Научная статья на тему 'Опыт организации интегрированной экскурсии для решения задач дисциплины «Управление качеством»'

Опыт организации интегрированной экскурсии для решения задач дисциплины «Управление качеством» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
12
Поделиться
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫЕЗДНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / QUALITY CONTROL / HIGHER EDUCATION / COMPETENCES / ONSITE EXCURSION / VIRTUAL EXCURSION / TECHNOLOGICAL PROCESSES' AUTOMATION / MACHINE BUILDING ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокин В.Я.

В статье соотнесены государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», одной из задач которой является улучшение качества продукции машиностроения, и роль организаций системы высшего образования в решении этой задачи. Продемонстрирован опыт преподавания дисциплины «Управление качеством» при подготовке бакалавров техники и технологии, обучающихся по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств» в Чайковском филиале Пермского национального исследовательского политехнического университета. Раскрыт алгоритм проведения занятия в форме интегрированной экскурсии-демонстрации на машиностроительное предприятие. Рассмотрены критерии выбора предприятия в качестве объекта проведения экскурсии. Описана технология проведения виртуальной экскурсии, базирующаяся на изучении информации, выложенной для открытого доступа на официальном сайте предприятия объекта экскурсии. Выделены вопросы, подлежащие изучению в ходе выездной экскурсии на передовое машиностроительное предприятие. Обоснованы факторы повышения эффективности решения задач дисциплины «Управление качеством» в процессе проведения занятия в форме интегрированной виртуальной и выездной экскурсии. Описаны условия, соблюдение которых обеспечивает положительный эффект от проведения учебных занятий в форме интегрированной экскурсии при освоении дисциплины «Управление качеством».

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокин В.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Integrated excursion’s organization experience for objectives’ solution of the discipline «quality control»

The article analyzes the state program of the Russian Federation “Development of industry and its competitiveness rise”, and one of the objectives of this program is quality ’s improvement of machine building production ’s quality and the role of higher education in this solution. The paper demonstrates the experience of teaching discipline as “Quality control” in training of bachelors in the sphere of technics and technologies and with the study program “Automation of technological processes and productions” at Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University. The paper exposes an algorithm of a lesson ’s holding in the form of integrated excursion, demonstration on machine building enterprise. The author considers criteria of selecting enterprises as an object of holding excursion. The article describes a technology of holding virtual excursion, based on studying information with open access posted on official sites of enterprises, object of excursion. There is a set of questions must be studied in the process of onsite excursion to an advanced machine building enterprise. The article substantiates the factors of efficiency rise tasks for the discipline “Quality control” in the process of holding lesson in the form of integrated virtual and onsite excursion. The paper describes the conditions following of which provides favorable effect from holding lessons in the form of integrated excursion during mastering the discipline “Quality control”.

Текст научной работы на тему «Опыт организации интегрированной экскурсии для решения задач дисциплины «Управление качеством»»

В.Я. Фокин, канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики, управления и предпринимательства, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, vlad-f62@yandex.ru

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

В статье соотнесены государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», одной из задач которой является улучшение качества продукции машиностроения, и роль организаций системы высшего образования в решении этой задачи. Продемонстрирован опыт преподавания дисциплины «Управление качеством» при подготовке бакалавров техники и технологии, обучающихся по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств» в Чайковском филиале Пермского национального исследовательского политехнического университета. Раскрыт алгоритм проведения занятия в форме интегрированной экскурсии-демонстрации на машиностроительное предприятие. Рассмотрены критерии выбора предприятия в качестве объекта проведения экскурсии. Описана технология проведения виртуальной экскурсии, базирующаяся на изучении информации, выложенной для открытого доступа на официальном сайте предприятия - объекта экскурсии. Выделены вопросы, подлежащие изучению в ходе выездной экскурсии на передовое машиностроительное предприятие. Обоснованы факторы повышения эффективности решения задач дисциплины «Управление качеством» в процессе проведения занятия в форме интегрированной виртуальной и выездной экскурсии. Описаны условия, соблюдение которых обеспечивает положительный эффект от проведения учебных занятий в форме интегрированной экскурсии при освоении дисциплины «Управление качеством».

Ключевые слова: управление качеством, высшее образование, компетенции, выездная экскурсия, виртуальная экскурсия, автоматизация технологических процессов, машиностроительное предприятие.

Одной из стратегических целей развития Российской Федерации является повышение конкурентоспособности выпускаемой в стране продукции несырьевого сектора экономики, в том числе продукции металлообрабатывающей и машиностроительной отраслей. Для достижения этой цели в стране разработана государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», одной из задач которой является улучшение качества продукции машиностроения1.

Повышение конкурентоспособности продукции посредством решения задачи улучшения ее качества зависит от ряда факторов. Одним из таких факторов является подготовка для машиностроительных предприятий квалифицированных специалистов, владеющих комплексом компетенций, необходимых для работы в машиностроительной отрасли, характеризующейся ростом уровня механизации и автоматизации, который, по данным Б.Я. Татарских, за период с 1990 года по 2015 год повысился с 59,4 до 66,8%2.

Как следствие - на машиностроительных предприятиях увеличилась потребность в квалифицированных специалистах, способных обслуживать высокопроизводительное автоматизированное оборудование. В рамках решения задачи удовлетворения потребностей машиностроительной отрасли в квалифицированных инженерных кадрах Чайковским филиалом Пермского национального исследовательского политехнического университета (ЧФ ПНИПУ) реализуется учебный план по направлению подготовки 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств, профиль «Автоматизация технологических процессов и производств в машиностроении и энергетике», предусматривающий изучение дисциплины «Управление качеством». Задачи этой учебной дисциплины, прописанные в рабочей программе, таковы:

— формирование комплексных знаний о принципах и закономерностях управления качеством продукции, о методах планирования и управления деятельностью по контролю качества на предприятии;

— формирование знаний о формах, характере и порядке взаимосвязи и взаимодействия управления качеством с мероприятиями по проектированию процессов разработки, изготовления и внедрения продукции;

— формирование знаний о закономерностях и принципах управления качеством в соответствии с техническими заданиями;

— усвоение принципов и методов организации работ по управлению качеством;

— формирование навыков управления качеством продукции предприятия в условиях многофакторного роста и развития.

Для решения перечисленных задач в процессе преподавания дисциплины «Управление качеством» в ЧФ ПНИПУ наряду с традиционными лекциями и практическими занятиями проводится интегрированное занятие в форме экскурсии-демонстрации, являющейся, как пишут Н.В. Уткина и Л.Б. Есина, «наиболее наглядной

формой ознакомления экскурсантов с природными явлениями, производственными процессами и т.д.» 3.

Объектом экскурсии является местное машиностроительное предприятие - Чайковский филиал АО «Газпром бытовые системы», выбранное для посещения с целью изучения его деятельности, направленной на повышение качества выпускаемой продукции, по следующим причинам:

1. Предприятие выпускает под торговой маркой «Darina» более 50 моделей и множество модификаций газовых и комбинированных плит, а также встраиваемые духовые шкафы и варочные поверхности. В соответствии с общероссийским классификатором основным видом экономической деятельности предприятия является производство машин и оборудования, а именно производство печей и печных горелок (ОКВЭД: 29.21), что полностью соответствует направлению и профилю подготовки будущих бакалавров техники и технологии, обучающихся в ЧФ ПНИПУ

2. Производство большей части собственных комплектующих для выпускаемых заводом изделий осуществляется на современном, высокоточном металлообрабатывающем оборудовании ведущих европейских фирм: «Maho», «Agie», «Dekel», «Mikron» и т. д. Оборудование, установленное на участке холодной штамповки и в цехе покрытия деталей корпусов выпускаемых изделий, представляет собой роботизированные технологические линии, работающие в автоматическом и полуавтоматическом режиме. Поэтому наблюдение за работой такого оборудования позволяет студентам получить наглядное представление о той производственной среде, которая ждет их после получения диплома в случае трудоустройства на современное машиностроительное предприятие.

3. Применение современных методов производства, базирующегося на высокой степени автоматизации технологических

Наблюдение за работой оборудования позволяет студентам получить наглядное представление о той производственной среде, которая ждет их после получения диплома в случае трудоустройства на современное машиностроительное предприятие.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

процессов, позволяет предприятию повышать уровень качества продукции, наращивать объемы производства, укреплять позиции как на внутреннем рынке, так и на рынках стран ближнего зарубежья. Поэтому получение комплексной, наглядной, детальной информации о влиянии автоматизации производства на качество выпускаемой продукции и рыночный успех предприятия позволяет повысить эффективность решения задач изучения дисциплины «Управление качеством».

4. В качестве представителя предприятия к проведению экскурсии привлекается один из ключевых руководителей Чайковского филиала АО «Газпром бытовые системы», занимающий должность «начальник отдела развития систем качества - главный контролер предприятия». Необходимая теоретическая подготовка и большой практический опыт управления качеством на машиностроительных предприятиях, отраженные в ряде научных публикаций4, позволяют этому специалисту всесторонне осветить опыт повышения качества выпускаемой продукции как в масштабах машиностроительной отрасли, так и на предприятии, являющемся объектом экскурсии; довести до студентов

ключевую мысль о том, что главная составляющая качества продукции завода - это ее способность удовлетворять требования потребителя при условии соблюдения технических стандартов качества; раскрыть вопрос о том, какую роль в качестве играют автоматизация технологических процессов и персонал предприятия. Все это в совокупности влияет на повышение эффективности изучения дисциплины.

Экскурсия проводится в два этапа, согласно разработанному автором алгоритму, апробированному ранее в процессе изучения дисциплины «Экономика и организация инновационной деятельности предприятий и организаций» и описанному в уже опубликованных работах5.

Первый этап представляет собой виртуальную экскурсию на завод, осуществляемую посредством изучения и анализа информации, размещенной на официальном сайте Чайковского филиала АО «Газпром бытовые системы», в компьютерном классе, оснащенном оборудованием для выхода в Интернет. Виртуальная экскурсия является эффективной формой организации учебного процесса. Ее применение основывается на учете тенденций современного образовательного со-

циума, в котором обогащение новой инфор- теоретическим материалом. Студентами мацией происходит посредством экрана - строится сопоставительная таблица теоре-через Интернет, различные образовательные тических подходов к управлению качеством

других экранных с опытом реального предприятия, достигшим практических успе-

порталы, использование 36 Мыслитель-

ресурсов

ная активность при этом базируется на аудио-визуальном мировосприятии, а клиповое сознание, присущее современному студенчеству, «формируется как средство адаптации человека к быстро растущему потоку информации»7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На официальном сайте Чайковского филиала АО «Газпром бытовые системы» представлены документы и другая информация, которую изучают студенты: о соответствии продукции предприятия международным стандартам качества; о наличии на предприятии сертификатов системы менеджмента качества применительно к проектированию, производству и сервисному обслуживанию производимой продукции, выданных представителями международной сети сертификации «^№1;» (г. Берн); о внедрении на предприятии современных методов производства, направленных на достижение европейского уровня качества продукции; о технологии работы с отечественными и зарубежными поставщиками, соблюдение которой обеспечивает необходимый уровень качества сырья, материалов и комплектующих, используемых в процессе производства продукции, выпускаемой предприятием; о работе по удовлетворению потребностей рядовых граждан и строительных фирм в качественной продукции, включая расширение ассортимента, улучшение потребительских свойств, сервисное, гарантийное и послегарантийное обслуживание выпускаемой продукции, и т.д.8

Изучение выложенной на сайте информации соотносится с ранее изученным

Получение комплексной, наглядной, детальной информации о влиянии автоматизации производства на качество выпускаемой продукции и рыночный

успех предприятия позволяет повысить эффективность решения задач изучения дисциплины «Управление качеством».

Виртуальная экскурсия является эффективной формой организации учебного процесса. Ее применение основывается на учете тенденций современного образовательного социума, в котором обогащение новой информацией происходит посредством экрана -через Интернет, различные образовательные порталы.

хов в этой сфере.

Второй этап проводится в выездной форме и предусматривает трехчасовое посещение предприятия. Во время реализации этого этапа представителем предприятия, отвечающим за проведение экскурсии и заранее ознакомленным с содержанием рабочей программы, проводится обзорная лекция по вопросам управления качеством на предприятии. Лекция включает теоретический материал о принципах обеспечения качества, функциях управления качеством продукции, особенностях мотивации и обучения персонала, контроле за качеством выпускаемой продукции и т. д.; приводятся примеры того, как эти теоретические подходы реализуются на практике в Чайковском филиале АО «Газпром бытовые системы».

После сорокаминутной лекции студентов проводят по всем цехам предприятия, начиная с заготовительного производства и заканчивая складом готовой продукции. В каждом цехе представителем предприятия детально раскрываются вопросы обеспечения качества выпускаемой продукции на соответствующем этапе производственных и контрольных операций. Занятие завершается после того как студенты получают ответы на появившиеся у них по итогам посещения завода вопросы в области управления качеством продукции.

Проведение занятия в форме интегрированной экскурсии-демонстрации на передовое машиностроительное предприятие позволяет студентам:

1. Обогатить полученные ранее теоретические знания о принципах обеспечения качества и функциях управления качеством продукции.

2. Соотнести теорию и практику управления качеством продукции.

3. Повысить уровень понимания ранее изученной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».

4. Повысить качество восприятия последующих дисциплин, предусмотренных для изучения учебным планом по направлению подготовки 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств, и т. д.

Общая совокупность положительных эффектов от проведения учебных занятий в форме интегрированной виртуальной и выездной экскурсии заключается в решении задач освоения дисциплины «Управление качеством» с учетом положений упомянутого выше программного правительственного документа. Это становится возможным при условии правильного выбора предприятия - объекта экскурсии, тщательной подготовки занятия, запланированного в форме интегрированной экскурсии, вовлечения в этот процесс руководства и компетентных в сфере управления качеством представителей предприятия. ^

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328. URL: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 16.02.2017).

2. Татарских Б.Я. Технологические резервы повышения эффективности труда в отечественном машиностроении // Экономика и управление народным хозяйством. 2016. № 4 (137). С. 57.

3. Уткина Н.В., Есина Л.Б. Производственная экскурсия как форма организации образовательного процесса в высшей школе // Университетское образование: сб. ст. XIX Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Пенза, 9-10 апр. 2015 г.: в 2 т. / под ред. А. Д. Гулякова, Р.М. Печерской. Пенза: Изд-во ПГУ 2015. Т. 1. С. 292.

4. Панченко В.А. Оценка знаний // Стандарты и качество. 2009. № 2. С. 69; Панченко В. А. Качество: по учебнику или для потребителя? // Стандарты и качество. 2014. № 4. С. 100.

5. Фокин В.Я. Экскурсия на инновационное предприятие как средство подготовки инновационного человека // Дискуссия. 2016. № 7 (70). С. 124-128; Фокин В.Я. Виртуальная экскурсия как средство обучения студентов технического вуза // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2016. Т. 1. С. 347349.

6. Каргапольцева Н.А., Ивлев А.А. К проблеме социализации личности студента университета средствами экранной культуры // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 13 (188). С. 37-40.

7. Кошель В.А., Сегал А.П. «Клиповое мышление» как форма обыденного сознания // Международный академический вестник. 2015. № 4 (10). С. 19.

8. Чайковский филиал АО «Газпром бытовые системы» [Электронный ресурс]. URL: http://www. darina.su (дата обращения: 01.03.2017).

INTEGRATED EXCURSION'S ORGANIZATION EXPERIENCE FOR OBJECTIVES' SOLUTION OF THE DISCIPLINE "QUALITY CONTROL"

V.Y. Fokin, Candidate of Economics, Docent, The department of economics, administration and entrepreneurship, Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia, vlad-f62@yandex.ru

The article analyzes the state program of the Russian Federation "Development of industry and its competitiveness rise", and one of the objectives of this program is quality's improvement of machine building production's quality and the role of higher education in this solution. The paper demonstrates the experience of teaching discipline as "Quality control" in training of bachelors in the sphere

of technics and technologies and with the study program "Automation of technological processes and productions " at Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University. The paper exposes an algorithm of a lesson's holding in the form of integrated excursion, demonstration on machine building enterprise. The author considers criteria of selecting enterprises as an object of holding excursion. The article describes a technology of holding virtual excursion, based on studying information with open access posted on official sites of enterprises, object of excursion. There is a set of questions must be studied in the process of onsite excursion to an advanced machine building enterprise. The article substantiates the factors of efficiency rise tasks for the discipline "Quality control" in the process of holding lesson in the form of integrated virtual and onsite excursion. The paper describes the conditions following of which provides favorable effect from holding lessons in the form of integrated excursion during mastering the discipline "Quality control".

Key words: quality control, higher education, competences, onsite excursion, virtual excursion, technological processes' automation, machine building enterprise.

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Fed-eracii «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti» [State program of the Russian Federation «Development of industry and increasing its competitiveness»]: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. № 328. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons (accessed 16.02.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Tatarskih B.YA. Tekhnologicheskie rezervy pov-ysheniya ehffektivnosti truda v otechestvennom mashinostroenii [Technological reserves of increase of efficiency of labor in domestic engineering] // EHkonomika i upravlenie narodnym hozyajstvom. 2016. № 4 (137). S. 57.

3. Utkina N.V., Esina L.B. Proizvodstvennaya ehkskur-siya kak forma organizacii obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole [The production tour as a form of organization of educational process in higher school] // Universitetskoe obrazovanie: sb. st. XIX Mezhdunar. nauch.-metod. konf., posvyashch. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne, g. Penza, 9-10 apr. 2015 g.: v 2 t. / pod red. A.D. Gulyakova, R.M. Pe-cherskoj. Penza: Izd-vo PGU, 2015. T. 1. S. 292.

4. Panchenko V.A. Ocenka znanij [Assessment of knowledge] // Standarty i kachestvo. 2009. № 2.

5. 69; Panchenko V.A. Kachestvo: po uchebniku ili

dlya potrebitelya? // Standarty i kachestvo. 2014. № 4. S. 100.

5. Fokin VYA. EHkskursiya na innovacionnoe predpriyatie kak sredstvo podgotovki innovacion-nogo cheloveka [Excursion to innovative enterprise as a means of training innovative human] // Dis-kussiya. 2016. № 7 (70). S. 124-128; Fokin V.YA. Virtual'naya ehkskursiya kak sredstvo obucheni-ya studentov tekhnicheskogo vuza // Formiro-vanie gumanitarnoj sredy v vuze: innovacionnye obrazovatel'nye tekhnologii. Kompetentnostnyj pod-hod. 2016. T. 1. S. 347-349.

6. Kargapol'ceva N.A., Ivlev A.A. K probleme so-cializacii lichnosti studenta universiteta sredstvami ehkrannoj kul'tury [To the problem of socialization of the student of the University by means of screen culture] // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 13 (188). S. 37-40.

7. Koshel' V.A., Segal A.P. «Klipovoe myshlenie» kak forma obydennogo soznaniya [«Clip thinking» as a form of ordinary consciousness] // Mezhdunarodnyj akademicheskij vestnik. 2015. № 4 (10). S. 19.

8. CHajkovskij filial AO «Gazprom bytovye siste-my» [Tchaikovsky branch of JSC «Gazprom domestic system»]. URL: http://www.darina.su (accessed 01.03.2017).