Научная статья на тему 'Возможности виртуальной экскурсии на современное пищевое предприятие'

Возможности виртуальной экскурсии на современное пищевое предприятие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Ирина Шотовна

В современных условиях перед преподавателем встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала с использованием информационных технологий. В статье рассмотрен один из путей решения проблемы, встающей перед руководством вуза, нехватки современного оборудования в лабораториях. Виртуальная экскурсия это одна из эффективных форм организации учебного процесса в высшем учебном заведении, которая реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода и принцип познавательной деятельности. Преимущества подобной формы обучения доступность, отсутствие географических препятствий, возможность проведения сравнительного анализа различных предприятий по уровню новизны оборудования, условиям труда в любое время и в любом порядке, удобном конкретному студенту без финансовых и значительных временных затрат, возможность многоразового участия в экскурсии и просмотра прилагаемой информации и т. п. Данная форма обучения наиболее приемлема для студентов заочного обучения, у которых время учебных сессий ограничено, или для студентов, обучающихся дистанционно. Для самих предприятий пищевой/перерабатывающей отрасли виртуальная экскурсия на производство является возможностью как можно эффективнее презентовать свою деятельность, что способствует повышению доверия к качеству производимой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Capabilities of Virtual Excursion on the Modern Food Enterprise

In modern conditions, there is a need to find new forms, methods and means of presentation using information technology in teacher. The article describes one way to solve problem faced by the leadership of the higher school lack of modern equipment in the laboratories. Virtual tour this is one of the most effective forms of organization of educational process in higher education, which embodies the principles of modern pedagogical activities: the principle of competencebased approach and the principle of cognitive activity. Advantages of such form of education: access, lack of geographical barriers, the possibility of a comparative analysis of different companies on the level of novelty equipment, working conditions at any time and in any order, convenient for the given student without financial and timeconsuming, the possibility of participate in multiple tours and view the attached information, etc. This form of training is most appropriate for students of distance learning, for which the training sessions limitedly or of students studying remotely. For the enterprises of food/processing industry the virtual tour for the production is an opportunity as effectively as possible to present their activities, thereby increasing confidence in the quality of products.

Текст научной работы на тему «Возможности виртуальной экскурсии на современное пищевое предприятие»

ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.091.33-021.131

Возможности виртуальной экскурсии

на современное пищевое предприятие

И.Ш. Шумилова, канд. техн. наук

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

В настоящее время лидирующее положение в вузах занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании новых информационных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. В современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. В связи с тем, что Интернет очень прочно вошел в нашу жизнь и молодежь проявляет к нему значительный интерес, задача преподавателя заключается в том, чтобы этот интерес по максимуму положительно использовать в системе образования.

С внедрением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий изменились и образовательные цели. Акцент сместился с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей». Сегодня происходит переориентация на личностно ориентированный подход. То есть главной задачей обучения становится не передача определенной суммы знаний, а формирование умений получать и обрабатывать информацию, выработка навыков мышления высокого уровня: анализа, синтеза, оценки.

Одна из проблем образовательных подразделений - нехватка современного оборудования в технологических лабораториях. Особенно это касается тех дисциплин, содержание которых в современных условиях быстро изменяется, например, технологий в пищевой и перерабатывающей отраслях. Зачастую руководство либо не видит экономической целесообразности в образовании мини-производств в стенах вуза, либо отсутствует возможность организовать учебное мини-производство на площадках предприятий крупных агрохолдингов.

Кроме этого, даже самое современное оснащение технологической/ технической лаборатории не заменяет производство и не дает студенту полного представления о нем.

Практика студентов проходит часто на одном-двух предприятиях региона, оборудование которых или устарело, или не дает представления о разнообразии передовых технологий, так как не отвечает современным

требованиям к подготовке специалистов в связи с ограниченностью ассортимента продукции, выпускаемой данным предприятием.

С целью успешного освоения дисциплины в такой ситуации преподавателю самостоятельно приходится искать иные пути решения проблемы. Совершенно естественно, что альтернативой становится посещение предприятий АПК. За последние годы у российских аграриев появились первоклассные предприятия, которые можно с гордостью показывать и взрослым, и студентам, и школьникам.

Производственные экскурсии - это одна из многочисленных форм работы со студентами перерабатывающего и пищевого профиля обучения [1]. Они имеют большое образовательное и воспитательное значение, так как служат формой наглядного ознакомления студентов с оборудованием и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр. Если добавить сюда еще то, что мясопереработчики, кондитеры, хлебопеки, как правило, гордятся своими профессиями, охотно демонстрируют тонкости производства и угощают самых взыскательных потребителей, то посещение любого современного предприятия вызывает положительные эмоции и побуждает веру в модернизацию всей отрасли.

При проведении экскурсий, как правило, ставятся следующие цели:

• получение представления об инновационных технологических процессах;

• знакомство с разнообразным новейшим оборудованием;

• наблюдение за работой различных устройств в условиях производства;

• осознание необходимости получения обширных знаний для дальнейшей работы по специальности;

• укрепление заинтересованности студента в работе по выбранной профессии;

• знакомство с возможным местом будущей практики, а затем и работы;

• воспитание понимания производственной дисциплины и этичного поведения в условиях современного производства;

• непосредственное общение со специалистами и персоналом предприятия по выбранной профессии;

• получение информации для выбора тематики и более успешного выполнения курсового и дипломного проектов [1].

Одним из основных ограничений целенаправленного посещения студентами пищевых производств является отсутствие допуска на предприятия, оснащенные современным оборудованием и использующие новейшие технологии, в регионе обучения. А также сложности при организации учебного процесса и финансовые затраты при возможной поездке на предприятия «соседнего» региона. Данные проблемы наиболее остро стоят при обучении студентов заочного обучения, у которых время учебных сессий ограничено.

Альтернативой может служить виртуальная экскурсия, которая реализует два основных принципа современной педагогической деятельности:

принцип компетентностного подхода - получение высокого результата через деятельность студентов,

принцип познавательной деятельности - через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания.

Виртуальные экскурсии - это один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Плюсы виртуальных экскурсий: доступность; интерактивность; возможность ознакомления с технологическими процессами на предприятии, оборудованием, условиями труда в любое время и любом порядке, удобном конкретному студенту; возможность многоразового «участия» в экскурсии и просмотра прилагаемой информации; эффект присутствия; отсутствие географических препятствий; возможность проведения сравнительного анализа различных предприятий по уровню новизны современных технологий, уникальности оборудования, организации и санитарного состояния производства без финансовых и больших временных затрат; создание предпосылок для дальнейших контактов с конкретным предприятием с целью прохождения производственной практики, а в дальнейшем и трудоустройства; стимул в освоении специальности.

Минусы виртуальных экскурсий: невозможно задать вопрос в режиме реального времени, зависимость от создателей - невозможно увидеть то, что не включено в экскурсию, ограниченность впечатлений, отсутствие личностной адаптации студентов в реальных производственных условиях; отсутствие возможности знакомства с персоналом предприятия на рабочих местах; отсутствие такого воспитательного момента, как уважительное отношение к дисциплине, санитарии

INNOVATIONS IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION

и технике безопасности, так как при посещении экскурсий надевают спецодежду, халаты, обрабатывают руки дезинфицирующими средствами, а также требуется невмешательство в производственный процесс.

Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы студентов, помогает организовать деятельность по овладению научными знаниями и ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера. Однако это вовсе не означает, что реальные экскурсии должны «кануть в Лету», - необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях исходя из интересов студентов и задач обучения.

После проведения виртуальной экскурсии студенты охотно обсуждают увиденное, с большим интересом создают презентации, готовят доклады, пишут рефераты, отчеты. Подобная форма занятий позволяет максимально заинтересовать студента в получении будущей профессии, а личная заинтересованность - немаловажный фактор при получении знаний. Виртуальное посещение современных предприятий является воспитательным и методологическим ориентиром подготовки выпускника по его конкретной специальности.

Виртуальная экскурсия, по сути, -это мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео,

графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Виртуальные экскурсии уже давно проводят крупнейшие мировые музеи - Лувр, Эрмитаж, Кремль и др.

Крупные перерабатывающие и пищевые предприятия используют такую возможность, чтобы как можно эффективнее презентовать свою деятельность. Дело это нужное, так как способствует повышению уровня взаимного доверия в обществе. Имеется в виду доверие потребителя продуктов питания к их производителю, и наоборот. Современная экономическая наука утверждает, что доверие - не просто нравственная категория, но фактор экономического роста в странах переходного типа. Модернизация России блокируется в первую очередь низким качеством государственных институтов [2]. Поскольку улучшить их за короткий срок невозможно, компенсировать нехватку доверия полезно «с флангов» - через распахнутые двери предприятий, прежде всего - Пищепрома [3]. Гиппократ почти 2500 лет назад изрек: «Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами» [4]. Это особенно актуально с учетом ставших уже «дежурными» обвинений в адрес производителей продовольственного сырья и пищевых продуктов, которые в последнее время стали часто

появляться в средствах массовой информации. Теперь производитель сам отвечает за то, чем кормит людей.

Благодаря публичности, полной прозрачности своего труда у работников пищевой промышленности повышаются самооценка и сплоченность. Они работают, чтобы кормить людей, и кормят людей, чтобы работать. Если добавить сюда складывающиеся на каждом предприятии традиции и династии, не забывая имен передовиков, то получится набор тех самых незаметных скрепляющих элементов, которые превращают человеческую массу в общество, в народ. Звучит, может быть, парадоксально, но от открытости потребителю будет прежде всего выигрывать сам Пищепром [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет-издание Профобразование. Экскурсия как форма самостоятельной работы студентов. Режим доступа: http:// проф-обр.рф/[оа0/13-1-0-432

2. Коалиции для будущего: стратегия развития России в 2008-2016 гг./Л.М. Григорьев [и др.]. - М.: ООО «Рекламно-дизайнер-ское бюро», 2007. - 112 с.

3. Мясопортал. Портал о животноводстве, мясе и переработке в России. Интервью с членом правления РСППП В.С. Бирюковым. Что такое продовольственный туризм, или почему хорошие люди не делают плохой еды. Режим доступа: http:// www.myaso-portaL.ru/stati-Iteryju/chto-tak oe-prodovolstvennyy-turizm-iLi-pochemu-kh oroshie-lyudi-ne-delayut-plokhoy-edy/

4. Гиппократ. Афоризмы. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.

Возможности виртуальной экскурсии на современное пищевое предприятие

Ключевые слова

виртуальная экскурсия; интерактивное обучение; инновационные педагогические технологии; студент.

Реферат

В современных условиях перед преподавателем встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала с использованием информационных технологий. В статье рассмотрен один из путей решения проблемы, встающей перед руководством вуза, - нехватки современного оборудования в лабораториях. Виртуальная экскурсия - это одна из эффективных форм организации учебного процесса в высшем учебном заведении, которая реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода и принцип познавательной деятельности. Преимущества подобной формы обучения - доступность, отсутствие географических препятствий, возможность проведения сравнительного анализа различных предприятий по уровню новизны оборудования, условиям труда в любое время и в любом порядке, удобном конкретному студенту без финансовых и значительных временных затрат, возможность многоразового участия в экскурсии и просмотра прилагаемой информации и т. п. Данная форма обучения наиболее приемлема для студентов заочного обучения, у которых время учебных сессий ограничено, или для студентов, обучающихся дистанционно. Для самих предприятий пищевой/перерабатывающей отрасли виртуальная экскурсия на производство является возможностью как можно эффективнее презентовать свою деятельность, что способствует повышению доверия к качеству производимой продукции.

Авторы

Шумилова Ирина Шотовна, канд. техн. наук, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 426069, Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, д. 11, ofpost27@yandex.ru

Capabilities of Virtual Excursion on the Modern Food Enterprise

Key words

a virtual tour; online training; student; innovative educational technology.

Abstracts

In modern conditions, there is a need to find new forms, methods and means of presentation using information technology in teacher. The article describes one way to solve problem faced by the leadership of the higher school - lack of modern equipment in the laboratories. Virtual tour - this is one of the most effective forms of organization of educational process in higher education, which embodies the principles of modern pedagogical activities: the principle of competence-based approach and the principle of cognitive activity. Advantages of such form of education: access, lack of geographical barriers, the possibility of a comparative analysis of different companies on the level of novelty equipment, working conditions at any time and in any order, convenient for the given student without financial and time-consuming, the possibility of participate in multiple tours and view the attached information, etc. This form of training is most appropriate for students of distance learning, for which the training sessions limitedly or of students studying remotely. For the enterprises of food/processing industry the virtual tour for the production is an opportunity as effectively as possible to present their activities, thereby increasing confidence in the quality of products.Oh

Authors

Shumilova Irina Shotovna, Candidate of Technical Science, Izhevsk State Agricultural Academy,

11 Studentcheskaya st, Izhevsk, Udmurt Republic, 426069, Russia, ofpost27@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.