ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Опыт налогового стимулирования инновационной деятельности в Бельгии
М. Ю. Мижинский,
эксперт проекта «Наука и коммерциализация технологий», аспирант Московского государственного института международных
исследований (университет) МИД РФ
В Бельгии существуют различные схемы оказания поддержки исследований. Частично, федеральные органы и органы субъектов федерации оказывается прямую финансовую поддержку исследователей. Значительная поддержка оказывается через различные формы косвенного стимулирования. В результате, 2/3 НИОКР финансируются промышленным сектором. Некоторые эксперты, однако, считают, что система фискального стимулирования Бельгии может быть улучшена существенным образом.
Бельгия является одной из стран-членов Европейского Союза, имеющих давнюю традицию стимулирования научной деятельности. С момента возникновения ЕС Бельгия самым активным образом включилась в конкуренцию за привлечение инвестиционных ресурсов в высокотехнологичные сектора экономики. Бельгия является активным сторонником позиции, что для достижения оптимального уровня инвестиций в НИОКР, правительственная политика должна соотнести поощрения для отдельных отраслей и компаний с получаемой общественной выгодой. При этом, именно налоговые льготы для НИОКР выполняют эту задачу, сокращая издержки компании.
Характерной чертой инновационной политики Бельгии является продолжающаяся с 1980-х гг. регионализация, являющаяся следствием перехода страны от унитарной модели управления к федеративной с высокой степенью автономии федеральных субъектов в выработке политики в различных областях, в том числе в научно-технологической. Это часто приводит к проблемам координации между региональным и федеральным уровнем власти, затрудняющее выработку согласованной национальной научно-технической и инновационной политики.
Бельгия имеет давнюю традицию строгого и буквального толкования норм налогового права. Эта традиция основывается на принципе законности, закрепленном в Конституции Бельгии: никакой налог не подлежит уплате до тех пор пока он не установлен законом, и бремя доказывания того факта, что налог подлежит уплате, лежит на налоговой администрации. Основополагающим прецедентом в этой области принято считать решения Кассационного суда (Cour de Cassation). В данном решении суд постановил, что «особенно в налоговом праве нет места для принципа «экономической реальности».
Согласно законодательству Бельгии о налоге на доходы компаний и подоходном налоге на доходы физических лиц, деятельность по осуществлению научных исследований и опытно-конструкторских разработок определяется как деятельность, направленная на дальнейшее исследование и развитие новых продуктов и инновационных технологий, которые не оказывают негативного воздействия на среду
There are various schemes of support for research in Belgium.
Partly, financial support is allocated directly to the researchers by the competent administrations on state and sub federal level. Much support is granted indirectly, by means different kinds of incentives. As a result 2/3 of the R&D activities are funded by the industrial sector. However, some experts argue that the current state of the Belgian fiscal incentives could be improved significantly.
или снижают такое негативное воздействие. Для определения категории привлеченного к выполнению исследовательской деятельности персонала, применяется следующее определение. НИОКР — творческая работа, предпринимаемая систематически с целью расширения знаний и их применения в новых направлениях, такая деятельность, как разработка новых продуктов и процессов производства. Более того, в понятие включены конструирование, разработка и тестирование прототипа, в том числе компьютерных продуктов, в той степени, в которой их выполнение обеспечивает научный и технических прогресс.
Субъектами налога на прибыль, согласно Кодексу о налогах на доходы, являются компании-резиденты, ассоциации, кооперативы, учреждения и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность в целях извлечения дохода. Ограниченные товарищества (limited partnerships) и долевые товарищества (partnerships limited by shares), будучи признанными юридическими лицами, также являются субъектами налога, при обложении доходов на уровне товарищества. Субъектами налога являются исключительно юридические лица. Наиболее распространенными формами учреждения являются компании с ограниченной ответственностью и акционерные компании. Юридические лица-резиденты, не вовлеченные в осуществление коммерческой деятельности, являются субъектами налога на прибыль юридических лиц, но их доходы не подлежат обложению налогом на прибыль. Такими лицами являются государственные, местные организации, организации провинций и некоммерческие организации-резиденты. Законодательство Бельгии признает компанию резидентом, если юридический адрес компании, место учреждения и управления, находится на территории государства. Налогооблагаемой базой налога на прибыль является общемировой совокупный доход.
Законодательство о налоге на прибыль компаний, в качестве мер общего регулирования, то есть не являющегося льготным и не подразумевающего предоставления стимулирующих льгот, предусматривает возможность вычета издержек на НИОКР, иных чем расходы на приобретение земель, строений и оборудования из налогооблагаемой базы в период, когда такие расходы
были осуществлены. В то же время, налогоплательщик может предпочесть капитализировать издержки на НИОКР в сумме, не превышающей стоимости предполагаемой цены дохода от этого актива в будущем.
Так как с января 1990 г. капиталовложения в НИОКР могут быть амортизированы в течение трехлетнего или более периода, допустимо применение исключительно метода линейной амортизации. Аналогичный метод применяется в отношении иных видов нематериальных активов, которые подлежат амортизации по ставке 33,33%. Согласно требованиям бухгалтерской отчетности, капитализированные расходы на НИОКР должны быть амортизированы в течение 5 лет. Законодательство о подоходном налоге на доходы физических лиц налоге содержит совпадающие с требованиями закона о налоге на прибыль компаний нормы правового регулирования списания расходов на НИОКР.
В качестве расходов, подлежащих вычету, компании могут рассматривать все расходы, осуществленные с целью получения дохода, в той степени, в которой они содействуют достижению целей, предусмотренных в учредительных документах компании.
Таким образом, и так как в Бельгии применяется система учета всех доходов компании, независимо от места их происхождения (worldwide income tax system), подлежат вычету как расходы, произведенные внутри страны, так и расходы осуществленные за ее пределами, в том числе и расходы на НИОКР.
Законодательство о налоге на доходы компаний и подоходном налоге не различает в качестве оснований для применения различных методов правового регулирования категории «расходов на проведение фундаментальных научных исследований» и «расходов на осуществление опытно-конструкторских разработок».
Предусмотрена возможность применения льготных мер в отношении земли, строений и оборудования, используемых для осуществления исследований. Согласно законодательству о налоге на доходы компаний, производственное оборудование и агрегаты, используемые в научных целях, могут быть подвергнуты амортизации с применением прямолинейного метода в течение трех лет, то есть по ставке 33,33% в год. Земля не может быть объектом амортизации. Офисные и торговые здания амортизируются по ставке 3%, в то время как производственные помещения — по ставке 5%.
Понесенные расходы могут быть учтены в будущем периоде. Отнесение убытков на прошедший период невозможно. Налогоплательщик, не получивший прибыли, не может рассчитывать на возмещение понесенных затрат.
Законодательство о подоходном налоге и налоге на прибыль компаний предусматривает применение и особых стимулирующих льгот в отношении инвестиций в НИОКР. Допустимо применение инвестиционного вычета, в отношении издержек, понесенных в связи с финансированием исследований или разработок новых продуктов, не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду. Различия между расходами на проведение исследований и финансированием опытно-конструкторских разработок не проводиться.
Применение льготы допустимо в отношении издержек на оплату труда, материальные затраты, но не распространяется на затраты на землю, строения и оборудование, используемые в целях НИОКР, за исключением случаев, когда такие активы включены в
одну из следующих категорий активов: осязаемые активы, относящиеся на отдельный баланс исследовательских центров, являющихся самостоятельными хозяйственными подразделениями, в случае если активы неотъемлемая составляющая функционирования подразделения в соответствии с целями его деятельности; иные осязаемые активы, в отношении которых бельгийским законодательством предусмотрены налоговые стимулы в целях содействия экономическому расширению и созданию новых отраслей индустрии; активы применяемые для разработки новых технологий производства, нового оборудования, новых продуктов или row материалов; развития полезных свойств уже существующих технологий, оборудования и процессов производства; и с целью достижения необходимого для практического применения уровня знаний, приобретенных в результате исследований или теоретических заключений научного или технического характера, путем экспериментальных опытов с новым оборудованием, материалами и процессами.
Вышеперечисленные виды активов в частности включают оборудование, применяемое для измерения размеров и объемов; прототипы; экспериментальное оборудование, производственные мощности которых недостаточны для получения коммерческого продукта; опытные образцы для проведения тестирования готовности исследуемого продукта для коммерческого применения; основные средства, признанные таковым министерством экономических отношений либо министерством, принимающим решения в отношении самостоятельно занятых лиц и министерством, ответственным за осуществление политики в области НИОКР, в их числе, во-первых, недвижимость, используемое для размещения активов и персонала, задействованных в проведении исследований; и, во-вторых, относящиеся к нематериальным активам, издержки на НИОКР, лицензий и ноу-хау, включая предварительную оплату этих активов.
В отношении средств, инвестируемых в исследования и разработку новых продуктов, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, в отчетном учетном периоде применим инвестиционный вычет в размере 13,5% соответствующих расходов на НИОКР. Компания может применить правило об амортизации инвестиционного вычета в течение трехлетнего периода, в случае если число работающих в компании наемных не превышает 20 человек. Для соответствующих расходов, произведенный в налоговом 2004 г., максимальный уровень применимой скидки ограничен 20,5% от размера амортизационных отчислений.
Вычет применяется исключительно к капиталовложениям в исследования и разработку продуктов, не имеющих негативного влияния на окружающую среду и не применяется к определенным видам активов, включающим имущество не предназначенное исключительно для использования в коммерческих целях, а также приобретенное или созданное в целях передачи по договору лизинга третьим сторонам с обязательством арендатора о приобретении указанного имущества. Вычет также не может быть применен по отношению к переданному в распоряжение третьих сторон, если имущество не передано по договору лизинга и если такие активы не были переданы в распоряжение компаниям, использующим имущество в целях коммерческой деятельности, осуществляемой на территории Бельгии, без передачи третьим сторонам.
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
В отношении активов, приобретенных до или после 1 января 1992 г., существует исключение из общего правила в случае, если активы переданы в распоряжение физического лица, использующего имущество для получения дохода в Бельгии, без передачи третьим лицам. Все виды материальных и нематериальных активов, в отношении которых предусмотрена возможность применения инвестиционного вычета на НИОКР, должны быть использованы в исследовательских целях в течение трех лет. Если в течение этого периода актив более не используется в целях НИОКР, часть вычета может быть потребована к уплате. Указанная льгота не применяется в отношении исследований, проводимых по субконтрактам.
При неполучении в налогооблагаемый период доходов, подлежащих налогообложению, инвестиционный вычет может быть произведен в последующий период без ограничения срока действия льготы. Возможность переноса вычета на финансовый результат прошедших периодов в Бельгии отсутствует. Ежегодный вычет, допустимый для учета в будущем периоде, составляет 620000 евро или 25% оставшейся суммы инвестиционного вычета на конец предыдущего налогового периода, если эта сумма превышает 2480000 евро. Наибольшая из этих сумм подлежит вычету.
Для возможности применения инвестиционного вычета не требуется особого распоряжения налоговых властей. Достаточно наличия фактических оснований о соответствии использованных активов, требованиям предусмотренным в отношении инвестиционного вычета на НИОКР, и должным образом оформленных документов, подтверждающих эти основания, поданных постфактум, то есть уже после осуществления расчета налога.
Для получения инвестиционного вычета налогоплательщик должен предоставить следующую информацию о проведенном исследования, для осуществления которого применялись активы: цель деятельности, принципы или научная гипотеза — основания деятельности, технические задачи, инновационных характер, технические и экономические преимущества как потенциальные результаты деятельности, характеристика активов. Если активы приобретаются у третьей стороны, компания должна обеспечить следующую информацию: подтверждение потенциального вклада актива в достижение поставленных задач (может потребоваться совместная декларация министертва экономических отношений или министерства промышленности и министерства научных исследований); копия контракта о приобретении; подтверждение того, что соответствующие активы не были использованы ранее для осуществления профессиональной деятельности на территории Бельгии.
Если активы были произведены компанией в исследовательском центре, компания должна подтвердить раздельное ведение учета для определения степени участия и произведенного вклада исследовательским центром, предоставить объяснение причины применения к таким издержкам на исследование льгот, существующих в отношении нематериальных активов, описание части указанных активов, не соответствующих требованиям, предъявленным к имуществу, в отношении которого допустимо применение инвестиционного вычета.
Если нематериальные активы производятся вне исследовательских центров, компания должна предос-
тавить следующую информацию: подтверждение предоставления разрешения налоговых властей на применение инвестиционного вычета; подтверждение обращения за выдачей такого разрешения и предоставления необходимых аргументов; раздельное ведение счетов для определения издержек; описание части указанных активов, не соответствующих требованиям, предъявленным к имуществу, в отношении которого допустимо применение инвестиционного вычета.
В отношении всех видов нематериальных активов требуется предоставление заключения компетентного регионального органа власти об отсутствии или максимальном нивелировании негативного воздействия на окружающую среду со стороны новых продуктов или инновационных технологий, как результатов НИОКР, в отношении которого постфактум подаются документы, подтверждающие основания инвестиционного вычета.
Предусмотрена возможность получения налогового вычета на доход каждого дополнительного научного сотрудника, если удовлетворяются требования, предъявляемые в отношении инвестиционного вычета по активам, используемым для исследований и разработок продуктов. К исследованиям, проводимым по субконтракту, указанная льгота не применяется.
Вычет допустим в размере до 12180 евро в учетном 2005 г. на каждого вспомогательного работника, нанятого для осуществления исследовательской деятельности. Для высоко квалифицированных работников, привлеченных к проведению НИОКР, сумма вычета повышена до 24360 евро в 2005 учетном году. Высоко квалифицированным работником признается физическое лицо, приобретшее научную степень и 10-летний опыт работы. Вычет применяется и в случаях, когда уже привлеченный работник назначается на должность, связанную с осуществлением исследовательской деятельности, либо если компания в течение 30 дней нанимает нового работника на место ушедшего в этот период работника. Льгота не применяется в отношении административного персонала, непосредственно не привлеченного к осуществлению исследовательской деятельности, а также работников сферы питания.
Число работников, в отношении которых может быть применена льгота, законом не оговаривается. Однако, определяется пропорциональное соотношение работников исследовательской сферы и иного персонала в предыдущем году, и в случае понижения этого соотношения, вычет не допускается.
Льгота применяется в отношении указанных категорий работников, только если они привлечены для осуществления исследовательской деятельности в форме полной занятости и исключительно на территории Бельгии. Возможностей переноса льготы на финансовый результат предыдущего или прошедшего периодов не предусмотрено.
Налогоплательщик, заявляющий о вычете расходов на вышеуказанную категорию нанятых работников, должен предоставить следующие документы: перечень лиц соответствующей категории работников в текущем и предыдущем годах, включая расчет количества дней занятости в исследовательской деятельности в отношении каждого работника; заверенную декларацию Министерства исследований о научном и техническом потенциале текущего и предыдущего годов. Такая информация должна предостав-
ляться каждый год в течение периода, когда компания осуществляет НИОКР.
В отношении координационных центров, привлеченных к осуществлению технических исследований применяются особые правила учета налогооблагаемой базы и особый налоговый кредит. Основанием льготы не является осуществление исключительно НИОКР.
Координационные центры являются субъектом особого режима налогообложения с 1982 г. Режим был модифицирован законом 24 декабря 2002 г. о введении унифицированных правил о налоге на доходы компаний. Налогооблагаемая база налога на прибыль координационных центров определяется из расчета издержек с прибавлением 8% этой суммы, с учетом всех расходов и операционных издержек. Согласно достигнутому с Европейской Комиссией соглашению от 6 мая 2004 г., эти издержки включают финансовые затраты и затраты на персонал. Более того, налогооблагаемая база не может быть менее общей суммы расходов, в отношении которых не предусмотрена скидка.
Льготы в виде пониженной ставки налогообложения не предоставлено. Однако, координационные центры пользуются возможностью предоставления налогового кредита при уплате налога на прибыль, в размере 10000 евро на одного привлеченного в форме полной занятости работника.
Координационный центр может быть создан либо в виде бельгийской компании, либо в виде подразделения иностранной компании, которая оказывает услуги группе компаний, в том числе в области НИОКР, на территории Бельгии. Таким образом, имеет место принцип территориальной привязки применения льготы. В правовом регулировании налогообложения координационных центров возможности переноса издержек на финансовый результат предыдущего или последующего периодов не предусмотрено.
При регистрации статуса координационного центра, проводиться проверка соответствия требованиям о видах деятельности, капитале и привлеченном персонале. Координационные центры утверждаются королевским указом сроком до 10 лет. Такое признание также претворяется проверкой соответствия видов и целей деятельности требованиям закона. По заявлению заинтересованной компании, статус может быть подтвержден на следующие 10 лет, если удовлетворяются существующие требования.
Сервисные центры ^1еш1епсеп1шт), привлеченные к осуществлению исследовательской деятельности, пользуются возможностями, предоставленными особым методом калькуляции доходов. Существенным элементом-основанием льготы также не является деятельность по осуществлению исключительно НИОКР, а в целом коммерческая деятельность центра.
Прибыль, подлежащая налогообложению, равна наибольшему фактическому доходу, рассчитанному согласно обычным правилам об исчислении налога на прибыль компаний. При превышении минимальных доходов над максимальными фактически полученными, сервисный центр обязан уплатить налог на сумму наивысшего минимального дохода, в объеме, в котором разница, обусловлена сделками с компаниями-нерезидентами, являющимися участниками межнационального объединения юридических лиц.
С целью исключения перемещения капитала от бельгийского участника группы компаний к компании-нерезиденту в пределах группы, минимальные цены
сервисного центра должны быть рассчитаны отдельно в отношении каждого участника группы компаний.
Сервисный центр может быть создан в любом месте на территории Бельгии и учрежден в качестве бельгийской компании или подразделения иностранной компании, но должен являться участником группы компаний, и находиться по крайней мере под 50% контролем иных участников. Минимального числа нанятого персонала не установлено.
Для создания сервисного центра необходимо получение разрешения, которое выдается на пятилетний период. Сервисный центр не может принимать на себя коммерческие риски и оказывает услуги в интересах участников группы, в связи с чем такая компания или подразделение компании может осуществлять лишь особо оговоренные виды деятельности, включая проведение исследований, подготовительного или вспомогательного характера.
Существующие налоговые изъятия в Валонии, обеспечивают возможность дополнительных льгот в отношении налогов на недвижимое имущество и регистрационных пошлин, касающихся НИОКР.
Предусмотрено предоставление льгот при налогообложении оплаты труда лиц, задействованных в осуществлении НИОКР. С 1 октября 2003 г. только 50% удержанного налога с оплаты труда (Ье^^уоогЬе£1^) исследователей подлежит уплате в налоговые органы со стороны исследовательских институтов. Оставшиеся 50% оговоренные субъекты могут сохранять в собственном распоряжении. Льгота применяется также и в отношении исследователей, продолжающих проведение научной работы после завершения обучения, и оплачиваемых Национальным и Фламандским фондами поддержки научных исследований. С 1 июля 2004 г. льгота также распространена на помощников исследователей и исследователей, продолжающих научную работу после завершения обучения и оплачиваемых признанными общественными научными институтами, действующими под руководством национального правительства, местных сообществ и регионов, а также международными исследовательскими институтами, учрежденными в Бельгии.
Согласно решению Совета Министров от 4 июля 2004 г., льгота распространена на партнерства университетов или научных институтов и компаний. Положения решения касаются частных предприятий, нанимающих для проведения научно-исследовательских проектов научных работников в рамках договоров с университетами и научными институтами о совместно проводимых научных исследованиях. Льгота применяется исключительно к университетам, колледжам высшего образования, признанным федеральной службой, ответственной за научные, технические и культурные отношения, и национальным и региональным исследовательским институтам.
С 1 января 2005 г. для получения льготы необходимо предоставить в налоговые органы следующие данные: идентификационные паспортные данные и налоговый идентификационный номер. В отношении ассистентов исследователей должны предоставляться следующие данные: идентификационные паспортные данные и налоговый идентификационный номер, подтверждение привлечения к исследованию в качестве ассистента, дата приема на работу и окончания работы, контракт о найме на работу, удержанный налог и детальная калькуляция налогового обязательства.
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007