Научная статья на тему 'Безопасность личности как основа формирования социальной ответственности студентов вуза психолого-педагогическими средствами'

Безопасность личности как основа формирования социальной ответственности студентов вуза психолого-педагогическими средствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ЗАЩИЩЁННОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ / СТУДЕНТ / SOCIAL RESPONSIBILITY / PSYCHOLOGICAL SECURITY / PERSONALITY / SECURITY / DEVELOPMENT POTENTIAL / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Донева О. В.

Введение. Статья посвящена изучению психологической основы социальной ответственности как актуально востребованной современным обществом субъектной характеристики гражданского населения, в первую очередь, студенческой молодёжи. Гипотезой исследования выступило предположение об обусловленности социальной ответственности психологической безопасностью личности. Целью работы выступило выявление факта и особенностей влияния психологической безопасности на социальную ответственность студентов вуза. Материалы и методы. На эмпирическом материале в исследовании выявлена прямая статистически достоверная связь социальной ответственности и психологической безопасности личности. Изучены особенности распределения социальной ответственности у студентов с низким уровнем психологической безопасности личности и её компонентов психологической защищённости и потенциала личностного развития. Результаты. Выявлены различия в формах поведенческой реализации студентами своей социальной ответственности. Разработана авторская модель развития социальной ответственности на основе повышения психологической безопасности личности студентов, включающая блоки диагностики (констатирующей и контрольной) и основного развития (информационного и коррекционно-развивающего). Обсуждение. Формирующий эксперимент, реализованный с привлечением экспериментальной и контрольной групп, подтвердил эффективность разработанной на основе модели программы развития социальной ответственности на основе повышения психологической безопасности личности студентов. Заключение. Тем самым было доказано влияние психологической безопасности личности студентов на их социальную активность. Основные положения эмпирически выявлена и содержательно раскрыта прямая связь психологической безопасности личности и социальной ответственности; разработана модель и на её основе программа развития социальной ответственности на базе повышения психологической безопасности личности студентов; доказано влияние психологической безопасности личности на социальную безопасность студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL SAFETY AS A BASIS FOR THE FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITH PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MEANS

Introduction. The article is devoted to the study of the psychological basis of social responsibility as an actual demanded by modern society subjective characteristics of the civilian population, first of all, students. The hypothesis of the study was the assumption about the conditionality of social responsibility by psychological security of the person. The aim of the work was to identify the fact and features of the impact of psychological security on the social responsibility of University students. Materials and methods. On the empirical material in the study revealed a direct statistically significant relationship of social responsibility and psychological safety of the individual. Features of distribution of social responsibility at students with low level of psychological safety of the personality and its components psychological security and potential of personal development are studied. Results. The differences in the forms of students ' behavioral realization of their social responsibility are revealed. The author's model of development of social responsibility on the basis of improving the psychological security of students ' personality, including the blocks of diagnosis (ascertaining and control) and basic development (information and correctional-developing). Discussion. The formative experiment, implemented with the involvement of experimental and control groups, confirmed the effectiveness of the program developed on the basis of the model of development of social responsibility on the basis of improving the psychological security of students personality. Thus, the influence of psychological security of students ' personality on their social activity was proved. Highlights: empirically identified and substantially disclosed direct relationship of psychological security of the individual and social responsibility; the model and on its basis the program of development of social responsibility on the basis of increase of psychological safety of the personality of students is developed; the influence of psychological security of the individual on the social security of University students.

Текст научной работы на тему «Безопасность личности как основа формирования социальной ответственности студентов вуза психолого-педагогическими средствами»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.15..7..005

УДК 378.4 ББК 74.489

О. В. Донева

СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

гической безопасности личности студентов, включающая блоки диагностики (констатирующей и контрольной) и основного развития (информационного и

о

ORCID № 0000-0002-5714-0376 |

ж о о

Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры экономических и естественнонаучных дисциплин, и

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Северо-Кавказский филиал, г. Минеральные Воды, Российская Федерация.

E-mail: [email protected] %

о ж

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ |

£

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению психологической основы социальной ответственности как актуально востребованной современным обществом субъектной характеристики гражданского населения, в первую очередь, студенческой молодёжи. Гипотезой исследования выступило предположение об обусловленности социальной ответственности психологической безопасностью Н личности. Целью работы выступило выявление факта и особенностей влияния психологической безопасности на социальную ответственность студентов вуза. у

е

Материалы и методы. На эмпирическом материале в исследовании |

о

выявлена прямая статистически достоверная связь социальной ответствен- У

а

ности и психологической безопасности личности. Изучены особенности С распределения социальной ответственности у студентов с низким уровнем психологической безопасности личности и её компонентов - психологической защищённости и потенциала личностного развития.

Результаты. Выявлены различия в формах поведенческой реализации студентами своей социальной ответственности. Разработана авторская мо-

дель развития социальной ответственности на основе повышения психоло- е

д

о

коррекционно-развивающего).

Обсуждение. Формирующий эксперимент, реализованный с привлечением экспериментальной и контрольной групп, подтвердил эффективность разработанной на основе модели программы развития социальной ответственности на основе повышения психологической безопасности личности студентов.

Заключение. Тем самым было доказано влияние психологической безопасности личности студентов на их социальную активность.

Ключевые слова: социальная ответственность, психологическая безопасность, личность, защищённость, потенциал развития, студент.

Основные положения

- эмпирически выявлена и содержательно раскрыта прямая связь психологической безопасности личности и социальной ответственности;

- разработана модель и на её основе программа развития социальной ответственности на базе повышения психологической безопасности личности студентов;

- доказано влияние психологической безопасности личности на социальную безопасность студентов вуза.

а

«о

Ж

^

И5

О

1 Введение (Introduction)

Социальная ответственность, наряду с патриотизмом, в настоящее время всё чаще позиционируется важнейшей характеристикой соотечественников [1; 2; 3]. Сквозь призму социальной ответственности зачастую анализируются личностные особенности и поступки социально активной молодёжи [4; 5; 6]. Это качество усиленно пропагандируется на государственном уровне в выступлениях политиков и в материалах про-социально настроенных средств массовой информации. На его развитие

ориентируется проведение многих общесоциальных, региональных и местных проектов, массовых мероприятий в разных сферах жизнедеятельности. Немаловажно и то, что социальная ответственность теперь входит в состав целевых приоритетов воспитательной работы в школах, средних и высших учебных заведениях [7; 8; 9]. При этом социальная ответственность до сего дня не является типичной характеристикой граждан [10]. Во многом это связано с тем, что именно социальная ответственность, как и патриотизм, подверглась

наибольшему отторжению обществом в 80 - 90-е годы прошлого века в составе осмеянных параметров человеческого идеала эпохи социализма. Обладание ею в этот отрезок отечественной истории являлось немодным и негласно порицаемым признаком отставания от новых требований и новых ценностей. Немалую роль в этом сыграло и снижение уровня защищённости населения, нивелирующее значимость социальной ответственности [11; 12]. Наследие этих времён сохранилось в поведенческом репертуаре населения, ныне вошедшего в пору социальной зрелости. Оно проявляется в выстраиваемой им практике социальной активности и в стратегиях воспитания детей [13; 14; 15], что способствует трудно преодолимому воспроизводству недоверия к обладанию и демонстрации соответствующего личностного качества. Несмотря на сохранение в социуме низкого уровня психологической безопасности, на текущий момент социальная ответственность всё чаще воспринимается высоко ожидаемой характеристикой каждого представителя общества.

Противоречие между культивированием социальной ответственности

и сохраняющимся нигилизмом по отношению к данному качеству делает актуальным рассмотрение предпосылок её формирования и развития среди населения и, прежде всего, его передовой части - студенческой молодёжи. При организации исследования мы исходили из подтверждаемой нашими предшественниками детерминированности трудностей выработки социальной ответственности, в связи с тем, что она значительно связана с психологическими качествами субъекта [16; 17]. Мы предполагали, что она может определяться безопасностью личности как интегральной психологической характеристикой благополучия человека [18; 19; 20]. В соответствии с гипотезой, цель исследования - изучение влияния психологической безопасности на социальную ответственность студентов вуза.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Исследование проведено в течение 1 полугодия 2018 года. Выборка образована 220 студентами Северо-Кавказского филиала Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, изъявившими добровольное согласие на обследование. Возрастной диапазон

е

о

п а с н о с т

о-л

и ч н о с т и к а к о с н о в а ^

и и

р о в а н и

So с

о

и

у д е н

о в

3

а

п с

ол о

г

о п

е д а г о г и

4 е с

ки

Л р

е д с т в а

выборки составил 20 ± 1,23 года. Выборка сбалансирована по половому составу (50,0 % юношей и 50,0 % девушек) и профессиональной направленности (50,0 % студентов гуманитарного и 50,0 % студентов технического профиля) вузовской подготовки. В ней достаточно равномерно представлены городские и сельские жители (соответственно, 52,3 % и 47,7 %). Национальный состав соответствует структуре местного населения (русские, греки, кабардинцы, дагестанцы, чеченцы, армяне и другие представители Северо-Кавказского региона).

В качестве основных исследовательских методов использовались: анкетирование, субъективное шкалирование, экспертная оценка и формирующий эксперимент. В рамках анкетирования каждому испытуемому был предложен перечень из пяти форм поведенческой активности, свидетельствующих о социальной ответственности субъекта (участие в субботниках, помощь сиротам, помощь престарелым, защита животных, участие в волонтёрском движении). Требовалось отметить те пункты, которые субъектом периодически или регулярно реализуются. Каждый выбранный

пункт оценивался в 1 балл. Набранная сумма свидетельствовала об объективном уровне вовлечённости испытуемого в просоциальную активность. Субъективное шкалирование позволило получить оценку испытуемыми состояния своей психологической безопасности и эмоционального отношения к социальной ответственности. Для этого им было предложено оценить по 5-ти-балльной шкале (1 - низкий уровень, 2 - достаточно низкий уровень, 3 - умеренный уровень, 4 - достаточно высокий уровень, 5 - высокий уровень) развитие у себя: состояния личной безопасности, защищённости, потенциала развития и принятия социальной ответственности. Экспертная оценка использовалась для получения внешних объективных данных о ранее обозначенных характеристиках испытуемых. В качестве экспертов были привлечены 5 педагогов, работающих кураторами учебных групп, включающих участников эмпирической выборки. Экспертам было предложено автономно оценить состояние социальной ответственности, личной безопасности, психологической защищённости и потенциала развития

студентов-участников эмпирической выборки по 5-тибалльной шкале. Формирующий эксперимент предполагал изучение возможности развития у студентов социальной ответственности через повышение их психологической безопасности.

Для повышения достоверности результатов исследования использовались методы корреляционного

анализа (метод Пирсона) и непара-

^ *

метрическии метод сравнения ф (угловое преобразование Фишера). 3 Результаты (Results) Методы анкетирования, субъективного шкалирования и экспертной оценки позволили выявить неравномерность развития у испытуемых социальной ответственности (Таблица 1).

Таблица 1 - Распределение студентов по оценкам социальной ответственности, полученным разными методами Table 1 - Distribution of students according to social responsibility estimates obtained by different methods

Метод Балл за социальную ответственность

1 2 3 4 5

n % n % n % n % n %

Анкетирование 75 34,1 62 28,2 45 20,5 20 9,1 18 8,2

Шкалирование 68 30,9 59 26,8 49 22,3 28 12,7 16 7,3

Экспертная оценка 71 32,3 60 27,3 50 22,7 22 10,0 17 7,7

з

о a a о ж о о S

о-§

К Л

ж о о S

К *

a *

о о ж о

№ a

и и

о

№ a

ж Ц

So о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

-К К

Л ж

ж о о

S К

о з

Л ж

S о

* a

a

о

§ о

г

о a

Л

3 a

г о

г К

Л Л

о К

Л з

Л

3 о

S

№ a

По каждому испытуемому найден средний балл оценок, полученных по методам анкетирования, субъективного шкалирования и экспертной оценки. Испытуемые, набравшие от 1 до 2 баллов, рассматривались нами как обладающие низким уровнем развития соответствующей характеристики, от 2 до 4 баллов - средним её уровнем, от 4 до 5 баллов - высоким

уровнем. В итоге в подвыборке с низким уровнем социальной ответст- вен-ности оказалось включено 133 человека (60,5 %), со средним её уровнем - 48 (21,8 %), с высоким уровнем - 39 (17,7 %). В подвыборку с низким уровнем психологической безопасности вошло 105 студентов (47,7 %), со средним её уровнем - 69 (31,4 %), с высоким уровнем - 46 (20,9 %).

Корреляционный анализ значений социальной ответственности и психологической безопасности личности выявил между ними прямую статистически значимую связь (г = 0,147, 0,05 < р < 0,01).

Анализ выборки по состоянию психологической защищённости и потенциала развития не выявил различий распределения значений (Таблица 2).

Таблица 2 - Распределение студентов по уровням психологической защищённости и потенциалу личностного развития Table 2 - Distribution of students by levels of psychological security and potential of personal development

Параметр Уровень развития

низкий средний высокий

n % n % n %

Защищённость 105 47,7 69 31,4 46 20,9

Потенциал развития 109 49,5 79 35,9 32 15,4

Суммирование значений по полярным подвыборкам показало, что при низком уровне социальной ответственности студентами в общей численности указано 196 форм деятельности, свидетельствующих о

социальной ответственности, при её высоком уровне - 170. Эти подвы-борки различаются по вовлечённости студентов в рассматриваемые формы деятельности (рисунок 1)1.

Рисунок 1

1 Примечание - 1 - участие в субботниках, 2 - помощь сиротам, 3 - помощь престарелым, 4 - защита животных, 5 - участие в волонтёрском движении.

Рисунок 1 - Процентное распределение студентов с уровнем психологической безопасности личности по вовлечённости в формы деятельности, свидетельствующие о социальной ответственности

Figure 1 - Percentage distribution of students with the level of psychological security of the individual by involvement in the forms of activity, testifying to social responsibility.

Сопоставление распределений социальной ответственности студентов с высоким и низким уровнем психологической защищённости показало, что при высокой психологи-

ческой защищённости обладателей высокого уровня социальной ответственности больше (ф*эмп. = 10,506, р < 0,01), чем при низкой психологической защищённости (рисунок 2).

Рисунок 2 - Процентное распределение уровней социальной ответственности у студентов с высокой и низкой психологической защищённостью Figure 2 - Percentage distribution of levels of social responsibility of students with high and low psychological security

Сопоставление распределений социальной ответственности у студентов с низким и высоким уровнем потенциала личностного развития показало, что при высоком личностном

потенциале субъектов социальная ответственность больше:

ф*эмп. = 11,948, р < 0,01), чем при низком потенциале (рисунок 3).

е

о

п а с н о с т

о-л

и ч н о с т и к а к о с н о в а ^

и и

р о в а н и

So с

о

и

у д е н

О в

3

а

п с

ол о

г

о п

е д а г о г и

4 е с

ки

Л р

е д с т в а

Низкий потенциал развития Высокий потенциал развития

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 ■ Низкий уровень ответственности ■ Средний уровень ответственности ■ Высокий уровень ответственности

Рисунок 3 - Процентное распределение уровней социальной ответственности у студентов с высоким и низким потенциалом развития Figure 3 - Percentage distribution of social responsibility levels among students with high and low development potential

Для подтверждения влияния психологической безопасности на уровень социальной ответственности студентов был реализован формирующий эксперимент, предполагающий проведение авторской программы развития социальной ответственно-

сти через повышение психологической безопасности личности. Модель данной программы включает в себя блоки диагностики (констатирующей и контрольной) и основного развития (информационного и коррекционно-развивающего) (рисунок 4).

а

«о

Ж

^

И5

О

Блок констатирующей диагностики

выявление уровня

психологическом безопасности социальной от ветст венности

т

Блок основного развитая

Информационная работа Коррекиионно-развиваюш ая работа

Проведение кур сов-лекториев Проведение тренингов

Основы физической безопасности Развитие интеллектуального потенциала

(6 часов) (14 часов)

Основы психофизиологической безопасности Развитие эмоционально-волевого потенциала

(10 часов) (10 часов)

Основы психологической безопасности Развитие духовного потенциала

(16 часов) (10 часов)

Основы социальной безопасности (6 часов) Развитие профессиональногопотенциала

Основы духовней безопасности (6 часов) (10 часов)

Блок контрольной диагностики

выявление уровня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

психологической безопасности

социальной ответственности

Рисунок 4 - Модель программы развития социальной ответственности на основе повышения психологической безопасности личности студентов Figure 4 - Model of the program of development of social responsibility on the basis of increase of psychological safety of the personality of students

Для формирующего эксперимента было сформировано две группы студентов - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) по 30 человек каждая из студентов с низким и средним уровнем психологической безопасности личности, характеризующихся низким развитием социальной ответственности. Участие в формирующем экспери-

менте носило добровольный характер. Занятия основного блока программы проводились в ЭГ один раз в неделю. Диагностика осуществлялась на основе методов анкетирования и субъективного шкалирования.

По итогам апробации программы результаты двух групп до и после экспериментальной программы были сопоставлены (рисунок 5а, б).

з

о а а о ж о о Т

о-§

К Л

ж о о Т

К *

а *

о

о

ж о

№ а

и и

о

№ а

ж Ц

So о

о

-К К

Л ж

ж о о

Т К

о з

Л ж

т о

* а

а

о

§ о

г

о а

Л

3

а

г о

г К

4 Л

о К

Л з

Л

3

о

т

№ а

а

«о

ж

И5

О

а

б

Рисунок 5 - Распределение средних значений психологической безопасности (а) и социальной ответственности (б) студентов экспериментальной и контрольной групп по данным констатирующей и контрольной диагностики Figure 5 - Distribution of average values of psychological safety (a) and social responsibility (b) of students of experimental and control groups according to ascertaining and control diagnostics

Сопоставление средних значений не выявило статистически значимых различий, что указывает на их эквивалентность по названным показателям до начала формирующего эксперимента. Сопоставление средних значений психологическойбезопасности и социальной ответственности КГ до и после формирующего эксперимента не выявило статистически значимых различий, что указывает на то, что за период проведения формирующего эксперимента на студентов не действовали никакие для них

значимые факторы. Сопоставление средних значений психологической безопасности и социальной ответственности ЭГ после проведения формирующего эксперимента позволило выявить статистически достоверные различия по первой (ф*эмп. = 4,652, р < 0,01) и по второй (ф*эмп. = 2,584, р < 0,01) характеристике. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности предложенной программы развития социальной ответственности на основе повышения психологической

безопасности личности студентов.

4 Обсуждение (Discussion)

Полученные результаты соответствуют выдвинутой гипотезе. Действительно, социальная ответственность определяется психологической безопасностью личности студентов. Результаты применимы к студентам вуза. Предложенные диагностические подходы могут использоваться для выявления соответствующих субъектных характеристик в практических и исследовательских целях, выявленные эмпирические данные - для сравнительных исследований, модель - в практике психологических служб вузов. Исследование может быть продолжено в направлении выявления иных психологических оснований социальной ответственности или даль-

неишеи детализации связи психологической безопасности личности и её социальной ответственности.

5 Заключение (Conclusion) Развитие социальной ответственности населения, в первую очередь её молодёжной части, является актуальной задачей современного общества и его структур. В данной работе представлены результаты эмпирического обоснования детерминирующего влияния психологической безопасности личности на социальную ответственность студентов вуза. Представлена авторская модель развития социальной ответственности через повышение психологической безопасности личности и результаты её апробации на основе разработанной программы.

Библиографический список

1. Александрова Г. Г. Социальная ответственность личности в контексте ее профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. - № 3. - С. 104-109.

2. Галлямова Р. З. Институциональные изменения в содержании социальной ответственности современного человека // Вуз XXI век. 2013. - № 2. - С. 88-94.

3. Колбасенко О. Е. Социальная ответственность как социально-психологическая характеристика руководителя // Наука и общество. 2015. -№ 1. - С. 174-180.

4. Анненкова Н. В. Представления о патриотизме и личная социальная ответственность студентов // Прикладная психология и психоанализ. 2015. - № 2. - С. 1.

5. Тальянова Ю. Д., Фёдоровых Г. А. Социальная ответственность как фактор поведения в юношеском возрасте // К1-]ошта1. 2016. - № 7-2. - С. 52-56.

6. Дегтярёва Т. Н. Социальная ответственность как фактор становления личности студента среднего профессионального образования // Успехи современной науки. 2016. - Т. 1, № 1 1. - С.101-102.

7. Бражник Е. И., Маслова Н. Ф., Абашина А. Д. Студенческие социальные проекты: от сотворчества к социальной ответственности // Вестник Моск. ун-та. Серия 20: Педагогическое образование. 2015. - № 2. - С. 56-65.

&

S

о а а о ж о о S

о-§

S Л

ж о о S

S «

а «

о о ж о

№ а

IS

о

№ а

ж S

So о

о

S

д

е ж

о а>

S а

а

о

S §

о

г о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

Л

д

а

г о

г S

4

Л о

5

Л

Л д

о

S

№ а

8. Братухина Е. В. Ответственность, социальная ответственность и социально-профессиональная ответственность студента: ретроспективный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - № 57-12. - С. 52-58.

9. Саенко Л. А. Социальная ответственность учащейся молодёжи: результаты исследования // Вестник Северо-Кавказского федерал. ун-та. 2015. - № 1. - С. 267-271.

10. Заплетина С. Н. Социально-психологические аспекты социальной ответственности бизнеса (по материалам российских исследований) // Науч.-метод. электрон. журнал-концепт. 2015. - № 2. - С. 91-95.

11. Маралов В .Г., Маралова Т. П., Волгарева П. А. Нормативность поведения как фактор отношения к опасностям в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. 2018. - № 2. - С. 20.

12. Краснянская Т. М., Тылец В .Г. Психологическая безопасность в системе факторов санаторно-курортного оздоровления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017. - № 4. - С. 26-30. DOI: 10.17116/kurort201794426-30 (Scopus).

13. Котова И. Б., Краснянская Т. М., Тылец В. Г., Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Артефакты личной безопасности в субъектном пространстве студентов вуза // Российский психологический журнал. 2016. - Т. 13, № 4. - С. 51-67. DOI: 10.21702/rpj.2016.4.3 (WoS).

14. Погодаева М. В. Безопасность образовательной среды как условие развития личности дошкольника // Безопасность жизнедеятельности. 2018. - № 6 (210). - С. 54-60.

15. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Ресурсы психологической безопасности личности в зависимости от трудового статуса пенсионера // Успехи геронтологии. 2018. -Т. 31. № 1. - С. 39-45. (Scopus).

16. Анненкова Н. В. Динамика становления личной социальной ответственности студентов // Paradigmata poznani. 2015. - № 3. - С. 115-118.

17. Мужичкова Ю. Е. Зависимость факторов личной социальной ответственности от личностных характеристик // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. - № 1 - С. 62-70.

18. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. 2017. - № 4. - С. 73-82. (WoS).

19. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner. Advances in Gerontology. 2018, vol. 8, no. 3, pp. 256-261. DOI: 10.1134/S2079057018030116 (Scopus).

20. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии и средства обучения. 2017. - Т. 62, № 6. - С. 203-215. (WoS).

O. V. Doneva

ORCID No. 0000-0002-5714-0376

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the department of economic and natural sciences disciples, Belgorod state technological university. V. G. Shukhov, North Caucasus branch, Mineralnye Vody, Russia. E-mail: [email protected]

о

a >

S

о

PERSONAL SAFETY AS A BASIS FOR THE FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITH PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MEANS

Abstract

Introduction. The article is devoted to the study of the psycho- e

o

logical basis of social responsibility as an actual demanded by mod- § ern society subjective characteristics of the civilian population, first of all, students. The hypothesis of the study was the assumption about the conditionality of social responsibility by psychological se- § curity of the person. The aim of the work was to identify the fact and O

features of the impact of psychological security on the social respon- e

o

sibility of University students. |

a

Materials and methods. On the empirical material in the study revealed a direct statistically significant relationship of social responsibility and psychological safety of the individual. Features of distribution of social responsibility at students with low level of psychological safety of the personality and its components - psychological security and potential of personal development are studied.

Results. The differences in the forms of students ' behavioral realization of their social responsibility are revealed. The author's model of development of social responsibility on the basis of improving the psychological security of students ' personality, including the blocks of diagnosis (ascertaining and control) and basic development (information and correctional-developing).

Discussion. The formative experiment, implemented with the involvement of experimental and control groups, confirmed the effectiveness of the program developed on the basis of the model of development of social responsibility on the basis of improving the psychological security of students personality. Thus, the influence l of psychological security of students ' personality on their social activity was proved. §

Keywords: social responsibility, psychological security, personality, security, development potential, student.

Highlights:

- empirically identified and substantially disclosed direct rela- S

f §

o s

f &

c

R

e S

o s

f e

s

§ e

e §

&

c §

o s S

a.

P

e

t

i §

(6

tionship of psychological security of the individual and social responsibility;

- the model and on its basis the program of development of social responsibility on the basis of increase of psychological safety of the personality of students is developed;

- the influence of psychological security of the individual on the social security of University students.

References

1. Aleksandrova G.G. (2015) Social'naya otvetstvennost' lichnosti v kontekste ee pro-fessional'noj deyatel'nosti [Social responsibility of a person in the context of his / her professional activity]. Obrazovanie i samorazvitie. 3, 104-109. (In Russian).

2. Gallyamova R.Z. (2013) Institucional'nye izmeneniya v soderzhanii social'noj ot-vetstvennosti sovremennogo cheloveka [Institutional changes in the content of social responsibility of modern man]. VuzXXIvek. 2, 88-94. (In Russian).

3. Kolbasenko O.E. (2015) Social'naya otvetstvennost' kak social'no-psiholog-icheskaya harakteristika rukovoditelya [Social responsibility as a socio-psychological characteristic of the head]. Nauka i obshchestvo. 1, 174-180. (In Russian).

4. Annenkova N.V. (2015) Predstavleniya o patriotizme i lichnaya social'naya otvetstvennost' studentov [Ideas about patriotism and personal social responsibility of students]. Prikladnayapsihologiya ipsihoanaliz. 2, P. 1. (In Russian).

5. Tal'yanova YU.D., Fyodorovyh G. A. (2016) Social'naya otvetstvennost' kakfaktor povedeniya v yunosheskom vozraste [Social responsibility as a factor of behavior in adolescence]. ISI-journal. 7-2, 52-56. (In Russian).

6. Degtyaryova T.N. (2016) Social'naya otvetstvennost' kak faktor stanovleniya lichnosti studenta srednego professional'nogo obrazovaniya [Social responsibility as a factor of formation of the student's personality of secondary vocational education]. Uspekhi sovremen-noj nauki. 1, 11, 101-102. (In Russian).

7. Brazhnik E.I., Maslova N.F., Abashina A.D. (2015) Studencheskie social'nye proekty: ot sotvorchestva k social'noj otvetstvennosti [Student social projects: from co-creation to social responsibility]. Vestnik Moskovskogo universitetata. Seriya 20: Pedagog-icheskoe obrazovanie.2, 56-65. (In Russian).

8. Bratuhina E.V. (2017) Otvetstvennost', social'naya otvetstvennost' i social'no-pro-fessional'naya otvetstvennost' studenta: retrospektivnyj analiz [Responsibility, social responsibility and social and professional responsibility of the student: retrospective analysis]. Prob-lemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 57-12, 52-58. (In Russian).

9. Saenko L.A. (2015) Social'naya otvetstvennost' uchashchejsya molodyozhi: rezu-l'taty issledovaniya [Social responsibility of students: research results]. Vestnik Severo-

^ Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 1, 267-271. (In Russian).

10. Zapletina S.N. (2015) Social'no-psihologicheskie aspekty social'noj otvetstvennosti

o

15. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. (2018) Resursypsihologicheskoj bezopasnosti

2 o n a

biznesa (po materialam rossijskih issledovanij) [Socio-psychological aspects of social responsibility of business (based on Russian studies)]. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal-koncept. 2, 91-95. (In Russian).

11. Maralov V.G., Maralova T.P., Volgareva P. A. (2018) Normativnost' povedeniya

kakfaktor otnosheniya k opasnostyam v starshem shkol'nom vozraste [Normative behavior as f

tt

a factor of attitude to the dangers in high school age]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo a

oblastnogo universiteta. 2, P. 20. (In Russian). a

12. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. (2017) Psihologicheskaya bezopasnost' v sis- s teme faktorov sanatorno-kurortnogo ozdorovleniya [Psychological safety in the system of fac- o tors of health resort improvement]. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fizicheskoj kul'tury. 4, 26-30. DOI: 10.17116/kurort201794426-30 (In Russian). |

13. Kotova I.B., Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G., Veselova V.G., Iohvidov V.V. a (2016) Artefakty lichnoj bezopasnosti v sub"ektnomprostranstve studentov vuza [Artifacts of § personal security in the subject space of University students]. Rossijskij psihologicheskij zhur- S nal. 13, 4, 51-67. DOI: 10.21702/rpj.2016.4.3 (In Russian). |

a'

14. Pogodaeva M.V. (2018) Bezopasnost' obrazovatel'noj sredy kak uslovie razvitiya lich- R nosti doshkol'nika [Security of the educational environment as a condition for the development of o the personality of a preschooler]. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti. 6 (210), 54-60. (In Russian). I.

y

lichnosti v zavisimosti ot trudovogo statusa pensionera [Resources of psychological security f of the person depending on the labor status of the pensioner]. Uspekhigerontologii. 31, 1, 39-

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e

45. (In Russian). |

16. Annenkova N.V. (2015) Dinamika stanovleniya lichnoj social'noj otvetstvennosti f

i e

e r

studentov [Dynamics of formation of students ' personal social responsibility]. Paradigmata poznani. 3, 115-118. (In Russian).

17. Muzhichkov YU. E. (2015) Zavisimost' faktorov lichnoj social'noj otvetstvennosti d ot lichnostnyh harakteristik [Dependence of factors of personal social responsibility on personal characteristics]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 1, 62-70. (In § Russian).

18. Tylets V.G., Krasnyanskaya T.M. (2017) Psihologicheskie scenarii sozdaniya be-zopasnoj mediasredy vuza [Psychological scenarios of creating a secure media environment ^ of the University]. Mediaobrazovanie. 4, 73-82. (In Russian).

19. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner. Advances in Gerontology, 2018, vol. 8, no. 3, 256-261. DOI: 10.1134/S2079057018030116 c

20. Tylets V.G., Krasnyanskaya T.M. (2017) Princip bezopasnosti ehlektronnoj obrazovatel'noj sredy v professional'noj podgotovke studentov vysshego uchebnogo zavedeniya d [The principle of safety of electronic educational environment in professional training of students of higher educational institution]. Informacionnye tekhnologii i sredstva obucheniya. 62, 6, 203-215. (In Russian).

o

c

h o

o

P

e

g

0

1 a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.