКА)'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В ИСПАНИИ: ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ (НАЧАЛО XXI ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ПОЛИТИКА ИСПАНИИ / ПОТОКИ ИММИГРАНТОВ / ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВА ИММИГРАНТОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Погодин Сергей Николаевич, Микаелян Лусине Артаковна

Вопрос о регулировании иммиграционных потоков является актуальным в современном мире. Особенно, это касается стран с развитой экономикой и высоким уровнем жизни, так как глобализация способствует более частым миграционным переездам из одной страны в другую. Миграционные потоки следуют, как правило, в большие мегаполисы, где, потенциально, есть возможность найти работу. Трудовая миграция также представляет важную область для изучения, так как экономический фактор диктует свои условия по управлению и урегулированию миграционных процессов. Это приводит к тому, что производственные силы распределяются неравномерно, что, в свою очередь, ведет к конфликтам. Основной конфликт заключается в том, что мигранты готовы выполнять неквалифицированную работу, однако, местное население страны рассчитывает на высокий доход, стабильную заработную плату, но в реальности - дешевая рабочая сила мигрантов приводит к снижению заработной платы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF IMMIGRATION FLOWS IN SPAIN EXPERIENCE FOR RUSSIA (EARLY XXI CENTURY)

The issue of regulating immigration flows is relevant in the modern world. This is especially true for countries with developed economies and a high standard of living, as globalization contributes to more frequent migration movements from one country to another. Migration flows follow, as a rule, to large megacities, where, potentially, there is an opportunity for employment. Labor migration is also an important area for study, since the economic factor dictates its own conditions for the management and regulation of migration processes. This leads to the fact that production forces are unevenly distributed, which in turn leads to conflicts. The main conflict is due to the fact that migrants are ready to perform unskilled work, however, the local population hopes for high income, stable wages, but in reality - cheap migrant labor leads to lower wages.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В ИСПАНИИ: ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ (НАЧАЛО XXI ВЕКА)»

УДК: 349.2. 3.331

DOI: 10.48612/rg/RGW. 21.13

С. Н. Погодин, Л. А. Микаелян

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В ИСПАНИИ: ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ (НАЧАЛО XXI ВЕКА)

ПОГОДИН Сергей Николаевич - доктор исторических наук, профессор, директор Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: pogodin_sn@spbstu.ru

МИКАЕЛЯН Лусине Артаковна - старший преподаватель Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: mikaelyan_la@spbstu.ru

Вопрос о регулировании иммиграционных потоков является актуальным в современном мире. Особенно, это касается стран с развитой экономикой и высоким уровнем жизни, так как глобализация способствует более частым миграционным переездам из одной страны в другую. Миграционные потоки следуют, как правило, в большие мегаполисы, где, потенциально, есть возможность найти работу. Трудовая миграция также представляет важную область для изучения, так как экономический фактор диктует свои условия по управлению и урегулированию миграционных процессов. Это приводит к тому, что производственные силы распределяются неравномерно, что, в свою очередь, ведет к конфликтам. Основной конфликт заключается в том, что мигранты готовы выполнять неквалифицированную работу, однако, местное население страны рассчитывает на высокий доход, стабильную заработную плату, но в реальности - дешевая рабочая сила мигрантов приводит к снижению заработной платы.

ЭМИГРАЦИЯ; ТРУДОВАЯ ПОЛИТИКА ИСПАНИИ; ПОТОКИ ИММИГРАНТОВ; ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА; ПРАВА ИММИГРАНТОВ

Для цитирования. Погодин С.Н., Микаелян Л.А. Регулирование иммиграционных потоков в Испании. опыт для России (начало XXI века) // Россия в глобальном мире. 2021. № 21 (44). С. 17-31. Б01: Ю^б^/ге/Б^^иЗ

© Погодин С. Н., Микаелян Л. А., 2021

Во второй половине 50-х годов ХХ века Франко взял курс на либерализацию экономики путем придания ей большей открытости и динамизма. Результатом этой политики стало повышение жизненного уровня населения, формирование среднего класса. Образовались некоторые ниши на рынке труда, которые не были заняты местным населением. Эта ситуация привела к возникновению притока дешевой рабочей силы из-за рубежа. Важным фактором, ставшим причиной увеличения притока иностранцев, стало постепенное снижение рождаемости в Испании. В 1964 году родилось 697697 детей, в 1974 году 688711, а в 1996 году только 362626. Доля молодых людей в возрасте 20 лет в экономически активном населении в 1976 году составляла 10,5%, то в 2001 году она сократилась до 3,1% [1, с. 96-126].

Определяющим фактором, привлекающим иностранных рабочих, стали крах франкизма и постепенная демократизация испанского общества. За восемнадцать лет с 1965 по 1982 год, численность иммигрантов в Испании возросла вдвое со 100000 до 200000 человек. В 1993 году иммигрантов насчитывалось уже 393000 человек, увеличение их численности произошло все за десять лет [2, с. 148]. Однако, даже не смотря на стремительное увеличение числа иммигрантов, их доля все равно была ниже, чем в среднем по Европе - 2-2,5% [3, с. 113].

Массовое стремление осесть в Испании на постоянное место жительство возникло не сразу. Первоначально Испания использовалась марокканцами в качестве своего рода сухопутного моста в более богатые страны Западной Европы. Ежегодно в обоих направлениях перемещалось в обоих направлениях сотни тысяч иммигрантов [4, с. 156-174].

До 1985 года в страну въезжали, прежде всего, иммигранты из Европы - 65%о от общего количества, 18%о из Латинской Америки, 7%о из Северной Америки, менее 10% из Африки и Азии, иммиграция из Азии была больше, чем из стран Африки [5]. Большинство иммигрантов принадлежало к близкой испанцам европейской культуре или, как это было в случае с Латинской Америкой, иммигранты изначально владели испанским языком. Эта первая волна иммиграции характеризовалась тем, что большая часть иммигрантов покинули свои страны по политическим

причинам. Важным фактором этого периода было присутствие малого количества выходцев из Северной Африки.

С середины 80-х годов ХХ века произошли существенные изменения в иммиграционных потоках. Они в свою очередь привели к появлению проблем социально-культурной интеграции. Все больше иммигрантов стало приезжать из Восточной Европы, и особенно из Африки. Эти иммигранты, отличные от испанцев не только по своим фенотипичным чертам, но и по конфессиональному признаку, очень легко идентифицируются местным населением. Новыми стали и мотивы, по которым иммигранты прибывали в Испанию. Все большую роль стало играть благоприятная экономическая ситуация в стране, а также стал очень привлекателен испанский рынок труда. Второй этап характеризовался новым феноменом для Испании - воссоединение семей и появлением второго поколения иммигрантов.

До вступления в Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, «Общий рынок») в 1986 году Испания не имела ни законодательства в области иммиграции, ни иммиграционной политики. Конституция является отправной точкой развития законодательства Испании в области прав и обязанностей иммигрантов. В статье 13 сказано, что иностранцы в Испании пользуются теми же правами и свободами, что и испанцы, исключая пассивное и активное избирательное право [6]. Правовой статус иностранцев на законодательном уровне по сути ограничивался данной формулировкой.

Правовой вакуум был устранен с принятием закона 1985 года, который являлся одним из необходимых условий для вступления в Европейское Экономическое Сообщество [7]. Учитывая условия Шенгенского соглашения, граждане ЕЭС имели право на свободное передвижение, проживание и работу в Испании [8, с. 57-188]. Иностранцы, которые оставились на территории Испании дольше, чем на 90 дней должны были получить разрешение на проживание и работу. Согласно закону легальное проживание на территории страны давало право на образование, создание рабочих профсоюзов, публичное собрание. Закон также определял условия, достаточные для депортации - отсутствие

разрешения на работу или проживание, участие в действиях, нарушающих общественный порядок, обвинение в тяжких преступлениях, отсутствие достаточных средств к существованию [9]. Этот документ был не только одним из необходимых условий для вступления в ЕЭС - это был первый закон в Испании, четко определяющий права иностранцев, он разграничил статус легальных и нелегальных иммигрантов, стал важным шагом в процессе формирования иммиграционной политики Испании.

В мае 1993 года Испания установила ежегодные квоты для иностранных рабочих, в качестве дополнительного механизма регулирования миграционных потоков. Введение квот предусматривало введение максимального количества выдаваемых за год разрешений на работу, в основном в таких секторах, как сельское хозяйство, обслуживающий персонал, строительство - те отрасли, которые не могут покрыть спрос на рабочую силу за счет внутреннего рынка трудовых ресурсов [10].

Став страной, которая стала принимать иммигрантов, ключевыми вопросами в повестке дня для Испании: интеграционная политика, права иммигрантов, проблемы культурного разнообразия. С 2000 года основной закон об иммиграции изменялся неоднократно, это свидетельствовало о сложности данного процесса и об отсутствии политического консенсуса вокруг данной проблемы.

Внутренне законодательство Испании, в то время имело множество несоответствий и коллизий в области прав и обязанностей иммигрантов. Все это приводило к увеличению теневого сектора в области использования труда иммигрантов. Большинство работодателей предпочитали принимать на работу иностранцев без документов, которые в свою очередь не претендовали на более высокую оплату своего труда. Поскольку у многих иммигрантов не было документов на официальную работу, они стремились сохранить свой нелегальный статус.

Такое положение приводило к тому, что рынок труда в Испании был открыт для нелегальных иммигрантов на протяжении многих лет. В 2002 году произошли коренные изменения в этой области. Согласно новым правилам, рабочие нанимались непосредственно из стран происхождения,

и только тех, с которыми Испания подписала двухсторонние соглашения -Эквадор, Колумбия, Марокко, Доминиканская Республика, Нигерия, Польша, Румыния, Сенегал [11].

Национальная политика Испании в области иммиграции изменилась в ноябре 2003 года с принятием поправки № 14/2003, которая была призвана привести в соответствие внутреннее законодательство с международными соглашениями, заключенными Испанией. Эта поправка была направлена на облегчение и упрощение законной иммиграции, укрепление пограничного контроля. В частности, эти поправки относились к закону 1985 года, содержали статьи, предусматривающие розыск, задержание, наложение штрафа и депортацию по отношению к иммигрантам, находящимся на территории страны без надлежащих документов [12]. Согласно закону, иностранца, находящегося или въехавшего на территорию Испании нелегально, можно задержать на три дня, до тех пор, пока не выяснится его национальность, максимальный срок задержания - 14 дней. По истечении этих 14 дней, если Испания имеет со страной происхождения иммигранта соглашение о репатриации -его возвращают на родину, если нет, то органы правопорядка обязаны выпустить иммигранта, который продолжит свое нелегальное проживание в стране [13]. Этот закон ввел ограничения для нелегальных иммигрантов, снизив привлекательность главного фактора - возможности жить на территории Испании нелегально.

Пришедшая в 2004 году к власти Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) не принимала нового закона, но разработала иную схему регулирования иммиграционной ситуации. Королевский Декрет № 2393/2004 в основном был сфокусирован на защите границ, регулировании потоков нелегальной иммиграции, а также формировании механизмов регулирования рынка рабочей силы с участием иммигрантов. Еще одним важным элементом миграционной политики ИСРП стало развитие отношений со странами поставщиками иммигрантов, в частности подписание двухсторонних соглашений о реадмиссии, а также поддержка в борьбе против бедности, помощь в экономическом развитии данных стран [14].

Следующие изменения иммиграционного законодательства Испании произошли в 2009 году [15]. Одним из главных новшеств регламента 2/2009 стало сокращение минимального срока нахождения не территории Испании, после которого можно подавать документы на легализацию с трех до двух лет. В результате реформы законодательства расширились права иностранных рабочих в Испании. Были четко прописаны социальные блага иммигранта, к которым он имеет доступ. Согласно органическому закону от 2009 года, иностранцы, младшие 16 лет имеют право на бесплатное обязательное образование. Государственные органы Испании способствуют тому, чтобы иностранцы получили образование. Иммигрантам, имеющим детей школьного возраста, вид на жительство предоставляется только в том случае, если есть подтверждение, что их дети учатся. Легально проживающие на территории Испании иностранцы имеют право на социальное страхование, трудоустройство и медицинскую помощь по месту прописки. Иностранцы, которым не исполнилось 18 лет, имеют такие же права на получение медицинской помощи, как и испанцы.

Иностранцы, наравне с испанцами имеют право воспользоваться бесплатной юридической помощью. Также гарантируется предоставление переводчика, для защиты его интересов в суде. Для малоимущих данная услуга предоставляется бесплатно. В соответствии со статьей 30, немаловажным критерием при рассмотрении вопроса продления вида на жительство становится степень интегрированности иммигранта в испанское общество в ходе участия в культурно-просветительских и обучающих программах, разработанных автономными областями.

Разрешение на постоянное проживание предоставляется после непрерывного проживания на территории страны в течение 5 лет, при условии наличия временной резиденции. Учитывается легальное проживание в странах Шенгенского соглашения по общеевропейской голубой карте (tarjeta azul) [15].

Следующая сфера иммиграционного законодательства, подвергшаяся реформе - трудовая деятельность. Для ее осуществления требуется резиденция с правом на работу. Для найма иностранного гражданина работодатель обязан запросить разрешение в Министерстве

труда Испании. Разрешение выдается только в случае наличия подтвержденного условного контракта сроком не менее одного года. Данный контракт вступит в силу после одобрения в местном управлении Министерства труда Испании, после чего следует получить рабочую визу, а по приезду в Испанию зарегистрироваться в службе социального страхования [15].

Разрешение на работу иностранцу предоставляется с учетом ситуации на национальном рынке труда. Каждый триместр служба занятости Испании выпускает каталог невостребованных коренным населением специальностей, которые рекомендованы для занятия иностранными гражданами [16]. Такими профессиями являются: специалисты разных областей для работы на морских судах (повара, официанты, механики, капитаны) профессиональные спортсмены, работники котельной, кровельщики, медицинские работники. Можно сделать вывод, что на рынке труда Испании невостребованными являются как специальности, требующие квалификационной подготовки и образования, так и профессии, для которых не нужно обладать специальными навыками.

В соответствии с новой редакцией закона Министерства Труда и Иммиграции оставляют за собой право ввести лимит на найм иностранцев без гражданства, исходя из ситуации, сложившейся на рынке труда Испании. В рамках лимита на рабочее место принимаются преимущественно иммигранты из стран, с которыми Испания подписала соглашения о регулировании миграционных потоков.

Получение разрешение на использования труда иностранных сезонных рабочих выдается в случае предоставления работодателем достойных условий проживания для рабочих, соответствующих всем санитарно-гигиеническим нормам.

Использование труда нелегальных иммигрантов расценивается как очень серьезное правонарушение, и предусмотрено денежное взыскание в размере от 10000 до 100000 евро. Социальные службы должны контролировать ситуацию, при которой иностранные работники не должны находиться в изоляции от испанского общества [17].

История взаимоотношений Северной Африки и Испании насчитывает не одно столетие. В силу своей географической близости эти два региона имеют культурные, социальные, экономические и политические связи на протяжении многих лет. В некоторых местах Гибралтарского пролива. Который разделяет Испанию от Марокко расстояние между странами всего 14 км. Такая близость является стильным стимулом для тысячи африканцев, которые рассматривают Испанию, как место проживания.

Африканская иммиграция в Испанию имеют два основных фактора: наличие большого количества возможностей проникновения благодаря географической близости. Вторым фактором иммигрантов является возможность устроиться на работу в Испании, так как ее растущая экономика всегда нуждалась в рабочих руках, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг. Африканцы, приезжающие на работу в Испанию - это в основном молодые люди в возрасте от 20 до 36 лет [18]. Возможность устроиться на работу в Испании является одним из основных факторов, привлекающих иммигрантов. В Испании, сталкивающейся с проблемами старения населения, иммигранты поддерживают количество трудоспособного населения. Изначально этот поток состоял в основном из марокканцев. Это традиционная группа иммигрантов для Испании, но когда границы стали более прозрачными, а возможность устроиться на работу более реальной к ним присоединились жители Северной и Западной Африки. Сложно подсчитать, сколько точно иммигрантов совершили опасное путешествие через Гибралтарский пролив или по направлению к Канарским островам. По данным СМИ, тысячи иммигрантов ежегодно переправляются в Европу на рыбацких судах.

Не смотря на опасность данного маршрута, он все еще используется иммигрантами. Однако патрулирование соответствующих территорий и бдительность служб береговой охраны изменили направление иммигрантских потоков. Изменения касаются также и состава - в Испанию все чаще въезжают из Сьера-Леоны, Гвинеи-Бисау, Сенегала, Гамбии, Мавритании, Западной Сахары и других североафриканских стран [18].

Главная цель иммигрантов - достичь испанскую землю, которой являются анклавы Сеута и Мелилья. Основными пунктами выхода являются: западное побережье Африки, север Мавритании, западная Сахара и юг Марокко [19]. Из западной части Африки большинство иммигрантов направляется на Канарские острова, с севера - в Сеуту и Мелилью, или через Гибралтарский пролив в Испанию.

Правительство ИСРП возглавляемое Хосе Луис Родригес Сапатеро пыталось укрепить двусторонние отношения со странами происхождения и транзита иммигрантов путем развертывания серии раундов переговоров и, пыталось достичь глобальных соглашений по миграционному сотрудничеству. Эти соглашения связывают миграционную политику с политикой развития, а также с введением элементов технического сотрудничества с третьими странами. С одной стороны Испания добилась успеха в постановке проблемы нелегальной иммиграции. Но с другой стороны, государства, из которых прибывали иммигранты, отклонили испанское требование сокращения помощи по развитию для тех стран, которые не исполняют соглашения по реадмиссии и контролю за миграционными потоками.

Политика правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро в отношении третьих стран состояла в содействии и продвижении подхода «позитивные условия». Этот подход предполагал предоставление помощи в больших масштабах тем странам, которые демонстрируют большую готовность сотрудничать в построении организованных миграционных потоков [20].

В рамках новой миграционной дипломатии в июле 2008 года правительство Хосе Луис Родригес Сапатеро представило план действий в отношении стран Тропической Африки [21], на 2009-2012 годы. В плане было отражено много целей по управлению иммиграцией, ключевым элементом в «обновленном духе испанской внешней политики». Важным направлением стало установление тесного сотрудничества в управлении миграционными потоками. Испанское правительство отмечало, что Испания стала одним из основных двигателей «европеизации» иммиграционной политики и инициатором Стратегии европейского Союза по вопросам миграции для стран Африки. Активно содействуя

продвижению стратегии «Глобальный подход к миграции: приоритетные действия в Африке и Средиземноморье». Четырнадцать стран, включая Гану, Гвинею-Конакри, Мали и Сенегал находятся в списке приоритетов в сфере миграции в Министерства иностранных дел Испании [22].

Испанское дипломатическое наступление привело к введению многосторонних инициатив для усиления европейского сотрудничества с африканскими странами в регулировании миграционных потоков. Испания выступила с инициативой организовать Евро-Африканскую конференцию [23]. Конференцию поддержали Франция и Марокко. Испания рассматривала конференцию как толчок для «европеизации» политики сотрудничества в области миграции в Африке.

10-11 июля 2006 года в Рабаде состоялась Евро-Африканская конференция на уровне министров по проблемам миграции и развития. В ней приняли участие представители 30 европейских стран и 27 африканских. Борьбу с иммиграцией, захлестнувшей Европу, возглавили Испания, Франция и Марокко. По окончанию конференции был принят план действий, касающийся контроля тайной иммиграции, сотрудничества с развивающимися странами и развития организации законной иммиграции. План действий условно можно разделить на две основные части. Первая предусматривала репрессивные, жесткие превентивные меры и в основном отвечала европейским потребностям. Усилие пограничного контроля, соглашения о реадмиссии и возвращении на родину не имеющих документов африканских граждан. Вторая часть отвечала потребностям африканских стран, и включала в себя оказание африканским странам помощи в борьбе с миграцией и решение острых социальных и экономических проблем и предложение о введении временного механизма для регулирования трудовых миграционных потоков из африканских стран.

Помимо развития диалога и сотрудничества со странами исхода иммигрантов Испания предприняла меры по стимулированию отъезда безработных иммигрантов в страны происхождения. Правительство Хосе Луис Родригес Сапатеро в 2008 году запустило План добровольного возвращения для тех иммигрантов, которые хотели бы вернуться на

родину. С помощью этого нового плана все те иммигранты из стран, с которыми Испания подписала двухсторонние соглашения, в случае безработицы могут вернуться на родину с максимальной выгодой. Во-первых, потому что смогут получить перед отъездом пособие по безработице в полном объеме. Во-вторых, смогут перевести на родину все взносы, сделанные в Испании в счет будущей пенсии. Создавались условия для получения материальной поддержки при оплате проезда. Согласно этому плану иммигрант всегда может вернуться в Испанию в течение трех лет, если того пожелает. В программе могли участвовать граждане любой из двадцати стран, которые подписали с Испанией соглашение о раедмиссии. Необходимым условием являлось - легальное нахождение на территории Испании и невозможности трудоустроиться в силу независящих от него причин.

Инновационная модель сотрудничества со странами исхода иммигрантов, выдвинутая Испанией, кардинальным образом отличалась от подходов регулирования миграции в странах с давней иммиграционной традицией. Германия, Франция и Великобритания, ведут дебаты относительно кризиса модели мультикультуризма.

Выдвинутые инициативы правительством Хосе Луис Родригес Сапатеро в области регулирования иммиграционных потоков интересны для изучения и применения во многих странах Европы и России в том числе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Lorenzo Cachon Rodrigues L. La formación de la "España immigrante": Mercado y ciudadania // Rev. esp. de investigaciones social. Madrid. 2002. N 97. P.458.

2. Blanco Cristina. Las migraciones contemporaneas. Madrid: Alianza Editonal. 2000. P. 350.

3. Goytisolo Juan., Nair Sami. El peaje de la vida. Integracion o rechazo de la emigracion en Espana. Madrid. Agullar. 2000. P. 256.

4. Хенкин С.М. Иммиграция в Испании: Характер, масштабы, социально-психологические последствия // Актуальные проблемы Европы. 2005. № 1. С. 540.

5. Vicente Gozalvez Perez. El reciente incremento de la poblacion extranjera en Espana y su incidencia laboral // RUA. Repositorio Institucional de la Universidad de Alicante. URL: https://rua.ua.es/dspace/bitstream/10045/561/1/GozaleZ%20Perez-Reciente%20incremento% 20de%20la%20poblacion.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

6. Конституция Королевства Испания от 27 декабря 1978 года // Конституции государств (стран) мира. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=149 (дата обращения: 25.03.2021).

7. Maria Fernandez de Valderrama. Intervención Social con Immigrantes. Reflexiones Previas a Una Politica de Integracion // Revista de Trabajo Social. 202. Vol. 2. P. 109-124.

8. Европейская конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. Между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, ФРГ и Французской Республики о постепенной отмене контроля на общих границах: принята 19 июня 1990 г. // Шенгенские соглашения: [Перевод / Сост., вступ. ст. С.Ю. Кашкин, А О. Четвериков]. М.: Антэя, 2000. С. 520.

9. Ley Organica 7/1985, de julio, sobre derechos y libertades de los extranjeros en Espana // BOE. Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. URL: https://www.boe.es/eli/es/lo/1985/07/01/7 (дата обращения: 10.03.2021).

10. Хенкин С.М. Иммиграция в Испании: Характер, масштабы, социально-психологические последствия // Актуальные проблемы Европы. 2005. № 1. С. 156174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/immigratsiya-v-ispanii-harakter-masshtaby-sotsialno-psihologicheskie-posledstviya (дата обращения: 20.03.2021).

11. Carling Jorgen. The Merits and Limitations of Spains High-Tech Border Control // Migration Information Source, June 7, 2007. URL: https://www.migrationpolicy.org/ article/ merits- and-limitations-spains-high-tech-border-control (дата обращения: 25.03.2021).

12. Ley Orgánica 4/2000, de 11 de enero, sobre derechos y libertades de los extranjeros en España y su integración social // BOE. Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. URL: https ://www.boe. es/buscar/act.php?id=BOE-A-2000-544 (дата обращения: 12.03.2021).

13. Ley Orgánica 8/2000, de 22 de diciembre, de reforma de la Ley Orgánica 4/2000, de 11 de enero, sobre derechos y libertades de los extranjeros en España y su integración social // BOE. Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. URL: https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2000-23660 (дата обращения: 12.03.2021).

14. Регуляция и санкции против работодателей как инструмент в деле эффективного управления трудовой миграции. Российская Федерация и опыт зарубежных стран // Международная организация труда (МОТ), 2009. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/—europe/—ro-geneva/—sro-moscow/documents/publication/wcms_308872.pdf (дата обращения: 13.03.2021).

15. Ley Ley Orgánica 2/2009, de 11 de diciembre, de reforma de la Ley Orgánica 4/2000, de 11 de enero, sobre derechos y libertades de los extranjeros en España y su integración social // BOE. Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. URL: https ://www.boe. es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2009-19949 (дата обращения: 14.03.2021).

16. Catálogo de Ocupaciones de Difícil Cobertura. Segundo Trimestre 2011 // Parainmigrantes.info. Extranjería y Nacionalidad Española. URL: https://www.parainmigrantes.info/wp-content/uploads/2011/04/CatalogoOcupacionesDificü Cobertura-1.pdf (дата обращения: 20.03.2021).

17. Регламент 2011 года к закону об иностранцах 4.2000, реформированному законом 2009 года 2.2009 // сайт «Русская Испания». URL: https://russpain.com/spravochnik/reglament-2011-goda-oglavlenie-rus-jaz/ (дата обращения: 19.03.2021).

18. Laura K. Cullenward. La Inmigración Africana a España y Argentina en la Epoca de la Globalizacion // Digital Commons @ Macalester College. URL: http://digitalcommons.macalester.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1002&context=hisp_honors (дата обращения: 20.03.2021).

19. Key facts: Africa to Europe migration // BBC NEWS. 2 July 2007. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/europe/6228236.stm (дата обращения: 26.03.2021).

20. Spain's Immigration Policy as a new instrument of external action // CORE. The world's largest collection of open access research papers. URL: http://www.iuee.eu/pdf-publicacio/129/He5Xb9YS6DdnA7HA5181.PDF (дата обращения: 25.03.2021).

21. Africa Plan 2009-2012 // Gobierno de Espania. URL: http://www.casafrica.es/casafrica/Inicio/PlanAi^ica2009-2012.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

22. Plan Africa: resumen ejecutivo 2006-2008 // Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperacion. URL: https://cpage.mpr.gob.es/producto/plan-africa-resumen-ejecutivo-2006-2008/ (дата обращения: 26.03.2021).

23. Rabat Declaration of the Euro-African Ministerial Conference on Migration and Development // The UN Refugee Agency. URL: https://www.refworld.org/docid/4694d2ea2.html (дата обращения: 26.03.2021).

REFERENCES:

1. Lorenzo Cachon Rodrigues L. La formacion de la "Espana immigrante": Mercado y ciudadanía. Rev. esp. de investigaciones social. Madrid. 2002. N 97. P. 458.

2. Blanco Cristina. Las migraciones contemporaneas. Madrid: Alianza Editonal. 2000. P. 350.

3. Goytisolo Juan., Nair Sami. El peaje de la vida. Integracion o rechazo de la emigracion en Espana. Madrid. Agullar. 2000. P. 256.

4. Henkin S.M. Immigracija v Ispanii: Harakter, masshtaby, social'no-psihologicheskie posledstvija. Aktual'nye problemy Evropy. 2005. № 1. S. 540.

5. Vicente Gozalvez Perez. El reciente incremento de la poblacion extranjera en Espana y su incidencia laboral. RUA. Repositorio Institucional de la Universidad de Alicante. Available at https://rua.ua.es/dspace/bitstream/10045/561/1/Gozalez%20Perez-Reciente%20incremento%20de%20la%20poblacion.pdf (accessed: 25.03.2021).

6. Konstitucija Korolevstva Ispanija ot 27 dekabrja 1978 goda. Konstitucii gosudarstv (stran) mira. Available at https://worldconstitutions.ru/?p=149 (accessed: 25.03.2021).

7. Maria Fernandez de Valderrama. Intervencion Social con Immigrantes. Reflexiones Previas a Una Politica de Integracion. Revista de Trabajo Social. 202. Vol. 2. P. 109-124.

8. Evropejskaja konvencija o primenenii Shengenskogo soglashenija ot 14 ijunja 1985 g. Mezhdu pravitel'stvami gosudarstv Jekonomicheskogo sojuza Beniljuks, FRG i Francuzskoj Respubliki o postepennoj otmene kontrolja na obshhih granicah: prinjata 19 ijunja 1990 g. Shengenskie soglashenija: [Perevod / Sost., vstup. st. S.Ju. Kashkin, A.O. Chetverikov]. M.: Antjeja, 2000. S. 520.

9. Ley Organica 7/1985, de julio, sobre derechos y libertades de los extranjeros en Espana. BOE. Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. Available at https://www.boe.es/eli/es/lo/1985/07/01/7 (accessed: 10.03.2021).

10. Henkin S.M. Immigracija v Ispanii: Harakter, masshtaby, social'no-psihologicheskie posledstvija. Aktual'nye problemy Evropy. 2005. № 1. S. 156-174. Available at

https://cyberleninka.ru/article/n/immigratsiya-v-ispanii-harakter-masshtaby-sotsialno-psihologicheskie-posledstviya (accessed: 20.03.2021).

11. Carling Jorgen. The Merits and Limitations of Spain^s High-Tech Border Control. Migration Information Source, June 7, 2007. Available at https://www.migrationpolicy.org/article/merits-and-limitations-spains-high-tech-border-control (accessed: 25.03.2021).

12. Ley Orgánica 4/2000, de 11 de enero, sobre derechos y libertades de los extranjeros en España y su integración social. BOE. Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. Available at https://www.boe.es/buscar/act.php?id=B0E-A-2000-544 (accessed: 12.03.2021).

13. Ley Orgánica 8/2000, de 22 de diciembre, de reforma de la Ley Orgánica 4/2000, de 11 de enero, sobre derechos y libertades de los extranjeros en España y su integración social. BOE. Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. Available at https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=B0E-A-2000-23660 (accessed: 12.03.2021).

14. Reguljacija i sankcii protiv rabotodatelej kak instrument v dele jeffektivnogo upravlenija trudovoj migracii. Rossijskaja Federacija i opyt zarubezhnyh stran. Mezhdunarodnaja organizacija truda (MOT), 2009. Available at https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/— europe/—ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_308872.pdf (accessed: 13.03.2021).

15. Ley Ley Orgánica 2/2009, de 11 de diciembre, de reforma de la Ley Orgánica 4/2000, de 11 de enero, sobre derechos y libertades de los extranjeros en España y su integración social. BOE. Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. Available at https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2009-19949 (accessed: 14.03.2021).

16. Catálogo de Ocupaciones de Difícil Cobertura. Segundo Trimestre 2011. Parainmigrantes.info. Extranjería y Nacionalidad Española. Available at https://www.parainmigrantes.info/wp-

content/uploads/2011/04/CatalogoOcupacionesDificilCobertura-1.pdf (accessed: 20.03.2021).

17. Reglament 2011 goda k zakonu ob inostrancah 4.2000, reformirovannomu zakonom 2009 goda 2.2009. sajt «Russkaja Ispanija». Available at https://russpain.com/spravochnik/reglament-2011-goda-oglavlenie-rus-jaz/ (accessed: 19.03.2021).

18. Laura K. Cullenward. La Inmigracion Africana a Espana y Argentina en la Epoca de la Globalizacion. Digital Commons @ Macalester College. Available at http ://digitalcommons.macalester.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1002&context=hisp_honors (accessed: 20.03.2021).

19. Key facts: Africa to Europe migration. BBC NEWS. 2 July 2007. Available at http://news.bbc.co.uk/2Zhi/europe/6228236.stm (accessed: 26.03.2021).

20. Spain^s Immigration Policy as a new instrument of external action. CORE. The world's largest collection of open access research papers. Available at http://www.iuee.eu/pdf-publicacio/129/He5Xb9YS6DdnA7HA5181.PDF (accessed: 25.03.2021).

21. Africa Plan 2009-2012. Gobierno de Espania. Available at http://www.casafiica.es/casafrica/Inicio/PlanAfrica2009-2012.pdf (accessed: 25.03.2021).

22. Plan Africa: resumen ejecutivo 2006-2008. Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperacion. Available at https://cpage.mpr.gob.es/producto/plan-africa-resumen-ejecutivo-2006-2008/ (accessed: 26.03.2021).

23. Rabat Declaration of the Euro-African Ministerial Conference on Migration and Development. The UN Refugee Agency. Available at https://www.refworld.org/docid/4694d2ea2.html (accessed: 26.03.2021).

POGODIN Sergey N. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Politekhnicheskaya, 29, Saint Petersburg, 195251, Russia; e-mail: pogodin_sn@spbstu.ru

MIKAELIAN Lusine A. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Politekhnicheskaya, 29, Saint Petersburg, 195251, Russia; e-mail: mikaelyan_la@spbstu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REGULATION OF IMMIGRATION FLOWS IN SPAIN EXPERIENCE FOR RUSSIA (EARLY XXI CENTURY)

The issue of regulating immigration flows is relevant in the modern world. This is especially true for countries with developed economies and a high standard of living, as globalization contributes to more frequent migration movements from one country to another. Migration flows follow, as a rule, to large megacities, where, potentially, there is an opportunity for employment. Labor migration is also an important area for study, since the economic factor dictates its own conditions for the management and regulation of migration processes. This leads to the fact that production forces are unevenly distributed, which in turn leads to conflicts. The main conflict is due to the fact that migrants are ready to perform unskilled work, however, the local population hopes for high income, stable wages, but in reality - cheap migrant labor leads to lower wages.

EMIGRATION; SPANISH LABOR POLICY; IMMIGRATION FLOWS; INTEGRATION POLICY; IMMIGRANT's RIGHTS

For citation: Pogodin S.N., Mikaelian L.A. Regulation of immigration flows in Spain experience for Russia (early XXI century). Russia in the global world. 2021. № 21 (44). P. 17-31. DOI: 10.48612/rg/RGW.21.13

Статья принята к публикации: 01.12.2021 The article was accepted for publication: 01.12.2021

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.