Научная статья на тему 'Опыт ООО «Газпром трансгаз Томск» в реконструкции и строительстве АГНКС'

Опыт ООО «Газпром трансгаз Томск» в реконструкции и строительстве АГНКС Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГНКС / СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / CNG STATION / CONSTRUCTION / RECONSTRUCTION / EQUIPMENT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт ООО «Газпром трансгаз Томск» в реконструкции и строительстве АГНКС»

(Щ

Голубые коридоры

Опыт ООО «Газпром трансгаз Томск» в реконструкции и строительстве АГНКС

С.А. Чирков,

инженер ООО «Газпром трансгаз Томск» - «Томскавтогаз»

Ключевые слова: АГНКС, строительство, реконструкция, технологическое оборудование.

CNG station construction experience

S.A. Chirkov

Keywords: CNG station, construction, reconstruction, equipment.

На сегодняшний день ООО «Газпром трансгаз Томск» (далее Общество) эксплуатирует девять АГНКС в Томске, Новосибирске, Кемерове, Новокузнецке и Братске. На момент начала реализации программы реконструкции АГНКС в 2008 г. срок эксплуатации АГНКС составлял около 20 лет.

Станции построены по типовым проектам 80-х гг. прошлого века и представляют собой мини-заводы по компримированию газа. К началу XXI в. используемое технологическое оборудование устарело морально,

серьезно износилось физически, все технические устройства выработали свой нормативный срок эксплуатации. Станции в целом требовали проведения реконструкции. Кроме того, запасные части на компрессорное оборудование АГНКС производства ГДР и завода «Борец» выпуска 80-х гг. прошлого века очень дорогостоящие, само компрессорное оборудование требует постоянного присутствия специалиста по обслуживанию и ремонту, а, следовательно, и содержания большой численности обслуживающего персонала.

Для решения данных вопросов в Обществе была разработана комплексная программа реконструкции и технического перевооружения существующих АГНКС. Первой станцией в данной программе была АГНКС-3 г. Новосибирска. В ходе реконструкции было установлено основное технологическое оборудование компании GreenField (Швейцария) производительностью до 250 заправок в сутки. С использованием заправочных колонок этой фирмы модели FillMaster COMPACT время заправки сократилось до 5-7 мин. Всем процессом производства КПГ руководит система автоматики. Оператор вносит параметры заправки и отпускает газ.

Следующей станцией в программе реконструкции стала АГНКС-1 г. Кемерово, на которой также было установлено оборудование компании GreenField. Отличие кемеровской станции от новосибирской заключается в системе подготовки газа. Вместо штатных резервуаров с цеолитом перед технологическим контейнером был установлен блок осушки газа производства компании «МОПАЗ» (г. Малоярославец).

Помимо реконструкции АГНКС, Общество активно занимается строительством новых станций в регионах присутствия Общества в рамках Целевой комплексной программы развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, ОАО «Газпром». Так, в 2009 г. введена в эксплуатацию АГНКС-2 в г. Томске. Здесь также используется оборудование GreenField. Данная АГНКС имеет производительность 150 заправок в сутки, которая обеспечивается одним компрессором.

В 2010 г. начала работу АГНКС-1 г. Братска Иркутской обл. с одним компрессором в составе МКЗСА-100 производства завода «Пензкомпрес-сормаш». Этот регион не имел большого числа техники на КПГ, поэтому было принято решение установить станцию небольшой производительности для оценки привлекательности данного вида топлива. Однако рынок потребления в Братске вырос так стремительно, что Обществом

) Л

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.

Голубые коридоры

Технологическое оборудование АГНКС

Город АГНКС Производительность, заправок/сут. Год ввода в эксплуатацию Изготовитель оборудования

Томск АГНКС № 1 500 1987 Германия

АГНКС № 2 150 2009 Швейцария (GreenField)

Новосибирск АГНКС № 1 500 2005 Германия

АГНКС № 3 250 2009 Швейцария (GreenField)

Кемерово АГНКС № 1 250 2011 Швейцария (GreenField)

АГНКС № 2 500 1988 Германия

Новокузнецк АГНКС № 1 500 1988 Россия (Москва)

АГНКС № 2 500 1990 Германия

Братск АГНКС № 1 100 2010 Россия (Пенза)

принято решение в 2012 г. провести проектно-изыскательские работы для замены оборудования на более мощное.

В результате проведенных работ с 2008 по 2011 г. парк АГНКС Общества значительно обновился, увеличился уровень надежности оборудования (таблица).

Модернизация позволила снизить затраты на эксплуатацию АГНКС, увеличить степень автоматизации оборудования, что значительно уменьшило влияние «человеческого фактора» и повысило уровень безопасности при эксплуатации. Также на новом оборудовании проще реализовать одну из

ключевых целей Томскавтогаза, заключающуюся в обеспечении бесперебойной поставки КПГ потребителям. А за счет строительства АГНКС в новых регионах растет объем потребления КПГ в качестве моторного топлива.

При проведении реконструкции и строительства АГНКС возник ряд трудностей, к которым можно отнести следующие:

• длительный период прохождения экспертизы проектов;

• трудности при работе с администрациями городов при оформлении земельных участков;

• необходимость обеспечения потребителей компримированным

газом даже в период реконструкции АГНКС;

• отсутствие резерва при установке только одного компрессора на станции.

Последняя проблема особенно актуальна в городах, где располагается только одна АГНКС. Если первые две проблемы пока не решены, то решения технических проблем были найдены. Уже при реконструкции АГНКС-1 (г. Кемерово) для заправки потребителей были организованы временные посты в стороне от основного производства работ, а для создания резерва компрессорного оборудования на АГНКС Общество отказалось от проектов, предусматривающих только одну компрессорную установку.

Планируется завершить реконструкцию АГНКС-1 и строительство АГНКС-3 в г. Новокузнецк, начнется строительство АГНКС в гг. Горно-Алтайск и Петропавловск-Камчатский, а также будет проведена реконструкция АГНКС-2 в г. Новокузнецк.

Таким образом, Общество решительно настроено завершить к 2015 г. реконструкцию оставшихся АГНКС. В результате выполнения запланированной программы технического перевооружения сеть АГНКС станет современной, соответствующей при этом всем мировым стандартам безопасности и качества.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.

11^ АН| ИШГ I мтШ| Т1Р1Г тгп п°1"ПТГПТГИШШИШ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.