Научная статья на тему 'Опыт осмысления категории «Лирический герой» в художественном мире поэта (некоторые аспекты)'

Опыт осмысления категории «Лирический герой» в художественном мире поэта (некоторые аспекты) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1647
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / АВТОР / ПОЭЗИЯ / ЛИРИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Е. Ю.

В статье рассмотрена категория «лирический герой» с позиции осмысления ее как организующего начала художественного мира поэта. Обозначен ряд необходимых условий для возникновения данного образа в поэтическом творчестве. Выражена научная точка зрения по вопросу о взаимодействии лирического героя и автора в произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт осмысления категории «Лирический герой» в художественном мире поэта (некоторые аспекты)»

читателя Тайлер это уже не личность, которой нужно верить, а деспотичный командир.

Следует отметить, что в проекции анализа индивидуально-авторского стиля Чака Паланика на русскую картину мира, сложно полностью понять все нюансы индивидуального стиля писателя для читателя, берущего в руки тексты переводов. На сегодняшний день выполнены переводы романа на русский язык такими людьми как: Илья Кормильцев, Александр Амзин, Алекс Егоренков и Дмитрий Савочкин. Но в глобальной сети интернет существует много вариаций перевода, выполненных фанатами творчества Чака Паланика.

Список литературы:

1. Анцыферова О.Ю. Чак Паланик. Память жанра в романе Ч. Паланика «Бойцовский клуб» / О.Ю. Анцыферова, Н.Ю. Георгиева // Америка: литературные и культурные отображения: [монография] / И.В. Кабанова [и др.]. -Иваново, 2012. - С. 405-419.

2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие: [для студентов и преподавателей филол. фак., учителей-словесников] / А.Б. Есин. - 12-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2015. - 246 с.

3. Савицкая Т.Е. Инженеры современных душ. Знакомьтесь: Чак Паланик // Обсерватория культуры. - 2007. - № 6 (нояб.-дек.). - С. 126-131.

4. Чак Паланик. Фантастичнее Вымысла. - Нью-Йорк: Doubleday, 2004. -C. 56.

5. Паланик. Бойцовский клуб. - М.: АСТ, 2008 - C. 352.

6. Шамина В.Б. Автобиографическое начало в творчестве Чака Паланика / В.Б. Шамина, А.И. Жолудь // Филология и культура. - 2012. - № 4 (30). -С. 234-236.

7. Chuck Palahniuk. Fight club [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altbook.ru/index.php/site/en_fight_club/.

ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПОЭТА (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)

© Иванова Е.Ю.*

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

В статье рассмотрена категория «лирический герой» с позиции осмысления ее как организующего начала художественного мира поэта.

* Доцент кафедры Чувашской филологии и культуры, кандидат филологических наук.

Обозначен ряд необходимых условий для возникновения данного образа в поэтическом творчестве. Выражена научная точка зрения по вопросу о взаимодействии лирического героя и автора в произведениях.

Ключевые слова художественный мир, лирический герой, автор, поэзия, лирика.

Современное литературоведение подходит к исследованию художественных явлений - произведения или творчества автора - как к особым мирам, внутренне целостным, представляющим гармоническое единство всех их составляющих. Разумеется, творчество художника в отличие от стихотворения или поэмы представляет собой явление более сложное и многогранное. Согласно исследователю истории и теории литературы М.Б. Храп-ченко, «<...> внутренние связи, свойственные творчеству писателя в целом, имеют иной характер, чем те, которые присущи структуре отдельных произведений» [10, с. 377]. Изучение художественной системы того или иного автора предполагает работу с совокупностью его произведений, которые рассматриваются как нечто целое. Поэтический или художественный мир можно определить как самодостаточное образование, вырастающее на основе сложной системы его внутренних связей, возникающих на всех уровнях художественного целого, включая концепцию мира, систему образов, пафос, речевую организацию и т.д. Именно обнаружение таких сцеплений между произведениями собственно дает право, на наш взгляд, говорить о творчестве художника как о м и р е.

Наличие связующих элементов в структуре художественного мира позволяет исследователям связывать эту категорию с принципом циклизации [4, с. 19]. В связи с этим закономерно встает вопрос о поиске общих начал в произведениях, установлении их внутреннего единства.

Интересно на этот счет мнение того же М.Б. Храпченко, который усматривает целостность авторского творчества в явлении индивидуальности. Ученый пишет: «Системными свойствами творчество талантливого писателя обладает еще и вследствие того, что на всех созданных им произведениях лежит выразительный отпечаток его художественной индивидуальности» [10, с. 378].

Творческая индивидуальность автора находит выражение во всех уровнях художественного целого. Тем не менее, ее ярким воплощением в поэтическом тексте выступает образ л и р и ч е с к о г о г е р о я - центр мыслей и чувств поэта, средоточие формы и содержания, а, следовательно, ведущее начало среди других компонентов (сквозные образы, темы, мотивы, идеи, пафос, стиль), создающих целостность художественного мира.

Анализ данной категории - важный аспект в изучении произведений лирического жанра. Это связано с тем, что авторское видение мира в лирике передается не через его изображение, как в эпике или драме, а совершенно иным путем. «В лирике на первом плане, - пишет литературовед В.Е. Хали-зев, - единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окра-

шенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления» [8, с. 346]. Мир в ней раскрывается в переживаниях его носителя - лирического субъекта. Говоря о нем, исследователи обращаются к таким понятиям, как образ поэта, лирическое «я», лирический характер и лирический герой. Последний из них в ходе долгих научных споров благополучно вошел в литературоведение и критику.

Однако при выделении данной категории в творчестве поэта следует учесть некоторые факторы, обуславливающие наличие в нем лирического героя как такового. В качестве подобных условий Л.Я. Гинзбург, автор книги «О лирике», рассматривает прежде всего «единство авторского сознания, сосредоточенность его в определенном кругу проблем, настроений», а также «постулирование в самой жизни бытия ее (т.е. лирической личности - И. Е.) двойника» [3, с. 159-160]. Также и Ю.Н. Тынянов, который впервые, по-видимому, предложил термин «лирический герой», применил это понятие по отношению к поэзии А. Блока: «Блок - самая большая лирическая тема Блока» [7, с. 265].

Нельзя обойти здесь вниманием вопрос о взаимодействии автора и лирического героя в произведении - один из спорных, трудно решаемых по сей день вопросов в науке. Носитель переживания в лирике, как известно, характеризуется максимальной приближенностью к автору. Это - «весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем, и персонажей эпический и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя» [8, с. 351]. А «лирика есть в конечном счете воплощение, воссоздание непосредственных личных переживаний автора» [5, с. 32]. Тем не менее, как нам представляется, тесную связь лирического героя и ее «двойника» (Л. Гинзбург) или «самого поэта» (Б. Корман) нельзя сводить к отождествлению [2, с. 148]. Такого мнения придерживаются многие крупные ученые.

Бройтман Н., доказывая «нераздельность и неслиянность» лирического героя с автором, пишет: «В данном случае нельзя поставить вопрос: либо (автор) - либо (герой). Как только мы закрываем глаза на авторскую ипостась лирического героя, мы оказываемся вынужденными понимать его по аналогии с эпическими и драматическими персонажами, что стирает специфику лирики. Но если мы игнорируем его геройную ипостась, мы перестаем видеть отличие образа от его творца, т.е. стираем специфику искусства. Обе операции чреваты невосполнимыми потерями смысла, и обе они уже неоднократно были опробованы в науке» [1, с. 150].

Тимофеев Л.И., поддерживая понятие лирического героя, отмечает, что оно «подчеркивает обобщённый характер лирического творчества, избавляет нас от отождествления личности поэта с тем художественным образом личности современника, который выступает перед нами в поэзии» [6, с. 252]. С данным высказыванием нельзя не согласиться. Думается, что образ лириче-

ского героя, глубже и шире, чем только выражение поэта как человека, в то же время он не может охватить всю многогранность личности самого поэта.

Приписывание поэту событий из его собственных стихотворений зачастую происходит вследствие игнорирования роли воображения в искусстве. Справедливы замечания В.Е. Хализева: «<...> Автор в процессе творчества нередко создает силой воображения те психологические ситуации, которых в реальной действительности не было вовсе» [8, с. 351]. В качестве примера ученый приводит общеизвестный факт: А. Блок на полях рукописи одного своего стихотворения, которое кончается со словами: «Ты мне в любви призналась жаркой, А я ... упал к ногам твоим.», сделал примечание: «Ничего такого не было».

Возможно, многие переживания, воплощенные в стихотворениях, действительно связаны с событиями из личной жизни, когда поэт говорит от себя. Но наряду с этим возможна и другая ситуация, когда поэт через себя пропускает чужой опыт. Это отмечает и М.Б. Храпченко: «Влияние на художественное творчество оказывает не просто увиденное, а активно познанное и пережитое, то, что, взволновало художника, стало частицей его духовного «я». Он приводит слова Ибсена о том, что необходимо «ясно отличать пережитое от прожитого, только первое может служить предметом творчества. <...> Все, что выливается в художественные образы, несет на себе отпечаток волнений, страстей, чувств писателя» [9, с. 85].

Таким образом, лирическое содержание непременно является результатом художественно-творческой деятельности поэта, формой познания действительности через художественный образ. Не случайно субъективные чувства и эмоции, лежащие в основе лирических произведений, носят общечеловеческий смысл и становятся близкими и понятными каждому.

В плане выявления точек соотношения автора и лирического героя в поэтическом мире можно принять формулировку В.Е. Хализева. Ученый считает, что образ лирического героя с поэтом связывают отраженные в нем «мироотношение, духовно-биографический опыт, душевный настрой, манера речевого поведения» последнего [8, с. 351].

Итак, лирический герой - это носитель творческой индивидуальности поэта, организующее начало речевого, эмоционального и смыслового уровней поэтики. Ему принадлежит важная структурообразующая роль в художественном хронотопе произведений. В то же время, учитывая многожанровую природу поэзии, ее лиро-эпические тенденции наряду с лирическими, следует отметить, что образ лирического героя не единственная категория, являющаяся ключом к научному постижению такого феномена как «художественный мир».

Список литературы:

1. Бройтман С.Н. Лирический субъект / С.Н. Бройтман // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высш. шк., 2000. - С. 141-153.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высш. шк., 2000. - 556 с.

3. Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Сов. Писатель, 1974. -407 с.

4. Зусман В.Г. «Художественный мир» как категория литературы [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Вып. 9. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Художественный мир Франсуа Мориака. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. - С. 18-29. - Режим доступа: http://www.lunn.ru/?id=6929 (дата обращения: 01.08.2015).

5. Кожинов В.В. Стихи и поэзия / В.В. Кожинов. - М., 1980. - 265 с.

6. Тимофеев Л.И. Слово в стихе: монография / Л.И. Тимофеев. - М.: Сов. писатель, 1987. - 424 с.

7. Тынянов Ю.Н. Литературный факт / Ю.Н. Тынянов. - М., 1993. - 319 с.

8. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.

9. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М.Б. Храпченко. - М.: Худож. лит., 1981. - 432 с.

10. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Художественное творчество, действительность и человек / М.Б. Храпченко. - М.: Худож. лит., 1982. - 479 с.

МУЗЫКА ПОЭЗИИ А.А. ФЕТА

© Илюхина Е.В.*

Оренбургское Президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье исследуется музыкальность поэзии А.А. Фета как одна из проблем поэтики. В результате изучения литературоведческих работ по творчеству поэта и проведенного анализа собственно поэтических текстов были сделаны объективные выводы о наиболее выраженных приемах создания эффекта музыкальность на разных уровнях художественной структуры: метрической организации поэтического текста, композиции, звуковых впечатлениях, звукописи.

Ключевые слова музыкальность стиха; ритмический эффект.

Тоскливый сон прервать единым звуком...

А.А. Фет

С момента появления первых критических статей о поэзии А.А. Фета и до настоящего времени, пожалуй, не найдётся ни одной работы, в которой не

* Преподаватель кафедры Русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.