НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ INNOVA Т. 11 № 2 2024 SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA Т. 11 № 2 2024
fm
http://innova-journal.ru/
ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
EXPERIENCE IN OPTIMIZING THE PROCESS OF CONDUCTING A PRACTICAL LESSON IN THE
DISCIPLINE "PUBLIC HEAL TH AND HEALTHCARE"
Мушников Дмитрий Львович Mushnikov Dmitry Lvovich
Угланова Наталья Николаевна Uglanova Natalia Nikolaevna
Стрыгина Татьяна Валерьевна Strygina Tatyana Valeryevna
Поляков Борис Александрович Polyakov Boris Alexandrovich
Ивановский государственный медицинский университет E-mail: [email protected] Ivanovo State Medical University
| Резюме |
В статье проведен анализ организации процесса проведения учебных занятий по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» в медицинском вузе с позиции и предотвращения потерь ресурсов. Разработаны и проанализированы карты потока ценности текущего и целевого состояния процессов. Проведен анализ и выработаны проектные решения по приведению процесса в целевое состояние.
Ключевые слова: общественное здоровье, бережливое производство, потери ресурса, качество занятия.
Summary
The article analyzes the organization of the process of conducting training sessions on the discipline "Public health and healthcare" in a medical university from the perspective and prevention of resource losses. Value flow maps of the current and target state of the processes have been developed and analyzed. The analysis was carried out and design solutions were developed to bring the process to the target state.
Key words: public health, lean manufacturing, resource losses, quality of occupation.
Библиографическая ссылка на статью
Мушников Д.Л., Углавнова Н.Н., Стрыгина Т.В., Поляков Б.А. Опыт оптимизации процесса проведения практического занятия по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» // Innova. - 2024. - Т.11 № 2. - С.32-35.
Технологии современного управления организациями в здравоохранении и образовании направлены на достижение целей улучшения процессов за счет выявления и снижения потерь, что отражает практика «бережливого производства».
В соответствии с концепцией бережливого производства вся деятельность организации делится на операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Задачей бережливого
References to the article
Mushnikov D.L., Uglanova N.N., Strygina T.V., Polyakov B.A. Experience in optimizing the process of conducting a practical lesson in the discipline "Public health and healthcare" // Innova. -2024. - T.11 No. 2. - P.32-35.
производства является планомерное сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности и использование инструментов, которые позволяют избавиться от операций, не добавляющих ценности и связанных с ними затрат [1]. Основными принципами бережливого производства как процесса, являются: определение ценности конкретного продукта, определение и обеспечение непрерывного течение потока создания ценности продукта [2].
Согласно приказу Минздрава России №344 от 15.06.2018г. «Об организации работы по
SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA Т. 11 № 2 2024
созданию методических центров по обучению медицинских работников основам организации бережливого производства в сфере охраны здоровья на базе образовательных организаций, подведомственных Минздрава России» в целях реализации мероприятий, предусмотренных паспортом приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» медицинским вузам рекомендуется включить в программу обучения студентов изучение инструментов бережливого
производства.
Целью исследования явилась оптимизация организация процесса проведения учебных занятий по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» за счет выявления необоснованных потерь ресурсов (времени, трудовых усилий преподавателей, расходных материалов).
Материалы и методы.
Материалы и методы. В 2023 году проведено проспективное исследование на базе ФГБОУ ВО «Ивановский государственный медицинский университет» Минздрава России.
Предмет исследования: образовательный процесс. Методы исследования: метод хронометража, экспертный, социологический, методы, принятые в технологии «бережливого производства».
Результаты и обсуждение.
Вовлеченными лица в рамки проекта явились клиенты процесса: внешние - студенты; внутренние - преподаватели. Периметр проекта в рамках учреждения: кафедра общественного здоровья и здравоохранения, информатики и истории медицины; деканаты; учебно-методический отдел; отдел технических средств обучения; центр информатизации; библиотека; отдел материально-технического снабжения. Владелец проекта: проректор по учебной работе. Границы проекта: [начало занятия] ^ [оформление электронного журнала]. Руководитель проекта: заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, экономики и истории медицины. Команда проекта: преподаватели кафедры. Ключевым риском явилось недостаточно полное формирование отдельных компетенций студентами. Прочие риски: снижение удовлетворенности студентов качеством занятия; недостаточно эффективное
использование учебного времени студентов и рабочего времени преподавателей; высокие затраты расходных материалов.
Целью явилось уменьшение временных затрат на основные категории: время протекания процесса, затраты трудовых усилий преподавателя на выполнение незначимой работы, затраты времени на использование компьютерного класса академии, затраты рабочего времени преподавателя на актуализацию учебно-методических материалов. Среди ключевых событий проекта были выделены: старт проекта, диагностика и целевое состояние, разработка текущей карты процесса, разработка целевой карты процесса, защита плана-графика мероприятий, внедрение улучшений в практическую работу кафедры, закрепление результатов и закрытие проекта.
В рамках проекта была разработаны карты потока ценности текущего и целевого состояния.
По данным проведенного исследования определены ведущие потери и разработаны предложения по их снижению:
1. Потери времени при выдаче и сборе заданий входного контроля знаний на бумажном носителе. Предлагаемые решения: при выполнении входного контроля знаний с применением электронной образовательной среды исключаются потери времени, связанные с выдачей заданий и сбором работ.
2. Неоптимальное использование трудовых усилий преподавателя. Потери времени в процессе проверки работ студентов, выполненных исключительно в рукописной форме на бумажном носителе. Предлагаемые решения: цикловая лекция, прочитанная в сопровождении презентации, исключает незначимую работу преподавателя по иллюстрированию учебного материала с помощью учебной доски и мела. Использование более сложных форм иллюстрирования учебного материала.
3. Ограниченные возможности для визуализации учебной информации. Предлагаемые решения: возможность использования в процессе разбора материала схем, диаграмм, рисунков в электронном формате.
4. Ограниченные возможности для формирования у студентов навыков поиска в интернете информации и оценки ее качества. Предлагаемые решения: использование электронных ресурсов поиска информации в интернете.
5. Потери времени на получение
SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA Т. 11 № 2 2024
студентами альбомов с медицинской документацией на бумажном носителе. Предлагаемые решения: исключение потерь времени на получение альбомов за счет использования электронных аналогов.
6. Снижение качества обучения. Использование большого количества расходных материалов. Предлагаемые решения: представление примера заполнения медицинского документа по ситуационной задаче на слайде презентации.
7. Потери времени на получение студентами методических материалов на бумажном носителе. Предлагаемые решения: исключение затрат расходных материалов (бумага, тонер для принтера) за счет электронного формата методических материалов.
8. Неоптимальное использование трудовых усилий преподавателя (необходимость для каждой группы студентов писать на доске один и тот же текст). Предлагаемые решения: разбор примера решения задачи в сопровождении презентации уменьшает незначимую работу преподавателя.
Литература.
1. Курмангулов А.А Перспективы внедрения электронного обучения в образовательный процесс / А.А. Курмангулов, О.И. Фролова, С.В. Соловьева // Высшее образование в России. 2017. №8-9. С.116-120.
2. Нестерова О.В. Опыт использования деловой игры в учебном процессе студентов стоматологического факультета / О.В.
9. Потери времени при выдаче и сборе заданий выходного контроля знаний на бумажном носителе. Предлагаемые решения: при автоматической оценке результатов выходного контроля исключаются потери времени на проверку работ.
10. Потери времени в процессе проверки работ студентов, выполненных исключительно в рукописной форме на бумажном носителе. Предлагаемые решения: при автоматической оценке результатов выполнения индивидуальных заданий исключаются потери времени на проверку времени.
В рамках реализации проекта был создан и внедрен цифровой кейс учебного занятия на примере одной из тем цикла тематического плана семестра ВУЗа, включающий внеаудиторную и аудиторную подготовку студентов к занятию.
Вывод. Технологии «бережливого производства» являются эффективным инструментом оптимизации учебного процесса в медицинском вузе.
Нестерова, В.Ю. Решетняк, И.Н. Аверцева, Д.А. Доброхотов // Медицинское образование и вузовская наука. 2017. №2(10). С. 34-37.
3. Щепилова А.В. Современный университет: от модели к Российской действительности / А.В. Щепилова, В.А. Гончарова, С.В. Михайлова и др. // Высшее образование в России. 2017. №12. С. 92-101.2.