практикувати цi заняття в межах роботи студентського наукового товариства. Це все дае можливють розглядати таку методику, як багатоаспектне явище педагогiчного процесу в умовах вищо! медично! школи, забезпечене екстралшгвктичними параметрами, до яких вiдносяться емоцшно-штелектуальш прояви учасникiв команд та аудитори.
Перспективи подальших дослiджень. Досвiд роботи студентського наукового товариства кафедри терапевтичноЧ стоматологи ВДНЗ УкраЧни «УкраЧнська медична стоматологiчна академiя» формуе базу для подальшого впровадження та розширення спектру тновацтних форм у виглядi дискуа'Ч та рольовоЧ гри у традицтну систему навчання, що сприяе полтшенню якостi медичноЧ освти в щлому та тдготовки фтвщв даноЧ направленостi.
1. Безрукова В.С. Мобильность системы образования / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 1997. - 194 с.
2. Впровадження нов^шх технологш в навчальний процес - запорука ягасно! шдготовки лiкарiв-стоматологiв в умовах ввропейсько! штеграци / П. А. Гасюк, Н.В. Гасюк, Д.Д. Юндш, B.G. Пудяк // Збiрник матерiали навчально-методично! конференци «ввропейський вибiр -невщ'емна складова розвитку вищо! медично! освгги Укра!ни». - Полтава, 23 травня. - 2013. - С.31-32.
3. Дискуая як один iз метсдав стимулювання навчально-пiзнавальноi' д1яльност1 студентiв-медикiв в рамках роботи студентського наукового товариства / Т.О. Петрушанко, Н.В Гасюк, Т.М. Мошель, 1.Ю. Попович, Т.Д. Бублш // Свiт медицини та бюлоги. - 2013. - № 3 (39). - С. 164 - 166.
4. 1ваницький 1.О. Студентське наукове товариство як фундамент наукового св™гляду студента / 1.О. 1ваницький, Н.В. Гасюк // Свгг медицини та бюлогп. - 2011. - № 4. - С. 155-157.
5. Мерзлякова Н.С. Профессиональная мобильность студента университета в контексте поликультурного образования / Н.С. Мерзлякова // Вестник Башкирского университета. - 2009. - № 3 - С.1007-1010.
6. Пидаев А.В. Болонский процес в Еворопе / А.В. Пидаев, В.Г. Передерш // - Одесса: Одесский государственный медицинский университктт, 2004. - 192 с.
7. Реалiзацiя шзнавально! активной студента-медика шляхом впровадження в навчальний процес шновацшних технологш / Т.О. Петрушанко, Н.В. Гасюк, 1.Ю. Попович, Т.М. Мошель, 1.О. 1ваницький // Збiрник матерiалiв Х ювшейно! Всеукра!нсько! навчально-науково! конференци з мiжнародною участю «Кредитно-модульна система органiзацii' навчального процесу у вищих медичних (фармацевтичному) начальних закладах Укра!ни на новому етапi». - Терношль, 18-19 квiтня. - 2013. - С. 396-398.
8. Соломенко Л. О. Активш методи навчання в системi розвитку особистосп / Л. О. Соломенко // Хiмiя. Бюлопя. - 2001, № 25. - С. 112114.
УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ТРАДИЦИОННУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Петрушанко Т.А., Гасюк Н.В., Пико.шшима Э.В., Попович И.Ю., Иваницкий И.А.
В статье приведены результаты работы студенческого научного общества кафедры терапевтической стоматологии ВДНЗ Украины «Украинская медицинская стоматологическая академия» по внедрению в традиционную систему обучения коллективных инновационных занятий. Пользуясь собственным опытом автора рекомендуют данную педагогическую стратегию для внедрения в высшей школе, что дает возможность коммуникативной манеры общения, воспитывают интерес и углубляет знание дисциплины.
Ключевые слова: воспитание, стратегия, инновации, мышление, образование.
Стаття надшшла 1.11.2013 р.
IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC DENTISTRY BY INTRODUCTION INTO THE TRADITIONAL SYSTEM OF EDUCATION COLLECTIVE INNOVATIVE STUDIES Petrushanko T.A., Gasyuk N.V., Nikolishyna E.V., Popovich I.J., Ivanytskyi I. A.
In the article the results of the Students' Scientific society of therapeutic Stomatology HSEI Ukraine "Ukrainian Medical Stomatological Academy" on the implementation of the traditional system of collective innovative training sessions. Using their experience, we can recommend this teaching strategy in higher education, which enables communication style of communication, raising curiosity and deep knowledge of the cycle of pathology of the oral mucosa and periodontal tissues.
Key words: consciousness, innovation, thinking and education.
УДК 616.314
ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Представлен алгоритм подготовки и проведения «Урока гигиены» в организованных детских коллективах дошкольных учреждений во время врачебной производственной практики по «Профилактике стоматологических заболеваний» и опыт его применения с целью оптимизации практически-ориентированного обучения англоязычных студентов на кафедре стоматологии детского возраста.
Ключевые слова: англоязычные студенты, практически-ориентированное обучение, производственная практика по «Профилактике стоматологических заболеваний», урок гигиены.
В течение нескольких последних лет стоматологический факультет Харьковского национального медицинского университета принимает студентов, которые желают обучатся на английском языке.
На сегодняшний день дискуссионным остается вопрос обеспечения общения англоязычного студента с пациентами в процессе практически-ориентированного обучения. Обязан ли англоязычный студент владеть в достаточной степени русским или украинским языком, чтобы самостоятельно общаться и изучать данные дополнительных исследований возле кресла пациента? Или, все таки, задачей преподавателя является
обеспечение полного сопровождения этого процесса в качестве переводчика? При обучении англоязычного студента на кафедре стоматологии детского возраста возникает не только языковая проблема общения с русскоязычным контингентом пациентов, но и проблема ведения детского приема, где необходимо контактировать как с пациентом (дети разных возрастных групп), так и с сопровождающими его лицами (родители, воспитатели). Таким образом, выполняя функции переводчика, преподаватель лишает студента возможности овладеть навыками психологической подготовки пациента к лечению, формирования у ребенка положительного отношения к лечению, взаимопонимания с ребенком и его родителями в процессе лечения, формирования мотивации к поддержанию стоматологического здоровья.
В соответствии с программой учебной дисциплины «Профилактика стоматологических заболеваний» ее изучение осуществляется на третьем году обучения. Эта учебная дисциплина дает возможность студентам овладеть практическими навыками проведения профилактических осмотров и эпидемиологического стоматологического обследования населения, выявления и устранения факторов риска возникновения стоматологических заболеваний, организации и осуществления профилактических мероприятий у детей разного возраста на индивидуальном и групповом уровнях, методами стоматологического просвещения и осуществления мотивации к поддержанию стоматологического здоровья. Особенность преподавания этого предмета заключается в том, что именно с него начинается знакомство с клинической работой детского стоматолога. Таким образом, для реализации полученных теоретических знаний на практике у англоязычных студентов возникает необходимость общения с русскоговорящим контингентом, который включает детей разного возраста, родителей, сотрудников детских дошкольных учреждений и школ. Уровень языковой подготовки у студентов различен, что требует со стороны преподавателя дополнительных методических приемов для адаптации англоязычных студентов к работе с русскоязычными пациентами.
Целью работы был обмен опытом по особенностям организационного и методического обеспечения практически-ориентированного обучения англоязычных студентов на кафедре стоматологии детского возраста при прохождении производственной практики по разделу «Профилактика стоматологических заболеваний».
В рамках изучения темы «Гигиеническое стоматологическое обучение и воспитание у детей в организованных детских коллективах. Проведение урока здоровья. Санитарное просвещение - составная часть первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного просвещения, ее формы, методы, средства» англоязычные студенты приобретают навыки санитарно-просветительской работы во время профилактического осмотра пациентов, готовят схему - образец урока гигиены. Далее при прохождении производственной практики в детских отделениях стоматологических поликлиник они имеют возможность реализовать на практике приобретенные знания и навыки.
С целью оптимизации практически-ориентированного обучения англоязычных студентов разработан алгоритм подготовки и проведения «Урока гигиены» в организованных детских коллективах дошкольных учреждений во время врачебной производственной практики по «Профилактике стоматологических заболеваний»: Студенты готовят под руководством преподавателя текст лекции по заданной тематике для детей в возрасте 4-5 лет на английском языке. На практическом занятии в течение семестра лекции зачитываются и обсуждаются; Студенты готовят наглядные пособия для визуализации лекционного материала; Подготовленные лекции демонстрируются на практических занятиях перед академической группой на русском языке с целью адаптации к работе с аудиторией в целом и к работе с русскоязычной аудиторией в частности; Студенты присутствуют на лекции штатной медсестры детской стоматологической поликлиники, ответственной за санитарно-просветительную работу для детей 4-5 лет. На этом этапе студенты адаптируются к детской аудитории и получают пример работы с детским коллективом. Студенты выполняют функции ассистентов, а именно раздают наглядный материал детям, организовывают их для обучения индивидуальным навыкам гигиены, проводят индивидуальные занятия с детьми. После чего медсестра проверяет степень усвоения детьми изложенного материала; Обсуждение со студентами возникших вопросов и сложностей; Самостоятельное чтение лекции студентом, который имеет достаточный уровень языковой подготовки, выразил желание и чувствовал себя готовым к работе с детской аудиторией. Остальные студенты выполнили функции его ассистентов.
Фото 1. Лекция для детей 4-5 лет. Фото 2. Студенты выполняют функции Фото 3. Студенты организовывают
которую проводит штатная медсестра ассистентов основного лектора: раздают детей для обучения индивидуальным детской стоматологической поликлиники. наглядный материал детям. навыкам гигиены.
При обсуждении результатов работы студента учитывали следующие позиции: Качество работы с аудиторией (умение привлечь и удержать внимание; умение не перегружать слушателей, излагая лекционный
материал; поза, руки, речь, волнение); Умение использовать наглядные пособия; Реакция детской аудитории на лекцию; Реакция каждого ребенка на индивидуальные занятия; Качество контакта с аудиторией: впечатления детей, впечатления студентов, взгляд со стороны (преподаватель, штатная медсестра детской стоматологической поликлиники, ответственная за санитарно-просветительную работу, воспитатели детского сада, студенты).
В качестве примера приводим «Урок гигиены» при прохождении производственной практики по «Профилактике стоматологических заболеваний» на базе Харьковской городской детской стоматологической поликлиники №1. Студенты присутствуют на лекции для детей 4-5 лет, которую проводит штатная медсестра детской стоматологической поликлиники, ответственная за санитарно-просветительную работу (фото 1).
Студенты выполняют функции ассистентов основного лектора, а именно раздают наглядный материал детям (фото 2), организовывают их для обучения индивидуальным навыкам гигиены (фото 3), проводят индивидуальные занятия с детьми (фото 4, 4а, 46).
Фото 4. Студенты проводят Фото 4а. Студенты проводят Фото 46. Студенты проводят
индивидуальные занятия с детьми. индивидуальные занятия с детьми. индивидуальные занятия с детьми.
Самостоятельное чтение лекции студентом, который выразил желание и чувствовал себя готовым к работе с детской аудиторией (фото 5). Остальные студенты выполнили функции его ассистентов (фото 6). Палее все студенты по очепели ппочитали лекнии в лпугих летских гпуппах того же возшста (гЬото 71
Фото 5. Самостоятельное чтение Фото 6. Студенты выполнили функции Фото 7. Самостоятельное чтение
лекции студентом. ассистентов лектора. лекции студентом.
1. При использовании разработанного алгоритма подготовки и проведения англоязычными студентами «Урока гигиены» в организованных детских коллективах дошкольных учреждений во время врачебной производственной практики по «Профилактике стоматологических заболеваний» минимизируется возможность психоэмоционального стресса у студента, который часто приводит к нежеланию работать с детьми. Стресс связан с непривычной для англоязычного студента работой с русскоязычным контингентом пациентов, работой с детьми индивидуально и детским коллективом. Наша методика позволяет обеспечить плавный процесс адаптации студента к рабочей ситуации не требуя выходить из привычной дидактической среды. Где, как правило, сначала происходит объяснение-инструкция, а потом демонстрация действия, далее за примером на уровне простого отображения студент выполняет задание.
2. Таким образом, повышается эффективность практических занятий при изучении раздела «Профилактика стоматологических заболеваний» и формируются коммуникативные навыки и умения у англоязычных студентов, которые необходимы для освоения практических навыков на детском приеме при изучении дисциплин «Детская терапевтическая стоматология», «Детская хирургическая стоматология», «Ортодонтия» в последующие годы обучения.
ж
1. Каськова Л.Ф. Сучасш стоматолопчш технологи в учбовому процес / Л.Ф. Каськова, О.Е. Абрамова, О.О. Карпенко [та ш.]// - Харгав.-2008.-С.16-19.
2. Капусник В. А. Стан та особливоси комушкативних процездв при викладанш кл^чних навчальних дисциплш англомовним студентам /
B. А. Капусник // - Харгав.-2012.-С.6-8.
3. Попова О.1. Викладання роздшу «Оргашзащя та методика проведення ппешчного навчання й виховання в оргашзованих дитячих колективах» з використанням сучасних педагопчних технологш / О.1. Попова, Т.В. Чугу // Современная стоматология. - 2012. - №5. -
C.118-121.
4. Райт Дж.З. Управление поведением детей на стоматологическом прийме / Дж.З.Райт, П.Э.Старки, Д.Э.Гарднер // - М.: МЕДпресс-информ, 2008. -304с.
ДОСВ1Д ОПТИМ1ЗАЦП ПРАКТИЧНО-ОР1еНТОВАНОГО НАВЧАННЯ АНГЛОМОВНИХ СТУДЕНТ1В НА КАФЕДР1 СТОМАТОЛОГИ ДИТЯЧОГО В1КУ Хмиз Т.Г.
Представлено алгоритм шдготовки та проведення «Уроку гшени» в оргашзованих дитячих колективах дошкшьних установ шд час лкарсько! виробничо! практики по «Профшактищ стоматолопчних захворювань» [ досвщ його застосування з метою оптим1зацп практично-ор1ентованого навчання англомовних студентов на кафедр1 стоматологН дитячого вку.
Ключов1 слова: англомовн1 студенти, практично-ор1ентоване навчання, виробнича практика з «Профшактики стоматолог1чних захворювань», урок гшени.
Стаття над1йшла 09.10.2013 р.
EXPERIENCE OF OPTIMIZATION OF PRACTICALLY-ORIENTED TEACHING OF ENGLISH-SPEAKING STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF PEDIATRIC DENTISTRY Khmiz T.G.
The algorithm for preparation and conduction of the "Lessons of hygiene" in organized groups of children of pre-school institutions during medical manufacturing practices "Prevention of dental disease" and the experience of its application in order to optimize the practical-oriented teaching of English-speaking students at the department of pediatric dentistry are submitted.
Key words: English-speaking students, practically-oriented teaching, manufacturing practices "Prevention of dental disease", hygiene lesson.
Щ