Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕКЦИЙ МАЭ РАН ПО НАРОДАМ РУССКОЙ АМЕРИКИ'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕКЦИЙ МАЭ РАН ПО НАРОДАМ РУССКОЙ АМЕРИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
МАЭ РАН / КАТАЛОГИ / ТЛИНКИТЫ / ТИХООКЕАНСКИЕ ЭСКИМОСЫ / АЛЕУТЫ / ДЕНАЙНА / КАЛИФОРНИЙСКИЕ ИНДЕЙЦЫ / MAE RAS / CATALOGS / TLINGIT / PACIFIC YUPIK / ALEUTS / DENA'INA / CALIFORNIAN INDIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корсун Сергей Анатольевич

Статья посвящена истории изучения и публикаций собрания МАЭ РАН по народам Русской Америки, которое формировалось в течение более чем двухсот пятидесяти лет, начиная с середины XVIII в. Благодаря собирательской деятельности ученых, мореплавателей и служащих Российско-американской компании музей обладает наиболее ценными и древними коллекциями по сравнению с другими этнографическими музеями мира. Европейские и американские исследователи стали собирать коллекции на территории Аляски и Калифорнии в основном в конце XIX в. К тому времени многие элементы традиционной культуры аборигенов исчезли или подверглись изменениям под влиянием европейцев. Поэтому собрание МАЭ по народам Русской Америки имеет большое значение для исследователей и аборигенов Аляски и Калифорнии. Начиная с 2007 г. были опубликованы каталоги коллекций по тлинкитам, тихоокеанским эскимосам и алеутам. В настоящее время ведется работа по подготовке к публикации калифорнийского каталога. Собрание по индейцам денайна было опубликовано в коллективной работе, изданной по итогам выставки, демонстрировавшейся в Анкоридже в 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF STUDY AND PUBLICATION OF MAE RAS COLLECTION ON INDIGENOUS PEOPLES OF RUSSIAN AMERICA

The article focuses on the history of study and publication of MAE RAS collections from indigenous peoples of Russian America. These collections were assembled over the course of more than two hundred and fifty years, beginning in the middle of the 18th century. Thanks to the collecting activities of scholars, navigators, and employees of the Russian-American Company, the museum currently possesses the most valuable collections in terms of scientific significance, and the oldest - in terms of the collecting period, compared with other ethnographic museums of the world. European and American explorers began to assemble the collection in the territories of Alaska and California primarily at the end of the 19th century. At that time many elements of traditional aboriginal culture were being discarded or were disappearing under the influence of European culture. Therefore, the MAE collections from the peoples of Russian America are of great scientific significance to contemporary scholars and to the Native peoples of Alaska and California. Catalogues of museum collection from the Tlingit, Pacific Yupik, and Aleuts have been published since 2007. Currently, the museum is preparing the California catalogue for publication. The Dena’ina collection was published in a collective work as a result of the exhibition in Anchorage in 2013.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕКЦИЙ МАЭ РАН ПО НАРОДАМ РУССКОЙ АМЕРИКИ»

С. А. Корсун

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕКЦИЙ МАЭ РАН ПО НАРОДАМ РУССКОЙ АМЕРИКИ

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена истории изучения и публикаций собрания МАЭ РАН по народам Русской Америки, которое формировалось в течение более чем двухсот пятидесяти лет, начиная с середины XVIII в. Благодаря собирательской деятельности ученых, мореплавателей и служащих Российско-американской компании музей обладает наиболее ценными и древними коллекциями по сравнению с другими этнографическими музеями мира. Европейские и американские исследователи стали собирать коллекции на территории Аляски и Калифорнии в основном в конце XIX в. К тому времени многие элементы традиционной культуры аборигенов исчезли или подверглись изменениям под влиянием европейцев. Поэтому собрание МАЭ по народам Русской Америки имеет большое значение для исследователей и аборигенов Аляски и Калифорнии.

Начиная с 2007 г были опубликованы каталоги коллекций по тлинкитам, тихоокеанским эскимосам и алеутам. В настоящее время ведется работа по подготовке к публикации калифорнийского каталога. Собрание по индейцам денайна было опубликовано в коллективной работе, изданной по итогам выставки, демонстрировавшейся в Анкоридже в 2013 г.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАЭ РАН, каталоги, тлинкиты, тихоокеанские эскимосы, алеуты, денай-на, калифорнийские индейцы

УДК [069.538+069.8]:39(470.23-25) DOI 10.31250/2618-8619-2018-1-200-206

КОРСУН СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ — к.и.н., с.н.с. отдела этнографии Америки, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург) E-mail: [email protected]

Этнографические предметы являются важным источником для реконструкции традиционной культуры отдельных народов. В то же время, чтобы рассматривать этнографический предмет как источник, необходима достоверная информация о его происхождении, назначении и этнической принадлежности.

В дальнейшем я буду говорить о своем опыте изучения собрания МАЭ (Кунсткамера) РАН по народам Русской Америки. До перехода в научный отдел в течение девяти лет я работал экскурсо-

водом и рассказывал посетителям о назначении отдельных предметов. Соответственно я изучал этнографическую литературу о коллекциях и их собирателях. Чем больше я читал книг и статей по этнографии народов Русской Америки, тем больше находил в них неточностей в отношении этнической принадлежности конкретных вещей. Например, в первом томе «Народы Америки» среди атапаскских предметов помещено фото мокасин ирокезов (Народы 1959: 191), среди алеутских предметов — фото модели каяка (Там же: 149) и бола эскимосов (Там же: 138), среди тлинкитских вещей — фото боевого топора эскимосов чугачей (Там же: 161) и т. д. Ошибки есть в работах Р. Г. Ляпуновой (1975: 73, 74, 85, 147, 159, 191), Г. И. Дзенискевич (1987: 28, 31, 52), Ю. П. Авер-киевой (Averkieva 1990: 79, 81, 82, 86, 89, 91), Л. А. Файнберга (1964: 73, 75), Л. Т. Блэк, Д. Д. Рэй (Ray 1981: 100, 101) и других исследователей, которые публиковали фотографии предметов по народам Русской Америки из собрания МАЭ.

Некоторые исследователи при причислении эффектных вещей к «своему» народу не хотели слышать аргументов, противоречащих их точке зрения. В начале нулевых годов американский историк Л. Т. Блэк написала в МАЭ письмо, в котором спрашивала, есть ли документация в отношении костяных антропоморфных фигурок (№ 2938-1, 2) и манщика (№ 571-37). В ответном письме я сообщил, что, согласно спискам собирателя этих предметов И. Г. Вознесенского, костяные фигурки являются изделиями эскимосов залива Нортон, а манщик — эскимосов селения Катмай, расположенного на полуострове Аляска. Видимо, сведения из архивных документов И. Г. Вознесенского противоречили представлениям Л. Т. Блэк о традиционной культуре алеутов, и она опубликовала фото этих фигурок и манщика как фото изделий алеутов (Black 2003: 102, 123).

Длительное время не удавалось найти объяснения, почему во многих публикациях приведена неверная этническая принадлежность ряда предметов. Понимание ситуации пришло после того, как в 1997 г. я перешел в научный отдел и получил возможность работать с музейными документами. Постепенно стало ясно, что на каком-то этапе истории музея была изменена система учета и регистрации коллекций. Если до 1914 г. коллекции в основном регистрировались по собирателям, то с 1915 г. С. А. Ратнер-Штернберг стала их регистрировать по тематическому признаку. С одной стороны, изменения в системе регистрации объяснялись тем, что с началом Первой мировой войны (1914), последующими революцией 1917 г. и Гражданской войной (1918-1920) музейная работа была практически свернута, экспозиция значительно сокращена и большинство предметов находились в фондах. С другой стороны, в тот период С. А. Ратнер-Штернберг начала работу по подготовке серии статей по материальной культуре тлинкитов и разделила тлинкитское собрание на предметы культа, ритуальные принадлежности, вооружение. Эти комплексы однотипных предметов она регистрировала как тематические коллекции — ритуальных принадлежностей № 2448, вооружения № 2454 и т. д. Ее работа продвигалась медленно и, вероятно, ограничилась бы только коллекциями по тлинкитам, однако в 1925 г. было принято решение торжественно отметить двухсотлетний юбилей создания Академии наук (Корсун 2015: 273-274).

В период 1714-1803 гг. Библиотека Академии наук и Кунсткамера являлись единым научным учреждением и размещались в одном здании. После разделения в 1803 г. на два отдельных учреждения они остались в том же здании. Количество книг постоянно увеличивалось, и со временем Библиотека заняла все залы Кунсткамеры, а этнографические коллекции с 1888 г. размещались в помещении, пристроенном к зданию Кунсткамеры в Таможенном переулке. В начале ХХ в. было начато строительство специального здания для Библиотеки. Планировалось, что после ее переезда историческое здание Кунсткамеры полностью перейдет в распоряжение музея. Из-за Первой мировой войны и двух революций переезд Библиотеки состоялся только летом 1925 г. Таким образом,

в 1925 г. экспозиция МАЭ увеличилась на несколько залов. Для реэкспозиции музея отвели очень мало времени, меньше двух месяцев. На 10 сентября запланировали проведение торжественных мероприятий, связанных с 200-летним юбилеем основания Академии наук. Под североамериканскую экспозицию выделили большой зал на первом этаже. Коллекции решили выставить по отдельным регионам с использованием географического принципа — с севера на юг — от эскимосов до индейцев пуэбло.

Так как времени на изучение собирательских коллекций и определение этнической принадлежности отдельных предметов не было, пошли наиболее простым путем. В зал народов Северной Америки принесли из фондов ящики и сундуки с коллекциями, все вещи разложили на полу и по внешнему виду разделили на группы: одежда атапасков, маски тлинкитов, корзины калифорнийских индейцев, орудия охоты алеутов, эскимосов и т. д. Затем эти группы предметов разместили по шкафам и витринам и зарегистрировали как тематические коллекции. Такая работа привела к ошибкам в определении этнической принадлежности отдельных вещей, так как на сведения о собирателях, районах и времени сбора обращали мало внимания. Если такие данные были, то в описи указывали, что коллекция состоит из сборов таких-то лиц, если не было никаких сведений, то коллекции оформлялись как «старинные поступления музея» или коллекции «неизвестного происхождения».

В 1998 г. я начал работу над кандидатской диссертацией «Собрание МАЭ по народам Русской Америки: история формирования и документальная атрибуция». Моя задача состояла в том, чтобы установить этническую принадлежность отдельных предметов. Для ее решения я старался найти документальные сведения о том, кто, когда и где приобрел тот или иной предмет. Эта информация позволяла установить этническую принадлежность отдельных вещей. Например, если известна фамилия собирателя, то, исходя из данных его биографии и уточнив маршрут его путешествий, можно определить, в каком районе и среди какого народа приобретались коллекции. Кроме того, установление имени собирателя позволяет использовать именно его сведения, а не информацию от других лиц в отношении конкретных экспонатов. Установление места сбора позволяет не только определить этническую принадлежность предмета, но и проследить этнокультурные связи, если конкретный предмет по материалу, технике изготовления, форме, орнаменту отличается от других образцов материальной культуры народа, населявшего эту территорию. Установление времени сбора позволяет определить хронологические рамки бытования отдельных вещей и исследовать этнокультурные изменения при их сравнении с аналогичными предметами, т. е. проследить изменения в форме, материале, орнаменте комплектов однотипных предметов (орудий охоты, одежды, головных уборов, масок и т. д.).

В ходе изучения списков собирателей и другой архивной и музейной документации удалось установить, что тлинкитская циновка МАЭ № 570-64 была зарегистрирована как изделие индейцев Калифорнии, а головной убор калифорнийских индейцев МАЭ № 2930-20 — как рыболовная сеть эскимосов. Выяснить этническую принадлежность этих экспонатов можно было бы, если бы в МАЭ были специалисты по ремеслам тлинкитов и по материальной культуре индейцев Калифорнии. При этом им было бы необходимо изучить все образцы плетения у аборигенов Америки, чтобы выявить тлинкитскую циновку, и все североамериканское собрание, чтобы выявить головной убор индейцев Калифорнии, так как эти вещи были зарегистрированы в коллекциях по другим народам. На подобную работу было бы затрачено несколько месяцев или лет, теоретически это возможно, но практически маловероятно.

После защиты диссертации стало ясно, что необходимо продолжить работу по атрибуции коллекций и ввести отдельные предметы в широкий научный оборот. В диссертации были приведены

музейные номера нескольких сотен предметов, но было опубликовано небольшое количество их фотографий (Корсун 2005). В дальнейшем я планировал подготовить серию иллюстрированных каталогов по народам Русской Америки.

КАТАЛОГ ПО ТЛИНКИТАМ

До 2003 г. наш музей неоднократно принимал участие в международных выставках, на которых экспонировались предметы материальной культуры тлинкитов и других индейцев Северозападного побережья. Однако в полном объеме эти коллекции не были введены в научный оборот, поэтому возникла идея опубликовать тлинкитское собрание МАЭ в виде иллюстрированного каталога. В то время мы составляли планы научной работы на следующие три года. В свой план работы я включил подготовку каталога по традиционной культуре тлинкитов. Администрация музея одобрила, а Ученый совет утвердил мой план научной работы по публикации тлинкитского каталога.

Необходимо отметить, что работа над тлинкитским и другими каталогами проходила в составе коллектива, состоящего из сотрудников фотолаборатории С. Б. Шапиро и Е. Б. Толмачевой; сотрудников отдела учета и хранения С. Н. Гиренко и А. Ю. Сайфиевой; сотрудников редакционно-издательского отдела М. А. Ильиной и Т. В. Никифоровой. Различные технические задания выполняли сотрудники отдела Америки Л. М. Дмитренко и О. В. Кондакова. Научным редактором каталогов являлся заведующий отделом Америки Ю. Е. Березкин, общее руководство проектами осуществляли директор музея Ю. К. Чистов и заместитель директора Ю. А. Купина.

Концепция каталога состояла в том, чтобы предоставить исследователям две группы источников: изображение предметов и их описание из работ собирателей или очевидцев, которые наблюдали жизнь аборигенов в то время, когда эти вещи были приобретены. Как показал опыт общения с американскими специалистами, их интересуют, прежде всего, источники: музейные экспонаты, опубликованные и архивные письменные источники с описанием традиционной культуры аборигенов, рисунки и акварели, сделанные в XVШ-XIX вв. Что касается американских источников, то в основном они принадлежат ко второй половине XIX в, т. е. эти письменные свидетельства относятся к более позднему периоду, чем предметы из собрания МАЭ.

В книге «Тлинкиты: Каталог коллекций Кунсткамеры» представлено собрание музея по тлинки-там и рисунки и фотографии вещей, когда-то хранившихся в музее. К ряду предметов приведены старые иллюстрации, позволяющие восстановить первоначальный вид этих предметов. В МАЭ находятся на хранении не только отдельные предметы (одежда, вооружение и шаманские атрибуты) этих индейцев, но и комплекты. Это позволяет изучать материальную культуру тлинкитов в развитии, проследить изменение ее отдельных элементов и выявить влияние других народов на их культуру. Поэтому в каталоге представлены предметы со спорной этнической принадлежностью и вещи других народов, приобретенные у тлинкитов. В аннотациях к предметам приведены их описания из публикаций и документов собирателей и других современников, непосредственно наблюдавших жизнь тлинкитов в XVШ-XIX вв. Таким образом, в каталоге объединены две группы источников — фотографии предметов и письменные свидетельства с описанием этих вещей из работ современников.

КАТАЛОГ ПО ТИХООКЕАНСКИМ ЭСКИМОСАМ

В 2007-2010 гг. я занимался подготовкой к изданию книги «Эскимосы алютиик: Каталог коллекций Кунсткамеры». Во время работы по этому проекту я изучал этнографические и археологи-

ческие коллекции в нескольких музеях Аляски (Корсун 2008). Работа над каталогом проходила в сотрудничестве с президентом «Кониаг корпорации» У. Андерсоном, художником и резчиком по дереву П. Итоном и директором «Алютиик музея» города Кадьяк С. Хаакансоном — выпускником Гарвардского университета Кембриджа. По рекомендации У. Фитцхью в 1991 г. С. Хаакансон стажировался в Магадане, в 1994-1997 гг. участвовал в археологических и этнографических экспедициях на полуострове Ямал. В 2000 г. защитил диссертацию по социальной антропологии. Каталог «Эскимосы алютиик» был опубликован в 2010 г. в России (Эскимосы 2010) и через два года переиздан в США (Когеип 2012).

КАТАЛОГ ПО АЛЕУТАМ

В 2010-2014 гг. я работал над каталогом по традиционной культуре алеутов (Алеуты 2014). Во время работы по этому проекту я опубликовал серию статей об исследователях, проводивших этнографические, антропологические и археологические исследования среди алеутов: И. Е. Вениа-минове, В. И. Иохельсоне, В. П. Хабарове, Р. Г. Ляпуновой, У. Лафлине, А. Хрдличке. Также выступал с докладами по алеутской тематике на нескольких конференциях, в том числе на V Международной конференции «Русская Америка (Те другие русские)», состоявшейся в августе 2012 г. в Мариехамне в Финляндии. В 2013 г. опубликовал статью о результатах полевых исследований советских ученых на Командорских островах (Когеип 2013: 169-181). В 2013 г. американское консульство профинансировало командировку в МАЭ алеутов М. Л. Диркса, Ш. П. Кэй и директора филиала Арктического центра Смитсоновского института в Анкоридже А. Кроуэлла. Их приезд был связан с совместной работой по алеутскому каталогу.

КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ ПО ДЕНАЙНА

В тот же период проходила подготовка к музейной выставке по этнографии индейцев денайна в Анкоридже. С 2010 г. из-за ситуации с так называемой библиотекой Шнеерсона сотрудничество с американскими музеями и проведение выставок в США было прекращено. Поэтому МАЭ не принял участие в выставке по денайна, которая открылась в Музее истории и искусств Анкориджа в 2013 г. Несмотря на эти обстоятельства, фотографии и описание предметов МАЭ по денайна были опубликованы в альбоме выставки (Когеип 2013а).

КАТАЛОГ ПО ИНДЕЙЦАМ КАЛИФОРНИИ

С 2012 г. в МАЭ ведется работа по подготовке каталога по традиционной культуре калифорнийских индейцев. По географическому принципу территорию штата Калифорния разделяют на Северную, Центральную и Южную Калифорнию. По народам Северной Калифорнии в МАЭ представлены изделия юрок и вийот, по Южной Калифорнии только чумаш. Напротив, население Центральной Калифорнии представлено коллекциями по кашайя, центральным помо, южным помо, береговым мивок, суисун (гаванским мивок), равнинным мивок, олони, северо-восточным майду, южным май-ду, патвин и северным йокутс. Такое разнообразие объясняется тем, что в 1812 г. на территории кашайя было основано русское селение Росс, а в заливе Малая Бодега в районе расселения береговых мивок находилась пристань для разгрузки товаров с судов Российско-американской компании. Южные помо, жившие в бассейне реки Русской (Славянки), также находились в зоне экономиче-

ского и культурного влияния селения Росс. Предметы традиционной культуры индейцев олони русские моряки приобретали во время длительных стоянок морских судов в порту Сан-Франциско.

Остановимся на основных этапах развития проекта по подготовке калифорнийского каталога МАЭ. В апреле 2012 г. в городе Санта-Роза в США состоялась международная конференция, посвященная 200-летнему юбилею основания русского селения Росс в Калифорнии. На конференции было представлено около пятидесяти докладов, посвященных русскому периоду истории Калифорнии и различным аспектам русско-индейских и русско-американских отношений. На этой конференции я выступил с пленарным докладом «Собрание МАЭ РАН по коренным народам Калифорнии». В июле того же года в Санта-Розе прошел международный круглый стол «Форт-Росс как живая история», на котором выступил Ю. К. Чистов. В сентябре 2012 г. Санкт-Петербург посетила делегация индейцев кашайя и сотрудников музея-заповедника Форт-Росс. В июне 2014 г. МАЭ посетила группа калифорнийских индейцев во главе с С. Свидлер — президентом и исполнительным директором Комитета по сохранению Форт-Росса при Национальном историческом парке Форт-Росс штата Калифорния. В августе С. Свидлер приезжала в Санкт-Петербург для обсуждения с администрацией музея предварительного проекта по подготовке каталога калифорнийского собрания МАЭ. В октябре 2014 г. музей посетила делегация американских специалистов. В течение шести рабочих дней они занимались изучением предметов культуры коренного населения Калифорнии. В дальнейшем американские специалисты неоднократно приезжали в Кунсткамеру для работы с калифорнийским собранием музея.

* * *

Таким образом, значительная часть коллекций МАЭ по народам Русской Америки введена в научный оборот. Благодаря музейным и выставочным каталогам исследователи имеют возможность изучать материальную культуру: алеутов, тихоокеанских эскимосов, денайна, тлинкитов и народов Калифорнии из собрания МАЭ (Кунсткамера) РАН — первого государственного музея России, основанного в 1714 г.

Онлайн каталоги американских коллекций МАЭ РАН выставлены на сайте www.kunstkamera. ru/exposition/collections/. Скачать PDF каталогов можно здесь: www.kunstkamera.ru/exposition/ pechatnye_katalogi_kollekcij/.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Алеуты: Каталог коллекций Кунсткамеры. СПб.: МАЭ РАН, 2014. 384 с.

Дзенискевич Г. И. Атапаски Аляски. Очерки материальной и духовной культуры. Конец XVIII — начало XIX в. Л.: Наука, 1987. 152 с.

Корсун С. А. Собрание МАЭ по народам Русской Америки: история формирования и документальная атрибуция // Сборник МАЭ. Аборигены Америки: предметы и представления. СПб.: МАЭ РАН, 2005. Т. 50. С. 59-189.

Корсун С. А. Алутиик сегодня: заметки о командировке на Аляску // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб.: МАЭ РАН, 2008. Вып. 8. С. 127-140.

Корсун С. А. Американистика в Кунсткамере (1714-2014). СПб.: МАЭ РАН, 2015. 504 с.

Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов (конец XVIII — первая половина XIX в.) Л.: Наука, 1975. 199 с.

Народы Америки. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 1. 672 с.

Тлинкиты: Каталог коллекций Кунсткамеры. СПб.: МАЭ РАН, 2007. 272 с.

Файнберг Л. А. Общественный строй эскимосов и алеутов. От материнского рода к соседской общине М.: Наука, 1964. 258 с.

Эскимосы алютиик: Каталог коллекций Кунсткамеры. СПб.: Наука, 2010. 464 с.

Averkieva J. P. The Indians of the American Northwest Coast // Varjola P., Averkieva J. P., Liapuno-va R. G. The Etholen Collection: The Ethnographic Alaskan Collection of Adolf Etholen and His Contemporaries in the National Museum of Finland. Helsinki: National Board of Antiquities, 1990. P. 72-100.

Black L. T. Aleut Art. Unangam Aguqaadangin. Virginia Beach: Donning Company Publishers, 2003. 208 p.

Korsun S. The Alutiit / Sugpiat: A Catalog of the Collections of the Kunstkamera. Fairbanks: University of Alaska Press, 2012. 400 p.

Korsun S. Fieldwork on the Commander Islands Aleuts // Alaska Journal of Anthropology. 2013. Vol. 11. № 1, 2. P. 169-181.

Korsun S. Dena'ina Collections in the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) // Dena'inaq huch'ulyeshi. The Dena'ina Way of Living. Fairbanks: University of Alaska Press, 2013a. P. 237-259.

Ray D. J. Aleut and Eskimo Art. Tradition and Innovation in South Alaska. Seattle: University of Washington Press, 1981. 251 p.

THE EXPERIENCE OF STUDY AND PUBLICATION OF MAE RAS COLLECTION ON INDIGENOUS PEOPLES OF RUSSIAN AMERICA

ABSTRACT. The article focuses on the history of study and publication of MAE RAS collections from indigenous peoples of Russian America. These collections were assembled over the course of more than two hundred and fifty years, beginning in the middle of the 18th century. Thanks to the collecting activities of scholars, navigators, and employees of the Russian-American Company, the museum currently possesses the most valuable collections in terms of scientific significance, and the oldest — in terms of the collecting period, compared with other ethnographic museums of the world. European and American explorers began to assemble the collection in the territories of Alaska and California primarily at the end of the 19th century. At that time many elements of traditional aboriginal culture were being discarded or were disappearing under the influence of European culture. Therefore, the MAE collections from the peoples of Russian America are of great scientific significance to contemporary scholars and to the Native peoples of Alaska and California.

Catalogues of museum collection from the Tlingit, Pacific Yupik, and Aleuts have been published since 2007. Currently, the museum is preparing the California catalogue for publication. The Dena'ina collection was published in a collective work as a result of the exhibition in Anchorage in 2013.

KEYWORDS: MAE RAS, catalogs, Tlingit, Pacific Yupik, Aleuts, Dena'ina, Californian Indians

SERGEI A. KORSUN — Candidate of Historical Sciences, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Russia, Saint Petersburg) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.