Примечания
1 См.: Brunot, F. Pmcis de grammaire historique de la langue frarnaise / Ferdinand Brunot, Charles Bruneau. - P. : Masson et Cie, 1969; Nyrop, Kr. Grammaire historique de la langue frarnaise / Kristoffer Nyrop. Vol. 2. Morphologie. - Copenhague : Gyldendalske Boghande; Paris : Picard, 1960. Скрелина, Л. М. История французского языка : учебник для студентов вузов / Л. М. Скрелина, Л. А. Становая. - М. : Высш. шк., 2001.
2 См.: Gougenheim, G. Grammaire de la langue fransaise du seizrnme srncle / Georges Gougenheim. - P. : A. et J. Picard, 1974. - P. 142.
3 См.: Kukenheim, L. Grammaire historique de la langue fransaise. Les parties du discours / Louis Kukenheim. - Leiden : Univ. Pers., 1967; Moignet, G. Grammaire de l’ancien fransais. Morphologie. Syntaxe / Grnard Moignet. - P. : Klincksieck, 1973; Zinc, G. Morphologie du fransais mйdiйval / G. Zinc. - P., 1989.
4 См.: Brunot, F. Pmcis de grammaire historique de la langue fransaise / Ferdinand Brunot, Charles Bruneau. - P. : Masson et Cie, 1969; Доза, А. История французского языка / А. Доза ; под ред. и с предисл. М. С. Гурычевой. - 2-е изд., стер. -М. : Едиториал УРСС, 2003. Воднева, Н. П. Процесс адвербиализации прилагательных во французском языке (XI-XVI вв.) : автореф. дис. ... канд. филол. наук /
H. П. Воднева. - Минск, 1977.
Источники
I. Дворецкий, И. Х. Словарь латинского языка / И. Х. Дворецкий. - М. : Рус. яз., 2000.
2. Corpus inscriptionum Latinarum // Гурычева, М. С. Народная латынь / М. С. Гурычева. - М. : Изд-во лит. на ин. яз., 1959.
3. Keil, H. Grammatici latini / H. Keil. - Leipzig, 1857-1888.
Р. А. Ласкова
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ МУДАРРИСА АГЛЯМОВА
В данной статье делается попытка выявления особенностей художественного мира поэзии М. Аглямова. Основное внимание автора акцентируется на свойствах лирического героя, разнообразии проблематики, идейной направленности произведений. Большее место уделяется выявлению отношения поэта к главным проблемам современности: взаимоотношению человека и природы, межличностным отношениям в обществе, воспитанию личности, истокам национального характера.
Ключевые слова: М. Аглямов, татарская литература, татарская поэзия, лирический герой.
Мударрис Зуфарович Аглямов (1946-2006) - поэт, публицист, автор сборников «Колокольчик», «Следы от костров», «Здравствуй, сердце!», «Мы - это мы», «Полдень», «Я сказал», «Совесть стучит в окно», «Открыл я вену стихам».
Обладатель Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая (1992), литературных премий им. Ф. Карима и им. А. Алиша (1994).
В татарскую поэзию он пришел в 60-х годах ХХ века. Это время характеризуется коренными преобразованиями в жизни общества, сменой политической системы, изменением идеологических ориентиров. Все это ярко и самобытно отразилось и в лирике М. Аглямова.
Лирика - вид литературы, в котором «на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления»1. «Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем»2. Наряду с этим термином в литературоведении используются синонимичные ему словосочетания «лирическое я», «лирический субъект». Проблема лирического героя сложна и противоречива. Характерность лирического героя лишь для лирики, его сложные взаимоотношения с автором обусловили плюрализм мнений в литературоведении относительно этой категории. Начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до XIX века литературоведы считали, что лишь в случае нето-ждественности лирического субъекта автору произведения можно использовать термин «лирический герой»3.
Только с начала XX века ученые стали рассматривать биографического автора отдельно от изображенного в его произведении субъекта. Многие литературоведы, исследуя особенности лирического героя, подчеркивают его суггестивность, дуализм. С. Бройтман4, Б. Корман5, Л. Гинзбург6 утверждают, что лирический герой является и объектом, и субъектом произведения. По словам А. Карпова7, Л. Гинзбург8, А. Беселии9, Д. Загидуллиной10, он обобщенный образ современников поэта.
Уже в первых произведениях М. Аглямова намечаются основные свойства его лирики: мелодичность, глубина философских размышлений, национализм и патриотизм. Тип стихосложения, традиционный для татарской поэзии, переплетается с глубоким лиризмом. М. Аглямов - продолжатель традиций Тукая в татарской поэзии. Об этом не раз упоминают его коллеги и литературные критики11. Следование традициям школы Тукая, в первую очередь, проявляется в проблематике его произведений. «Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения»12. Различают мифологическую, национальную, социокультурную, романную, философскую проблематики13.
Каждая из них в той или иной мере выражается в творчестве М. Аглямова. Его лирический герой многие свои характерные черты унаследовал от лирического субъекта Тукая. Так, например, основное место в кругу проблем, поднимаемых в поэзии М. Аглямова, занимает проблема национальная. Его лирический герой практически в каждом произведении реализуется лишь в единстве с народом. Его волнует проблема целостности, единства татарского народа, его настоящее и будущее. Характерная особенность М. Аглямова - смотреть на все через призму истории. Относительно каждого вопроса, волнующего его сознание, он как бы создает особое пространство, состоящее из исторического прошлого, настоящего и будущего. Как и в произведениях Г. Афзала, Р. Хариса, Р. Ахметзянова, Зульфата, в его стихотворениях раскрываются исторические пласты, связывающие поколения, возрастает стремление объять историю. Раздумья лирического героя глубоки:
что было в прошлом - в памяти, что будет - неизвестно, важно сберечь и приумножить то, что есть. Он приходит к выводу, что, лишь оставаясь преданными обычаям, традициям, вере, языку, можно сохранить татарскую нацию («Взгляни издалека», «Язову», «Окликнул его прохожий», «Юный археолог» и др.).
Социокультурная проблематика также одна из основных в поэзии М. Аглямова. Его лирический герой - ярый противник изменников, предателей родины («Во сне», «Сегодня» и др.). Основную причину появления таких людей М. Аглямов видит в экономической нестабильности, безнравственности, антигуманности общества. Лирический субъект уверен, что отсутствие воспитания служит первопричиной многих отрицательных изменений в обществе и сознании людей. Мать, по мнению М. Аглямова, человек, несущий ответственность за свое чадо. И в безнравственности современной молодежи автор, в первую очередь, винит матерей, не умеющих дать должное воспитание своим отпрыскам, не прививших норм этикета и морали. Лирический герой не считает таких женщин достойными звания «мать» («Откуда взялась?»). Образ своей матери у М. Аглямова идеален. Она красивая, добрая, милая, ласковая и в то же время волевая, сильная. Лирический герой с трепетом вспоминает набожность матери и считает, что именно ее вера в Бога и загробный мир помогли зародить в душе ребенка ростки мудрости, гуманности, чистосердечности. Мысленно переживая нелегкую жизнь матери, пришедшуюся на военные и послевоенные годы, лирический герой спустя много лет выражает свое восхищение, гордость и любовь к самому близкому, родному человеку, обещает хранить верность тем жизненным реалиям, к которым мать приучила его еще в детстве («Приговаривая, дитя мое, солнышко», «Матери», «Единственная» и др.). Для него мать не та, которая родила, а та, которая вырастила, воспитала, поэтому в его лирике звучат слова благодарности родной сестре, бабушке, воспитавшим рано осиротевшего поэта («Гостья студента», «Сестра моя», «Счастье» и др.). Наряду с образами матери, бабушки, сестры с особым теплом вырисовывается и образ отца - главы семейства, доброго, трудолюбивого, заботливого. По количеству таких стихотворений немного, но в них со всей полнотой передается чистая, беззаветная любовь сына к отцу («Мама, здесь тепло», «Двадцатилетний стих»). Прослеживается еще одна особенность произведений о родителях: лирический герой в них, говоря о матери, упоминает и об отце, и наоборот, тем самым выражая идею настоящей семьи, полной, счастливой, шумной. Семья же, по его мнению, ядро народной системы, поэтому важно дать детям полноценное семейное воспитание. В таких стихотворениях и балладах переплетаются социокультурная и романная проблематики. Автор, поднимая нравственные проблемы, выражает и личные, касающиеся его существования, и наоборот.
Проблема неуважительного отношения к интеллигенции, деятелям культуры и искусства, соединяясь с проблемой духовного возрождения отражается в стихотворениях «Зачем играл ты на сазу», «Око», «Пламя» и многих других, а также в поэмах «Письма Тукая», «Повозка Акмуллы».
Вместе с тем в лирических и лиро-эпических произведениях, посвященных известным личностям, остро поднимается вопрос о сущности истинного творца («Многое еще надо», «Месть», «Поэт»). По мнению лирического героя, поэт -связующее звено между вселенной и человеком, в своем творчестве он пытается постичь сущность мироздания и находит ее во внутреннем мире человека. Часто М. Аглямов ставит поэзию, природу и поэта в один ряд. Поэзия - природа, природа лирического героя. Лирический субъект представляет поэзию быстротечной рекой («Продолжение», «Не бей, волна»). Обычно река, водный поток символизи-
руют в татарской поэзии жизнь, поэтому такое сопоставление - открытие М. Аглямова. И оно определяется, реализуется в его творчестве. Его лирический герой признает себя каплей в реке поэзии. Такие же капли существуют в потоке с очень давних пор, встречаются, продолжают друг друга, перетекают в будущее. Лирический субъект прекрасно понимает, что в поэзии с большой историей трудно оставить значимый след, но возможно. Возможность эта реализуется, по мнению М. Аглямова, при выполнении трех условий: следовании идеалам и представлениям своего народа; опираясь на многовековые традиции литературы; выявлении и отображении своего мировоззрения («Поэтический поток», «Не спрашивай», «Наставник» и др.). В поэмах «Повозка Акмуллы», «Письма Тукая» автор доказывает верность своим принципам. Образы Акмуллы и Г. Тукая идеализируются, конкретизируются как верные слуги народа, личности, неустанно борющиеся за долголетие народа, развитие его умственного, физического потенциала, поэты, всегда сохранявшие верность всем трем условиям поэтического творчества. Эти произведения М. Аглямова - воплощение поэтического мастерства. Здесь, как и в лирических произведениях автора, главенствует лирическое начало, а сюжетность, событийность уходят на второй план.
М. Аглямов - народный поэт. Большая часть его лирики и поэма «Не забывай, Европа!» пронизаны любовью, заботой о татарском народе. Лирический герой - сын народа, и этим обуславливается романная проблематика в его творчестве. «Самая верная позиция поэта Мударриса Аглямова - способность чувствовать душу народа»14, стремление не только оградить от всяческих бед, стремление постичь душу человека как таковую.
В таких произведениях, как «Сабантуй», «Свадьба», «Блины», поэт раскрывает тайный смысл национальных традиций, создает национальные характеры. Лирический герой в них - сформировавшийся характер, всегда верный народу, нации, языку и вере. Автору удается выразить достаточно важную идею через описание повседневных событий. Например, гостеприимство татарского народа находит воплощение во вкусно приготовленных блинах; стремление передать и сохранить традиции, мастерство рукоделия - в вышитых полотенцах, свадебных и праздничных обрядах. Он искренне радуется не только трудолюбию, жизнерадостности населения планеты, но и восхищается тем, что люди целенаправленно шагают в будущее, не зная преград («Мы», «Все тот же вопрос», «Мир пришел к нам» и др.).
Поэт не обходит стороной и проблему войны и мира. Хотя в творчестве М. Аглямова мало стихотворений с такой тематикой, в них достаточно полно выражены душевные переживания соотечественников, живших в те тяжелейшие годы. В этих произведениях нет военных эпизодов, нет кровопролития, здесь преобладают ощущения и мысли лирического героя, о войне же сообщает маленькая деталь (например, известие о героической смерти сына - «День окончания войны в Сугышлах»). Как и в произведениях авторов военного периода, в стихотворениях и балладах М. Аглямова прослеживается бесконечная вера в правоту своего народа, в победу; природа родного края, эпизоды мирной жизни противопоставляются трагическим событиям («После трагедии», «Неизвестный солдат», «Последнее слово» и др.). Лирический субъект М. Аглямова не сторонник войны, возможно поэтому, он, чтя память о сражавшихся и павших за Родину, считает главной задачей человечества прекращение любых кровопролитий, трагедий, катаклизмов.
Немалое место в лирике М. Аглямова занимает экологическая проблема. Герой такого рода произведений традиционно размышляет о будущем народа. Но здесь силой, способной изменить привычный уклад жизни населения, признается
природа. Лирический герой в каждом природном явлении видит тайное значение, послание природы человеку («Удивительно ясное небо»); искренне восхищается ее красотой, упорядоченностью, стремится сохранить все в первозданном виде («Еще одна птица», «Здесь же был луг», «Верните мне»). Каждое существо на земле связано друг с другом. Лирический герой счастлив ощущать себя одним из взаимосвязанных элементов («Это и есть счастье»). «Именно это явление - тонкое чутье того самого великого единства, целостности, большой гармонии - делают поэзию М. Аглямова совершенной, впечатляющей, чувственной, сильной»15.
Пейзажная лирика М. Аглямова не ограничивается проблемами экологии. Пейзаж - средство передачи душевного настроя лирического героя. Особенно ярко это свойство проявляется в произведениях, посвященных родине, родному краю. В таких произведениях образ родного села и природа сливаются воедино и детализируются в запутавшейся в паутинке мошке; осени, стучащей желтым клювом в окно («Так будет продолжаться»); в березе, стряхивающей листву и призывающей вернуться («Что же промолчала ты, береза?») и т. п. Олицетворение явлений природы, некоторых неодушевленных предметов (деревни, дорог и т. п.) позволяет воссоздать всю гамму ощущений лирического героя: здесь и тоска по родине, и восхищение ею, и желание вернуться в родной уголок, и счастье от встречи с ней. Каждое произведение убеждает в том, что родная земля единственная и неповторимая.
Какую бы проблему ни поднимал М. Аглямов, конечная его цель - выразить свое отношение, чувства к народу. Автор не говорит о любви к народу напрямую, но необъятное теплое искренне чувство к жителям земли находит воплощение в заботе о них, стремлении выразить мысли, эмоции, желания народа; защитить униженных; в восхищении народными традициями, обычаями, обрядами; в стремлении оградить от природных катаклизмов; в желании сделать людей лучше.
Любовная лирика М. Аглямова тоже многогранна. В каждом стихотворении поэт акцентирует внимание на том, что любовь - это положительное чувство, сила, способная преумножить радость и облегчить горе. Природу любви он представляет как повторяющийся цикл («Природа любви»). Любовь, как весна, приходит медленно, но с ее приходом все оживает, мир становится ярче; затем, как лето, расцветает в нежности; осенью превращается в сильное чувство, созревает и требует продолжения. Если в этот момент не дать любви новую жизнь, она, как семя, попавшее в мерзлую зимнюю землю, потеряется, угаснет.
Лирический герой М. Аглямова любит всегда по-разному, но никогда не перестает восхищаться красотой возлюбленной. По его мнению, на свете нет некрасивых женщин, есть мужчины, не способные разглядеть красоту. Для описания внешности любимой автор часто использует явления природы. Например, в стихотворении «Тоскующая наивность» есть такие строки: Ку^злэрецдэ синец тургай щыры, / Толымнарыц иген башагы. / Иц встендэ рэшэ бэргэлэнэ, / Иц встендэ рэшэ ахагы (В глазах твоих песнь соловья, косы - колосья пшеницы, на плечах мерцает роса, на плечах роса искрится). Подобные сравнения можно найти и в других стихотворениях. Лирический герой неотделим от природы, для него человек, не умеющий любить, чужой. Любовь - счастье, надо ее принять, действовать по ее законам, и ничто не может и не должно помешать этому («Тайны пред тобой...», «Мы - плоды природы», «Туманно» и т. д.). В любовной лирике М. Аглямова нет чувства сожаления о былых, уже пережитых страстях, он искренне благодарен им за то счастье, что они принесли в его скучную, серую жизнь («Прости!», «Зелена была трава» и др.). Не остаются в стороне от поэта такие
неприятные моменты в отношениях двоих, как предательство, измена, расставание, разлука, шагающие бок о бок с любовью. Его лирический герой тяжело переживает утерю теплых чувств, разрыв отношений («Снежит», «Надежда» и др.).
Еще одна характерная черта поэзии М. Аглямова - глубина философских размышлений. Особенно интересна его позиция о смысле бытия. По мнению Х. Миннегулова, размышления о предназначении человека вполне естественны для литературы, так как в центре ее - человек16. В своей статье17 он доказывает, что данная проблема воплощается в литературе с древнейших времен. Мотив бытия человека ради памяти о нем пронизывает и лирику М. Аглямова. В одних произведениях условием увековечивания своего имени лирический герой считает продолжение рода («Поле семян», «Умер отец поэта» и др.); в других - достойную жизнь, творчество, труд, вклад в развитие жизни на земле («Спорю с жизнью», «Безымянный» и т. д.); в третьих - соблюдение и подчинение условиям природной системы («До того», «Огни-дни» и др.). Его лирический герой обожает жизнь, призывает наслаждаться каждой ее минутой, ценить ее, так как жизнь человека - всего лишь маленькая частичка вселенской вечности. На пути к этой вечности есть преграда - Время. Время - судья, оно взвешивает и оценивает каждое твое деяние, и лишь некоторые смогут выдержать это испытание («По нашему желанию», «Гуляет время», «Ищу опоры» и др.).
Важно отметить, что в некоторых произведениях М. Аглямова проскальзывают экзистенциальные мотивы. Лирический герой (и сам поэт) чувствует себя одиноким во Вселенной, но он отнюдь не беспомощен, так как знает свою миссию перед миром, временем, Вселенной. Он должен спасти белый свет от грязи, проблем, катаклизмов. Это спасение должно начаться с души каждого человека: он должен очиститься от двуличия, алчности, погони за временем и модой. Личность, считает М. Аглямов, оставаясь собой, имея свои взгляды на все происходящее, должна полноценно жить, не причиняя вреда ни окружающим, ни Земле, ни Вселенной («Возомнил о себе», «Путь», «Сосна» и др.).
Поэзия М. Аглямова сложна и многогранна. В данной статье мы остановились лишь на некоторых аспектах его творчества, но уже это дало возможность понять сущность его лирического героя, почувствовать широту проблематики его поэзии. Лирический субъект М. Аглямова - верный сын народа, твердо следующий своим принципам, борющийся за справедливость, гуманист, патриот. Он любит жизнь, родину, любит писать стихи.
Можно с уверенностью сказать, что любое произведение М. Аглямова пронизано любовью к своему народу, его традициям, языку, вере. Какую бы проблему он ни затрагивал, будь то социокультурная, национальная, романная или философская, личное начало у него всегда плавно перетекает в общечеловеческое.
Примечания
1 Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М., 2005. - С. 322.
2 Там же. - С. 327.
3 См., например: Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. - М., 1977. - С. 118-131; Нуруллин, И. Теория литературы (на тат. яз.) / И. Нуруллин. - Казань, 1977. - С. 47.
4 См.: Бройтман, С. Н. Введение в литературоведение / С. Н. Бройтман. - М., 1999.
- С. 145-148.
5 См.: Корман, Б. О. Литературоведческие термины по проблеме автора / Б. О. Корман. - Ижевск, 1982. - С. 9.
6 См.: Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. - Л., 1974. - С. 160-165.
7 См.: Карпов, А. Стих и время : Проблемы стихотворного развития в русской советской поэзии 20-х годов / А. Карпов. - М., 1966. - С. 10.
8 См.: Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. - Л., 1979. - С. 5.
9 См.: Беселия, А. Кто ты, лирический герой? / А. Беселия. - Сухуми, 1979. - С. 56.
10 См.: Загидуллина, Д. Ф. Татарская литература : Теория. История (на тат. яз.) / Д. Ф. Загидуллина, У. М. Закирджанов, Т. Ш. Гилазов. - Казань, 2004. - С. 64.
11 См.: Галиуллин, Т. Н. Поэты и стихотворения (на тат. яз.) / Т. Н. Галиуллин. -Казань, 1985. - С. 200; Валиев, М. Пусть костер не угаснет (на тат. яз.) / М. Валиев. - Казань, 1988. - С. 131-132; Сафин, Ф. Стихи выжал я - красная кровь (на тат. яз.) / Ф. Сафин // Майдан.- 2005. - № 5.
12 Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. - М., 2007. - С. 43.
13 См.: Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы / Г. Н. Поспелов. - М., 1972. - С. 167-196; Есин, А. Б. Принципы и приемы... -С. 45-55; Загидуллина, Д. Ф. Татарская литература... - С. 13.
14 Валиев, М. Отыскать и не терять (на тат. яз.) / М. Валиев. - Казань, 1982. - С. 65.
15 Валиев, М. Пусть костер не угаснет (на тат. яз.) / М. Валиев. - Казань, 1988. - С. 131.
16 См.: Миннегулов, Х. Ю. Слушая голоса веков (на тат. яз.) / Х. Ю. Миннегулов.
- Казань, 2003. - С. 5.
17
См.: Миннегулов, Х. Ю. Слушая голоса веков. - С. 5-8.
О. В. Марьина
ПОВТОР КАК ИНТЕГРАЦИОННОЕ СРЕДСТВО СВЯЗИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ РУССКОЙ ПРОЗЫ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХІ ВЕКА
Статья посвящена описанию повторов как средству связи в художественном тексте. Данный тип интеграции до настоящего момента не получил комплексного лингвистического изучения. Особое внимание обращается на реализацию синтаксических и других видов повторов в современных художественных произведениях. Отмечается модификация, специфика повторов, встречающихся в художественных текстах 1980-2000-х годов.
Ключевые слова: повтор, синтаксический повтор, русская литература ХХ-XXI веков.
Повтор в научной литературе рассматривался с нескольких позиций. Существуют исследования, касающиеся классификаций видов повторов. Мы останавливаемся только на нескольких, появившихся в последнее время. Говоря о текстообразующих логико-семантических связях внутри текста, Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин выделяют полный тождественный повтор; частичный лексикосемантический повтор; тематический повтор; синонимический повтор; антонимический повтор; дейктический повтор, синтаксический повтор [1. С. 183-187]. А. Ф. Папина обращает внимание на: 1) повторы однокоренных слов с наимень-