Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза
В.Г. Тылец
доктор психологических наук, профессор, Ставропольский государственный педагогический институт, ул. Долина Роз, 7, г. Ессентуки, 357635 tyletsvalery@yandex. ru
Т.М. Краснянская
доктор психологических наук, профессор, Ставропольский государственный педагогический институт, ул. Долина Роз, 7, г. Ессентуки, 357635 ktm8@yandex. ru
Аннотация. Развитие медийной среды высших учебных заведений делает востребованным повышение качества функционирования её составляющих. Наиболее приоритетным направлением работы при этом рассматривается повышение уровня её безопасности. Целью представленного исследования выступило изучение психологических сценариев построения безопасной медиасреды вуза. Использованный в нём сценарный подход исходит из возможности описания любого явления в заданном диапазоне времени или влияний конечным числом вариантов. Качество сценария определяется учётом особенностей его субъекта и базового феномена. Построение сценариев студентами вуза подвержено влиянию актуальности для них профессионального и личностного становления и незавершённости их процесса. При этом они способны учитывать сложность феномена безопасности, поддерживающего сохранение защищённости и способности субъекта к развитию. В исследовании использовался комплекс теоретических (анализ научных источников, систематизация, обобщение, классификация научных фактов, построение обобщений и выводов) и эмпирических (опрос, экспертная оценка, семантический дифференциал, субъективное шкалирование) методов. Установлено, что безопасность медиасреды входит в состав приоритетов студентов вуза и осмысливается ими разносторонне. Основными векторами ценностно-смыслового восприятия студентами безопасности медиасреды обозначены компенсаторный, фасилитирующий и активизирующий. Показано, что они способствуют удовлетворению разных групп потребностей студентов - в информации, эмоциональной и энергетической поддержке. Выявленные векторы ценностно-смыслового восприятия студентами безопасности медиасреды вуза рассмотрены как психологическая основа базовых и комбинированных сценариев её построения. Установлена связь сценариев и ряда параметров (частота, удовлетворённость, готовность к продолжению) субъектного взаимодействия с медиасредой вуза.
Ключевые слова: сценарий, безопасность, медиасреда, восприятие, ценность, смысл, субъект, студент, развитие, информация.
The psychological scenarios of creating a safe media environment of the university
V.G. Tylets
Stavropol state pedagogical institute, Dolina roz st., 7, Essentuki, 357635 tyletsvalery@yandex. ru
T.M. Krasnyanskaya
Stavropol state pedagogical institute, Dolina roz st., 7, Essentuki, 357635 ktm8@yandex. ru
Abstract. The development of the media environment of the higher educational institutions makes demanded the improvement of the quality of functioning of its components. The most priority direction of the work in this area is considered the raise of its security level. The aim of the present research was the study of psychological scenarios of a safe media environment of the university. The used scenario approach comes from the possibility of describing any phenomenon in a given time range, or the influence of the finite number of options. The authors considered that the quality of the scenario is determined by taking into account its specific subject and basic phenomenon. The building of scenarios by students is influenced by relevance to their professional and personal development and by the incompleteness of their process. They are able to take into account the complexity of the phenomenon of security, the persistence of protection and the ability of the subject to development. The study used a complex of theoretical (analysis of scientific literature, systematization, generalization, classification, scientific facts, the construction of the generalizations and conclusions) and empirical (survey, expert evaluation, semantic differential, subjective scaling) methods. It is established that the safety of the media environment is part of the priorities of university students and perceived them versatile. The main vectors of values and meanings of the students' perception of the safety of the media environment are marked compensatory, facilitating and activating vectors. It is shown that they contribute to the satisfaction of the different needs of groups of students - information, emotional and energetic support. The identified vectors of values and meanings of the students' perception of the safety of the media environment of the university are considered as the psychological basis of the main and combination scenarios of its construction. The connection of scenarios and number of parameters (frequency, satisfaction, willingness to continue) of subject interaction with the media environment of the university is established.
Keywords: scenario, security, social media, perception, value, meaning, subject, student, development, information.
Введение
Развитие современного образования неразрывно связано с расширением соответствующего медиапространства. Сопровождающие его информационные потоки поддерживают прогрессивные начинания, привлекают внимание общества к значимым событиям, позволяют сформировать имидж надёжности, стабильной успешности и одновременно инновационности, перспективности. Однако они же способны продемонстрировать неспособность соответствия актуальным трендам, отсталость от глобальных образовательных тенденций, несоответствие общественным ожиданиям качества предоставляемых услуг и организационной политики субъектов общей и профессиональной подготовки. В условиях возросшей конкуренции образовательного рынка каждый вуз стремится представить себя в более выгодной позиции, теперь, в значительной степени, с привлечением электронных ресурсов.
Являясь частью обширного медиапространства, информационная среда учебных заведений призвана обеспечить решение комплекса прагматических задач, связанных с повышением эффективности реализуемой ими деятельности. Репрезентирующие их сайты, внутренние сети, электронные издания, обучающие, контролирующие и другие поддерживаемые компьютерной техникой среды ориентируются на повышение доступности, визуализируемости, объективности представляемой информации, а также на демонстрацию клиентам и конкурентам всех имеющихся преимуществ. При этом вузы в погоне за совершенствованием собственного имиджа, повышением статуса и доходов, зачастую, пренебрегают или подходят достаточно формально, учитывая, в лучшем случае, только техническую сторону, к соблюдению такого параметра медиасреды как безопасность.
Между тем, медиасреда выступает не только информационным источником, но и мощным средством воздействия на когнитивные, эмоциональные, ценностно-смысловые, мотивационные и коммуникативные процессы субъектов своего потребления. Нежелательные последствия игнорирования данного факта, преимущественно контекстные и латентные по своей природе, способны выразиться в появлении труднообъяснимых явлений так называемого «человеческого фактора» [Вотинцева, 2015]. Это может быть психологическая усталость коллектива, его резистентность изменениям, саботирование управленческих решений, снижение корпоративной приверженности и пр.
[Манторова, Лютова, 2016]. Разочарование в выборе профессии и вуза, равнодушие к учебной и общественной деятельности, спортивным и культурно-массовым мероприятиям, рост агрессии в отношении руководства и профессорско-преподавательского состава, отрицание традиций и обычаев учебного заведения и студенческого сообщества - вот неполный список его последствий среди учащихся [Динь, Карасёва, Толстов, 2017; Кора, Еремеева, 2017]. На региональном уровне непродуманность вопросов безопасности медиасреды вуза способна привести к формированию неблагоприятного для него общественного мнения и, как следствие, к падению доверия к производимой информации и востребованности предлагаемых услуг [Тылец, Краснянская, 2016].
Необходимость преодоления ситуаций такого рода делает актуальным поиск научно обоснованных подходов к обеспечению безопасности медиасреды высших учебных заведений. Целью данного исследования выступило выявление психологических сценариев её функционирования, наиболее оптимальных с точки зрения безопасности.
Материалы и методы исследования
Представленное исследование носило теоретико-эмпирический характер и предполагало использование теоретических и эмпирических методов.
Его теоретическая часть основывалась на привлечении метода анализа философской, педагогической, психологической литературы по заявленной проблеме, методов систематизации, обобщения и классификации научных фактов, построения обобщений и выводов.
При сборе эмпирических данных применялся комплекс исследовательских методов, включающий опрос, экспертную оценку, семантический дифференциал, субъективное шкалирование.
Метод опроса использовался на начальном этапе исследования. Он проводился в форме устного сбора исходной информации о субъективных критериях медиасреды высшего учебного заведения, значимых для безопасности её субъектов. Для получения такой информации испытуемым было предложено ответить на вопрос: «Перечислите характеристики электронной среды вуза (сайта, внутренней сети, электронных издательств и сред), которые дают Вам ощущение защищённости и уверенности в себе, своих возможностях развиваться дальше». Время ответа не ограничивалось, предлагалось представить максимально полный, с точки зрения опрашиваемого, перечень характеристик. По итогам опроса был составлен список параметров медиасреды из 38 наименований, которые воспринимаются испытуемыми как существенные с точки зрения её безопасности.
На начальном этапе исследования также привлекались возможности метода экспертной оценки, состоящего в получении квалифицированного мнения специалистов в области информационных технологий (в нашем случае ими выступили пять преподавателей соответствующих дисциплин) об элементах медиасреды, наиболее значимых для эффективной деятельности вуза. По результатам индивидуального выполнения экспертами задания был сформирован итоговый список, включающий следующие составляющие: сайт вуза, внутренняя сеть, электронная образовательная среда вуза, электронные информационные издания, электронная система оценка деятельности преподавателей, электронная балльно-рейтинговая система оценки успешности студентов.
Методом, позволившим собрать основной массив информации, в исследовании выступил метод семантического дифференциала, разработанный в рамках экспериментальной психосемантики [Петренко, 1997]. С организационной точки зрения метод предполагает проведение оценочной процедуры (в нашем случае с использованием 7-мибалльной шкалы с интервалом от 1 балла - «полностью не согласен» до 7 баллов -
«полностью согласен»), направленной на установление степени соответствия 6 элементов (объектов) каждому из 38 заданных параметров (характеристик). Объектами оценки выступили обозначенные экспертами составляющие медиасреды, значимые для деятельности вуза. Параметрами оценки были предложены характеристики безопасной медиасреды, установленные по итогам опроса. Результатом выполнения задания каждым испытуемым явилась таблица 6х38, заполненная цифрами от 1 до 7. При обработке индивидуальные таблицы суммировались в итоговую матрицу той же размерности, которая далее подвергалась процедуре факторного анализа по методу Principal components (Varimax raw) на базе компьютерного пакета STATISTICA 6.0. Выделенные в результате статистической обработки факторы, представленные шкалами (параметрами) со статистически значимым весом (p>0,70000), рассматривались в качестве смысловой основы построения студентами сценариев безопасной медиасреды вуза.
Метод субъективного шкалирования использовался для получения от студентов нескольких разноаспектных оценок своего взаимодействия с медиасредой вуза. Им предлагалось по 7-мибалльной шкале (от 1 - «очень низкая» до 7 - «очень высокая») оценить: частоту своего взаимодействия с каждой составляющей медиасреды вуза, удовлетворённость от этого взаимодействия и готовность к нему в будущем. Обработка результатов выполнения задания предполагала построение трёх числовых последовательностей, каждая из которых представляет результат суммирования индивидуальных оценок одного из параметров (частоты, удовлетворённости или готовности) взаимодействия с шестью составляющими медиасреды. Далее на базе компьютерного пакета STATISTICA 6.0 выявлялись корреляционные связи этих суммарных последовательностей оценок с итоговой матрицей семантического дифференциала.
Эмпирическую базу исследования составила выборка студентов нескольких вузов региона Кавказских Минеральных вод (филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, Пятигорского государственного университета, Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске) численностью 200 человек. Из всего массива лиц, изъявивших добровольное желание принять участие в обследовании, в состав эмпирической выборки были включены студенты 3-4 курса бакалавриата, уже имеющие двух - трёхгодичный опыт активного взаимодействия с медиасредой вуза. Включение в выборку студентов нескольких вузов обеспечила учёт вариативности функционирующих в них медиасред.
Дискуссия
Представленное исследование выполнено на основе сценарного подхода, адаптируемого в психолого-педагогическую методологию [Краснянская, Тылец, 2016]. Согласно его наиболее общим позициям, состояние любого явления может быть охарактеризовано вариантами, конечными по своей численности для установленного интервала времени или диапазона влияний. Системное описание значимых параметров каждого варианта создаёт отдельные сценарии более или менее вероятного состояния рассматриваемого явления. Комплекс сценариев этого явления позволяет с некоторым уровнем достоверности осуществлять прогноз его поведения (изменения, развития) в заданном контексте.
Качество сценария определяется особенностями субъекта его построения и организуемого им феномена. Студенты как субъекты построения сценария (сценарирования) обладают рядом значимых для данного процесса характеристик. Отметим, прежде всего, что основные для периода вузовской подготовки процессы профессионализации оказывают существенное влияние на их поведенческую и
деятельностную активность. Ориентация на овладение профессиональными компетенциями, на поиск своего места в трудовой и социальной жизни определяет широту, избирательность и устойчивость познавательных процессов, мотивационной и коммуникативной сферы молодых людей. Соответственно, многие явления, с которыми они взаимодействуют, оцениваются ими с точки зрения способности содействовать ожидаемому профессиональному становлению: давать необходимую информацию, ориентировать в её поиске и способах обработки, давать эмоциональную поддержку и т.д.
С обучением в вузе связана ещё одна важная для нашего исследования особенность студентов - распространённость среди них личностной дезориентации, вызванной «переходностью» проживаемого периода жизни. Перед молодыми людьми стоит ряд задач, связанных с формированием личности. Так, постепенно преодолевая зависимость от родителей, они должны определиться с объёмами своей самостоятельности, сталкиваясь со многими выборами, - утвердиться со своими жизненными ценностями, расширяя сферы социального взаимодействия, - выработать необходимые для этого личностные качества. Внутренняя потребность «самопостроения» образует своеобразное мерило многим жизненным явлениям, с которыми сталкивается рассматриваемая возрастная группа, а значительная незаконченность процессов становления благоприятна для появления искажений многих форм активности. Особенности возраста не могут не повлиять на построение субъектами сценариев своей жизни. Вузовское пространство, в котором решаются обозначенные и многие другие задачи, с данной точки зрения обладает высокой значимостью. Медиасреда, как относительно новый, но поддерживающий многие функции, компонент этого пространства требует определённого совершенствования, прежде всего, с точки зрения безопасности. Работа в этом направлении должна проводиться с учётом представлений её основных потребителей - студентов.
Изучение представлений о безопасности образует на сегодняшний день достаточно развиваемое направление психологии безопасности личности [Кутовой, Садовникова, 2016; Костоусов, Иванов, 2017; Харламенкова и др., 2017]. Результаты психолого-педагогических исследований, полученные на различных возрастных выборках, показывают, что представления о безопасности отражают параметры и признаки базового феномена, воспринятого и осмысленного с учетом особенностей возраста [Ковдра, 2012; Котова, Краснянская, Тылец и др., 2016]. Безопасность, согласно отражённым в научных источниках данным, входит в поле приоритетных интересов студентов вуза. Они способны учитывать многоаспектность этого феномена, обеспечивающего, с одной стороны, защищённость, стабильность, предсказуемость окружающего мира, с другой стороны, возможность дальнейшего развития в личностно значимом направлении [КШ^оу, Syrova. 2015; Никифорова, 2016; Mantorova, Djevathanova, 2016]. Сформированные у студентов познавательные процессы позволяют им выстраивать сценарии любого аспекта своей жизни с учётом понимания своих приоритетов безопасности [Краснянская, 2015]. Знание ведущих для студентов сценариев безопасности медиасреды вуза представляется перспективным для её совершенствования.
Выявление сценариев безопасной медиасреды вуза, согласно замыслу данного исследования, предполагало изучение их психологического плана, как первичного и основополагающего для её построения. Мы исходили из того, что создание любого сценария представляет собой сложную субъектную активность, изначально включающую отражение субъективно значимых аспектов соответствующего фрагмента реальности, его ценностного осмысления, вычленение приоритетных для субъекта параметров и их включение в конструкцию, индивидуально приемлемую для практической реализации. Поэтому вся эмпирическая часть исследования была направлена на установление комплекса характеристик (сценариев) медиативной среды вуза, воспринимаемой студентами в качестве безопасной.
Результаты исследования
Опрос, проведённый на начальном этапе исследования, позволил выявить перечень значимых, по мнению студентов, характеристик безопасной медиасреды вуза. В него по убыванию частоты вошли следующие компоненты: доступная, информативная, правдивая, позитивная, системная, доброжелательная, интересная, необходимая, яркая, динамичная, актуальная, содержательная, насыщенная, понятная, постоянная, интерактивная, полезная, адекватная, стимулирующая, надёжная, оптимистичная, развивающая, мотивирующая, компетентная, ориентирующая, творческая, субъектноцентрированная, дружественная, конкретизирующая, специализированная, увлекательная, заполненная, современная, уникальная, красочная, разносторонняя, открытая, лаконичная. Самый общий визуальный анализ полученного массива показывает, что рассматриваемая реальность воспринимается студентами достаточно широко, оценке подлежат субъективные и объективные, константные и динамические, содержательные и внешние стороны её функционирования. Подобная многоаспектность свидетельствует о субъектной значимости для студентов безопасности медиасреды и позволяет предполагать сложную структурную организацию её субъектного восприятия, что должно найти отражение в соответствующем сценарировании.
Высказанное предположение нашло подтверждение в основной части исследования. Процедура факторного анализа итоговой матрицы оценок, полученных по результатам проведения на выборке методики семантического дифференциала, привела к установлению трёх факторов, объясняющих суммарно 83,83 % всей дисперсии.
В первый, наиболее мощный (31,67 % дисперсии) униполярный фактор со статистически значимым весом вошли следующие шкалы: разносторонняя 0,91725; адекватная 0,91268; содержательная 0,89773; необходимая 0,88374; специализированная 0,88321; актуальная 0,87535; заполненная 0,86356; информативная 0,84919; лаконичная 0,77472; компетентная 0,75951; правдивая 0,70700; конкретизирующая 0,69424; системная 0,69172. Содержательный анализ шкал первого фактора показывает, что они характеризуют объективно значимые для субъекта познания характеристики информации (разносторонность, адекватность, содержательность и пр.). С этой точки зрения ими производится анализ материала, представленного в электронном пространстве, и принимается, если он им отвечает. Можно предположить, что соответствие элементов медиасреды вуза таким параметрам может способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей студентов в информации. Поэтому обозначим группу данных параметров в качестве компенсаторных, а их объединение компенсаторным фактором. Изучение особенностей распределения по данному фактору элементов показал, что ему в большей степени соответствуют сайт вуза (1,30251) и внутренняя сеть вуза (0,921008). Вероятно, именно эти элементы медиасреды обладают набольшим компенсаторным потенциалом для студентов вуза, удовлетворяя, прежде всего, их потребность в разносторонней информации о значимых событиях вузовского периода жизни.
Второй фактор (29,48 % дисперсии) оказался биполярным. На одном из его полюсов статистически значимый вес получили шкалы: надёжная 0,96182; открытая 0,93553; интерактивная 0,93420; доброжелательная 0,91670; дружественная 0,91214; доступная 0,81120; субъектноцентрированная 0,75997; постоянная 0,71127; оптимистичная 0,67935. Фактору в наибольшей степени соответствуют такие оцениваемые элементы медиасреды вуза как электронная система оценка деятельности преподавателей (1,16480) и электронные информационные издания (0,885209). На другом полюсе рассматриваемого фактора значимый вес приобрёла шкала позитивная -0,81910. Анализ содержательно-смыслового наполнения шкал, образовавших фактор, показывает превалирование в них
субъективности и эмоциональности. В своём комплексе они отражают способность медиасреды при непосредственном взаимодействии (интерактивная, открытая, доступная) оказывать своеобразную поддержку своему субъекту (доброжелательная, дружественная, субъектноцентрированная и пр.). Это позволяет отнести параметры, вошедшие в фактор, в фасилитирующую группу, а их объединение обозначить в качестве фасилитирующего фактора. Среди оцениваемых элементов медиасреды второму фактору в наибольшей степени соответствует электронная балльно-рейтинговая система оценки успешности студентов (0,962744). Вероятно, именно этот элемент медиасреды характеризуется наибольшей субъектной пристрастностью, вызывает у студентов наибольший эмоциональный отклик.
Третий фактор (22,68 % дисперсии) также биполярный. На одном его полюсе статистически значимым весом обладают шкалы-параметры творческая 0,876282 и уникальная 0,822672. На противоположном полюсе фактора со статистически значимым весом сосредоточились шкалы: насыщенная -0,962947; мотивирующая -0,853068; развивающая -0,817697; яркая -0,760276; увлекательная -0,726144; стимулирующая -0,725928; динамичная -0,704223; современная -0,692630. Содержательный анализ шкал, набравших по данному фактору статистически значимый вес, показывает обладание ими созидающим (творческая, уникальная, насыщенная) и активизирующим (мотивирующая, развивающая, стимулирующая) потенциалом. В силу этого отнесем соответствующие параметры медиасреды вуза к активизирующей группе, а их объединение обозначим активизирующим фактором. Одному полюсу фактора больше соответствует сайт вуза (0,840964), второму - электронные информационные издания (1,293218) и электронная образовательная среда вуза (0,900247). Можно предположить, что они обладают наибольшим потенциалом активизации деятельностной активности студентов вуза.
Таким образом, безопасность медиасреды вуза воспринимается студентами по трём основным ценностно-смысловым векторам, которые нами обозначены как компенсаторный, фасилитирующий и активизирующий. Компенсаторный вектор поддерживает сценарий удовлетворения субъектной потребности в представленной некоторым образом информации, фасилитирующий - сценарий эмоциональной поддержки, активизирующий - энергетической поддержки. Построение взаимодействия с медиасредой может осуществляться с использованием какого-либо основного сценария или комбинации сценариев. Они создают контекстную основу построения взаимодействия с составляющими медиасреды вуза.
Выявленная в ходе исследования самооценка студентами взаимодействия с составляющими медиасреды вуза позволила установить неравномерность распределения частоты, удовлетворённости и готовности к его продолжению. По убыванию частоты взаимодействия студентов с ними элементы медиасреды распределились следующим образом: сайт вуза, электронная образовательная среда вуза, внутренняя сеть, электронная балльно-рейтинговая система оценки успешности студентов, электронные информационные издания, электронная система оценка деятельности преподавателей. По убыванию удовлетворённости студентов от взаимодействия: сайт вуза, электронные информационные издания, электронная образовательная среда вуза, внутренняя сеть, электронная система оценка деятельности преподавателей, электронная балльно-рейтинговая система оценки успешности студентов. По убыванию готовности студентов к продолжению взаимодействия с элементами медиасреды вуза выстроилась следующая последовательность: электронные информационные издания, электронная образовательная среда вуза, сайт вуза, электронная система оценка деятельности преподавателей, внутренняя сеть, электронная балльно-рейтинговая система оценки успешности студентов. Исходя из полученных результатов, мы предположили, что каждый из рассмотренных случаев основывался на своём сценарировании субъектного
взаимодействия.
Анализ матрицы интеркорреляции суммарной матрицы оценок параметров медиасреды и взаимодействия с ней привёл к установлению нескольких статистически значимых (p<0,05) связей.
Частота взаимодействия студентов с составляющими медиасреды оказалась в прямой статистически значимой связи с их актуальностью (r=0,9530, p=0,003), системностью (r=0,8693, p=0,025), содержательностью (r=0,85746, p=0,029) и разносторонностью (r=0,8138, p=0,049). В наибольшей степени приблизилась к статистически значимому уровню также связь частоты взаимодействия с такими параметрами оценки медиасреды как компетентность (r=0,7457, p=0,089) и информативность (r=0,7404, p=0,092). Обратим внимание на то, что все характеристики медиасреды, которые связаны с частотой обращения к её составляющим относятся к компенсаторной группе. Таким образом, с достаточным уровнем вероятности можно утверждать, что частое обращение студентов к составляющим медиасреды вуза основывается на использовании ими компенсаторного сценария её безопасности.
По результатам корреляционной процедуры установлено, что удовлетворённость студентов рассматриваемым взаимодействием напрямую связана с его оценкой в качестве позитивного (r=0,8911, p=0,017), информативного (r=0,8180, p=0,047) и ориентирующего (r=0,8237, p=0,044). В данном случае информативность и ориентируемость относятся к компенсаторной группе, а позитивность - к фасилитирующей группе параметров оценки составляющих медиасреды вуза. Полученный результат позволяет предполагать, что удовлетворённость в данном случае поддерживается сочетанием студентами компенсаторного и фасилитирующего сценариев безопасности.
Готовность к продолжению взаимодействия с составляющими медиасреды оказалась в прямой связи с их позитивностью (r=0,9106, p=0,012) и ориентируемостью (r=0,8682, p=0,025), а также в обратной связи с их доступностью (r=-0,8409, p=0,036). Позитивность и доступность при этом относятся к фасилитирующей группе, а ориентируемость - к компенсаторной группе. В данном случае также требуется сочетание фасилитирующего и компенсаторного сценариев, однако, допустимо предположение, что доступность составляющих медиасреды вуза для всех способна снизить готовность студентов к продолжению взаимодействия с ней.
Итак, частота взаимодействия студентов с медиасредой вуза определяется, в первую очередь, рациональной осмысленностью способности её составляющих удовлетворить (компенсировать) их потребность в информации. Объективно лучшее содержание, структура и обновление материала повышает частоту обращения студентов к медиасреде. Удовлетворённость студентов от взаимодействия с медиасредой зависит от сочетания компенсаторных и фасилитирующих возможностей её составляющих: кроме их способности донести информацию и сориентировать в ней, важной характеристикой в данном случае является модальность представления соответствующих материалов. Готовность студентов к продолжению взаимодействия с медиасредой вуза определяется, в большей степени, эмоциями, возникающими в связи с рассмотрением такой возможности: позитивность функционирующего в ней материала повышает, излишняя доступность («для всех») - снижает данную характеристику. Кроме того, готовность к продолжению взаимодействия повышает понимание студентами того, что медиасреда вуза способна сориентировать их в массиве различной информации.
Выводы
Проведённое исследование имело целью выявление психологических сценариев построения безопасной медийной среды высшего учебного заведения. Его эмпирические результаты позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Безопасность как параметр медиасреды высшего учебного заведения, оказывающий влияние на успешность решения задач профессионального и личностного становления, выступает для студентов значимым объектом восприятия, ценностного осмысления, контекстной рефлексии и на этой основе - сценарирования субъектного взаимодействия.
2. Ценностное осмысление студентами безопасности медиасреды вуза осуществляется с использованием компенсаторных, фасилитирующих и активизирующих приоритетов. Компенсаторный вектор оценки безопасности медиасреды объединяет параметры информации, обеспечивающие избирательность её восприятия и восполнения на этой основе потребности студентов в сведениях, значимых для их профессионального и личностного развития. Фасилитирующий вектор оценки безопасности медиасреды вуза связан с обеспечением потребности студентов в эмоциональной поддержке. Активизирующий компонент оценки безопасности этой медиасреды поддерживает обеспечение энергетической поддержки студентов.
3. Компенсаторный, фасилитирующий и активизирующий векторы ценностно-смысловой оценки безопасности медиасреды составляют психологическую основу базовых и комбинированных сценариев её построения. Удовлетворение различных параметров взаимодействия с медиасредой вуза связано с привлечением различных сценариев: его частота поддерживается компенсаторным сценарием, удовлетворённость -сочетанием компенсаторного и фасилитирующего сценариев, готовность к продолжению взаимодействяи с составляющими медиасреды - особым сочетанием фасилитирующего и компенсаторного сценариев.
Наряду с эмпирическими выводами, значимость исследования определяет новизна избранного ракурса рассмотрения медиасреды - как объекта восприятия с позиции её безопасности и последующего сценарирования с учётом особенностей студентов вуза. Теоретической значимостью обладает адаптация сценарного подхода к проблематике психолого-педагогического исследования, установление особенностей когнитивной сферы студентов в условиях взаимодействия с ещё мало изученной феноменологией медиасреды. Практическая ценность представленного исследования заключается в предложенной методике реализации его эмпирической части, в получении эмпирических данных и сделанных на их основе выводах о психологических особенностях взаимодействия студентов с медиасредой вуза.
Литература
Вотинцева С.В. Психологические условия развития управленческих навыков по созданию безопасной среды организации // Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 2. С. 11. http://ppip.idnk.ru Динь Т.Т., Карасёва Т.В., Толстов С.Н. Проблемы социальной безопасности российских и иностранных студентов. Иваново, 2017. 164 с.
Ковдра А.С. Особенности формирования временной перспективы безопасности личности студентов вуза // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 2. С. 141-148.
Кора Н.А., Еремеева Т.С. Психолого-педагогическое обеспечение личностной безопасности студенческой молодежи в условиях терроризма и экстремизма // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 153-155.
Костоусов А.Г., Иванов М.С. Психологические факторы сформированное™ представлений о безопасности у курсантов военного вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 141-150. Котова И.Б., Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Веселова В.Г., Иохвидов В.В.. Артефакты личной безопасности в субъектном пространстве студентов вуза // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 4. С. 51-67. DOI: 10.21702/rpj.2016.4.3
Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза. Education Sciences and Psychology. 2015. № 2 (34). С. 90-95.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности // Психолог. 2016. № 4. С. 67-78. DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.20087
Кутовой И.Н., Садовникова Д.С. Личность как категория концепции психологической безопасности // Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 4. С. 4. http://ppip.idnk.ru .
Манторова И.В., Лютова А.С. Проблемы внушения и внушаемости в контексте концепции психологической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. 2016. №4. С. 2. http://ppip.idnk.ru Никифорова Д.М. К вопросу о безопасности защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 113-126. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 400 с.
Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. 2016. №1. С.50-59. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.1.17762
Харламенкова Н.Е. и др. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции / Н.Е. Харламенкова, Н.В. Тарабрина, Ю.В. Быховец, О.А. Ворона, Н.Н. Казымова, Е.Н. Дымова, Н.Е. Шаталова. М., 2017. 262 с.
Kutovoy, I.N., Syrova T.A. Some features of the subjective priorities of students' safety with different levels of internet addiction. European Journal of Psychological Studies. 2015. № 2 (6). С. 58-66. DOI: 10.13187/ejps.2015.6.58
Mantorova, I.V., Djevathanova, D.A. Features of Safety Values of Students with Different Type of Time Perspective European Journal of Psychological Studies, 2016, Vol. (7), Is. 1. С. 22-28. DOI: 10.13187/ejps.2016.7.22
References
Cora, N.A. Eremeeva, T.S. (2017). Psychological and pedagogical support of personal safety of student's youth in conditions of terrorism and extremism. The Baltic journal of humanities. Vol. 6. No. 2 (19), pp. 153-155. Dinh, T.T., Karaseva, T.V., Tolstov, S.N. (2017). Problems of social security of the Russian and foreign students. Ivanovo, 164 p.
Kharlamenkova, N.E. et al. (2017). Psychological security of the person: the implicit and explicit concepts / N.E. Kharlamenkova, N.V. Tarabrina, J.V. Bykhovets, O.A. Vorona, N.N. Kazimov, E.N. Dimova, N.E. Shatalov. Moscow, 262 p.
Kostousov, A.G., Ivanov, M.S. (2017). Psychological factors of formation of representations about the safety of the cadets of military higher school. Vestnik of Kemerovo state university. 2017. No. 2, pp. 141-150. Kotova, I.B., Krasnyanskaya, T.M., Tylets, V.G. et al. (2016). Artifacts personal security subjective space of university students / I.B. Kotova, T.M. Krasnyanskaya, V.G. Tylets, V.G. Veselova, V.V. Iokhvidov. Russian psychological journal. Vol. 13. No. 4. P. 51-67. DOI: 10.21702/rpj.2016.4.3
Kovdra, A.S. (2012). Features of formation of the temporal perspective of human security of students. Scientific problems of humanitarian studies. No. 2, pp. 141-148.
Krasnyanskaya, T.M. (2015). Psychological characteristics of the safety scenarios of the high school students.
Education sciences and psychology. No. 2 (34), pp. 90-95.
Krasnyanskaya, T.M., Tylets, V.G. (2016). Possibilities of scenario approach in the design of psychological safety of the personality. Psychologist. No. 4, pp. 67-78. DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.20087
Kutovoy, I.N., Sadovnikova, D.S. (2016). Identity as a category of the concept of psychological security. Journal of applied psychology and psychoanalysis. No. 4. P. 4. http://ppip.idnk.ru
Kutovoy, I.N., Syrova, T.A. (2015). Some features of the subjective priorities of students' safety with different levels of internet addiction. European journal of psychological studies. № 2 (6), pp. 58-66. DOI: 10.13187/ejps.2015.6.58
Mantorova, I.V., Djevathanova, D.A. (2016). Features of safety values of students with different type of time perspective. European journal of psychological studies, Vol. (7), Is. 1. С. 22-28. DOI: 10.13187/ejps.2016.7.22 Mantorova, I.V., Lyutova, A.S. (2016). The Problems of suggestion and suggestibility in the context of the concept of psychological security of personality. Journal of applied psychology and psychoanalysis. No. 4, p.2. http://ppip.idnk.ru
Nikiforova, M.D. (2016). To the question of safety of protective and coping behavior of students in an educational environment. Siberian psychological journal. No. 62, pp. 113-126.
Petrenko, V.F. (1997). Basis of psychosemantics. Smolensk: Smolensk State University Publishing house, 400 p. Tylets, V.G., Krasnyanskaya, T.M. (2016). System of psychological safety of educational institutions: approaches and conceptualization. Pedagogy and education, No. 1. P. 50-59. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.1.17762 Votintseva, S.V. (2015). Psychological conditions of development of managerial skills for creating a safe environment of the organization. Journal of applied psychology and psychoanalysis. No. 2, p. 11. http://ppip.idnk.ru