Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INTERCULTURAL COMMUNICATION / CORPORATE CULTURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Дарья Анатольевна

В статье представлено исследование особенностей восприятия представителей других культур обучающихся в вузе. Показано преобладание равнодушных оценок к представителям других культур, ориентация на возможность взаимодействия с ними, неоднозначность трактовки собственной культуры и ее традиций. Отражены особенности включения в образовательный процесс магистрантов-психологов дисциплины «Межкультурная коммуникация и корпоративная культура», особенности изучаемых тем и применяемых активных методов обучения, ориентация на практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Дарья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF STUDYING INTERCULTURAL COMMUNICATION AND CORPORATE CULTURE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article presents a study of the peculiarities of perception of representatives of other cultures of students in the university. The prevalence of indifferent assessments to representatives of other cultures, orientation to the possibility of interaction with them, ambiguity of interpretation of own culture and its traditions are shown. The peculiarities of inclusion in the educational process of master psychologists of the discipline "Intercultural communication and corporate culture," peculiarities of studied topics and applied active methods of training, orientation to practice are reflected.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

диагностируются по шкале самоценности (10 в группе сравнения и в 7,17 в группе подростков с умственной отсталостью).

Применительно показателя самопривязанности и конфликтности в группе подростков с умственной отсталостью диагностируются более высокие показатели по сравнению с подростками с НПР. С другой стороны, уровень саморуководства и уровень показателя по шкале «Зеркальное Я» в целом выше в группе подростков с НПР.

Также было определено, что уровень открытости примерно одинаковый в двух группах.

Статистически достоверные различия диагностируются по шкалам «самоуверенность» (р<0,01), самоценность (р<0,01), самопринятие (р=0,01), «Зеркального Я» (р=0,01), конфликтности (р=0,03), самообвинения (р=0,01), а также по шкале определения самопривязанности (р=0,03). Данные обстоятельства указывают на то, что для подростков с умственной отсталостью характерным достоверно более высокий уровень самоуверенности, самоценности, более высокий уровень самопринятия, а также самопривязанности.

Выводы. Таким образом, подростковый период - непростой период, как для подростков с НПР, так и для подростков с умственной отсталостью. На данном этапе очень важно разговаривать с подростком, помогать сориентироваться в его проблемах, не терять с ним связь, чтобы более четко представлять его психологическое состояние, знать об его увлечениях, окружении и тревогах. Зачастую они очень импульсивны, рьяно отстаивают свою точку зрения, конфликтны. Но, как никогда подростки нуждаются в этот период, как в поддержке родителей, так и педагогов. Сотрудничество взрослых один из необходимых факторов для благополучного формирования Образа Я подростков.

Литература:

1. Карпушкина Н.В., Бардушкина К.Н. Особенности образа Я подростков с задержкой психического развития // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья -Симферополь, 2019. - С. 217-220.

2. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Оптимизация самосознания подростков с нарушениями зрения средствами формирующего эксперимента // Международный журнал экспериментального образования. -2016 - № 1. - С. 82-85.

4. Карпушкина Н.В., Кручинина Н.С. Характерологические особенности подростков с задержкой психического развития и их влияние на социометрический статус // Социально- педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья - Симферополь, 2019. - С. 231-235.

5. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Особенности личностных новообразований подростков с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования - 2018 - № 59 (2). -С. 418-422.

Психология

УДК: 37.015.3

кандидат психологических наук Кузнецова Дарья Анатольевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье представлено исследование особенностей восприятия представителей других культур обучающихся в вузе. Показано преобладание равнодушных оценок к представителям других культур, ориентация на возможность взаимодействия с ними, неоднозначность трактовки собственной культуры и ее традиций. Отражены особенности включения в образовательный процесс магистрантов-психологов дисциплины «Межкультурная коммуникация и корпоративная культура», особенности изучаемых тем и применяемых активных методов обучения, ориентация на практику.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, корпоративная культура, образовательный процесс. Annоtation. The article presents a study of the peculiarities of perception of representatives of other cultures of students in the university. The prevalence of indifferent assessments to representatives of other cultures, orientation to the possibility of interaction with them, ambiguity of interpretation of own culture and its traditions are shown. The peculiarities of inclusion in the educational process of master psychologists of the discipline "Intercultural communication and corporate culture," peculiarities of studied topics and applied active methods of training, orientation to practice are reflected.

Keywords: Intercultural communication, corporate culture, education.

Введение. Современное психологическое образование, опираясь на базовые фундаментальные дисциплины, кроме создания прочного методологического и понятийного аппарата предъявляет определенные требования и к созданию и реализации в ходе обучения программных дисциплин, предполагающих опыт получения прикладных знаний и навыков. Особую значимость, по нашему мнению, имеет разработка образовательных курсов с практической ориентацией для обучающихся по программе магистратуры, где акцент делается на то, что базовая подготовка существует, слушатель углубляет знания, получает психологическую специализацию.

В то же время, требования к образовательным программам включают формирование у обучающихся определенных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), прописанных в приказе об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки уровня магистратуры [5]. Кроме базовой и вариативной части учебного плана каждое образовательное учреждение включает дисциплины по выбору, соответствующие профилю обучения. В данной статье представлен наш опыт участия в разработке и реализации программы магистратуры с включением в образовательный процесс дисциплины «Межкультурная коммуникация и корпоративная культура».

Изложение основного материала статьи. Включение в учебный план такой дисциплины обусловлено тем, что с одной стороны магистратура, ее реализующая, отражает основные направления социальной психологии, в том числе связанные с процессом коммуникаций, особенностями различных этнических и культурных групп, социально-психологическими характеристиками коллективов организаций, которые также включают формирование и развитие их корпоративной культуры. С другой стороны, выбор данной тематики связан с происходящими в современном обществе процессами: идет постоянный рост числа межкультурных контактов, появляется все больше межнациональных компаний, контрактов, но, несмотря на это, происходит и рост этнической и культурной самоидентификации людей. Рост межкультурных контактов показывает значимость отнесения себя к той или иной культуре и учет подобных процессов при организации взаимодействия и развития внутрикорпоративных отношений.

Интерес к проблемам межкультурного взаимодействия и восприятия представителей других культур и этносов прослеживается в образовательном процессе различного уровня. Так подобные проблемы поднимаются уже при изучении окружающего мира в начальной школе. Для оценки актуальности проблем этнопсихологической компетентности нами было организовано анкетирование среди обучающихся высшего учебного заведения. Кроме того, интерес к подобной теме и выбор площадки для исследования был связан с многонациональным составом нашего образовательного учреждения - Вологодского института права и экономики ФСИН России. В исследовании участвовали 63 человека, те обучающиеся, для которых изучение этнических проблем было актуализировано изучением дисциплины «Этнопсихология» в рамках образовательной программы.

В анкету были включены вопросы, направленные на выявление тех проблем в сфере отношений, которые появляются в межкультурном взаимодействии представителей различных этнических групп. За основу была взята анкета, разработанная Л.Н Ооржак при исследовании полиэтнического состава Владимирского вуза [2].

Анкета ориентирована на выявление толерантности обучающихся по отношению к представителям других культур, раскрытие специфики возникающих межэтнических конфликтов, возможностей организации позитивного сотрудничества представителей различных культурных групп.

Результаты этого небольшого исследования позволяют сформулировать определенные выводы, дают представление о существующих особенностях межкультурных контактов.

При оценке эмоционального компонента межкультурных установок можно отметить, что преимущественно обучающиеся высказывают равнодушное отношение к представителям других национальностей (71% девушек и 79% юношей). Негативное отношение к представителям других национальностей признают только 5% опрошенных, но низким является и число испытуемых, отмечающих положительное отношение к ним. Такое распределение ответов может также свидетельствовать об отрицании значимости поднятого вопроса, о невысоком числе контактов с представителями других культур.

При этом в представленной выборке наблюдались несколько ответов «в зависимости от этноса», что дает нам основание трактовать данную позицию как неоднозначность и нестабильность отношений к другим культурам. Распределение ответов с тенденцией к равнодушным оценкам не позволяет дать однозначную характеристику развитию этнической толерантности, показывает отстраненность от других культур, а не их принятие.

Ответы 90% девушек и 93% юношей показывают позитивную тенденцию, выражающуюся в недопустимости утверждения, что какая-то национальность лучше, а какая-то хуже. Данная позиция формируется и в ходе взаимодействия с представителями различных культур, а также может быть подчеркнута в ходе образовательного процесса.

В анкете проявилось неоднозначное отношение испытуемых к собственной культуре, только 8% обучающихся сообщили, что постоянно соблюдают традиции своей национальности, основная масса опрашиваемых следуют им эпизодически, от случая к случаю. При этом вариант «категорически не соблюдаю» в ответах не присутствует, но только 33% сообщают о том, что отмечают религиозные праздники, традиции и обычаи своей культуры. Возможно, это связано с оторванностью от культуры в связи с удалением для обучения от этнических групп. Такие ответы свидетельствуют о большом значении работы в направлении развития межкультурной толерантности и формирования патриотизма у молодежи в период получения образования.

При анализе ответов на вопрос о личностных особенностях представителей своей культуры можно выделить тот воспитательный потенциал, который имеется у обучающихся. Основу таких качеств составляют наиболее часто повторяемые: доброта, дружелюбие гостеприимство, отзывчивость.

Оценка обучающимися негативных явлений в обществе у 76% связана с личностными особенностями людей, акцентирует внимание на индивидуальности и показывает, что испытуемые определяют проблемные зоны общества и конкретных людей не связанными с принадлежностью к определенной культуре.

Характеризуя особенности своего взаимодействия с представителями других этнических групп, только 21% юношей и 60% девушек ответили, что у них не было конфликтов с ними в прошлом. Причины конфликтов чаще определяются как различия в установках и ценностных ориентациях, завышенные требования и установки лидеров, имеющих отрицательную направленность.

Актуальность задачи воспитания положительного отношения к представителям других культур в ходе образовательной деятельности связана и с ответами респондентов, где в качестве эффективных мер по разрешению конфликтов девушки считают формирование толерантности личности к представителям других национальностей (76%), а юноши - воспитание (43%).

Благоприятной тенденцией развития межнационального пространства является то, что обучающиеся допускают возможность осуществления сотрудничества с представителями разных этносов.

Опрос показал, что 76% девушек и 64% юношей не исключают возможность принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности. Проявляется значимая тенденция к адекватной оценке возможности заключения смешанных браков.

Кроме того, в качестве положительного аспекта можно выделить ответы 90% обучающихся, содержащие позитивное оценивание возможности осуществления профессиональной деятельности совместно с представителями других культур, что является необходимым условием развития как отдельных личностей, так и организаций, в которых в профессионально взаимодействии необходим учет специфических особенностей людей, представляющих разные культуры.

Проведенное исследование показывает значимость информации по межкультурному взаимодействию в образовательном процессе вуза. Одновременно можно подчеркнуть, что обучающиеся по программе специалитета по психологии имеют в учебном плане дисциплину, в которой отражаются современные тенденции данного процесса и теоретические вопросы этнопсихологии. Учебный план психологов, осваивающих программу направления магистратуры, не содержит подобной дисциплины в базовой и вариативной части, поэтому актуальной стала разработка дисциплины по выбору, содержащей часть теоретической информации в данном направлении и, в то же время, имеющей практическую ориентированность. Такой дисциплиной стала «Межкультурная коммуникация и корпоративная культура».

В содержание данного учебного курса входит теоретическое информирование, ориентированное на раскрытие основных понятий и теорий, изучающих межкультурную коммуникацию. Обязательным моментом является раскрытие особенностей корпоративной культуры, существующих описаний особенностей многонациональных коллективов. Кроме того, логика курса и задания, в нем предлагаемые, предполагают включение практических разработок, ориентацию на использование активных методов обучения, приобретение опыта использования теории в практической деятельности.

В каждой социокультурной группе происходит формирование собственных ценностных ориентаций, которые относятся к детерминантам межкультурной коммуникации и выражаются в специфическом отношении к природе, времени, пространству, характеру общения, типу информационных потоков, личной свободе, природе человека, межкультурной коммуникации [3]. Эти детерминанты межкультурной коммуникации оказывают влияние на течение процесса взаимодействия, их необходимо учитывать при достижении эффективности коммуникаций.

Л. Самовар, Р. Портер выделяют составляющие процесса коммуникации, определяемые культурой: отношения, стереотипы, социальная организация культуры, образ мысли и методы аргументации, социальные роли, знание языка, восприятие пространства, отношение ко времени. Каждая из этих составляющих влияет на восприятие человека, что в свою очередь определяет истолкование (понимание) поведения партнеров [3].

Учет особенностей корпоративной культуры организации необходим для успешного функционирования и управления, а также является требованием при организации эффективной работы людей, занимающихся работой с персоналом, важным элементом психологической работы с сотрудниками организации. За рубежом данное направление стало активно развиваться еще в начале 1980 годов, в России наибольший интерес к исследованию корпоративной культуры проявляется в настоящее время [1]. Наиболее успешные организации активно внедряют в свою деятельность работу с человеческими ресурсами, стремятся внедрить корпоративные стандарты, правила поведения, вырабатывают внутрикорпоративные кодексы этики, опираются на корпоративную культуру как средство развития организации, передачи опыта внутри ее, помощи в адаптации и т.п. Инструментами для регулирования данных процессов, по нашему мнению, должны обладать и психологи, работающие в компаниях разного типа.

В ходе обучения магистрантов-психологов обсуждаются синергические навыки, необходимые для успешной деятельности международного руководителя (исследование Б. Рубена): уважение, терпимость к неопределенности, объективность, умение формулировать высказывание как личную точку зрения, эмпатия, настойчивость, навыки активного слушания [3].

Важным является описание сущности, условий и предпосылок достижения профессионализма в регуляции межнациональных отношений, особенностей деятельности профессионала в области межнациональных отношений. Изучаются коммункационные технологии и их использование для укрепления организационной культуры, анализируются изучение культуры как основы развития межкультурной компетенции, условия и предпосылки достижения профессионализма в регулировании межнациональных отношений.

В ходе освоения дисциплины обучающиеся активизируются для самостоятельного поиска информации, актуальных примеров, что становится средством развития умения ориентироваться в потоке информации, отбора необходимой, решать возникающие затруднения. Для этого в программе содержаться задания для самостоятельной работы, вопросы, позволяющие проверить успешность усвоения материала. Обучающиеся проявляют активность в подготовке докладов, представляемых группе, ищут наиболее актуальные и интересные для них культуры, представляют информацию об особенностях их коммуникативной деятельности, одновременно тренируя навыки публичных выступлений.

Кроме того, и на занятиях, и в самостоятельной работе используются кейсы и проблемные ситуации. Они с одной стороны позволяют установить связь теоретических знаний с практикой, с другой стороны помогают практически отработать возможные алгоритмы действий. Для психолога профессионально важно проработать алгоритмы своих действий в нестандартной ситуации, определить границы своих возможностей и векторы для дальнейшего профессионального развития.

Вариантом активного обучения является отработка использования диагностического инструментария на примере знакомства с методикой Г.Л. Бардиер «Кросс-культурная и этническая толерантность-интолерантность» [4], которая выполняется самостоятельно и оценивается для применения в практической деятельности. Возможен поиск и обсуждение диагностических материалов как для оценки отношения к межкультурной коммуникации, так и для диагностики особенностей корпоративных культур.

В ходе проведения занятий используются элементы кинотерапии. Визуализация позволяет тренировать навыки оценки невербального поведения, увидеть широкий поведенческий репертуар, в том числе и эффективные, и неэффективные межкультурные коммуникации. Одновременно обучающиеся получают опыт знакомства с различными проявлениями корпоративной культуры организаций, могут отследить функционирование многонациональной организации, что особенно важно при отсутствии подобного опыта в профессиональной деятельности.

Эти и подобные практикоориентированные задания позволяют повысить эффективность образовательного процесса.

Выводы. Таким образом, включение в образовательный процесс дисциплин, отражающих особенности межкультурных коммуникаций является необходимым элементов в современной подготовке специалистов. Включение в программу обучения магистрантов-психологов курса «Межкультурная коммуникация и корпоративная культура» позволяет решать следующие задачи:

- развитие способности анализировать межкультурные коммуникации в организации, оценивать соблюдение этических и профессиональных норм общения, анализировать причины возникновения и особенности протекания этнических и межкультурных конфликтов;

- изучение особенностей многонационального коллектива, традиций и особенностей представителей разных культур, их влияния на корпоративную культуру организации;

- владение способами оптимизации межкультурного взаимодействия в организации, навыками создания профилактических и коррекционных программ по данным направлениям;

- владение способами выявления и коррекции негативных установок в межкультурных коммуникациях, способами формирования и поддержания корпоративной культуры организации с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам ее членов;

- формирование у обучающихся культурной компетентности, необходимой для работы в условиях межэтнического взаимодействия.

Решение данных задач возможно только при использовании активных методов обучения и ориентации на практику.

Литература:

1. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Дело, 2001.

2. Ооржак Л.Н. Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел: На материалах МВД Республики Тыва: автореф. дис. канд. психол. наук. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ etnopsikhologicheskie-osobennosti-sotшdшkov-ыkh-uchet-v-rabote-s-Hchnym-sostavom-organo#ixzz5Yf24WSfH.

3. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. Пособие.М.: Логос, 2002.

4. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012.

5. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)».

Психология

УДК 37.015.31

аспирант Кущев Павел Михайлович

Северо-Кавказский Федеральный университет (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье представлен анализ содержания и структуры профессиональной готовности сотрудников МВД. Рассматриваются проблемы современной системы психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД и пути их решения. Авторами представлены рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения формирования профессиональной готовности.

Ключевые слова: профессиональная готовность, компоненты профессиональной готовности, психологическое сопровождение, профессиональная подготовка сотрудников МВД.

Annotation. The article presents an analysis of the content and structure of the professional readiness of employees of the Ministry of interior. The problems of the modern system of psychological support for the training of employees of the Ministry of interior are considered. The authors presented recommendations for improving the psychological support for the formation of professional readiness.

Keywords: professional readiness, components of professional readiness, psychological support, professional training of employees of employees of the Ministry of interior.

Введение. В современных условиях одним из основных приоритетов совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников МВД России становиться повышение эффективности формирования их профессиональной готовности. Актуальной тенденцией функционирования и развития современного социума является перманентные изменения, происходящие практически во всех сферах общества, что предъявляет повышенные требования к профессионально-психологической подготовленности сотрудников МВД.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость всестороннего изучения проблемы формирования профессиональной готовности сотрудников МВД детерминирована следующими противоречиями:

- между кардинальными изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общественной жизни и недостаточной степенью отражения данных процессов в системе профессиональной подготовки сотрудников МВД;

- между требованиями к профессионализму сотрудников и недостаточным уровнем разработанности теоретических и методологических аспектов формирования их профессионально-психологической готовности;

- между потенциалом системы психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД России и степенью его реализации в контексте формирования профессиональной готовности.

В ходе проведенного исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научных источников по проблемам формирования профессиональной готовности сотрудников МВД, психологического сопровождения процесса формирования профессиональной готовности сотрудников МВД; системный анализ компонентов готовности сотрудников МВД к осуществлению профессиональной детальности, тенденций и проблем развития системы психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.