DOI: 10.20310/2587-6953-2018-4-14-18-24 УДК 159.9+81
К ВОПРОСУ ОБ ОНТОЛОГИИ ОЦЕНОЧНОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Татьяна Владимировна ЖМАЙЛО
Павлодарский государственный педагогический университет 140002, Республика Казахстан, г. Павлодар, ул. Мира, 60 E-mail: [email protected]
Аннотация. Оценка рассмотрена как онтологическая характеристика человека. Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом ученых к изучению категории оценки. Оценка является одной из важнейших лингвистических категорий и признается основным способом отражения системы ценностей человека в языке. Оценка рассматривается как универсальная категория текста. Проанализированы типы категории оценки: эмоциональная, интеллектуальная, эмоционально-интеллектуальная. Оценка представляет собой специфическое системное аффективно-когнитивное, оценочно-самооценочное психическое образование, выполняющее важную функцию человеческого сознания, регулирующую поведение и деятельность индивида. Комплексным методом исследования рассмотрены основные характеристики оценочной деятельности человека. Проанализированы прототипы адаптивного поведения индивида. Обосновано влияние адаптивных стимулов на эмоционально-поведенческие реакции на основе деятельностного подхода. Представлены функции оценочных суждений. Выявление оценки лексических единиц осуществляется на основе сем «хорошо» или «плохо», так как положительное или отрицательное значение этих сем не вызывает сомнений. Оценочность может быть выражена в денотативном и коннотативном значениях, оценка может появится окказионально, то есть под влиянием контекста или фоновых знаний. Благодаря контексту лексические единицы, не имеющие никаких оценочных семантических признаков, могут стать оценочными и менять оценочный знак на противоположный в зависимости от ситуации, при этом данные суждения всегда антропоцентричны.
Ключевые слова: оценка; эмоции; онтология; психология; внутренние и внешние раздражители; модальность; человеческое сознание
Одной из важнейших функций человеческого сознания является оценочная функция, позволяющая человеку вырабатывать оценочное суждение относительно того или иного объекта окружающей действительности на основе воспринимаемого и познаваемого [1, с. 102]. При этом философы указывают, что биологической предпосылкой оценки является эмоция (эмоция - особый психофизиологический механизм, удерживающий жизненные процессы в их оптимальных пределах и закрепляющий правильность и полноту совершающегося акта, его соответствие исходной потребности) [2, с. 157]. Но с психологической точки зрения это не совсем так. Во-первых, люди, далекие от психологии, часто под термином эмоция понимают и аффекты, и драйвы (мгновенную интеграцию как внешних, так и внутренних раздражителей), и сами эмоции. Во-вторых, оценка и эмоция имеют общую прототипическую психическую аффективно-когнитивную основу,
из которой они развиваются. В своей структуре они обнаруживают аффективный компонент, дающий и эмоции, и оценку валентности или модальности (положительную или отрицательную), а также когнитивный компонент. Когнитивный компонент определяет то, что акт оценивания и эмоциональное переживание (эмоция, а не аффект или драйв) сопровождаются обдумыванием, осмыслением факта, предмета, ситуации.
Человеку свойственно испытывать чувство недовольства собой и окружающей действительностью. Это чувство является основным двигателем развития личности человека. Однако в своем развитии человек может ошибаться, «падать» и «подниматься», поскольку процесс развития личности человека не является ни линейным, ни прогрессирующим. Это сложный процесс. Принято считать, что в теологии «первородный грех», то есть онтологическая вина, понимаемая как чувство неудовольствия при естественном
© Жмайло Т.В., 2018 ISSN 2587-6953. Неофилология. 2017. Т. 4, № 14
стремлении живого организма к удовольствию, заставляет чувства человека постоянно балансировать между удовольствием и неудовольствием. Это дает почву как для возникновения эмоций, так и для адаптации человека к окружающей действительности, то есть для развития его личности [3, р. 9]. Такое свойство живого организма балансировать между удовольствием и неудовольствием в комплексе первичных эмоций человека, разработанном Р. Плутчиком, выступает аффектом или драйвом и придает валентность той или иной эмоции. Р. Плутчик рассматривает эмоции в качестве средства адаптации, играющего важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Р. Плутчик выделил базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры) (табл. 1). Причем первичные эмоции в классификации Р. Плутчика представлены аффективно-когнитивными адаптивными цепочками: «стимул + аффект (драйв) + поведенческая реакция = первичная эмоция». Вторичные эмоции выступают комбинациями первичных эмоций, например: «гордость = гнев + радость», «любовь = радость + принятие», «любопытство = удивление + принятие», «скромность = страх + принятие», «ненависть = гнев + удивление», «вина = страх + радость или удовольствие», «сентиментальность = принятие + горе». Социальные регуляторы (феномены суперэго), по Р. Плутчику, вы-
ступают сочетаниями страха и других эмоций [4, с. 53].
В ходе антропосоциогенеза аффективно-когнитивные структуры трансформируются в результате интеграции внешних социальных и внутренних адаптивных стимулов. Нормативно признаваемые либо осуждаемые социумом эмоционально-поведенческие реакции определяют выбор поведения индивидом. Социализация индивида обусловливает возникновение социальных эмоций, таких как эмпатия, симпатия, антипатия, связанных с пробуждающимся осознанием предпочтительности той или иной социальной эмоции в определенном социуме или определенной ситуации. При этом вырабатывается устойчивый ритм опредмечивания/распредмечивания, социально поощряемые эмоционально-поведенческие реакции интериоризиру-ются, а интенциональный язык дифференцируется, обретая способность регулировать отношение человека к окружающему его миру, а также межличностные отношения членов социума.
В результате антропосоциогенеза оценочное отношение человека к окружающему его миру, покоящееся на адаптивных аффективно-когнитивных оценочно-самооценочных структурах психики человека, трансформируется в аксиологическое отношение к объектам и явлениям мира в соответствии с оценочными конвенциями социума, к которому человек принадлежит [5]. Оценка выступает он-
Аффективно-когнитивные структуры
Таблица 1
Вода, пища Удовольствие «+» Инкорпорация - поглощение пищи, воды Принятие
Невкусная, горькая пища Неудовольствие «-» Отвержение - отторжение, экскреция, рвота Отвращение
Препятствие на пути к удовольствию Неудовольствие «-» Разрушение, устранение препятствия Гнев
Боль, угроза боли Неудовольствие «-» Защита Страх
Сексуальный объект Удовольствие «+» Репродуктивное поведение - реакции, сопутствующие сексуальному поведению Радость
Потеря объекта, приносящего удовольствие Неудовольствие «-» Депривация, изоляция, одиночество Горе
Незнакомый объект Неудовольствие «-» Ориентировка как реакция на контакт с новым, незнакомым объектом Испуг
Интересная местность Удовольствие «+» Исследование - более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды Надежда или любопытство
КБЫ 2587-6953. ЫеорЫ1о^у, 2018, уо1. 4, по. 14
19
тологической характеристикой человека, под которой в философии понимается категория, выражающая аксиологическое отношение человека к нормативно-представленному многообразному миру предметов человеческой деятельности и возможностям их познания и освоения.
Природа оценочной категоризации всегда в большей степени субъективна, поскольку она является результатом сложных физиологических и психологических процессов и связана со шкалой ценностей индивида и существующими в социуме конвенциями, нормативами и стереотипами. Объективность в свою очередь поддерживается содержанием оцениваемого объекта.
Категории оценки свойственна вариативность как в диахроническом, так и синхронном аспектах. Иными словами, концепция оценки может меняться как при переходе от одной исторической эпохи к другой: в ретроспективе и перспективе, так и в случае, если мы имеем дело с разными социальными (либо социально-политическими, конфессиональными и пр.) группами людей, живущими в один и тот же исторический период времени.
Под этим углом зрения К. Манхейм пишет о кризисе оценки, который выражается в исчезновении общепринятого критерия ценностей либо тяготеющего к нему представления о ценностях, в углублении несовпадения оценки буквально по всем вопросам жизни между представителями разных социальных, социально-политических, конфессиональных и прочих общественных групп [2, с. 158].
Современные философы отмечают, что оценка становится универсальным способом выражения углубляющейся аксиологизации сегодняшней социальной жизни и показателем всевозрастающей релятивности ценностных ориентиров. Человеку свойственно критическое (оценочное) отношение к окружающему его миру, при этом в структуре феномена оценки всегда присутствуют аффективный и когнитивный компоненты, связь между которыми усложняется по мере развития психики человека. В процессе развития индивидуальной психики на основе аффективно-когнитивной структуры возникает аффективно-когнитивный оценочно-са-
мооценочный комплекс. В различных ситуациях и на различных этапах развития индивидуальной психики человека в деятельности аффективно-когнитивных оценочно-самооценочных структур может преобладать какой-либо из компонентов: аффективный либо когнитивный. При преобладании аффективного компонента в аффективно-когнитивном оценочно-самооценочном комплексе можно говорить об эмоциональной (незрелой) оценке. Преобладание когнитивного компонента позволяет говорить об интеллектуальной оценке. Интеллектуальная оценка сопровождается рассуждением прагматического характера (с точки зрения в основном утилитарности факта, предмета, ситуации и т. п.) и лишена переживания. Зрелая оценка - это эмоционально-интеллектуальная оценка, в структуре которой аффективный и когнитивный компоненты, связанные между собой довольно сложным образом, уравновешивают друг друга.
Исследователь Г.Ф. Иванова отмечает, что в лингвистике оперируют тремя типами оценки [6, с. 20]. Однако Г. Ф. Иванова, перечисляя типы оценки, ставит эмоциональную оценку, основанную на аффективно-когнитивных оценочно-самооценочных структурах психики человека, на второе место. В свою очередь мы придерживаемся точки зрения, что данная оценка возникает раньше в процессе развития психики человека и дает основание для развития как интеллектуальной, так и в дальнейшем эмоционально-интеллектуальной оценки.
В современной лингвистике, таким образом, различают три типа оценки: 1) эмоциональная оценка, основанная на деятельности аффективно-когнитивных оценочно-самооценочных структур психики человека, с преобладанием аффективной составляющей, реализуется как приписывание свойств, часто объективно не присущих референту, например: scoundrel (негодяй, прохвост); 2) интеллектуальная оценка также основана на деятельности аффективно-когнитивных оценочно-самооценочных структур с преобладанием когнитивного компонента, поэтому включает рационально-оценочное суждение о свойствах, объективно присущих референту, например: bad, hooligan, etc.; 3) эмоционально-интеллектуальная оценка, представляю-
щая собой комбинацию эмоциональной и интеллектуальной оценки, в структуре которой уравновешены аффективный и когнитивный компоненты, например: blockhead (дубина), babbler (пустомеля), etc.
Оценочность в языке проявляет себя, прежде всего, на лексическом уровне, в связи с чем в лингвистике широко распространены попытки разграничить эмотивную и оценочную лексику на основе наличия или отсутствия эмотивного значения в семантике лексической единицы. Однако и в случае оценочной лексической единицы, и в случае эмо-тивной положительную или отрицательную валентность (модальность) семантическому значению сообщает аффективный компонент. Но в случае, если мы имеем дело с оценочной лексикой, аффективный компонент может оказаться не в значительной степени активным и уступать по степени актуализации когнитивному компоненту. Поскольку способность к оценочной категоризации, в равной степени как и эмоциональность, является индивидуальной физиологической и психической характеристикой личности человека, то проводить систематизацию верба-лизированных языковых оценочных структур, например: разграничивать эмотивную и оценочную лексику по семантическому признаку «эмотивность», на наш взгляд, представляется сложной задачей.
Касательно вопроса разграничения оценочной и экспрессивной лексики, В.Н. Телия предлагает широкое толкование феномена «экспрессивность», которое вбирает в себя все способы выражения экспрессивности: стилистический, эмоциональный, оценочный, образный и т. д. На этом основании образовано множество терминологических атрибутивных словосочетаний: эмоционально-экспрессивное, экспрессивно-стилистическое, оценочно-экспрессивное и т. д. [7, с. 27]. В таком широком понимании экспрессивность -это выразительность, детерминированная целым комплексом различных языковых и контекстуально-речевых средств.
В лингвистике широкое распространение получили понятия «общей или чистой оценки», базовыми оценочными концептами которой выступает оппозиция «плохой/хороший», в максимально концентрированном виде выражающая отрицательную и положи-
тельную валентность (модальность). Валентность задается аффективным компонентом в структуре феномена «оценка», и частные оценочные значения, сочетающие в себе дескрипцию и оценку, выводимые на том или ином основании, находящемся в прямой зависимости от индивидуальных ценностных ориентиров личности человека, которые складываются на основе социальных стереотипов языковой группы, к которой индивид принадлежит.
Классификации частных оценок, разработанные исследователями Н.Д. Арутюновой и Н.Н. Болдыревым [8; 9], соотносятся в общих характеристиках. Полагаем, что в классификации Н.Д. Арутюновой возможно рассмотреть порядок перечисления оценок, поскольку с точки зрения психологии личности сначала у человека развивается эстетический вкус на основе базовой дихотомии «плохой/хороший». Американский психолог Дж. Левинджер отмечает, что ребенок «ощущает» глазами. «Красивое» ласкает глаз, «страшное и уродливое» пугает, заставляет плакать. Для ребенка в раннем возрасте концепты «хороший» и «красивый» являются синонимичными понятиями, в равной степени как «плохой» и «уродливый». Первенство эстетического вкуса у человека закреплено в библейской легенде о яблоке, когда Ева, пленившись сочными и румяными яблоками, сорвала плод с древа познания Добра и Зла, половину съела сама, а другую отдала Адаму. Эта легенда имеет прямую связь с более ранней древнегреческой легендой о Парисе, которому нужно было выбрать среди трех богинь самую красивую и вручить ей золотое яблоко. Парис выбрал Афродиту, из-за чего богини перессорились. В данном контексте можно предположить, что познание начинается с эстетической оценки.
В эмоциональной оценке аффективный компонент оказывается более актуализированным, чем когнитивный. Ребенок может испытывать физическую боль и эмоциональный дискомфорт, но объяснить это состояние не может, жалуясь на то, что у него «болит», поскольку он не в состоянии дифференцировать физическое состояние и эмоциональное, чувствуя несчастным, печальным или, наоборот, радостным и счастливым. Гедоническая оценка или сенсорно-вкусовая следует
за эмоциональной, когда ребенок начинает ощущать себя как физическое существо, отдельное от других (формируется «физический Я-образ»). На этапе «гедонизма» индивиду становятся доступными утилитарная и телеологическая оценки. Затем человеку становится доступной интеллектуальная оценка. Социализация, когда человек усваивает ценности социума, к которому он принадлежит, открывает для него этическую оценку.
Классификацию частных оценок Н.Д. Арутюновой можно представить следующим образом: 1) гедонические или сенсорно-вкусовые оценки, например: tasty - tasteless, impalatable; perfume, fragrant - stink; 2) эмоциональные оценки с преобладанием активности аффективного компонента над когнитивным, например: happy/unhappy; 3) эстетические оценки: beautiful/ugly; 4) утилитарные оценки, например: helpful, useful - helpless, useless; 5) телеологические оценки, например: effective/ineffective; 6) интеллектуальные оценки, в структуре которых активность когнитивного компонента преобладает над активностью аффективного, например: interesting/pedestrian; 7) этические оценки, например: moral - amoral, immoral; 8) нормативные оценки, например: legal, lawful, normal, standard - illegal, illicit, unlawful, abnormal, non-standard, non-typical [9, с. 198].
Предлагаем классификацию частных оценок с учетом эволюционного процесса психики человека, то есть иерархию оценок, способность к осуществлению которых человек приобретает на определенном этапе развития его психики (сознания). А именно: 1) эстетические (зрительные) оценки, оценочный критерий вырабатывается на основе оппозиции beautiful/ugly (красивый/безобразный); 2) эмоциональные оценки с оценочным критерием, выводимым на основе оппозиции: happy/unhappy; 3) гедонические оценки, отражающие возможности человека в осуществлении осознанной оценочной деятельности на определенном уровне развития психики, именуемом в теории личности Дж. Левинджер гедоническим [10]. Гедонические оценки можно разделить на: а) сенсорно-вкусовые: tasty/tasteless, etc.; б) интеллектуальные прагматического характера, к которым относятся: 1) утилитарные: useful/ useless; а также 2) телеологические оценки:
effective /ineffective, etc.; 3) эмоционально-интеллектуальные оценки с оценочными концептами: interesting/pedestrian (интересный/скучный, банальный); 4) аксиологические (социальные) оценки, которые можно подразделить на: а) этические: moral/amoral, immoral; б) нормативные: legal, lawful, normal, standard/illegal, illicit, unlawful, abnormal, non-standard, non-typical.
Будучи онтологической характеристикой человека, оценка выполняет ряд важных функций: 1) адаптивную (эволюционную); 2) гносеологическую (познавательную); 3) коммуникативные: а) денотативно-оценочную, б) эмоционально-оценочную, в) рационально-оценочную; 4) аксиологическую; 5) психическую - регуляции и саморегуляции. Перечисленные функции определяют внутренние (физиологические, психические, морально-этические и т. д.) и внешние качества индивида, его социальную жизнь и деятельность.
Таким образом, оценка является онтологической характеристикой человека и представляет собой специфическое системное аффективно-когнитивное оценочно-самооценочное психическое образование, выполняющее важную функцию человеческого сознания, регулирующую поведение и деятельность индивида.
Список литературы
1. Марков Б.В. Философия. СПб.: Питер, 2011. 432 с.
2. Бряник Н.В. Общие проблемы философии науки. Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н.В. Бряник; отв. ред. О.Н. Дьячкова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. 318 с.
3. Morano D.V. Existential Guilt. BV-Assen: Van Yoram & Co, 1973. 125 р.
4. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
5. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с.
6. Иванова Г.Ф. Ментальные сферы языка: оценка. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. 124 с.
7. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986. 144 с.
8. Болдырев Н.Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4. С. 10-20.
9. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Язык русской культуры, 1999. 896 с.
10. Loevinger J. Measurement of personality. True or false // Psychological Inquiry. 2009. Vol. 4. № 1. P. 1-16.
Поступила в редакцию 21.02.2018 г. Отрецензирована 18.03.2018 г. Принята в печать 11.05.2018 г.
Информация об авторе
Жмайло Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры иностранных языков. Павлодарский государственный педагогический университет, г. Павлодар, Республика Казахстан. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Жмайло Т.В. К вопросу об онтологии оценочной функции человеческого сознания // Неофилология. 2018. Т. 4, № 14. С. 18-24. DOI: 10.20310/2587-6953-2018-4-14-18-24.
DOI: 10.20310/2587-6953-2018-4-14-18-24
ON THE ISSUE OF EVALUATION FUNCTION ONTOLOGY OF HUMAN CONSCIOUSNESS
Tatyana Vladimirovna ZHMAYLO
Pavlodar State Pedagogical University 60 Mira St., Pavlodar 140002, Republic of Kazakhstan E-mail: [email protected]
Abstract. Evaluation is considered as the ontological characteristics of a person. The relevance of research is due to the increased scientists' interest in the study of the category of evaluation. Evaluation is one of the most important linguistic categories and is recognized as the main way to reflect the value system of a person in the language. Evaluation is considered as a universal category of a text. We analyze the types of the evaluation category: emotional, intellectual, emotional and intellectual. Evaluation is a specific systemic affective-cognitive, evaluative-self-evaluating mental category that performs an important function of human consciousness, regulating the behavior and activities of the individual. The main characteristics of human evaluating activity are considered by a complex research method. Prototypes of adaptive behavior of the individual are analyzed. The influence of adaptive stimuli on emotional and behavioral reactions based on the activity approach is substantiated. The functions of evaluative statements are presented. The identification of evaluative component in lexical units is carried out on the basis of "good" or "bad" semes, since the positive or negative meaning of these semes is beyond doubt. Evaluation can be expressed in denotative and connotative meanings; it also may appear occasionally, i. e. under the influence of context or background knowledge. Due to the context, lexical units that do not have any evaluative semantic features can become such words and change the sign to the opposite depending on the situation, and these judgments are always anthropocentric.
Keywords: evaluation; emotions; ontology; psychology; internal and external stimuli; modality; human consciousness
References
1. Markov B.V. Filosofiya [Philosophy]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011, 432 p. (In Russian).
2. Bryanik N.V. Obshchie problemy filosofii nauki. Slovar' dlya aspirantov i soiskateley [General Problems of Philosophy of Science. Dictionary for Post-Graduate Students and Competitors]. Ekaterinburg, Publishing House of the Ural State University, 2007, 318 p. (In Russian).
3. Morano D.V. Existential Guilt. BV-Assen, Van Yoram & Co Publ., 1973, 125 p.
4. Izard K. Psikhologiya emotsiy [Psychology of Emotions]. St. Petersburg, Piter Publ., 1999, 464 p. (In Russian).
5. Sidorina T.Y. Filosofiya krizisa [Philosophy of Crisis]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2003, 456 p. (In Russian).
6. Ivanova G.F. Mental'nye sferyyazyka: otsenka [Menatal Areas of Language: Assessment]. Ufa, Publishing House of the Bashkir State Pedagogical University, 2007, 124 p. (In Russian).
7. Teliya V.N. Konnotativnyy aspekt semantiki nominativnykh edinits [Connotative Aspect of Nominative Units Semantics]. Moscow, 1986, 144 p. (In Russian).
8. Boldyrev N.N. Kognitivnye skhemy yazykovoy interpretatsii [Cognitive schemas of linguistic interpretation]. Vo-prosy kognitivnoy lingvistiki - Issues of Cognitive Linguistics, 2016, no. 4, pp. 10-20. (In Russian).
9. Arutyunova N.D. Yazyk i mir cheloveka [Language and the Human World]. Moscow, Yazyk russkoy kul'tury Publ., 1999, 896 p.
10. Loevinger J. Measurement of personality. True or false. Psychological Inquiry, 2009, vol. 4, no. 1, pp. 1-16.
Received 21 February 2018
Reviewed 18 March 2018
Accepted for press 11 May 2018
Information about the author
Zhmaylo Tatyana Vladimirovna, Senior Lecturer of Foreign Languages Department. Pavlodar State Pedagogical University, Pavlodar, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]
For citation
Zhmaylo T.V. K voprosu ob ontologii otsenochnoy funktsii chelovecheskogo soznaniya [On the issue of evaluation function ontology of human consciousness]. Neofilologiya - Neophilology, 2018, vol. 4, no. 14, pp. 18-24. DOI: 10.20310/2587-6953-2018-4-14-18-24. (In Russian, Abstr. in Engl.).
24
ISSN 2587-6953. Heo^mojioraa. 2017. T. 4, № 14