в частности со стороны гемодинамики. Частота сердечных сокращений через 3 ч после начала работы повышалась на 18 в минуту, т. е. на 22,14 (Р<0,01), а у отдельных лиц достигала 120 в минуту. Среднесменный показатель составил 98,8±2,4 в минуту. К концу смены отмечено снижение систолического и некоторое повышение диастолического давления, что свидетельствовало о неадекватном для рабочей нагрузки изменении кровообращения (М. И. Виноградов). Пульсовое давление во время работы возрастало на 9.8%, систолический объем — на 5,9%, а среднее динамическое давление — на 1,8%.
Данные расчетов саморегуляции кровообращения по-■а'зывают, что к концу работы минутный объем кровообращения (МОК) у рабочих повышался на 30,8% (Р<0,001). Однако следует отметить, что его увеличение при работе происходило за счет роста частоты сердечных сокращений, а не систолического объема крови.
Периферическое сопротивление сосудов (ПСС) в результате работы снижалось с 203,8±11,5 до 162,6± ±11,9 кПа с/л, т. е. на 23,5 (Р<0,001). Уменьшение ПСС при увеличении МОК свидетельствует об увеличении проходимости сосудов в связи с повышением физической нагрузки (И. И. Лихницкая).
О выраженных нарушениях гемодинамики в связи с физической нагрузкей свидетельствуют также данные об изменении нервно-мышечной системы: мышечная сила и статическая выносливость досторерно снижались к концу работы соответственно на 30,2 и 42,4% (Р<0,001).
Уменьшение мышечной силы и выносливости мышц является результатом утомления, связанного с выполнением физической нагрузки в неблагоприятных производственных условиях. Данное предположение подтверждается в работах В. В. Розенблата, А. О. Навакатикяпа и др.
Условия труда оказывают также существенное влияние на формирование терморегуляции организма рабочих, проявляющейся п изменениях температуры кожи открытых и закрытых участков тела. Так, к концу смены температура кожи лба и правой руки у рабочих достоверно увеличилась соответственно на 19,4 и 24,7% (Я<0,001). Температура кожи груди к концу работы возрастала на 3,2% (Р <0,05). Установлено также, что при обрезке корневищ у рабочих нарушаются соотношения температуры кожи, что подтверждается сглаживанием разницы температуры кожи лба и кисти в конце смены до 0,6 °С, т. е. на 40% от исходного уровня. Особенно наглядно это прослеживается на протяжении недели: если в понедельник эта разница равна 0,6% (40% от исходного), в среду—0,7 °С, или 33,3%, то в пятницу — 0,1 °С, или 9,1%.
При анализе показателей, характеризующих физиологические функции у рабочих во время подрезки корневищ, выраженных изменений функций ЦНС в динамике рабочего дня и недели не выявлено, что может быть обусловлено отсутствием нервно-эмоционального напряжения в процессе работы. По классификациям А. О. Навакатикяпа и соавт. Е. Н. Марченко и соавт., она может быть отнесена к I категории напряженности. Однако степень тяжести по этим классификациям значительна—III (тяжелая), о чем свидетельствуют снижение мышечной выносливости к. статической нагрузке к концу рабочего дня . на 42,4%, суточные энерготраты 2112 ккал, мощность'!* внешней работы 77 Вт, среднесменная частота пульса 98,8±2,4 в минуту, а также выраженная статическая нагрузка (вынужденные наклоны до 30° и более и работа на коленях в течение 63,5% рабочего дня) и неблагоприятные метеорологические условия в этот период года.
Таким образом, при обрезке корневищ хмеля у рабочих возникают выраженные изменения различных органов и систем, что убедительно свидетельствует о необходимости механизации этого процесса. По нашим рекомендациям в настоящее время в хмелехозяйствах республики уже внедренр более 45 приспособлений ПКХ-1, используемых для механизированной подрезки корневищ хмеля. Кроме того, на период подрезки корневищ у хме-леплантаций устанавливаются вагончики для обогревания и пребывания рабочих во время перерывов, а также для гигиенических процедур и принятия пищи.
Литература. Виноградов (Л. Я. — В кн.: Руководство по физиологии труда. М., 1969, с. 185—202. Ковалев В. И., Срапьян Н. — Техника в сельск. хоз-ве,
1974, № 7, с. 34—35. Леман Г. Практическая физиология труда. М., 1967. Лихницкая И. И. Методика определения степени физиологического напряжения при производственной деятельности и возможности ее использования в мероприятиях по научной организации труда. Л., 1973. Марченко Е. #.. Какдор И. С.. Розанов Л. С. — Гиг. труда, 1972, № 3. с. 4—12. Навакатикян А. О., Кцндиев Ю. И., Охрименко А. Я.
и др. — Там же, 1971, № 7, с. 3—7. ^
Навакатикян А. О. — В кн.: Гигиена труда. Киев, 1981,
вып. 17, с. 12—21. Розенблат В. В. — В кн.: Функции организма в процессе
труда. М., 1975, с. 8—30. Уманец А. М., Онуфриенко Ю- Ф,, Магаляс И. П. —
В кн.: Хмелеводство. Киев, 1979, вып. 1, с. 58—61. Ясинецкий В. А. — Мех. с1льськ. господ., 1972, № 7, с. 17—18.
Поступала 02.03.82
УДК 614.3/.4:061.6
Н. П. Гребняк
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
Калининская районная санэпидстанция, Донецк
Проблема оптимизации санитарно-гигиенического надзора тесно связана . с осуществлением лабораторного контроля. В связи с этим в Калининской районной санэпидстанции постоянно осуществляется работа по улучшению организации лабораторного контроля на промышленных предприятиях. В основе деятельности лаборатории гигиены труда лежат годовой план и месячные планы-графики. В годовом плане отражаются организационные мероприятия, работа с кадрами, научно-методи-ческая работа, мероприятия по укреплению материально-технической базы и финансовой деятельности, санитарно-гигиенические мероприятия. В месячных планах-графиках наряду с другими данными также указывается
число пылегазовых анализов и инструментальных замеров, отмечается фактическое выполнение этих планов, число анализов и замеров с отклонениями от ПДК или нормы.
На каждый объект заведена специальная папка, в которой подшиты все протоколы обследования, резуль-таты анализов, предписания о необходимости проведения V мероприятий. В специальный конверт вложены план-схемы предприятия с указанием пыле- и газоопасных мест, унифицированный план точек отбора проб и проведения инструментальных замеров' с указанием конкретных рабочих мест. Унифицированные планы точек отбора проб ежегодно уточняются врачебно-инженерной бригадой в
составе врача по гигиене труда, врача-лаборанта, инженера по технике безопасности и цехового врача.
В целях обеспечения своевременного проведения анализов, выдачи санитарно-гигиенического заключения и рекомендаций ведется специальный журнал. В нем фиксируются основные этапы работы с анализами (обследование предприятия, выполнение анализов, обработка результатов, выдача заключения и рекомендаций). Ведение указанной учетной формы способствует ускорению в 1,3—1,5 раза сроков отсылки на предприятия результатов анализов, санитарно-гигиенического заключения и рекомендаций по оздоровлению условий труда.
Качество лабораторного контроля в значительной степени зависит от правильности отбора проб на предприятии. При взятии проб лаборанты руководствуются модифицированной нами первичной документацией: «Протоколом отбора проб воздуха рабочей зоны», «Протоколом изучения общего уровня шума», «Протоколом изучения частотных характеристик шума», «Протоколом исследования освещенности». В первом документе обязательно указываются загрузка оборудования, наличие и тип вентиляционной системы, нарушения технологического режима; производственная операция в момент отбора проб. Объем протянутого воздуха приводится к стандартным условиям.
По результатам лабораторного обследования на предприятие направляются анализы с указанием средней арифметической, минимальной и максимальной концентраций вредных веществ, среднеквадратического отклонения, а также ошибки измерения. Санитарно-гигиеническая оценка условий труда оформляется в виде заключения. В общей части заключения должна содержаться следующая информация: общий объем отобранных на предприятии проб и произведенных инструментальных замеров, число определенных ингредиентов, число обнаруженных вредных веществ, в том числе 1 и II классов опасности, удельный вес анализов с превышением ПДК, вредные вещества, концентрации которых более ПДК, удельный вес рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. После этого указываются рабочие места и точки, где выявлены превышения ПДК или отклонения от нормы физических факторов, а также степень превышения ПДК.
Улучшению совместной деятельности отдела и лаборатории способствовала разработанная нами «Единая карта /-»бораторного контроля». Ее основные разделы: результат обследования», состояние условий труда, динамическое наблюдение за производственной средой, заболеваемость, мероприятия по улучшению условий труда. В разделе «Результаты обследования» поквартально отмечается! общее число выполненных анализов, определяемых ингредиентов и инструментальных замеров. Одновременно определяется удельный вес анализов и замеров с превышением ПДК или отклонениями от нормы.
Важным моментом в 0цснке неблагоприятных факторов, формирующих условия труда, является объективизация характеристики его условий. Для интегральной оценки условий труда используются рекомендованные А. Л. Ре-шетюком, Г. В. Лесенко следующие критерии: показатель санитарной опасности, коэффициенты шума, загазованности, освещенности, микроклиматических условий.
Состояние производственной среды на предприятии в целом характеризуется удельным весом рабочих мест
с неудовлетворительными условиями труда. Гигиеническая характеристика условий труда осуществляется по показателю санитарной опасности, коэффициентам шума, загазованности и др. Особо выделяются, учитывая степень опасности для здоровья трудящихся, случаи превышения ПДК вредных веществ I и II классов опасности. Сведения, содержащиеся в разделе «Динамическое наблюдение за производственной средой», характеризуют санитарно-гигиенические условия труда на отдельных участках в динамике за ряд лет и могут также использоваться для целей диагностики профессиональных заболеваний. Состояние заболеваемости анализируется по цехам, профессиям, нозологическим формам во взаимосвязи с производственной средой.
С целью выяснения роли условий труда в формировании уровня нетрудоспособности проведена статистическая обработка результатов наблюдения за 1980—1981 гг. Корреляционный анализ указал на наличие тесной взаимосвязи между общей заболеваемостью (число случаев на 100 работающих) и условиями труда рабочих промышленных предприятий района. Коэффициенты корреляции между уровнем заболеваемости, с одной стороны, и отклонением анализов от ПДК и отклонением микроклиматических условий от нормы — с другой, составили соответственно 0,58 и 0,55 (Ж0.05). Информация о временной утрате трудоспособности также используется для определения эффективности осуществляемых на предприятиях санитарно-оздоровитсльных мероприятий.
Повышению эффективности санитарно-гигиенического надзора на промышленных предприятиях в значительной степени способствовало целенаправленное использование результатов лабораторного контроля при разработке оздоровительных мероприятий. Так, коэффициент корреляции между отклонением анализов от ПДК и числом предложений по улучшению вентиляции составил 0,72 (Ж0,05). Наличие сильной взаимосвязи между основными показателями работы отделения гигиены труда и лаборатории свидетельствует о достаточно высоком уровне совместной деятельности в деле охраны здоровья трудящихся. Санитарно-оздоровительныс мероприятия разрабатывались в основном в направлении замены устаревшего оборудования новым, соблюдения технологических регламентов, контроля и реконструкции вентиляционных систем. Предложенные мероприятия позволили снизить концентрацию вредных веществ, о чем свидетельствует уменьшение показателя санитарной опасности на 0,06±0,01 (Р<0,05) при одновременном повышении коэффициента загазованности на 0,12±0,03 (Я<0,05). Улучшение условий труда сопровождалось снижением на 6—14% заболеваемости с временной утратой трудоспособности у работающих.
Таким образом, применение описанной формы лабораторного контроля является одним нз путей повышения эффективности санитарного надзора на основе комплексного подхода к изучению условий труда с учетом заболеваемости и санитарно-гигиенических мероприятий.
Литература. Лесенко Г. В. Организация безопасности труда на производстве. Киев, 1977. Решетюк А. Л. — В кн.: Актуальные вопросы краевой гигиены Донбасса и физиология труда в глубоких угольных шахтах. Киев, 1972 с. 8—9.
Поступила 04.02.82