Научная статья на тему 'Опыт категоризация оценочной семантики в системно-функциональной лингвистике'

Опыт категоризация оценочной семантики в системно-функциональной лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
147
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА / SYSTEM-FUNCTIONAL LINGUISTICS / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / INTERPERSONAL SIGNIFICANCE / ОЦЕНКА / EVALUATION / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / INVOLVEMENT / ОТНОШЕНИЕ / ATTITUDE / ШКАЛИРОВАНИЕ / SCALING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самигуллина А.С., Кузьмина К.А.

Настоящая статья посвящена особенностям категоризации оценочной семантики в системно-функциональной лингвистике. Определяется место и сущность оценки в рамках данного подхода, и способы её реализации на уровне дискурсивной семантики. Система оценки рассматривается в её связи с метафункциями языка, выделяемыми в теории системно-функциональной лингвистики М. Халлидея. Рассматриваются главные компоненты системы оценки, приводятся их определения. Авторы статьи опираются на подробную лексически ориентированную классификацию системы оценки в письменном дискурсе, предложенную в работах последователей лингвистической теории М. Халлидея. В рамках выстроенной модели оценки выполняется обзор трех главных составляющих системы оценки: аффекта, отношения, и шкалирования. Подсистема отношения также распадается на три взаимодействующих компонента: аффект, суждение и признание. Особое внимание уделяется разветвлению каждой из подсистем и их компонентов на дальнейшие составляющие и способы их реализации при помощи лексических средств. Авторы статьи попытались дать максимально сжатый и полный обзор ключевых моментов многокомпонентной классификации системы оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE THE CATEGORIZATION OF EVALUATIVE SEMANTICS IN SYSTEMIC-FUNCTIONAL LINGUISTICS

The paper is dedicated to singling out the particular features of categorization of evaluation semantics in system-functional linguistics. The place and the basics of the assessment within this approach and the ways of its realization at the level of discursive semantics are determined. The evaluation system is considered in its connection with metafunction language used in the theory of systemic-functional linguistics of M. Hallyday. The main components of the evaluation system are considered, the author describe their definitions. The researchers take use of a detailed lexically oriented classification of the evaluation system in written discourse, proposed in the works of the followers of the linguistic theory of M. Halliday. Within the framework of the evaluation model, the three main components of the evaluation system are reviewed: affect, relationship, and scaling. The relationship subsystem also splits into three interacting components: affect, judgment, and recognition. Special attention is paid to the ramification of each of the subsystems and their components to further components, and how to implement them with the help of the lexical means. The authors of the article tried to give the most concise and complete overview of the key points of the multicomponent classification of the evaluation system.

Текст научной работы на тему «Опыт категоризация оценочной семантики в системно-функциональной лингвистике»

8. Yaichnikova O.V. Struktura podachi grammaticheskogo materiala v ramkah prepodavaniya yuridicheskogo perevoda. Tradicii i innovacii v prepodavaniiinostrannogo yazyka vneyazykovom vuze: materialy mezhvuzovskojnauchno-prakticheskojkonferencii. Moskva: MGIMO-Uni-versitet, 2016: 450 - 456.

9. Dunja Ramadan. Denksport. Deutsch perfekt. 2016; № 12.

10. Belyaeva I.G. Rabota s mental'nymi kartami v processe obucheniya nemeckomu yazyku v neyazykovom vuze. Perspektivy razvitiya sovre-mennyh gumanitarnyh nauk: sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vypusk № 3. Voronezh: Areal, 2016: 36 - 38.

Статья поступила в редакцию 31.01.18

УДК 81-117

Samigullina A.S., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of English Language and Intercultural Communication,

Bashkir State University (Ufa, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Kuzmina K.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of English Language and Intercultural Communication,

Bashkir State University (Ufa, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

EXPERIENCE THE CATEGORIZATION OF EVALUATIVE SEMANTICS IN SYSTEMIC-FUNCTIONAL LINGUISTICS. The paper is dedicated to singling out the particular features of categorization of evaluation semantics in system-functional linguistics. The place and the basics of the assessment within this approach and the ways of its realization at the level of discursive semantics are determined. The evaluation system is considered in its connection with metafunction language used in the theory of systemic-functional linguistics of M. Hallyday. The main components of the evaluation system are considered, the author describe their definitions. The researchers take use of a detailed lexically oriented classification of the evaluation system in written discourse, proposed in the works of the followers of the linguistic theory of M. Halliday. Within the framework of the evaluation model, the three main components of the evaluation system are reviewed: affect, relationship, and scaling. The relationship subsystem also splits into three interacting components: affect, judgment, and recognition. Special attention is paid to the ramification of each of the subsystems and their components to further components, and how to implement them with the help of the lexical means. The authors of the article tried to give the most concise and complete overview of the key points of the multicomponent classification of the evaluation system.

Key words: system-functional linguistics, interpersonal significance, evaluation, involvement, attitude, scaling.

А.С. Самигуллина, д-р филол. наук, проф. каф. английского языка и межкультурной коммуникации, Башкирский

государственный университет, г. Уфа, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

К.А. Кузьмина, д-р филол. наук, проф. каф. английского языка и межкультурной коммуникации, Башкирский

государственный университет, г. Уфа, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ОПЫТ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ СЕМАНТИКИ В СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Настоящая статья посвящена особенностям категоризации оценочной семантики в системно-функциональной лингвистике. Определяется место и сущность оценки в рамках данного подхода, и способы её реализации на уровне дискурсивной семантики. Система оценки рассматривается в её связи с метафункциями языка, выделяемыми в теории системно-функциональной лингвистики М. Халлидея. Рассматриваются главные компоненты системы оценки, приводятся их определения. Авторы статьи опираются на подробную лексически ориентированную классификацию системы оценки в письменном дискурсе, предложенную в работах последователей лингвистической теории М. Халлидея. В рамках выстроенной модели оценки выполняется обзор трех главных составляющих системы оценки: аффекта, отношения, и шкалирования. Подсистема отношения также распадается на три взаимодействующих компонента: аффект, суждение и признание. Особое внимание уделяется разветвлению каждой из подсистем и их компонентов на дальнейшие составляющие и способы их реализации при помощи лексических средств. Авторы статьи попытались дать максимально сжатый и полный обзор ключевых моментов многокомпонентной классификации системы оценки.

Ключевые слова: системно-функциональная лингвистика, межличностное значение, оценка, вовлеченность, отношение, шкалирование.

Цель настоящей статьи состоит в изучении модели самоорганизации категории оценки и в рассмотрении особенностей её функционирования с позиции системно-функциональной лингвистики. С точки зрения структуры категория оценки подразумевает своего рода многослойность, а актуализация того или иного компонента структуры оценки напрямую зависит от особенностей авторской позиции.

Развитие теории оценки в рамках системно-функциональной лингвистики позволяет говорить о существовании собственно оценочного дискурса, каковым и является политический дискурс, освещающий военные события. Модель анализа оценочного дискурса в системно-функциональной лингвистике строится на взаимодействии основных компонентов оценки с точки зрения социального контекста и позволяет сконструировать образ предполагаемого адресата и позицию автора по отношению к этому адресату.

Системно-функциональная лингвистика рассматривает язык как ресурс, объединяющий три типа значения, которые всегда представлены в высказывании: эмпирическое значение (ideational meaning), межличностное значение (interpersonal meaning) и текстуальное значение (textual meaning) [1]. Если эмпирическое значение представляет язык как отражение опыта человека, то межличностное значение предполагает рассмотрение языка с точки зрения социальных отношений, взаимо-

действия индивидов друг с другом. Межличностный компонент значения - это постоянное вторжение говорящего в речевую ситуацию. Это его взгляд на обмен репликами, приписывание и разыгрывание речевых ролей. Межличностное значение пронизывает все предложение словно бесконечный мотив [2, с. 196 - 218]. Текстуальное значение связано со способом организации эмпирического и межличностного значений в процессе семиозиса. Во многом труды М. Халлидея в области грамматики модальности и наклонения предопределили исследование межличностного значения с позиции взаимодействия. Однако в 1990х появляются работы, основанные на понимании межличностного значения сквозь призму лексической системы языка [3].

Системно-функциональная лингвистика вписывает оценку в холистическую модель языка и в социальный контекст. Здесь оценка выступает в качестве одной из основных межличностных систем на уровне дискурсивной семантики и отвечает за интерпретацию межличностного значения наравне с двумя другими системами, такими как система переговоров (negotiation) и система вовлеченности (involvement). Обе системы дополняют оценку: первая фокусируется на интерактивных аспектах дискурса, функциях речи и очередности реплик, вторая связана с неградуальными ресурсами интерпретирования параметров социального контекста.

Структура системы оценки представлена в разветвленном виде в работе Дж. Мартина и П. Уайта (рис. 1). Оценка включает в себя три взаимодействующие подсистемы: отношение (attitude), вовлеченность (engagement), шкалирование (gradation).

Отношение связано чувствами, эмоциональной реакцией и с позитивным или негативным оцениванием каких-либо событий, вещей, ситуаций. Подсистема отношения распадается на три области чувств, которые охватывают то, что обычно называется эмоциями, этикой и эстетикой: аффект (affect), суждение (judgement) и признание (appreciation). Аффект связан с фиксацией позитивных и негативных эмоций. Инструменты суждения позволяют дать оценку поведению в рамках различных нормативных принципов. Область признания, в свою очередь, охватывает оценивание семиотических и естественных явлений.

Подсистема вовлеченности связана с установлением отношений и определением позиции автора по отношению к предыдущим высказываниям, альтернативным точкам зрения и предполагаемой реакции на выдвигаемую ценностную позицию со стороны автора в дискурсе.

Шкалирование влечет за собой классификацию явлений с точки зрения степени их оценивания. Различается два вида шкалирования: шкалирование по степени интенсивности и количественного определения (force) и шкалирование по степени прототипированности и точности проведения границ между категориями (focus).

вовлеченность

гС

непринятие

отрицание

уступка

провозглашение

учитывание

соглашение

заявление

одобрение

приписывание

допущение

дистанциирование

отношение -

аффект

суждение

общественное признание

нормальность

способность

Hi

социальные санкции

упорство

признание

реакции

признание

композиция

баланс

шкалирование -

степень интенсификации и количества

интенсификация

количество

прототипированность

Рис. 1. Структура оценки в системно-функциональной лингвистике

В рамках рассматриваемой системы оценки классификация эмоций проводится на основе системы оппозиций и представляет собой способ организации релевантных значений. Классификация явлений аффекта проводится на основе шести принципов. Крометого, вводятсятакие понятия.как сознательныйучастник, испытывающий эмоции (ет^ег); а также явление, ответственное заэцэмоцию - ирициатор (МтдеЦ.

Основные этапы отнесения языковых явлений к категории аффекта сводятся к следующему:

1. Опретелатомрактуюуся ти данныроуввтиа /кыыоцин киль-турой как позитивные (положительные чувства, которые приятно испытывать) или негативные (отрицательные чувства, которых лучше избегать).

2. Установить реализуются ли эти чувства как волна эмоций, включая при этом какое-либо паралингвистическое или экстралингвистическое проявление, или же они переживаются на внутреннем уровне как некое эмоциональное состояние и сливаются с умственным процессом.

3. Детерминировать факт того, являются ли чувства реакцией на какого-то Инициатора и направлены ли они на него или же это обычное эмоциональное состояние.

4. Определить, как чувства ранжируются с точки зрения шкалы интенсивности.

5. Сделать вывод о том, чего в чувствах больше: намерения или реакции по отношению к стимулу.

6. Расклассифицировать эмоции по трём основным группам не/счастье, не/уверенность, не/удовлетворенность. Группа не/ счастье включает различные степени проявления таких эмоций, как счастье и грусть (грусть, ненависть, счастье, любовь и т. д.). Переменная не/уверенность включает чувства спокойствия и тревоги по отношению к окружению, в том числе и в отношении людей, разделяющих с нами эти чувства. К переменной не/удовлетворенность относятся чувства достижения и разочарования в отношении к деятельности, в которой мы принимаем участие, включая наши роли участника и наблюдателя.

Аффект может быть реализован посредством целого ряда грамматических структур, которые охватывают модификации участников, эмотивных ментальных и поведенческих процессов:

1. Аффект как качество

описание участников: a sad captain (эпитет)

приписывание участникам: the captain was sad (определение)

способ осуществления процесса: the captain left sadly (обстоятельство)

2. Аффект как процесс

Эмотивные ментальные:

His departure upset him (результативный процесс)

He missed them (промежуточный процесс)

Эмотивные поведенческие: the captain wept процесс

3. Аффект как комментарий Дезиративный: sadly, he had to go (модальное обстоятельство)

Подсистема суждения включает в себя два типа суждений:

1. суждения, связанные с «общественным признанием»: «нормальность» (насколько кто-либо необычен), «способность» (насколько кто-то способен к чему-то) и «упорство» (насколько кто-либо решителен);

2. суждения, связанные с «социальными санкциями»: «правдивость» (насколько кто-либо правдив), «приличие» (насколько кто-либо этичен).

Признания проявляют себя в виде «реакции» на вещи (привлекают ли они наше внимание, нравятся ли они нам?), «композиции» (баланс и комплексность), и «ценности» (насколько они инновационны, подлинны, современны и т. д.)

Грамматически они могут быть соотнесены с ментальными процессами: реакция с симпатией, композиция с восприятием, ценность с познанием. В то же время структуру признания можно интерпретировать метафункционально: реакция ориентирована на межличностное значение, композиция на текстуальную организацию и ценность на эмпирическую ценность.

Чтокасаетсяграниц, отделяющих данные параметры, то для аффекта характерна следующая конструкция: относительный ахриСутивкыйпроцесс + нохнаеельный участник + глагол feel; суждение представлено относительным атрибутивным процессом, который приписывает отношение к чьему-либо поведению, в то вцем+ как+риенание- эноместалнный процесс, приписывающий отношение к вещи, которое придает отличительную черту данной вещи. Границы между параметрами можно провести на основании источника и цели оценивания. Источником аффекта

правдивость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.