Научная статья на тему 'Музыка поэзии А. А. Фета'

Музыка поэзии А. А. Фета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2255
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИХА / РИТМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Илюхина Е.В.

В статье исследуется музыкальность поэзии А.А. Фета как одна из проблем поэтики. В результате изучения литературоведческих работ по творчеству поэта и проведенного анализа собственно поэтических текстов были сделаны объективные выводы о наиболее выраженных приемах создания эффекта музыкальность на разных уровнях художественной структуры: метрической организации поэтического текста, композиции, звуковых впечатлениях, звукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка поэзии А. А. Фета»

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высш. шк., 2000. - 556 с.

3. Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Сов. Писатель, 1974. -407 с.

4. Зусман В.Г. «Художественный мир» как категория литературы [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Вып. 9. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Художественный мир Франсуа Мориака. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. - С. 18-29. - Режим доступа: http://www.lunn.ru/?id=6929 (дата обращения: 01.08.2015).

5. Кожинов В.В. Стихи и поэзия / В.В. Кожинов. - М., 1980. - 265 с.

6. Тимофеев Л.И. Слово в стихе: монография / Л.И. Тимофеев. - М.: Сов. писатель, 1987. - 424 с.

7. Тынянов Ю.Н. Литературный факт / Ю.Н. Тынянов. - М., 1993. - 319 с.

8. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.

9. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М.Б. Храпченко. - М.: Худож. лит., 1981. - 432 с.

10. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Художественное творчество, действительность и человек / М.Б. Храпченко. - М.: Худож. лит., 1982. - 479 с.

МУЗЫКА ПОЭЗИИ А.А. ФЕТА

© Илюхина Е.В.*

Оренбургское Президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье исследуется музыкальность поэзии А.А. Фета как одна из проблем поэтики. В результате изучения литературоведческих работ по творчеству поэта и проведенного анализа собственно поэтических текстов были сделаны объективные выводы о наиболее выраженных приемах создания эффекта музыкальность на разных уровнях художественной структуры: метрической организации поэтического текста, композиции, звуковых впечатлениях, звукописи.

Ключевые слова музыкальность стиха; ритмический эффект.

Тоскливый сон прервать единым звуком...

А.А. Фет

С момента появления первых критических статей о поэзии А.А. Фета и до настоящего времени, пожалуй, не найдётся ни одной работы, в которой не

* Преподаватель кафедры Русского языка и литературы.

упоминалось бы о музыкальности его стихов. Музыкальность А.А. Фета -явление романтическое, та стилевая черта, которая была замечена сразу и в признании которой были единодушны критики различных идейно-эстетических взглядов. Дружинин В., например, писал, что Фет А.А. обладает редкой одарённостью, а именно - «высокою музыкальностью стиха. Не многие ... до такой степени разумеют значение музыки слов, не многие умеют выбирать столь удачно размер для своих произведений... У него есть вещи, бьющие в цель по одной своей музыке ... в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующее сердце, как изящная музыкальная симфония» [4, с. 11]. По мнению Н.А. Некрасова, муза Фета «в соединении с поэтическим мотивом и музыкальным темпом ... имеет свою собственную прелесть» и вследствие этого фетовские стихи - «нечто вроде ноктюрнов Шопена» [4, с. 12]. Таким образом, говорить о музыкальности Фета стало традицией.

В русской литературе XIX в. нет другого поэта с таким стремлением к ритмической индивидуализации своих произведений - прежде всего с таким разнообразием строфики. Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит подобно нотам, правда для тех, кто эти ноты умеет читать.

Неслучайным в связи с этим представляется интерес музыкантов к поэтическому творчеству А.А. Фета. На слова поэта сочиняли музыку Чайковский и Танеев, Римский-Корсаков и Гречанинов, Спендиаров, Ребиков и Ви-ардо-Гарсия, Варламов и Конюс, Балакирев и Рахманинов, Золотарев и Гольденвейзер, Направник и Калинников и многие другие.

Музыкантов привлекает прежде всего в стихотворениях автора внутренне присущая им романсовость, повторяемость (прямая и косвенная) отдельных строк, полустрок, слов внутри каждого стихотворения, переливы интонаций, сочетания гласных и согласных.

Таким образом, по мнению исследователей фетовского творчества, музыкальный принцип фетовского письма распространяется на: метрическую и композиционную организацию поэтического текста, звуковые впечатления, звукопись.

Мы отмечаем, что создавая «мелодию» стихотворения, Фет строит многострочные строфы, используя удвоенные и утроенные рифмы. Он употребляет необычные стихотворные размеры, любит чередующиеся размеры и достигает особого ритмического эффекта, соединяя очень длинные строки с очень короткими, например,

Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила

Весь бархат мой с его живым мечтаньем -Лишь два крыла.

Строфу, написанную длинным размером, он заключает одностопным, даже односложным стихом:

Лесом мы шли по тропинке единственной В поздний и сумасшедший час. Я посмотрел: запад с дрожью таинственной Гас.

Оригинальный эффект дает обратный прием: удлинение последнего стиха строфы:

Она ему - образ мгновенный, Чарующий ликом своим, Он - помысел ее сокровенный; Да кто это знает, да кто это выскажет им?

или

Как мошки зарею, Крылатые звуки толпятся; С любимой мечтою Не хочется сердцу расстаться.

Кроме того, стихи Фета образуют своего рода музыкальные рефрены, идущие из строфы в строфу к концовке.

Ты говоришь мне: прости! Я говорю: до свиданья! Ты говоришь: не грусти! Я замышляю признанья.

Большую роль в создании мелодии и, одновременно, цельности стиховой композиции, у Фета играют словесные повторы.

Зачем уснувшую будить в тоске бессильной? К чему шептать про свет, когда кругом темно? И дружеской рукой срывать покров могильный С того, что спать навек в груди обречено. Ведь это прах святой затихшего страданья! Ведь это милые почившие сердца! Ведь это страстные блаженные рыданья! Ведь это тернии колючего венца!

Проведенный нами анализ текстов показал, что у поэта часты повторы целых стихов - обычно, в концах строф без изменений (как в стихотворении «Мы встретились вновь после долгой разлуки...») или с вариациями (как в стихотворении «Солнца луч промеж лип был жгуч и высок.»). Часта форма кольца, как в стихотворении «Фантазия».

Таким образом, в своем поэтическом творчестве А.А. Фет расширил мелодические возможности строк и строф через особую композиционную структуру и метрическую организацию поэтического текста.

В ходе исследования поэтики текстов Фета мы выделили многозначную и чрезвычайно широкую сферу звука в лирике: все начинается со звука как такового, реально существующих звуков окружающей жизни: поёт рояль; поёт сверкающий ручей; звук колокольчика трепещет в вышине; грохочет громов перекличка; тихо ветхая калитка за плетнём скрипит; жёлтые листья шуршат; в глухой дали стучит топор, вблизи стучит вертлявый дятел и т.п.

В этой же сфере звука - и неясные звуки тайных сил природы и человеческого сердца, сложные комплексы разнообразных ощущений с едва намеченной доминантой звукового впечатления:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу. Прокатилось над рощей немою...

... Перед тобой с коленопреклоненьем Стою, пленен волшебною игрой, А за тобой - колеблемый движеньем.

Неясных звуков отстающий рой...

... Я понял те слёзы, я понял те муки, Где слово немеет, где царствуют звуки, Где слышишь не песню, а душу певца...

Реальный звук, музыка довольно часто оказываются в поэзии А.А. Фета первым ощущением, от которого рождается поэтическое чувство, причиной возникновения того «музыкального настроения», без которого, по мнению Фета, «нет художественного произведения».

Целый ряд стихотворений А.А. Фета представляет собой отклик на конкретные музыкальные впечатления («Певице», «Бал», «Романс», «Сияла ночь. Луной был полон сад...» и др.):

... Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной. И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных. Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь...

Необходимо отметить, что в поэзии А.А. Фета символичны не только музыкальные впечатления. Любой звук для романтика - знак. Примером такого восприятия звука может послужить, на наш взгляд, стихотворение «Какие-то носятся звуки...»:

Какие-то носятся звуки И льнут к моему изголовью. Полны они томной разлуки, Дрожат небывалой любовью. Казалось бы, что ж? Отзвучала Последняя нежная ласка, По улице пыль пробежала, Почтовая скрылась коляска... И только... Но песня разлуки Несбыточной дразнит любовью, И носятся светлые звуки, И льнут к моему изголовью.

В звуковом образе стихотворения сразу выявляется его многозначность: звуки носятся, льнут к изголовью. Совершенно очевидно, что и отзвучавшая нежная ласка - не только ласковое слово, но, возможно, - жест, прикосновение, просто взгляд и т.п. Так же, как песня разлуки - не песня, но разлука со всем комплексом связанных с ней переживаний, действий, слов. Само переживание разлуки, прощания уподоблено песне.

Таким образом, помимо разнообразных реальных звуков, восприятие которых является для А.А. Фета одним из важнейших средств в процессе познания бытия, в его поэзии существует широкая сфера звуков нереальных, неясных, особого звучания души. Звук (голоса природы и собственно музыка) является в поэзии А.А. Фета одним из первостепенных средств воплощения в художественном произведении действительности, возможностью её познания. Кроме того, с помощью звуковых образов автор реализует собственную эмоционально-смысловую концепцию мира.

Звукопись в произведениях А. Фета представляет собой следующие вариации:

1. Звукоподражание и звуковые повторы («Вдруг в горах промчался гром», «Травы степные сверкают росою вечерней»), где часто сопоставление близких по звукам слов как бы окрашивает их значения («Без клятв и клеветы», «Среди бесчисленных, бесчувственных людей», «Как в лодке, как в люльке несло»).

2. Создание образа через особенное звучание слов, с помощью которых этот образ создается, например,

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног.

3. Совокупность подбора звуков и ритмических приемов. Например, последняя строфа стихотворения «Ревель»:

И с переливом серебристым, С лучом, просящимся во тьму, Летит твой голос к звездам чистым И вторит сердцу моему.

В первом стихе ощущение движения нежного женского голоса создается двойным чередованием передних гласных и сонорных согласных, причем, весь стих занят этими двумя «переливами» серебристых звуков. Или в стихотворении «Колокольчик»:

Тот ли это, что мешает Вдалеке лесному сну И, качаясь, набегает На ночную тишину.

Два последних стиха состоят из четырех слов: каждое занимает ровно полстиха и имеет ударение на третьем слоге; при определенном подборе ударных гласных (а-а-у-у), это создает впечатление как бы четырех, постепенно замирающих звуков волн.

4. Различные типы фразовой интонации - особенно, вопросительной и восклицательной. В лирике А. Фета стихотворения часто строятся на параллельных вопросительных предложениях с одним и тем же вопросом, начинающим каждую строфу или каждое двустишие. Например, стихотворения «Почему?», «Отчего со всеми я любезна.». Мелодически богаты стихотворения, в которых вопросы чередуются с восклицаниями, причем краткие предложения в одних стихах сменяются длинными, захватывающими несколько стихов и «выравнивающими» интонацию, например,

Зачем уснувшего будить в тоске бессильной?

К чему шептать про свет, когда кругом темно?

И дружеской рукой срывать покров могильный

С того, что спать навек в груди обречено?

Ведь это прах святой затихшего страданья!

Ведь это милые почившие сердца!

Ведь это страстные блаженные рыданья!

Ведь это тернии колючего венца!

Сфера звуков в поэзии А.А. Фета имеет и реальный, и символический смысл. Выход его в музыку осуществляется благодаря установке на эмоциональную силу слова. Активное душевное движение всегда влечёт за собой динамизм образов, напряжённость в развитии интонации. В результате - редкое сочетание эмоциональной динамики и статики в структуре стихотворения, которое проявляется в мелодийной песенной структуре стихотворений и в особой интонации, ориентированной на музыкальную магию слова.

Таким образом, поэтика А.А. Фета - сложная система, демонстрирующая музыкальность на разных уровнях художественной структуры: метрической организации поэтического текста, композиции, звуковых впечатлениях, звукописи.

Список литературы:

1. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: очерк жизни и творчества / Б.Я. Бухштаб. -Л.: Наука, 1990. - 137 с.

2. Ермилова Л.Я. Психология творчества поэтов - лириков Тютчева и Фета / Л.Я. Ермилова. - М.: МГПИ, 1979. - 85 с.

3. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: кн. для учащихся / Е.А. Май-мин. - М.: Просвещение, 1989. - 157 с.

4. Мышьякова Н.М. Лирика А.А. Фета (интермедиальные аспекты поэтики) / Н.М. Мышьякова. - Оренбург: ОГПУ, 2003. -132 с.

5. Мышьякова Н.М. Проблемы поэтики А.А. Фета: учебное пособие / Н.М. Мышьякова. - Оренбург: ОГПУ, 2004. - 139 с.

6. Фет А.А. Стихотворения / А.А. Фет. - М.: Эксмо, 2011. - 510 с.

ПРОСТРАНСТВО КАК ФОРМА БЫТИЯ В РАННЕЙ ПРОЗЕ И.А. БУНИНА: ЛЕКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Коннова О.В.*

Оренбургское Президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье исследуются формы и типы пространства в ранних рассказах И.А. Бунина. Автор предпринял попытку классифицировать лексические экспликаторы пространства в прозе писателя: дается характеристика лексических единиц, обозначающих пространство, семантической и морфологической точек зрения.

Ключевые слова: формы и типы пространства; художественное пространство, лексические единицы.

Современные философы чаще всего пространство определяют как особую форму бытия материи, характеризуемую такими специфическими свойствами «как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие» [5, с. 120].

Пространство в художественном произведении - это одна из основных характеристик художественного бытия героев. Категория пространства в ху-

* Заведующий кафедрой Русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.