менением психофармакотерапии на продленном отрезке времени в 0,5-3 года. Длительность ремиссии более 3-х лет составила 14 %.
Таким образом, предложенный метод лечения генитального герпеса у женщин с тревожно-депрессивными расстройствами с использовани-
ем психофармакотерапии является необходимым дополнением к общепринятому, традиционному лечению данной патологии. Метод применим во всех лечебных учреждениях, не требует больших капиталовложений, обладает доступностью и простотой.
АРТЫМУК Н.В., ШАКИРОВА Е.А.
Кемеровская государственная медицинская академия, МУЗ Городская больница № 11, г. Кемерово
ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА С ГИПОТАЛАМИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ
Известно, что в структуре гинекологических заболеваний у пациенток с гипота-ламическим синдромом (ГС) гиперпластические процессы эндометрия (ГПЭ) занимают ведущее место и составляют 64 %. ГПЭ у этих пациенток отличаются рецидивирующим течением, резистентностью к гормонотерапии, у каждой десятой женщины выявляется пред-рак эндометрия. Лечение ГПЭ у женщин с ГС представляет известные трудности, т.к. назначаемая в большинстве случаев гормонотерапия усугубляет имеющиеся метаболические нарушения, проявления дислипидемии, нарушения углеводного обмена, приводит к прогрессирующей прибавке массы тела. Это, в свою очередь, определяет формирование «порочного круга»: утяжеление нейроэндокринных расстройств, что, в свою очередь, приводит к прогрессирова-нию гиперплазии эндометрия и неэффективности традиционной гормонотерапии.
Цель исследования — оптимизация лечения гиперпластических процессов эндометрия у женщин репродуктивного возраста с гипоталамичес-ким синдромом.
Обследованы 56 женщин с ГС, страдающих ГПЭ, в возрасте 19-45 лет (средний возраст составил 37,4 ± 7,3 лет). Индекс массы тела (ИМТ) составлял 40,5 ± 7,9 кг/м2, окружность талии (ОТ) — 120,5 ± 4,0 см, соотношение окружности талии и бедер (Т/Б) — 0,96 ± 0,16. У всех пациенток, по данным гистологического исследования, выявлялась железисто-кистозная гиперплазия эндометрия. Рецидивирующее течение заболевания наблюдалось у 37,4 % женщин, сочетание ГПЭ с миомой тела матки — у 27,3 %, аденомиозом — у 27,3 % женщин.
Проводилось общеклиническое и гинекологическое обследование, ультрасонография органов малого таза (УЗИ) на аппарате «А1ока-
630», работающем в реальном масштабе времени, с использованием линейного датчика частотой 3,5 МГц и трансвагинального датчика. Состояние полости и слизистой оболочки матки оценивалось с помощью жидкостной гистероскопии, производимой с помощью жесткого 7 мм гистероскопа «ОНшрш». Лапароскопия проводилась по стандартной методике, с помощью
10 мм лапароскопа «ОНшрш».
С целью лечения ГПЭ 13 женщин (23,4 %) получали комбинированные эстроген-гестаген-ные препараты (I группа), в 29 случаях (51,7 %) назначали гестагены (II группа), в 7 (12,5 %) — антигонадотропины (III группа), в 7 случаях (12,5 %) — агонист гонадотропных гормонов — бусерелин в дозе 3,75 мг внутримышечно 1 раз в 28 дней (IV группа). Пациенткам IV группы проводилась патогенетическая терапия гипотала-мического синдрома. Основу лечения составляла терапия, направленная на снижение массы тела: субгипокалорийная диета, лечебная физкультура, фармакотерапия ожирения (метформин в дозе 850-1000 мг в сутки, орлистат в дозе 120 мг 3 раза в сутки).
У женщин I группы частота рецидивов через 3 месяца после лечения составила 30,8 %,
11 группы — 41,4 %. У всех пациенток III и IV групп отсутствовали рецидивы заболевания. Почти у всех обследованных ЫП групп отмечено увеличение массы тела: в I группе — на 4,5 ± 1,8 кг, во II группе — на 6,4 ± 2,2 кг, в III группе - на 10,4 ± 3,1 кг (р < 0,05).
В IV группе все пациентки отмечали улучшение общего самочувствия, стабилизацию артериального давления, у женщин с миомой матки отмечался существенный регресс миоматозных узлов. Побочные эффекты действия препарата отсутствовали. Зарегистрировано снижение массы тела, в среднем, на 5,0 ± 2,2 кг.
19 ИЮНЯ -
ДЕНЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
У 40 женщин (71,4 %) с ГС проводились гистероскопия и диагностическое выскабливание полости матки и цервикального канала, у 16 пациенток (28,6 %) произведена гистерэктомия. Показаниями к гистерэктомии у всех женщин с ГС являлись патологическая кровопотеря, рецидивирующее течение заболевания, неэффективность консервативной терапии. Продолжительность гистерэктомии составила 134,6 ± 32,0 мин., кровопотеря — 408,7 ± 127,3 мл. В послеоперационном периоде осложнения наблюдались у 37,5 % женщин. В 4 случаях имело место нарушение заживления послеоперационных швов (инфильтрат, нагноение, несостоятельность), в 2 — тромбоэмболия мелких ветвей легочной артерии, в 2 — динамическая кишечная непроходимость, в одном — перитонит и разрыв аневризмы сосудов головного мозга.
Таким образом, наиболее эффективным у пациенток репродуктивного возраста с ГС является комплексный подход к лечению гиперпластических процессов эндометрия. В качестве базовой терапии целесообразно назначать лечение, направленное на снижение массы тела. Использование комбинированных эстроген-гестагенных препаратов и прогестинов у этой категории больных малоэффективно, вызывает значительное число метаболических осложнений. Назначение анти-гонадотропинов оказывает значительное терапевтическое действие, однако приводит к выраженному неблагоприятному влиянию на обменные процессы. Применение агонистов гонадотропных гормонов у данной категории больных высокоэффективно и не вызывает значимых побочных реакций.
АЧКАСОВА А.А., КАРМАЛИТОВА Т.В.
МУЗ Детская клиническая больница № 2, г. Кемерово
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ МУЗ ДКБ № 2 С ЮНЫМИ СЕМЬЯМИ
Среди проблем современной педиатрии важнейшее место занимают изучение и анализ состояния здоровья детей различных социальных групп. Наибольший интерес представляют материалы, характеризующие состояние здоровья детей в молодых семьях, детей студентов и «юных мам».
Детская поликлиника является основным лечебно-профилактическим учреждением, в котором осуществляется непрерывное активное наблюдение за ребенком, начиная с антенатального периода до подросткового возраста. Но есть случаи, когда девушка-подросток, являясь пациенткой детской поликлиники, становится мамой.
Особую социальную группу составляют, так называемые, «юные матери». Беременность девушки-подростка является серьезным испытанием для еще не сформировавшегося организма, не столько в физическом плане, сколько в социальном и психологическом. На будущую мать начинают воздействовать, наряду с отрицательными социально-гигиеническими факторами, ряд психоэмоциональных воздействий со стороны семьи, школы, друзей.
Основные факторы риска в семьях «юная мать и ребенок»:
- чаще внебрачная рождаемость;
- незаконченное образование;
- низкий образовательный уровень матери;
- высокая доля вредных привычек;
- конфликты с родственниками;
- поздняя явка в женскую консультацию, нерегулярное наблюдение;
- низкая медицинская активность;
- нерегулярное выполнение рекомендаций медработников;
- недостаточная информированность матери о состоянии здоровья ребенка;
- несостоятельность матери в вопросах воспитания.
Поликлиники МУЗ Детская клиническая больница № 2 обслуживают 33000 детского населения Ленинского и Рудничного районов.
На учете в обеих поликлиниках состоят 20 семей, в которых мамы не достигли возраста 18 лет. В 14 семьях проживают папы, возраст которых колеблется от 17 до 32 лет.
Брак зарегистрирован в 4 случаях (20 %). Половина семей проживают гражданским браком. В 6 семьях мама воспитывает ребенка одна.
В 17 случаях молодые семьи проживают совместно с родителями, и в воспитании и уходе за ребенком принимают участие бабушки и дедушки.
Анализ социальной принадлежности показал, что среди юных мам наиболее значительной общественной группой являются домохозяйки (12 человек или 60 %) и учащиеся (8 мам или 40 %); среди последних 6 человек учатся в школах, 2 человека — в профессиональных колледжах. Среди пап не имеют определенных занятий 8 человек (57 %), работают 5 человек (37 %), один папа является учащимся ПТУ (7 %).