Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ РИСКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ РИСКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТУДЕНТ / СУБЪЕКТ / РИСК / СИТУАЦИЯ / RESPONSIBILITY / PERSONAL SAFETY / STUDENT / SUBJECT / RISK / SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донева Ольга Викторовна

Представлены результаты изучения социальной ответственности у студентов вуза как актуально востребованного качества современного гражданина. Выдвинута гипотеза о неоднородности этого качества, которая обнаруживается в ситуациях, требующих выбора между социальной ответственностью и личной безопасностью. Показано, что социальная ответственность субъектов, делающих при этом выбор в пользу личной безопасности, может выступать в качестве субъектного свойства социальной коммуникации, а социальная ответственность субъектов, отказывающихся в ее пользу от личной безопасности, - в качестве глубинного личностного свойства. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие малочисленность обладателей социальной ответственности второго вида по сравнению с первым. На основе метода словесных ассоциаций установлено, что обладатели социальной ответственности первого вида связывают ее с социальной необходимостью, с нормами поведения и соблюдением правил приличия, второго вида - с внутренними регуляторами и самореализацией. Утверждается, что в первом случае социальная ответственность имеет экстернальную, а во втором случае - интернальную природу. Формулируются выводы, согласно которым материалы исследования подтвердили исходную гипотезу и могут служить как для дальнейшего изучения проблем социальной ответственности, так и для реализации дифференцированного подхода к учебно-воспитательной работе со студентами.The article presents the results of an experimental study of social responsibility of university students as an actual demanded quality of a modern citizen. The empirical hypothesis was the assumption of the heterogeneity of this quality, which is found in situations that require a choice between social responsibility and personal safety. Social responsibility of the subjects making thus a choice in favor of personal safety can act as subject property of social communication, and social responsibility of the subjects refusing in its favor of personal safety - as deep personal property. The experiment confirmed the small number of owners of social responsibility of the second type, in comparison with the first type. On the basis of the method of verbal associations found that the owners of social responsibility of the first type associate it with social necessity, with the norms of behavior and compliance with the rules of decency, the second type - with internal regulators and self-realization. In the first case, social responsibility has an external nature, in the second case - an internal nature. Conclusions are formulated, according to which the research materials confirmed the initial hypothesis and can serve both for further study of the problems of social responsibility and for the implementation of a differentiated approach to educational work with students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ РИСКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.02.P.48 УДК 378.4

О. В. Донева,

Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова

Опыт изучения социальной ответственности студентов в ситуации риска личной безопасности

Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В. Г Шухова

Социальная ответственность рассматривается как важнейшая социальная характеристика гражданина, что связано с заложенным в ней потенциалом неравнодушного взаимодействия субъекта с природой и обществом [5, с. 89; 11, с. 267].

Как известно, эта характеристика присуща далеко не всем членам общества и не может считаться универсальной [1, с. 117; 4, с. 52; 12, с. 52]. Пытаясь установить ее детерминанты, исследователи изучают различные комплексы и отдельные индивидуальные особенности субъектов социальной ответственности, пытаются выделить ее объективные и субъективные условия.

С позиций, которые определяются существом этой проблемы, изучаются различные аспекты и этапы социальной жизни человека. В их числе - становление личности [10, с. 69; 6, с. 102], формирование

определенных представлений (в первую очередь патриотизма) [2, с. 1], вовлеченность в определенные формы деятельности [3, с. 64] и др. Становится очевидным, что проявление социальной ответственности субъекта -сложный акт, детерминированный ситуацией и зрелостью присущих конкретному человеку личностных черт. Кроме того, социальная ответственность, как правило, востребована только в тех ситуациях, которые несут угрозу социальному благополучию. В этой связи представляют интерес ситуации, требующие исключительного выбора социального благополучия или личной безопасности [8, с. 36; 9, с. 40; 15, с. 256].

Личная безопасность способна при определенном мироощущении субъекта [7, с. 52; 13, с. 204] создавать доминанту, исключающую актуализацию у него социальной

ответственности. Мы предполагаем возможность разделения социальной ответственности на свойство субъекта публичной коммуникации и на глубинное личностное свойство. Первый вид ответственности, возможно, присущ большей части социальных субъектов как проявление социального этикета, утрачиваемое в нетипичных ситуациях. Второй же представляет собой более личностное образование, обнаруживаемое в критических ситуациях, требующих отказа от личной безопасности в пользу социально признанных ценностей. Целью нашего исследования являлось выявление у студентов личностных смыслов социальной ответственности первого и второго вида.

Исследование реализовано на выборке студентов второго и третьего курсов Северо-Кавказского федерального университета. Из числа добровольцев в состав выборки было включено 200 человек, характеризующихся как социально ответственные молодые люди. В выборке соблюден баланс по полу, по месту жительства и по направлению профессиональной подготовки.

В качестве основных исследовательских методов использовались эксперимент и метод свободных ассоциаций.

Метод эксперимента предполагал постановку студентов выборки в ситуацию угрозы личной безопасности. В целях сохранения безопасности испытуемых мы использовали сложившееся в психологии понима-

© Донева О. В., 2019

48

ОЛЬГА ВИКТОРОВНА ДОНЕВА

к кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономических и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказского филиала Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. Сфера научных интересов: изучение и формирование социальной ответственности у студентов технологического вуза. Автор 27 опу-* бликованных научных работ. Электронная почта: doneva75@mail.ru

Представлены результаты изучения социальной ответственности у студентов вуза как актуально востребованного качества современного гражданина. Выдвинута гипотеза о неоднородности этого качества, которая обнаруживается в ситуациях, требующих выбора между социальной ответственностью и личной безопасностью. Показано, что социальная ответственность субъектов, делающих при этом выбор в пользу личной безопасности, может выступать в качестве субъектного свойства социальной коммуникации, а социальная ответственность субъектов, отказывающихся в ее пользу от личной безопасности, - в качестве глубинного личностного свойства. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие малочисленность обладателей социальной ответственности второго вида по сравнению с первым. На основе метода словесных ассоциаций установлено, что обладатели социальной ответственности первого вида связывают ее с социальной необходимостью, с нормами поведения и соблюдением правил приличия, второго вида - с внутренними регуляторами и самореализацией. Утверждается, что в первом случае социальная ответственность имеет экстернальную, а во втором случае - интернальную природу. Формулируются выводы, согласно которым материалы исследования подтвердили исходную гипотезу и могут служить как для дальнейшего изучения проблем социальной ответственности, так и для реализации дифференцированного подхода к учебно-воспитательной работе со студентами.

Ключевые слова: ответственность, личная безопасность, студент, субъект, риск, ситуация.

The article presents the results of an experimental study of social responsibility of university students as an actual demanded quality of a modern citizen. The empirical hypothesis was the assumption of the heterogeneity of this quality, which is found in situations that require a choice between social responsibility and personal safety. Social responsibility of the subjects making thus a choice in favor of personal safety can act as subject property of social communication, and social responsibility of the subjects refusing in its favor of personal safety - as deep personal property. The experiment confirmed the small number of owners of social responsibility of the second type, in comparison with the first type. On the basis of the method of verbal associations found that the owners of social responsibility of the first type associate it with social necessity, with the norms of behavior and compliance with the rules of decency, the second type - with internal regulators and self-realization. In the first case, social responsibility has an external nature, in the second case - an internal nature. Conclusions are formulated, according to which the research materials confirmed the initial hypothesis and can serve both for further study of the problems of social responsibility and for the implementation of a differentiated approach to educational work with students.

Key words: responsibility, personal safety, student, subject, risk, situation.

ние личной безопасности в качестве особой субъектной характеристики, отражающей в единстве сохранение субъектной защищенности и способности к воспроизводству своего развития в направлении достижения значимой личностной цели [14, с. 73]. Испытуемые ставились в ситуации, требующие выбора социальной ответственности в ущерб поддержания своей способности к развитию (например, принять участие в социальной акции в условиях дефицита времени при подготовке к экзамену). В результате эксперимента среди студентов выбирались субъекты, обладающие социальной ответственностью как глубинным личностным качеством, обнаруживаемым в критических ситуациях.

Метод свободных ассоциаций предполагал продуцирование в течение 5 минут ассоциаций в ответ на словесный стимул «социальная ответ-

ственность». Ддя обработки результатов применялся контент-анализ.

По результатам эксперимента из 200 участников выборки социальную ответственность как личностную характеристику, предполагающую отказ от личной безопасности, обнаружило только 43 человека (21,5%). Сопоставление по методу углового преобразования Фишера двух подвыборок (п1 = 157, п2 = 43) выявило статистически значимые различия их численности (ф* = 12,13, р < 0,01), что подтверждает малую распространенность второй разновидности социальной ответственности.

Анализ полученных свободных ассоциаций выявил качественные различия в субъектном восприятии социальной ответственности. Носители социальной ответственности как проявления публичного этикета связывают ее с ситуациями социаль-

ной необходимости («"общественный" долг», «"гражданская" обязанность»), с устоявшимися нормами поведения («традиция», «обычай») и соблюдением правил приличия («как принято»). Этим обозначается экстернальное образование, внешнее для субъекта, увязываемое им с фиксированным набором ситуаций. Носители социальной ответственности как личностной характеристики воспринимают ее через призму внутренних регуляторов (таких как потребность, идея, стремление) и установок на самореализацию, включая стремление проявить себя, достичь успеха. Иными словами, социальная ответственность предстает в качестве интернального образования, пронизанного личностными смыслами.

Итак, на опытной основе нами было доказано, что социальная ответственность является неоднородной субъектной характеристикой. Направляя социальную активность в просоци-альное русло, она различается психологическими основаниями, условиями актуализации и, соответственно, устойчивостью воспроизводства.

Как представляется, полученные нами данные могут не только явиться базой для продолжения исследований по проблематике социальной ответственности, но и служить дифференцирующим основанием при работе со студентами вуза. При этом речь идет как о повседневной учебной работе, так и особенно о воспитании студенческой молодежи. Приходится учитывать, что представители подрастающих поколений, выросшие в цифровой среде, обладают специфичным и во многом ограниченным социальным опытом. Они склонны смешивать реальное и виртуальное, локализовать внимание на частном, упуская целое. Это означает, что формирование у них полноценной социальной ответственности становится особой учебно-воспитательной задачей, определяющей социальное становление студентов и предупреждающей распространение инфантилизма в студенческой среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анненкова Н. В. Динамика становления личной социальной ответственности студентов // Paradigmata poznani. 2015. № 3. С. 115-118.

2. Анненкова Н. В. Представления о патриотизме и личная социальная ответственность студентов // Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 2. С. 1.

3. Бражник Е. И, Маслова Н. Ф, Абашина А.Д. Студенческие социальные проекты: от сотворчества к социальной ответственности // Вест. Моск. ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. 2015. № 2. С. 56-65.

4. Братухина Е. В. Ответственность, социальная ответственность и социально-профессиональная ответственность студента: ретроспективный анализ // Проблемы современного пед. образования. 2017. № 57 (12). С. 52-58.

5. Галлямова Р.З. Институциональные изменения в содержании социальной ответственности современного человека // Вуз. XXI век. 2013. № 2. С. 88-94.

6. Дегтярева Т. Н. Социальная ответственность как фактор становления личности студента среднего профессионального образования // Успехи современной науки. 2016. Т. 1, № 11. С. 101-102.

7. Котова И. Б., Краснянская Т. М, Тылец В. Г., Веселова В. Г., Иохвидов В. В. Артефакты личной безопасности в субъектном пространстве студентов вуза // Российский психол. журнал. 2016. Т. 13, № 4. С. 51-67.

8. Краснянская Т. М, Тылец В. /.Психологическая безопасность в системе факторов санаторно-курортного оздоровления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физ. культуры. 2017. № 4. С. 26-30.

9. Краснянская Т. М, Тылец В. Г. Ресурсы психологической безопасности личности в зависимости от трудового статуса пенсионера // Успехи геронтологии. 2018. Т. 31, № 1. С. 39-45.

10. Мужичкова Ю. Е. Зависимость факторов личной социальной ответственности от личностных характеристик // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 1. С. 62-70.

11. Саенко Л. А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования // Вест. Сев.-Кав. федерал. ун-та. 2015. № 1. С. 267.

12. Тальянова Ю. Д., Федоровых Г. А. Социальная ответственность как фактор поведения в юношеском возрасте // ISI-journaL. 2016. № 7 (2). С. 52-56.

13. Тылец В. Г, Краснянская Т. М. Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии и средства обучения. 2017. Т. 62, № 6. С. 203-215.

14. Тылец В. Г, Краснянская Т. М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 73-82.

15. Krasnyanskaya T. M, Tylets V. G. Resources of individuaL psychoLogicaL security with respect to the empLoyment status of a pensioner // Advances in GerontoLogy. 2018. VoL. 8, No. 3. P. 256-261.

LITERATURA

1. Annenkova N. V. Dinamika stanovleniya Lichnoj social'noj otvetstvennosti studentov // Paradigmata poznani. 2015. № 3. S. 115-118.

2. Annenkova N. V. Predstavleniya o patriotizme i lichnaya social'naya otvetstvennost' studentov // Prikladnaya psixologiya i

psixoanaliz. 2015. № 2. S. 1.

3. Brazhnik E. I., Maslova N. F., Abashina A. D. Studencheskie social'ny'e proekty': ot sotvorchestva k social'noj otvetstvennosti // Vest. Mosk. un-ta. Ser. 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2015. № 2. S. 56-65.

4. Bratuxina E. V. Otvetstvennost', social'naya otvetstvennost' i social'no-professional'naya otvetstvennost' studenta: retrospektivny'j analiz // Problemy' sovremennogo ped. obrazovaniya. 2017. № 57 (12). S. 52-58.

5. Gallyamova R.Z. Institucional'ny'e izmeneniya v soderzhanii social'noj otvetstvennosti sovremennogo cheloveka // Vuz. XXI vek. 2013. № 2. S. 88-94.

6. Degtyareva T. N. Social'naya otvetstvennosf kak faktor stanovleniya lichnosti studenta srednego professional'nogo obrazovaniya // Uspexi sovremennoj nauki. 2016. T. 1, № 11. S. 101-102.

7. Kotova I. B, Krasnyanskaya T. M, Ty'lecz V. G, Veselova V. G, loxvidov V. V. Artefakty' lichnoj bezopasnosti v sub"ektnom prostranstve studentov vuza // Rossijskij psixol. zhurnal. 2016. T. 13, № 4. S. 51-67.

8. Krasnyanskaya T. M, Ty'lecz V. G. Psixologicheskaya bezopasnost' v sisteme faktorov sanatorno-kurortnogo ozdorovleniya // Vopr. kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fiz. kul'tury'. 2017. № 4. S. 26-30.

9. Krasnyanskaya T. M., Ty'lecz V. G. Resursy' psixologicheskoj bezopasnosti lichnosti v zavisimosti ot trudovogo statusa pensionera // Uspexi gerontologii. 2018. T. 31, № 1. S. 39-45.

10. Muzhichkova Yu. E. Zavisimost' faktorov lichnoj social'noj otvetstvennosti ot lichnostny'x xarakteristik // Gumanitarny'e nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2015. № 1. S. 62-70.

11. Saenko L. A. Social'naya otvetstvennost' uchashhejsya molodyozhi: rezul'taty' issledovaniya // Vest. Sev.-Kav. federal. un-ta. 2015. № 1. S. 267.

12. Talyanova Yu. D, Fedorovy'x G. A. Social'naya otvetstvennost' kak faktor povedeniya v yunosheskom vozraste // ISI-journal. 2016. № 7 (2). S. 52-56.

13. Ty'lecz V. G, Krasnyanskaya T. M. Princip bezopasnosti e'lektronnoj obrazovatel'noj sredy' v professional'noj podgotovke studentov vy'sshego uchebnogo zavedeniya // Informacionny'e texnologii i sredstva obucheniya. 2017. T. 62, № 6. S. 203-215.

14. Ty'lecz V. G, Krasnyanskaya T. M. Psixologicheskie scenarii sozdaniya bezopasnoj mediasredy' vuza // Mediaobrazovanie. 2017. № 4. S. 73-82.

15. Krasnyanskaya T. M, Tylets V. G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner // Advances in Gerontology. 2018. Vol. 8, No. 3. P. 256-261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.