Научная статья на тему 'Опыт освоения подземного пространства при строительстве торгового комплекса в городе Курске'

Опыт освоения подземного пространства при строительстве торгового комплекса в городе Курске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЗЕМНАЯ АВТОПАРКОВКА / СТЕСНЕННАЯ ГОРОДСКАЯ ЗАСТРОЙКА / СТЕНА В ГРУНТЕ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чепелева М.С., Мотин Я.В.

В данной статье рассмотрены проблемы организации парковочных мест при возведении торговых комплексов в условиях стесненной городской застройки. Проанализированы способы устранения поставленных задач в данной сфере путем освоения подземного пространства, а именно: строительство подземных многоуровневых паркингов на примере реального проекта застройки центральной части города Курска. Обоснована необходимость возведения таких объектов инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чепелева М.С., Мотин Я.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт освоения подземного пространства при строительстве торгового комплекса в городе Курске»

120 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

имеющихся в наличии ресурсов. Необходимо отметить, что выбор метода сбора данных и применяемых инструментов определяется временными рамками и требованиями к получаемой информации.

Шаг 7. Сбор данных. При сборе данных необходимо иметь в виду, что важность данных должна соизмеряться со стоимостью их получения. Следует определить, кто будет собирать данные, и где это будет происходить.

Шаг 8. Обработка и анализ данных. Системы обработки данных могут быть ручными или электронными. Хотя электронные методы обработки данных имеют множество очевидных преимуществ, они могут использоваться только в том случае, если: компьютеры уже находятся в использовании, или их возможно приобрести; персонал умеет пользоваться компьютерами или может быть обучен этому; есть надежный источник электричества; предоставлено надежное обслуживание приборов. Происходит составление основных отчетов системы мониторинга.

Шаг 9. Мониторинг и оценка системы. С начала своей работы система мониторинга нуждается в постоянном контроле и периодической оценке, которые необходимы для быстрого выявления и устранения проблем. По истечении времени работы системы необходимо провести оценку для определения степени достижения поставленных целей [2].

Данные шаги являются обязательными, но в зависимости от вида мониторинга могут повторяться циклично определенное количество раз и / или быть модифицированы и дополнены иными действиями.

Список литературы:

1. Новиков Д.А. Структура теории управления социально-экономическими системами // УБС. - 2009. - № 24. - С. 216-257.

2. Александрова А.Л., Колесник А.Ю., Якимович М.В. Методика мониторинга результативности услуг здравоохранения на муниципальном уровне // ШЛГО. - 2005. - С. 5-28.

ОПЫТ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОРГОВОГО КОМПЛЕКСА В ГОРОДЕ КУРСКЕ

© Чепелева М.С.*, Мотин Я.В.*

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

В данной статье рассмотрены проблемы организации парковочных мест при возведении торговых комплексов в условиях стесненной город-

* Факультет Строительства и архитектуры. Научный руководитель: Клюева Н.В., заведующий кафедрой Промышленного и гражданского строительства, доктор технических наук, профессор.

ской застройки. Проанализированы способы устранения поставленных задач в данной сфере путем освоения подземного пространства, а именно: строительство подземных многоуровневых паркингов на примере реального проекта застройки центральной части города Курска. Обоснована необходимость возведения таких объектов инфраструктуры.

Ключевые слова: подземная автопарковка, стесненная городская застройка, стена в грунте, городское пространство.

В России урбанизация становится все более выраженной с характерными всепоглощающими чертами. Увеличение количества автомобилей на дорогах, соответственно, влечет за собой необходимость решения сразу двух проблемных вопросов: организация транспортных потоков на городских улицах и организация парковки и хранения авто. При невозможности расширения улиц городов, возникает необходимость переводить решение такой проблемы в иную плоскость - направлять машины на подземный уровень.

Паркинг является одним из важнейших элементов инфраструктуры любого объекта недвижимости. От его основных характеристик и, прежде всего, вместительности, в значительной степени зависит рыночная привлекательность офисного и торгового центра, гостиницы и жилого дома. Существующие во многих странах мира государственные нормы определяют минимальное количество машиномест для различных видов и классов недвижимости.

Актуальную для всех растущих городов проблему наличия организованных мест стоянки автомобилей можно рассматривать в двух аспектах: общегородском и точечном - для каждого обособленного объекта недвижимости. Существует четыре основных фактора, определяющих, какой будет новая парковка: наземной или подземной, одноуровневой или многоуровневой. Это стоимость создания парковки, стоимость земли, разница в размере дохода от объекта, в зависимости от того, каким видом парковки он располагает, наконец - градостроительные и технические ограничения.

Преимущества подземных гаражей и стоянок очевидны [1]. Прежде всего, подземные парковки экономят территорию, поскольку могут быть размещены под существующими зданиями, дорогами и озеленением. В экологическом отношении паркингов также имеют преимущества перед наземными: выброс выхлопных газов автомашин производится лишь через вентиляцию, и в приземном слое концентрация их получается ниже. Поэтому санитарно-гигиенические требования к размещению подземных парковок значительно мягче. Особо важен энергетический аспект: дело в том, что температура воздуха под землёй круглый год остаётся постоянной и может составлять 8-13 °С (в зависимости от породы), что позволяет существенно уменьшить потребление энергии. Разумеется, для реализации этого преимущества необходима хорошая теплоизоляция сооружения.

Конечно, строительство наземной парковки обходится гораздо дешевле (в полтора-два раза), чем подземной. Однако размещение паркинга под зем-

122 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

лей может оказаться выгоднее - в этом случае застройщик получает возможность максимально использовать площади под основную застройку: офисную, торговую, жилую - доходность которой гораздо выше. Поэтому подземная парковка обычно бывает оптимальным вариантом при строительстве в центре города.

В настоящей работе, рассмотрен некоторый опыт практической реализации проекта по обязательному обеспечению объекта недвижимости определенным количеством парковочных мест за счет освоения подземного пространства в условиях стесненности городской застройки на примере возведения многоуровневого комплекса. Строительство торгового комплекса «Европа» (рис. 1) ведется в центральной части города Курска и занимает практически весь земельный участок, отведенный застройщику для возведения данного объекта. Проектом предусмотрено строительство подземной автопарковки, расположенной на двух этажах, и, рассчитанной на 265 машиномест.

Для реализации предложенного архитектурно-планировочного решения в заданных грунтовых условиях было предусмотрено возведение фундаментов глубокого заложения методом «стена в грунте» (рис. 2).

Рис. 1. Общий вид Рис. 2. Схема устройства

торгового комплекса «стены в грунте»

Несомненно, возведение такой конструкции требует определенных затрат, привлечения дорогостоящей техники, специализированного оборудования, такого как гидравлическая буровая установка Б180НЭ (рис. 3).

Анализируя предложенное проектное решение можно с уверенностью сказать, что комплексное освоение подземного пространства города является одним из эффективных направлений современного градостроительства. Мотивацией для «многоуровнего» развития города служит исчерпание городских территорий для нового строительства и реконструкции промышленных и коммунальных предприятий, удлинение транспортных и инженерных коммуникаций, сокращение площади озеленения, уменьшение загрязнения окружающей среды, увеличение пропускной способности транс-

портных магистралей в часы «пик», снижение уровня дорожно-транспортных происшествий и т.д. [2, 3]. В этой связи, подземные парковки обладают рядом преимуществ по сравнению с парковками наземными. В первую очередь - это экономия места. Создание многоуровневых паркингов позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся площадь. Заезды на подземную парковку обычно отгорожены от придомовой территории и находятся вдалеке от детских площадок и пешеходных зон. Подземные паркинги более экологичны, чем наземные стоянки, так как выхлопные газы из них выводятся через системы вентиляции. Таким образом, значительно снижается концентрация вредных веществ в приземном слое воздуха.

Рис. 3. Гидравлическая буровая установка

За полвека возведения таких сооружений накоплен огромный опыт, созданы новые технологии и материалы. Все это позволяет с определенной уверенностью двигаться в направлении поиска решений самой главной и глобальной проблемы городов - проблемы нерациональное использование имеющихся земельных ресурсов.

Список литературы:

1. Швецов П.Ф., Зильберборд А.Ф. Под землю, чтобы сберечь землю. -М.: Наука, 1983. - 124 с.

2. Торгово-бытовые предприятия с использованием подземного пространства / Центр науч.-техн. информ. по гражд. стр-ву и архитектуре; Сост. В.М. Кравец. - М., 1987. - 41 с.: ил. - (Обществ, здания: Обзор, информ.; Вып. 7). - Библиогр.: С. 39-40.

3. Голицинский Д.М. Использование подземного пространства для решения транспортных проблем больших городов (на примере Санкт-Петербурга) // Подземные пространства мира. - 1998. - № 1. - С. 17-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.