Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE TECHNOLOGY OF COMPLETE MASTERING OF KNOWLEDGE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / THE ORGANIZATION OF CLASSES IN MATHEMATICAL DISCIPLINES / A MODULAR TRAINING SYSTEM / INDIVIDUAL ASSIGNMENTS / ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдочкина С.В., Маскина М.С.

Рассматривается использование технологии полного усвоения знаний при проведении занятий в Академии ФСИН России. Приводится структура учебного процесса, организованного на базе данной технологии, с акцентом на выполнении индивидуальных заданий, перечисляются основные требования, предъявляемые к самим заданиям, и положения, на которые следует опираться при построении практических занятий на их основе. Показано, что применение описанной технологии повышает эффективность обучения: активизирует работу курсантов на занятиях, вселяет в них уверенность в собственных силах и мотивирует к достижению результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF ORGANIZING CLASSES WITH STUDENTS OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA USING THE FULL MASTERING TECHNOLOGY

The use of technology for full mastering of knowledge during classes at the Academy of the FPS of Russia is considered. The structure of the educational process, organized on the basis of this technology, with an emphasis on doing individual assignments, is presented, the main requirements for the assignments themselves, and the provisions that should be relied upon when construing practical exercises on their basis are listed. It is shown that the application of the described technology increases the effectiveness of training: activates the work of cadets in the classroom, instills confidence in their own abilities and motivates them to achieve results.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ»

УДК 378.147

С. В. ДАВЫДОЧКИНА

доцент Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России, кандидат технических наук, доцент

Рязань

SVETLANA V. DAVYDOCHKINA

Assistant Professor of the Institute for the Training of State and Municipal Employees of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Ryazan

М. С. МАСКИНА

заместитель начальника кафедры математики и информационных технологий управления Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы

Рязань

MARIYA S. MASKINA

Deputy Head of the Department of Mathematics and Information Technologies of Management of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Colonel of the Internal Service

Ryazan

Опыт организации занятий с обучающимися Академии ФСИН России с применением технологии полного усвоения

Experience of organizing classes with students of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia using the full mastering technology

lg vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Аннотация. Рассматривается использование технологии полного усвоения знаний при проведении занятий в Академии ФСИН России. Приводится структура учебного процесса, организованного на базе данной технологии, с акцентом на выполнении индивидуальных заданий, перечисляются основные требования, предъявляемые к самим заданиям, и положения, на которые следует опираться при построении практических занятий на их основе. Показано, что применение описанной технологии повышает эффективность обучения: активизирует работу курсантов на занятиях, вселяет в них уверенность в собственных силах и мотивирует к достижению результатов.

Ключевые слова: технология полного усвоения знаний, педагогические технологии, организация занятий по математическим дисциплинам, модульная система обучения, индивидуальные задания.

Abstract. The use of technology for full mastering of knowledge during classes at the Academy of the FPS of Russia is considered. The structure of the educational process, organized on the basis of this technology, with an emphasis on doing individual assignments, is presented, the main requirements for the assignments themselves, and the provisions that should be relied upon when construing practical exercises on their basis are listed. It is shown that the application of the described technology increases the effectiveness of training: activates the work of cadets in the classroom, instills confidence in their own abilities and motivates them to achieve results.

Key words: The technology of complete mastering of knowledge, pedagogical technologies, the organization of classes in mathematical disciplines, a modular training system, individual assignments.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования требуют перехода к активным и интерактивным методам обучения, собственный опыт применения наиболее популярных из которых авторы описывали ранее [1, 2]. Остановимся более подробно на особенностях применения в вузе еще одной педагогической технологии, которую в 60-х годах прошлого века разработали американские психологи В. С. Блум и Дж. Кэрролл и назвали моделью полного усвоения знаний [3].

Данная модель, по мнению А. Е. Островской, стала основой для многих зарубежных образовательных технологий [4], а в отечественной педагогике она получила развитие в трудах М. В. Кларина [5] и В. П. Беспалько [6].

Сегодня технология полного усвоения успешно применяется во многих организациях высшего образования, о чем говорят З. К. Левчук, Н. Н. Парфенова и

другие [7, 8, 9]. В Академии ФСИН России мы используем ее тезисы при разработке и проведении занятий по дисциплинам математического цикла с учетом специфики обучения курсантов и студентов экономических специальностей.

Применение этой технологии, по нашему мнению [10], позволяет перейти от классического способа организации процесса обучения с фиксированными условиями (одинаковые для всех способы представления информации, учебное время, окружающая обстановка и другие) и нефиксированным результатом к процессу с нефиксированными условиями и фиксированным результатом. Этот переход можно осуществить посредством подбора оптимальных условий обучения каждого курсанта или студента, предполагающих отсутствие жестких временных рамок и направленных на достижение конечного результата - усвоения знаний.

Добиться усвоения базовой части дисциплины всеми обучающимися позволяет

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020

19

разбиение материала на отдельные модули, включающие теоретическую часть, практические задания и заключительную проверочную работу. Теоретическая часть в основном изучается на лекционных занятиях или самостоятельно по разработанному авторами учебнику [11]. Содержание практических занятий базируется на комплектах индивидуальных заданий, которые частично решаются в аудиторное время, а частично - во внеаудиторное. Это способствует активизации работы обучающихся, так как в процесс решения вовлекается практически вся аудитория и при этом появляется стойкая мотивация к достижению конечного результата.

Комплект индивидуальных заданий составляется так, чтобы они в полной мере охватывали вопросы изучаемой темы и содержали как типовые упражнения (в том числе и прикладного характера), так и задачи, требующие креативного подхода с применением ранее полученных знаний и умений.

При организации практических занятий в рамках технологии полного усвоения авторы придерживаются следующих стратегий.

1. Разбор каждой группы типовых заданий начинается с общего обсуждения, в ходе которого курсанты и студенты пытаются самостоятельно найти пути их решения. При этом преподаватель координирует дискуссию, задавая ей направление и при необходимости ограничивая во времени.

2. Каждый вид типового задания подробно разбирается во время аудиторного занятия либо в форме устного обсуждения, либо решается на доске, причем работающий у доски выполняет свой вариант задания, а остальные члены группы копируют его решение в тетради. В результате накапливается весь спектр разобранных

типовых упражнений, необходимый для самостоятельного выполнения домашней работы.

3. Заметим, что решение у доски оценивается только при желании обучающегося. Это существенно повышает эффективность работы аудитории на практическом занятии и позволяет проявить активность слабым курсантам, давая им возможность разобрать свое индивидуальное задание с преподавателем и всей группой, причем без страха получения неудовлетворительной отметки и снижения темпа учебного процесса.

Положительной чертой такого подхода является возможность оперативного получения обратной связи, что позволяет педагогу формировать более полное представление о способностях обучающихся, наблюдать процесс их развития, оперативно помогать преодолевать возникающие затруднения в усвоении материала.

4. При работе со своим вариантом индивидуальных заданий отсутствует строгое разграничение на «классные» и «домашние» примеры, но требуется выполнить весь комплект.

5. Полностью решенные комплекты проверяются преподавателем, и при наличии ошибки, недостаточно логичного или развернутого решения они возвращаются на доработку.

6. После выполнения комплекта индивидуальных заданий текущего модуля проводится его защита, во время которой от обучающихся требуется продемонстрировать умения и навыки, используя знания, накопленные как по текущей теме, так и по всем ранее изученным. Количество вопросов, задаваемых преподавателем на защите, оговаривается заранее и остается неизменным, что изначально ставит всех курсантов и студентов в равные условия. Время на ответ неограниченно,

20

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

но фиксированно в рамках отведенного на защиту учебного занятия, поэтому если обучающийся не может ответить сразу или после непродолжительного размышления, то он должен уступить очередь товарищу и самостоятельно разобраться с проблемой, используя любые доступные ему источники информации.

7. Вопросы для защиты подбираются таким образом, чтобы можно было оценить степень понимания курсантом изученного материала, проверить, осознанно ли он использует приобретенные умения и навыки, то есть может ли работать с нестандартными задачами или же его уровень - механическое повторение заученных алгоритмов решения типовых примеров. Оценивается защита индивидуальных заданий на «зачет/незачет», причем первое выставляется только при полностью выполненном и защищенном комплекте, второе - в остальных случаях.

8. Решение индивидуального задания, его проверка, корректировка и защита ограничиваются временными рамками, стимулом для соблюдения которых может выступать увеличение баллов при балль-но-рейтинговой системе оценивания, или сокращение количества дополнительных вопросов на зачете, или возможность использования защищенного комплекта во время промежуточной аттестации, или иные способы поощрения.

На заключительном занятии каждого модуля проводится проверочная работа, которая построена на типовых примерах комплекта индивидуальных заданий темы или содержит теоретические вопросы. На основе этой письменной работы обучающийся и получает оценку за усвоение пройденного материала, так как при ее выполнении он должен продемонстрировать не только выработанные умения и навыки, но и уровень своих знаний.

Здесь он должен воспроизвести те формулы, теоремы, алгоритмы и методы, которыми овладел по мере прохождения темы.

Выбор вида проверочной работы (теоретической или практической) зависит от конкретного раздела дисциплины. Так, если основной упор в нем делается на методах и алгоритмах (как, например, при изучении пределов или неопределенных интегралов), то целесообразно проводить контрольную работу, содержащую только практические задания. Если тема содержит обширный теоретический материал (формулировки определений, теорем, алгоритмов, правил преобразований, графики функций и другое), то можно использовать либо смешанную проверочную работу, либо разбить ее на две: содержащую только теоретические вопросы и только практические задания.

Система оценивания контрольной работы четко сформулирована и известна аудитории до начала ее выполнения. Например, предварительно оговаривается, что шесть правильно решенных примеров с необходимыми подробными пояснениями и выкладками оцениваются в три балла (по пятибалльной шкале), восемь решенных примеров - в четыре балла, а десять - в пять. Таким образом, достигается прозрачность выставленных оценок и обучающийся может самостоятельно определить свой уровень знаний.

Завершается изучение дисциплины итоговым тестированием. Его задача -обобщить накопленные знания и актуализировать базовые понятия и положения курса, так как многие курсанты и студенты с течением некоторого времени частично забывают изученный ранее материал, что нарушает принцип полного усвоения знаний. Оценочной категорией здесь, как и при защите комплекта индивидуальных заданий, является «зачет/

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020

21

незачет», при этом число попыток прохождения теста неограниченно, а время фиксированно.

При организации образовательного процесса в рамках описанной технологии обучающийся сначала приходит к осознанному восприятию своих действий, их пониманию, затем овладевает необходимыми умениями и навыками решения типовых упражнений, а уже после этого старается давать им четкие обоснования, осознавая формулировки и определения, которые, базируясь на усвоенном практическом материале, становятся понятны курсантам и приобретают смысл.

Таким образом, на основании знаний, полученных при изучении предшествующего модуля дисциплины, школьного курса или смежных дисциплин, обучающийся под руководством преподавателя приобретает умения и навыки, необходимые для решения новых задач, а на их основе постепенно формирует базу знаний текущего модуля.

Описанный метод наиболее эффективен при работе с небольшими группами (примерно 15 человек), где в большей мере проявляются обучающие и контролирующие функции комплекта индивидуальных заданий, курсанты и студенты демонстрируют большую самостоятельность при освоении темы, а у преподава-

теля имеется возможность уделить достаточное внимание каждому.

При увеличении числа обучающихся педагогу необходимо детальнее продумывать форму проведения защиты индивидуальных заданий, организовывать ее таким образом, чтобы опрос членов учебной группы уложился в одно аудиторное занятие или другое, специально отведенное время. Построить учебный процесс на этой стадии можно с помощью электронно-образовательной среды, вынеся в нее часть вопросов и заданий.

В заключение отметим, что занятия, построенные на основе постулатов теории полного усвоения, позволяют сделать учебный процесс динамичнее, вовлечь в активную работу большее количество курсантов и студентов, мотивированных возможностью решить свой вариант индивидуального задания в классе под непосредственным контролем преподавателя. Это приводит к отсутствию дефицита желающих отвечать у доски, появлению интереса к активной работе в классе, удовлетворению от найденного решения, отсутствию опасения допустить ошибку, уверенности в собственных силах. Все это в совокупности стимулирует обучающихся к достижению результатов, уплотнению и интенсификации всего учебного процесса в целом. ф

1. Купцов М. И., Маскина М. С. Применение метода проектов при преподавании математических дисциплин для экономических специальностей // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. Т. 6, № 1. С. 77-81.

2. Маскина М. С., Видов С. В. Учет индивидуальных психологических особенностей курсантов Академии ФСИН России при обучении дисциплинам информационно-технической и математической направленности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 8. С. 22-29.

3. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии : учебное пособие. В 2 книгах. Книга 2. Челябинск : ЧГПУ, 2012. С. 51.

4. Островская А. Е. Технология полного усвоения знаний в зарубежной педагогической науке: исторический аспект // Актуальные проблемы гуманитарных наук : материалы науч.-методич. семинара. Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского государственного университета. 2019. С. 81-83.

22

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

5. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. М. : Луч, 2016. 640 с.

6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 92 с.

7. Давыдочкина С. В., Маскина М. С. Применение технологии полного усвоения при организации занятий по дисциплинам математического цикла // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019. Т. 8, № 2. С. 60-65.

8. Левчук З. К. Самостоятельная работа студентов в контексте технологии полного усвоения знаний // Педагогические инновации - 2017 : материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. (Витебск, 17 мая 2017 г.). Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2017. С. 187-188.

9. Парфенова Н. Н. Возможность применения технологии полного усвоения знаний при изучении математики в техническом вузе // Достижения вузовской науки. 2013. № 3. С. 61-64.

10. Давыдочкина С. В., Маскина М. С. Организация занятий по математическим дисциплинам на основе технологии полного усвоения в вузах экономической направленности // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 5. С. 48-55.

11. Маскина М. С., Купцов М. И. Математика : учебник для образовательных организаций высшего образования ФСИН России, ведущих подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы по специальности «Тыловое обеспечение». Рязань : Академия ФСИН России, 2018. 347 с.

1. Kuptsov, M. I., Maskina, M. S. (2017) Application of the project method in the teaching of mathematical disciplines for economic specialties // Research and Development. Social and humanitarian research and technology. Vol. 6, 1, 77-81.

2. Maskina, M. S., Vidov, S. V. (2019) Consideration of specific psychological features of cadets of FPS of Russia Academy when training in disciplines of information and technical and mathematical orientation // Bulletin of the penal system. 8, 22-29.

3. Zaitsev, V. S. (2012) Modern pedagogical technologies : training manual. In 2 volumes. Volume 2. Chelyabinsk : South Ural State Humanitarian Pedagogical University, p. 51.

4. Ostrovskaya, A. E. (2019) The technology of complete mastering of knowledge in foreign pedagogical science: historical aspect // Actual problems of the humanities : materials of a scientific-methodological seminar. Nizhnevartovsk : Publishing House of the Nizhnevartovsk State University, pp. 81-83.

5. Klarin, M. V. (2016) Innovative training models: a study of world experience. Moscow : Luch, 640 p.

6. Bespalko, V. P. (1989) Components of educational technology. Moscow : Pedagogy, 92 p.

7. Davydochkina, S. V., Maskina, M. S. (2019) The use of full mastering technology in the organization of classes in disciplines of the mathematical cycle // Research and Development. Social and humanitarian research and technology. Vol. 8, 2, 60-65.

8. Levchuk, Z. K. (2017) Independent work of students in the context of the technology for complete mastering of knowledge // Pedagogical Innovations - 2017 : materials of the international scientific-practical internet-conference (Vitebsk, May 17, 2017). Vitebsk : P. M. Masherov Vitebsk State University, pp. 187-188.

9. Parfenova, N. N. (2013) The possibility of applying the technology of complete mastering of knowledge in the study of mathematics in a technical university // Achievements of university science. 3, 61-64.

10. Davydochkina S. V., Maskina, M. S. (2019) Organization of lessons on mathematical disciplines based on mastery learning in universities of economic orientation // Pedagogical Review. 5, 48-55.

11. Maskina, M. S., Kuptsov, M. I. (2018) Mathematics : a textbook for educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia, training specialists for the penal system in the specialty «Logistics Support». Ryazan : The Academy of the FPS of Russia, 347 p.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2020 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.