Научная статья на тему 'Опыт кобрендинга в сфере социальной защиты трудящихся'

Опыт кобрендинга в сфере социальной защиты трудящихся Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОБРЕНДИНГ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ КОБРЕНДИНГОВЫЙ АЛЬЯНС / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ТРУДЯЩИХСЯ / ПРОФСОЮЗНАЯ ДИСКОНТНАЯ КАРТА / CO-BRANDING / CAUSE-RELATED CO-BRANDING / SOCIAL PROTECTION OF EMLOYEES / TRADE UNION DISCOUNT CARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмелькова Наталья Владимировна

Автор рассматривает опыт кобрендинга профсоюзов и бизнеса в решении задачи повышения социальной защиты трудящихся, анализирует основные формы сотрудничества профсоюзных организаций с компаниями различных отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Co-branding experience: providing social protection of workers

The article considers trade unions and business experience in improving social protection of employees. It analyzes major forms of cooperation between trade unions and companies in different sectorы of economy.

Текст научной работы на тему «Опыт кобрендинга в сфере социальной защиты трудящихся»

УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/23-24/2011

Хмелькова Наталья Владимировна

Заведующая кафедрой экономики, кандидат экономических наук, доцент

Гуманитарный университет 620049, РФ, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, 19 Контактный тел.: (912) 290-10-65 E-mail: nvh@ural.ru

Ключевые слова

кобрендинг

социально значимый кобрендинговый Альянс

социальная защита трудящихся

профсоюзная дисконтная карта

Аннотация

Автор рассматривает опыт кобрендинга профсоюзов и бизнеса в решении задачи повышения социальной защиты трудящихся, анализирует основные формы сотрудничества профсоюзных организаций с компаниями различных отраслей экономики.

Источники

1. Cause related marketing. Режим доступа: www.cafrussia.ru> files/blocks/CRM. PPt

2. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России / под ред.: С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003.

3. Профсоюзы и трудовые права

россиян // Пресс-выпуск № 1665. Режим доступа: http://wciom.ru/index.

php?id=459&uid=111254

4. Хмелькова Н. В. Профсоюзный кобрендинг // Авангард. 2011. № 15.

5. Новости профсоюза (05.08.2010). Режим доступа: www.profavtodor02. ru/?part_id=44,%20220&news_id=209

6. Россия: Самые лояльные скидки. Режим доступа: http://www.loyalty.info/ news/246.html

Опыт кобрендинга в сфере социальной защиты трудящихся

Тенденцией развития современной экономики является постоянное расширение сотрудничества между различными субъектами общества - бизнесом, потребителями, организациями неприбыльного сектора экономики, государственными институтами и пр. Одной из форм такого сотрудничества выступают социально значимые кобрендинговые альянсы, представляющие собой коммерческое партнерство между компаниями и некоммерческими организациями, при котором используются силы их брендов для достижения общих целей [1]. Конечным результатом функционирования подобных альянсов выступают социально значимые проекты, реализация которых способствует решению актуальных для общества социальных проблем.

В данной статье социально значимый кобрендинг будет рассмотрен на примере отечественные профсоюзов, объединяющихся в альянсы с компаниями различных отраслей экономики с целью повышения уровня социальной защищенности своих членов.

предпосылки сотрудничества бизнеса и профсоюзов в сфере социальной защиты трудящихся

Как показывают исследования, одной из наиболее актуальных проблем современной «социальной повестки дня» российского общества является уровень социальной защиты трудящихся. В рамках исследовательского проекта «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания» [2], реализованного в 2002-2003 гг. Ассоциацией менеджеров, российские граждане назвали социально ответственной компанию, которая в первую очередь производит качественные товары и услуги (21% опрошенных), а во вторую - заботится о своих работниках. Последнее означает выплату высокой заработной платы (17% опрошенных); социальную защи-

ту работников / их семей (17% опрошенных); помощь в решении социальных проблем (12% опрошенных).

Вместе с тем согласно результатам исследования, проведенного ВЦИОМ в сентябре 2010 г. [3],

большинство россиян (80%) убеждены, что трудовые права работающих в нашей стране защищены недостаточно. Причем доля таких респондентов практически не меняется на протяжении последних 16 лет.

Каждый второй опрошенный считает, что в стране отсутствуют институты, защищающие его трудовые права. Причем если в 2008 г. доля таких ответов уменьшилась (с 42 до 36%), то после кризиса она вновь выросла (с 36 до 50%). На этом фоне обращает на себя внимание тот факт, что за год, прошедший с начала кризиса, заметно возросла роль профсоюзов в решении этого вопроса (с 6 до 12%), однако ее по-прежнему нельзя считать определяющей.

Профсоюзы выступают одним из ключевых социальных институтов общества, обеспечивающим решение проблемы социальной защищенности трудящихся. Их основная цель заключается в улучшении условий жизни и труда его членов, защите их индивидуальных и коллективных социально-трудовых,профессиональ-ных, экономических и иных прав. Вместе с тем интерес россиян к членству в профсоюзах сохраняется на невысоком уровне. В особенности эта тенденция заметна среди молодежи, у которой профсоюз часто ассоциируется с архаикой и коммунистическим прошлым. В рамках опроса, проведенного автором статьи среди студентов-первокурсников очной формы обучения, было выявлено, что профсоюз, в частности, ассоциируется у респондентов с такими понятиями, как «СССР», «коммунизм», «устаревшее», «неактуальное», «взносы», «необходимость участвовать в демонстрациях»,

Today economy development is marked by constantly increasing cooperation within the society - between business, consumers, non-profits, public institutions. Cause-related cobranding alliances represent one of the forms of such cooperation. These alliances are commercial partnerships between companies and non-profits when participants use their brands' potentials to achieve common goals [1]. The primary objective of the alliances and, hopefully, the result is a cause-related project which is to solve some topical society problems.

This article will consider cause-related projects co-branding looking at the examples of the Russian trade unions that form alliances with companies from different sectors of economy to improve social protection of trade unions' members.

PREREQUiSiTES FOR BUSiNESS -

TRADE UNiON COOPERATiON iN

PROViDiNG SOCiAL PROTECTiON

OF EMPLOYEES

As research shows the level of the employment protection is one of the most urgent issues for social agenda in Russia nowadays. The research project "Corporate social responsibility: society expectations" [2] undertaken in 20022003 by Managers Association reports that Russians consider a company to be socially responsible if it, firstly, produces high-quality goods and provides high-quality services (21% of responses), and, secondly, takes care of its employees. The latter implies paying high salary (17% of responses); providing social protection of employees / their families (17% of responses); rendering assistance in solving social problems (12% of responses).

Along with this, the research of the Russian Public Opinion Research Center conducted in September 2010 [3] reveals that

the majority of the Russian people (80%) believes that labour rights in our country are not protected enough.

Moreover, this percentage remains stable for almost 16 years.

Every second interviewee mentioned there are no institutions in the country that protect their labour rights. In addition, although the number of such answers decreased in 2008 (from 42% to 36%), the crisis made it grow again up to 50%. Here it is important to say that after the year passed from the beginning of the crisis, the role of trade unions in this issue has significantly increased (from 6% to 12%), yet it is not still so crucial.

Trade union is one of the key social institutions that deals with the problem of social protection of employees. Its main objective is to improve living and working conditions of its members, protect their individual and collective social, labour, professional, economic and other rights. At the same time, the interest of Russian employees in trade unions membership remains at a very low level. Especially this refers to the youth that often links trade unions to archaic things and communist past. The poll run by the author of this article among first-year students shows that in particular respondents associate trade unions with such concepts as "USSR", "communism", "old-fashioned", "out-of-date", "membership fees", "obligation to take part in demonstrations", "practice which was not successful in Russia". Answering to the question about their attitude towards trade unions (three options possible: "positive", "negative", and "neutral") 100% of respondents reported about their passive and indifferent attitude to one of the most significant social institutions.

All this has fairly an adverse effect on the number of trade unions members. Logically, the emerged situation forces trade unions look for new tools in different areas, for instance, in marketing.Trade unions search for the tools that encourage the growth of their popularity, build workers' trust and increase the level of social protection through extending the range of services that can be provided by trade union for the members. On the

Co-branding experience: providing social protection of workers

Natalia V. Khmelkova

Head of Economics Dprt, Cand. Sc. (Ec.) Assistant.-Prof.

Humanities University 620049, RF, Ekaterinburg, ul. Studencheskaya, 19 Phone: (912) 290-10-65 E-mail: nvh@ural.ru

Key words

co-BRANDING

cause-related co-branding social protection of emloyees trade union discount card

Summary

The article considers trade unions and business experience in improving social protection of employees. It analyzes major forms of cooperation between trade unions and companies in different sectors of economy.

References

1. Cause Related Marketing. URL: www. cafrussia.ru> files/blocks/CRM.ppt.

2. Corporate Social Responsibility: public expectations. Consumers, managers, opinion leaders and experts assess business social role in Russia. Edited by S. Litovchenko, M. Korsakov. Moscow: Managers' Association, 2003.

3. Trade unions and Russians labor rights // Press-Release № 1665. URL: http://wciom. ru/index.php?id=459&uid=111254.

4. Khmelkova N.V. Trade union co-branding // Avangard. 2011. № 15.

5. Trade union news (05.08.2010). URL: www.profavtodor02.ru/?part_id=44,%20 220&news_id=209.

6. Russia: the most loyal discounts. URL: http://www.loyalty.info/news/246.html.

UPRAVLENETS/ 7-8/23-24/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/23-24/2011

«практика, которая не была успешной в России». На вопрос о том, какие эмоции они испытывают по отношению к профсоюзам - «положительные», «отрицательные» или «нейтральные», 100% опрошенных заявили о своем пассивно-безразличном отношении к данному важнейшему социальному институту общества.

Все это негативно отражается на численности членов профсоюза. Как следствие, сложившаяся ситуация стимулирует профсоюзные организации к поиску новых инструментов, в том числе в сфере маркетинга, позволяющих достигать цели популяризации профсоюзного движения, повышения доверия к профсоюзам со стороны трудящихся, а также повышения уровня их социальной защищенности за счет расширения перечня услуг, которые профсоюзная организация может оказать своим членам. С другой стороны, интерес к участию в реализации социальных программ, нацеленных на защиту интересов трудящихся, есть и у коммерческих структур. Бизнес заинтересован в расширении своей целевой аудитории за счет действующих и новых членов профсоюза, а также в формировании имиджа «социально ответственной компании» [4]. В результате возникают предпосылки к заключению кобрендинговых альянсов с участием региональных и отраслевых организаций профсоюзов и компаний различных отраслей экономики.

формы кобрендинга бизнеса и профсоюзов

Проведенный нами мониторинг публикаций в СМИ, а также информации, размещенной на сайтах профсоюзных организаций, дисконтных систем и программ, кобрендинговых проектов, позволил выявить три модели, в рамках которых в настоящее время осуществляется взаимодействие профсоюзов с коммерческими предприятиями и организациями. Они обобщены в таблице.

Наиболее простой формой выступает альянс, в рамках которого профсоюзная организация сотрудничает с отдельными компаниями. В рамках проекта выпускается дисконтная карта, дающая право на получение скидок при покупке продукции предприятий-партнеров. На дисконтную карту наносятся логотипы профсоюзной организации и тех компаний, которые принимают участие в проекте. Условием получения карты является членство в профсоюзе, что позволяет рассматривать ее как инструмент привлечения в его ряды новых членов. Подобную модель использует, к примеру, Федерация профсоюзов Республики Башкортостан. Так, на территории республики по состоянию на 15 июля 2010 г. действовало 117425 профсоюзных дисконтных карт [5]. В 2007 г. за внедрение электронного профсоюзного билета в форме дисконтной карты, по которой члены профсоюза

могут получать скидки при покупке товаров предприятий-партнеров, профсоюзная организации работников инновационных и малых предприятий Республиканской организации Башкортостана была удостоена всероссийской премии «Профсоюзный авангард» в номинации «Новация».

В Уральском регионе аналогичный проект продвигает профком филиала «Богословский алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании» (холдинг РУСАЛ, г. Красно-турьинск), в котором партнерами по кобрендингу выступают компании сектора продуктов питания, строительных материалов и рыболовных принадлежностей, компьютерного и мебельного бизнеса, розничной продажи автозапчастей и автосервиса. В общей сложности в момент старта проекта членам профсоюза было выдано 7000 дисконтных карт.

На этом фоне также существует иная практика, предполагающая, что профсоюзная организация сотрудничает не с отдельными партнерами из разных секторов экономики, а с коалиционными дисконтными системами и программами лояльности, объединяющими широкий круг предприятий и организаций. С 2007 г. подобные социальные проекты активно развивает российская дисконтная система «Золотая середина», имеющая 26 региональных представительств и объединяющая 3500 торгово-сервисных

Социально значимые кобрендинговые альянсы с участием профсоюзных организаций

Участники Кобрендинговый продукт (проект) Пример

Некоммерческая организация Коммерческие организации

Профсоюзная организация Отдельные предприятия и организации, предоставляющие скидки по карте Дисконтная карта 1. Дисконтная программа «^асГй!» объединенного профсоюза МГУ. 2. Проект «Профсоюзная дисконтная карта» ППО БАЗ - филиал ОАО «СУАЛ» (г. Краснотурьинск). 3. Проект «Профсоюзная дисконтная карта» федерации профсоюзов Республики Башкортостан

Профсоюзная организация Коалиционная дисконтная программа лояльности Дисконтная карта 1. Акция «Профсоюзный бонус» федерации независимых профсоюзов Кузбасса и российской дисконтной системы «Золотая середина». 2. Проект «Единая карта профсоюзного дисконта Республики Татарстан» федерации профсоюзов Татарстана и дисконтной системы Vistcard. 3. Проект «Единая студенческая карта «Студик» Ассоциации студенческих профсоюзных организаций учебных заведений г. Екатеринбурга и дисконтного клуба «Скидка»

Профсоюзная организация. Социальные фонды Предприятия и организации, предоставляющие скидки по карте. Предприятия и организации, оказывающие услуги владельцам карт. Платежная система Многофункциональная карта (дисконт+дополнительные сервисы) Проект «Национальная система социального партнерства» Всероссийского профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

other hand, commercial organizations show their interest to take part in social programs that aim at social protection of employees. Business is interested both in extension of its target audience with the help of actual and new members of trade union and in projecting an image of "socially responsible company" [4]. As a result, there appear the prerequisites for formation of cause-related co-branding alliances with regional and sector trade unions and companies from different sectors of economy as participants.

BUSiNESS - TRADE UNiONS COBRANDiNG FORMS

Having monitored the publications in Mass Media and the information posted on the trade unions web-sites, their programs, discount systems as well as their co-branding projects the authors managed to identify three models that are currently used for trade union - companies cooperation. They are summarized in the table.

The most elementary form is an alliance where a trade union organization cooperates with individual companies. For this project there is issued a card that entitles its owner to the right to claim for discount while buying the products of partner companies. Both the trade union and the company logos are placed on this card. It is obligatory to join trade union membership to receive this card, hence, the card can be considered as a tool to attract new members. Such mod-

el is applied by the Federation of Trade Unions in the Republic of Bashkortostan. In the Republic of Bashkortostan at July, 15 2010 there were registered 117 425 trade union discount cards [5]. In 2007 Trade Union of Innovative and Small Enterprises Employees in Bashkortostan was given "Trade Union Avant-garde" Russian award for the introduction of the electronic trade union card in the form of discount card which grants the member the right to get a discount when they buy products or services in partnership companies.

In the Urals region there is a similar project promoted by trade union of the Bogoslovsky Aluminum Plant (belongs to RUSAL holding, Krasnoturyinsk). In this alliance the co-branding partners are companies which sell food, construction materials, fishing tackle, computers, furniture, auto parts and provide car service. Totally, 7000 discount cards were distributed among union members when the project started.

At the same time there exists another practice that suggests trade union can enter partnership agreements not with individual companies from different sectors of economy, but with coalition discount systems and loyalty programs which in their turn bring together a broad spectrum of companies and enterprises. Since 2007 such social projects are actively encouraged and set up by Zolotaya Seredina, a Russian discount system, which has 26 regional represen-

tative offices and unites 3500 retailers and service companies in 75 Russian cities. The owners of the cards with trade unions marks can get from 5% to 20% off the price in every city where this system works. Zolotaya Seredina Group of Companies positions these cards as the only ones that have a unique social status and are an alternative source of wages indexation. At the moment, according to the company estimates, there were issued together with trade unions more than 100 000 of such cards. Particularly, one of this program partners is the Federation of Kuzbass Independent Trade Unions that realizes "Trade Union Bonus" action.

The Federation of Tatarstan Trade Union develops analogous project called "Single Card of the Trade Union Discount in the Republic of Tatarstan" combined with Vistacard discount system that has 500 partners in Chuvash Republic, over 800 in Tatarstan, more than 100 in Yoshkar-Ola, and well over 900 in Ulyanovsk Oblast. As for Ekaterinburg, the Association of Student Trade Unions in Educational Institutions promotes the project "Studik" Single Student Card" having cooperated with Skidka discount club which includes 407 companies.

Apparently, the latter model offers wider scope of partners among commercial organizations compared to the cooperation with individual companies. For the reference, in the largest project of the first type (initiated by the Federation of Trade Unions in the Republic of

Cause-related co-branding alliances with trade unions participation

Participants Co-branding product (project) Examples

Nonprofits Commercial organizations

Trade union Particular companies and organizations giving discounts on the card Discount card 1. "Zachet!" - the discount program of the joint trade union of the Moscow State University. 2. "Trade Union Discount card"- the project of the Bogoslovsky Aluminum Plant - the branch of oJSc SUAL (Kranoturyinsk). 3. "Trade Union Discount card" - the project of Federation of Trade Unions in the Republic of Bashkortostan

Trade union coalition discount loyalty program Discount card 1. "Trade Unions Bonus" - the action of Federation of Kuzbass Independent Trade Unions and Zolotaya Seredina, a Russian discount system 2. "Single card of the Trade Union Discount in the Republic of Tatarstan" - the project of Federation of Tatarstan Trade Unions and Vistcard discount system. 3. "Studik" Single Student card" -the card of Association of Student Trade Unions in Ekateringburg and Skidka discount club

Trade union Social funds companies and organizations giving discounts on company card and organizations providing services for Payment System card owners Multifunctional card (discount + additional services) "National System of Social Partnership" - the project of All-Russia Trade Union of Employees in Audit, Business Valuation, Expert and consultancy organizations

UPRAVLENETS/ 7-8/23-24/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/23-24/2011

предприятий, расположенных в 75 городах России. Владельцы таких карт, на которые нанесена символика профсоюзных организаций, имеют возможность получать скидки от 5 до 20% по всей системе во всех городах, где она действует. Группа компаний «Золотая середина» позиционирует данные карты как имеющие уникальный социальный статус и являющиеся альтернативным источником индексации заработной платы. В настоящее время, по оценкам компании, совместно с профсоюзами выпущено более 100 тыс. карт «Золотая середина». Партнером программы, в частности, выступает Федерация независимых профсоюзов Кузбасса, реализующая акцию «Профсоюзный бонус».

Федерация профсоюзов Татарстана продвигает аналогичный проект «Единая карта профсоюзного дисконта Республики Татарстан» с дисконтной системой У1$1:сагс1, имеющей 500 партнеров в Чувашской Республике, более 800 - в Татарстане, более 100 - в Йошкар-Оле и более 900 - в Ульяновской области. В Екатеринбурге Ассоциация студенческих профсоюзных организаций учебных заведений продвигает проект «Единая студенческая карта «Студик» в сотрудничестве с дисконтным клубом «Скидка», объединяющим 407 компаний.

Очевидно, что подобная модель взаимодействия обеспечивает профсоюзам более широкий охват партнеров из числа коммерческих организаций в сравнении с ситуацией работы с отдельными компаниями. Для сравнения, в наиболее крупном проекте первого типа «Профсоюзная дисконтная карта» Федерации профсоюзов Республики Башкортостан заявлено лишь 147 партнеров, что заметно меньше числа участников коалиционных программ лояльности. Вместе с тем тот факт, что в обеих из рассмотренных моделей сотрудничество профсоюзов с коммерческими структурами сводится исключительно к выпуску кобрендинговой дисконтной карты, создает серьезные риски для подобных проектов. Они связаны с тем, что в крупных мегаполисах с развитой конкуренцией на руках у потребителей, как правило, уже есть большое число различных карт и купонов на скидки, эмитированных самими производителями в рамках их собственных программ лояльности.

По данным компании РБК, каждый россиянин владеет в среднем шестью дисконтными картами различных магазинов или сервисных компаний, половина из которых остается невостребованными. В ходе опроса, проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, выяснилось, что три четверти владельцев дисконтных карт - это люди до 35 лет. Как правило, они имеют высокий уровень дохода (44%) и высшее образование (42%). Не имеют дисконтных карт мужчины (69%), респонденты старшего возраста (81%), с низким (72%) и средним (71%) уровнем дохода и начальным, неполным средним образованием (87%). И если в сельской местности дисконтными картами владеет лишь каждый шестой житель, в городах-миллионниках - практически каждый второй [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, выпуск профсоюзных дисконтных карт наиболее актуален на региональных рынках, где население не является участником большого числа программ лояльности, а также в сегментах потребителей, не имеющих высокого уровня доходов. В частности, в упомянутом выше опросе студенты-первокурсники в целом с энтузиазмом восприняли идею вступления в профсоюз «в обмен на дисконтную карту». 40% респондентов заявили о своей готовности вступить в профсоюз на данных условиях, 20% также выразили свое желание стать членами профсоюза, но при условии определенных величин скидок (не менее 5%) и заранее оговоренного круга участников проекта. В числе партнеров профсоюза они хотели бы видеть розничного продавца продуктов питания, бренды одежды и парфюмерии, туристическую компанию, сотового оператора и интернет-провайдера, образовательное учреждение.

Риски, связанные с продвижением проекта «профсоюзного дисконта», стимулируют появление третьей модели кобрендингового альянса, в рамках которой разрабатывается многофункциональная карта, помимо скидок включающая в себя набор уникальных сервисов, доступ к которым обеспечивает лишь членство в профсоюзе. К примеру, Всероссийским профсоюзом работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций в настоящее время реализуется проект «Национальная система социального партнерства», пред-

полагающий поэтапное внедрение многофункциональной карты на базе платежной системы Visa.

На первом этапе карта будет играть роль идентификатора члена профсоюза и удостоверения личности, которая имеет социальные гарантии и льготы, скидки на отдых на курортах, в здравницах и санаториях России и за рубежом, скидки при приобретении и организации зарубежных туров и путешествий.

На втором - давать право на получение бонусов и скидок в торговорозничных сетях.

На третьем - обеспечивать льготное банковское обслуживание, возможность безналичных расчетов в России и за рубежом, зарплатные проекты, предоставление социальных гарантий на зачисление средств на персональные счета членов профсоюза. За образец взят мировой опыт использования таких карт в Израиле, где данная карта дублирует функции паспорта или водительских прав и может быть использована, к примеру, в банке при получении кредита.

В заключение отметим, что инновации становятся в настоящее время ключевой идеей в деятельности отечественных профсоюзов, основой формирования их нового имиджа, инструментом расширения членства в профсоюзе. С другой стороны, бизнес заинтересован в сотрудничестве с профсоюзами в рамках продвижения совместных программ, рассматривая их членов в качестве новой для себя целевой аудитории, а заключение таких альянсов как одну из форм корпоративной социальной ответственности. Все это создает предпосылки к дальнейшему росту числа социально значимых кобрендинговых альянсов, совершенствованию форм и методов взаимодействия бизнеса с некоммерческими организациями в рамках совместного решения задачи повышения социальной защищенности трудящихся.

Bashkortostan) there are only 147 partners, and this is significantly lower than the same indicator in coalition loyalty programs. Besides, the fact that in two models, which were considered, the cooperation between business and trade union in limited only to an issue of a discount card, creates significant risks for such projects. The risks are coming from the fact that in big cities where the competition is tight the consumers already have a lot of such cards and discount coupons prepared by the companies within their own loyalty programs.

RBK data suggest that every Russian on average possesses 6 discount cards of various shops and service companies, almost a half of which lies idle. During the poll arranged by ROMIR Monitoring research holding, it was found out that three quarters of discount cards owners are people till 35 years old. As a rule, they have high income (44%) and higher education (42%). The categories that typically do not possess cards include men (69%), older respondents (81%), respondents with an average (71%) or low (72%) income and primary or incomplete secondary education. And if in rural areas every sixth has the cards, in metropolitan areas almost every second resident enjoys their benefits [6].

Thus, issuing discount cards is worth doing for low-income consumers and on regional markets, where the population

is not involved in large number of loyalty programs. In particular, according to the above mentioned poll, the first year students felt mostly enthusiastically about the idea to join a trade union "in exchange for a discount card". 40% announced their readiness to do that on above-stated terms, 20% confirmed their wish to become a trade union member, but if there is a certain amount of discount (not less than 5% off) and pre-specified participants. Among the trade union partners they would like to see food retailers, clothes and perfume brands, travel agencies, mobile operators and internet providers, educational institutions.

The risks involved in promoting the "trade union discount" project favour the development of the third co-branding alliance model. In this model, a multifunctional card is elaborated, which except discounts includes a set of unique services that can be accessed only through trade union membership. For example, All-Russia Trade Union of Employees in Audit, Business Valuation, Expert and Consultancy Organizations now implements the project "National System of Social Partnership" which encompasses steady introduction of the multifunctional card based on Visa Payment System.

At the first stage it will work as an identification card of trade union members and give them guarantees and benefits, discounts on treatment in resorts,

sanatoria in Russia and abroad, discounts on international tours and trips.

At the second stage it will enable its owner to save money with bonuses and discounts in retail chains.

The third stage will provide access to privileged bank services; opportunity to effect non-cash transactions in Russia and abroad; salary projects. It will also make available social guarantees during money enrollment to the union members' personal accounts. The experience of such cards in Israel was taken as international example. In this country the card duplicates passport or driving license functions and can be used, for instance, in banks to take a loan.

It can be concluded that the innovations are becoming now, firstly, a key idea for home trade unions activity, secondly, a basis for their new image and, thirdly, an instrument to encourage growth of their members. On the other hand, business is interested in cooperation with trade unions within the frames of common programs promotion, because it regards union members as potential clients and the whole activity as a form of corporate social responsibility. All this triggers further growth of cause-related co-branding alliances, creates prerequisites for enhancement of business - nonprofits interaction forms and methods in accomplishing shared task of increasing social protection of employees.

UPRAVLENETS/ 7-8/23-24/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.