Научная статья на тему 'КРЕОЛЫ КАШЕВАРОВЫ: 200 ЛЕТ ИСТОРИИ РОДА'

КРЕОЛЫ КАШЕВАРОВЫ: 200 ЛЕТ ИСТОРИИ РОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

293
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Америка / креолы / генеалогия / Кашеваровы / Russian America / Creoles / genealogy / Kashevarov family

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зорин Александр Васильевич

Семейство Кашеваровых оставило видный след в истории Русской Америки и Аляски. Родоначальником ее стал Филипп Артамонович, крепостной курского купца И.Л. Голикова, ученик навигации, а затем учитель. Среди его потомков были как мореходы Российско-Американской компании, так и священники. Наибольшей известности добился Александр Филиппович Кашеваров, исследователь и картограф. После перехода колониальных владе-ний под власть Соединенных Штатов Кашеваровы остались на Аляске. Их потомки в насто-ящее время проживают в различных частях США. Видным представителем рода этого пери-ода является отец Эндрю Кашеваров, священник и первый куратор Музея истории Аляски. Данные метрических записей и других письменных источников позволяют проследить ход дальнейшей «американизации» семьи. История рода Кашеваровых является ярким примером этнокультурных трансформаций населения территории российских колоний как в период Русской Америки, так и после его завершения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREOLES KASHEVAROVY: 200 YEARS OF THE HISTORY OF THE FAMILY

The Kashevarov family left a prominent mark in the history of Russian America and Alaska. The ancestor of it was Filipp Artamonovich, the serf of the Kursk merchant I.L. Golikov, a student of navigation and then a teacher. Among his descendants were both navigators of the Russian-American Company and priests. The most famous was Alexander Filippovich Kashevarov, sea ex-plorer and cartographer. After the transfer of colonial possessions under the authority of the United States, the Kashevarovs remained in Alaska. Their descendants currently reside in various parts of the United States. A prominent representative of the family of this period is Father Andrew Ka-shevarov, a priest and first curator of the Alaska History Museum. The data of metric records and other written sources make it possible to trace the course of the further «Americanization» of the family. The history of the Kashevarov family is a vivid example of the ethnocultural transfor-mations of the population of the territory of the Russian colonies, both in the period of Russian America and after its completion.

Текст научной работы на тему «КРЕОЛЫ КАШЕВАРОВЫ: 200 ЛЕТ ИСТОРИИ РОДА»

А.В. ЗОРИН

КРЕОЛЫ КАШЕВАРОВЫ: 200 ЛЕТ ИСТОРИИ РОДА

A.V. Zorin

CREOLES KASHEVAROVY: 200 YEARS OF THE HISTORY

OF THE FAMILY

Семейство Кашеваровых оставило видный след в истории Русской Америки и Аляски. Родоначальником ее стал Филипп Артамонович, крепостной курского купца И.Л. Голикова, ученик навигации, а затем учитель. Среди его потомков были как мореходы Российско-Американской компании, так и священники. Наибольшей известности добился Александр Филиппович Кашеваров, исследователь и картограф. После перехода колониальных владений под власть Соединенных Штатов Кашеваровы остались на Аляске. Их потомки в настоящее время проживают в различных частях США. Видным представителем рода этого периода является отец Эндрю Кашеваров, священник и первый куратор Музея истории Аляски. Данные метрических записей и других письменных источников позволяют проследить ход дальнейшей «американизации» семьи. История рода Кашеваровых является ярким примером этнокультурных трансформаций населения территории российских колоний как в период Русской Америки, так и после его завершения.

Ключевые слова: Русская Америка, креолы, генеалогия, Кашеваровы.

The Kashevarov family left a prominent mark in the history of Russian America and Alaska. The ancestor of it was Filipp Artamonovich, the serf of the Kursk merchant I.L. Golikov, a student of navigation and then a teacher. Among his descendants were both navigators of the Russian-American Company and priests. The most famous was Alexander Filippovich Kashevarov, sea explorer and cartographer. After the transfer of colonial possessions under the authority of the United States, the Kashevarovs remained in Alaska. Their descendants currently reside in various parts of the United States. A prominent representative of the family of this period is Father Andrew Kashevarov, a priest and first curator of the Alaska History Museum. The data of metric records and other written sources make it possible to trace the course of the further «Americanization» of the family. The history of the Kashevarov family is a vivid example of the ethnocultural transformations of the population of the territory of the Russian colonies, both in the period of Russian America and after its completion.

Keywords: Russian America, Creoles, genealogy, Kashevarov family.

Характерной особенностью российских колоний в Северной Америке было наличие прослойки метисного населения, «креолов». Она играла важную роль в жизни Русской Америки и деятельности Российско-Американской компании (РАК). Именно выходцы из этой группы населения пополняли собой ряды промышленных людей, мореходов, служащих контор РАК, священнослужителей, а после перехода колониальных владений под власть США составляли основную часть «русских» жителей Аляски. На примере любой из креольских

семей можно отчетливо проследить ход этнокультурных трансформаций населения территории российских колоний как в период Русской Америки, так и после его завершения. Ярким примером тому служит история семейства Каше-варовых, внесшего значительный вклад в историю и культуру Аляски.

Основателем рода является Филипп Артамонович Кашеваров - крепостной человек курского купца И.Л. Голикова. Прибыв на Кадьяк в 1794 г., он прошел обучение морскому делу у Дж. Шильдса, участвовал в ряде экспедиций РАК, служил учителем Кадьякской и Ново-Архангельской школ, оставил после себя ценные исторические заметки, послужившие материалом для работ К.Т. Хлебникова1.

Традиционно отец его, Артамон Кашеваров, считается выходцем из Курска. Однако в курских ревизских сказках, где перечислялись крепостные И.Л. Голикова, его имя не значится. Имени его нет и в росписи о разделе промысла за апрель 1798 г., хотя там перечисляются в том числе и умершие промышленные. В музее на о. Кадьяк в настоящее время хранится обломок каменной плиты, который считается частью надгробия Артамона Кашеварова. Сохранившиеся фрагменты надписи сообщают, что покойный поступил на службу в компанию Голикова в Санкт-Петербурге, прибыл на Кадьяк в сентябре 1794 г., «безотлучно» находился здесь при своей должности и «честно скончался» в ночь на 3-е число одного из месяцев 18 [..?] г. Однако подобное надгробие не соответствует по своему статусу промышленному из крепостных. По мнению А.В. Гринёва, оно могло принадлежать московскому купцу Михаилу Калашникову.

1 Pierce R. Russian America: A Biographical Dictionary. Kingston-Fairbanks, 1990. Р. 217-218; Зорин А.В. Курский крепостной на Аляске // Курские тетради. Вып. 4. Курск, 2002. С. 44-70; Гринёв А.В. Кто есть кто в истории Русской Америки. М., 2009. С. 221; Ситников Л. А. Материалы для истории Русской Америки («Ответы» Филиппа Кашеварова) // Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск,1986. С. 82-103.

<Bl:foЧ-ШЩ

Рис.1

Сам Филипп Кашеваров значится в росписи о разделе промысла за апрель 1798 г. среди «крепостных господина компаниона Голикова людей», причем отмечается, что в этот период за него «служил индеец Рычед» . Родители Филиппа в данном списке не упоминаются, и, судя по всему, он прибыл в Америку в одиночку. Сохранившиеся метрики сообщают, что Филипп Артамонович не ранее 1806 г. вступил в брак с крещеной алеуткой Александрой Петровной Ры-севой, а скончался он от «горячки» 22 октября 1843 г. в возрасте 64 лет3. Таким образом, датой рождения его следует считать не 1781 г., как было принято ранее, а скорее 1779 г.

Следует отметить, что, проведя большую часть жизни в американских колониях, Ф.А. Кашеваров не прерывал связей с Курском. Известно, что в 1827 г. он перевел на имя архимандрита Палладия, настоятеля Курского Зна-

2 РГИА. Ф. 1374. Оп. 2. Д. 1672. Л. 3.

Sitka vital statistics by the Russian Orthodox Church, 1816-1867 // Документы проекта Alutiiq and Aleuts of Alaska. URL: https://www.geni.com/projects/Alutiiq-and-Aleuts-of-Alaska/documents/17620 (дата обращения: 12.06.2016).

менского монастыря, сумму в 100 рублей. Это было пожертвование на нужды строительства нового здания Знаменского собора, которое на тот момент завершалось в городе4. Этот факт лишний раз подтверждает курское происхождение семейства Кашеваровых.

Следующее поколение семьи, хотя и родившееся в колониях, судя по всему, также продолжало сохранять прочную связь с Россией, считая своей родиной именно ее. Именно там Кашеваровы получали образование, туда же в конечном итоге возвращались некоторые из них.

В семье Ф.А. Кашеварова было 13 детей, причем только один из них умер в младенчестве (Михаил). Три сына (Александр, Иван и Николай) стали мореходами, еще трое занимали различные должности в конторах РАК (Гавриил, Аполлон и Антон), еще двое получили духовное образование (Петр и Павел).

Наиболее яркой была биография Александра Филипповича Кашеварова, известного исследователя и картографа. Родившись 28 декабря 1809 г., он затем по ходатайству РАК получил вольную и был записан в курское мещанство. Окончив Балтийское штурманское училище в Кронштадте в 1828 г., он возвращается в колонии и затем становится известным мореплавателем и картографом. 14 января 1834 г. он вступает в брак с дочерью священника Серафимой Алексеевной Соколовой, причем свидетелями при бракосочетании выступают его отец, Ф.А. Кашеваров, и будущий главный правитель колоний А.К. Этолин. Скончался он 25 сентября 1866 г. в чине генерал-майора. Его именем названы пролив к северу от о. Принца Уэльского (1848 г.) и остров (1883 г.)5. В браке с С.А. Соколовой у Александра Филипповича было семеро детей. Один из них, Алексей, в 1864 г. окончил Академию художеств и стал довольно успешным архитектором.

4 Танков А.А. Курский Знаменский собор (из истории его сооружения) // Курские епархиальные ведомости. 1894. №10. С. 193.

5 Некролог // Кронштадтский вестник. 1870. № 112; Общий морской список. Ч. XII, доп. СПб., 1900. С. 495-497; Липшиц Б.А. А.Ф. Кашеваров как исследователь Аляски // Советская этнография. 1952. № 1. С. 175-178; Дзенискевич Г.И. Коллекция А.Ф. Кашеварова в североамериканском отделе МАЭ // Сб. МАЭ. Т. XXXV. Л., 1980. С. 178-182; Pierce R. Op. cit. Р. 213-215; Гринёв А.В. Указ. соч. С. 218-219.

Помимо потомков Александра Филипповича Кашеварова обратно в Россию незадолго до продажи Аляски вернулась и семья Аполлона Филипповича. Сам он служил писарем конторы РАК в Ново-Архангельске и на Кадьяке, а также секретарем канцелярии главного правителя, был женат на русско-тлинкитской креолке Александре Гедеоновой и был награжден серебряной медалью «За усердие» на ленте ордена Св. Станислава (1862). После увольнения со службы он со всей семьей вернулся в Россию, пережив по пути кораблекрушение. Известно, что он прибыл в Петербург в июне 1866 г., но о дальнейшей его судьбе в настоящее время, к сожалению, нет сведений6.

Родоначальником своеобразной «династии» священнослужителей стал Петр Филиппович Кашеваров, родившийся 2 мая 1829 г. Он окончил духовную семинарию в Ново-Архангельске, после чего служил иеродьяконом и пономарем в соборе Св. Михаила, а с 1849 г. преподавал в местной школе. Священником он стал в 1850 г. и тогда же, переехав на Кадьяк, женился 5 мая на Марии Ивановне Архимандритовой (1830 - 31.03.1891). В браке у них было 12 детей, причем пятеро сыновей также стали священниками (Петр, Николай, Андрей, Василий и Лаврентий). В честь Николая Петровича в 1940 г. была названа на Кадьяке гора Кашеваров-Маунтин. Эта ветвь рода осталась на Кадьяке и после продажи Аляски.

При этом одна из дочерей, Мария, вышла замуж за семинариста Н.Е. Митропольского, другая, Наталья, - за видного представителя креольской общины Сергея Ионовича (Джорджа С.) Костромитинова, третья же, Юлия, - за американского капитана Уильяма Эдуарда Джорджа.

6 Гринёв А.В. Указ. соч. С. 219.

Гринёв А.В. Указ. соч. С. 220; Sitka vital statistics by the Russian Orthodox Church, 1816-1867 // Документы проекта Alutiiq and Aleuts of Alaska; Confessional Records issued by the Alaska Consistory to the Clergy of the Church of the Holy Resurrection at Kodiak for 1850-1916 // Документы проекта Alutiiq and Aleuts of Alaska.

(ЗЩ

Рис.2

Следующее поколение Кашева-ровых уже не имело столь же прочных связей с исторической родиной. Время их жизни пришлось на период перехода Русской Америки в состав Соединенных Штатов, что сильно сказалось на формировании восприятия мира. Они не пытаются вернуться в Россию, однако в новых условиях, в связи с наплывом белых американцев, теряют то положение, какое занимали креолы в колониальной иерархии. При этом большая часть их продолжает следовать традиционному образу жизни.

Рис.3

Из всех детей Петра Филипповича Кашеварова наибольшей известности достиг Андрей («отец Эндрю»).

Родившийся 19 сентября 1863 г., он получил образование в Сан-Франциско и, вернувшись в 1880 г. на Ситку, исполнял здесь обязанности псаломщика и школьного учителя. Андрей Петрович был способным музыкантом, играл на пианино, органе и скрипке, увлеченно занимался прошлым Аляски. Епископ Алеутской епархии Николай (Зиоров), встретившись в 1892 г. с А.П. Кашеваровым, отметил, что он, на его взгляд, слишком «американизирован», а ум его слишком занят мирскими делами. Это подтвердилось в 1893 г., когда он женился на Марфе Ильиничне Большаниной (1874-1931): поскольку местный священник не благословил их союз, они заключили гражданский брак в местном суде. В итоге его вскоре перевели с Ситки на отдаленный Нучек. Оттуда он перебрался на Кадьяк, а на Ситку вернулся только в 1900 г. Здесь он заведовал школой и церковным хором, а в 1904 г. был рукоположен в священники. В 1910-1912 г. он служил в Джексоне (Калифорния) и в Сиэтле, а затем переехал в Джуно, где и прожил до конца своих дней. Здесь он служил в храме Св. Николая. Когда после революции 1917 г. жалованье стало вначале приходить нерегулярно, а затем и вовсе прекратилось, он зарабатывал себе на жизнь обучением музыке, работой клерком в метеорологическом бюро и чиновником на таможне. В 1918 г. в Джуно были переведены архивы Аляски и открыт музей. Знающий русский язык и знакомый с обычаями аборигенов, А.П. Кашеваров с самого начала включился в работу музея и оставался его куратором с 1919 г. до самой своей смерти. Чтобы не покидать этот пост, он даже отказался от предоставлявшейся ему возможности стать епископом Аляски. В настоящее время его имя носит здание, где располагаются библиотека, архив и музей штата Аляска (Father Andrew P. Kashevaroff Library, Archives and Museum Building).

Новое поколение, для которых Русская Америка окончательно отошла в область преданий, выглядит куда более «американизировано».

В семье Андрея Петровича Кашеварова было восемь детей: Кирилл (1894-1948), Нина (1898-1908), Кирилл (1896 - ?), Мария (1900-1971), Лидия (1904 - ?), Надежда (1902-1972), Наталья (1908-1968), Ксения (1913-1995). Все

дочери вышли замуж за американцев. Наталья стала женой Уильяма Эльстона Ритчи Лавджоя, писателя и иллюстратора, друга писателя Джона Стейнбека. Мария вышла замуж за друга Лавджоя, Джона Торнтона Келвина, Ксения - за композитора Джона Мильтона Кейджа, Надежда - за Джеймса Холли Триплета, Лидия - за Гленна Бревера. На американке Риа Клэр Фэй женился и старший Кирилл.

В этом, помимо прочего, следует видеть и активное стремление вписаться в «белое» общество тогдашних Соединенных Штатов. Джон Лавджой, сын Натальи Кашеваровой и Уильяма Лавджоя, вспоминал: «когда мне исполнился 21 год, я посетил Джуно и узнал от старика-тлинкита, что родители моей матери вели свое происхождение от аборигенов Аляски - тлинкитов и алеутов. Я обратился в Бюро записи актов гражданского состояния, и это оказалось правдой! Это вызвало настоящий переполох в семье, потому что в те дни, в начале 1960-х годов, аляскинские аборигены были социальными изгоями, во многом подобными афроамериканцам Юга. Многие Кашеваровы в те дни отрицали свое тлинкитско-алеутское происхождение. И когда я вернулся в бюро, чтобы перепроверить некоторые из имен предков, то страница с их именами загадочно исчезла. К счастью, где-то нашелся другой экземпляр. Ныне, однако, Андрей Кашеваров упоминается в статьях исследователей, как "креольский" священник, что означает "происхождение от смешанной расы", хотя это также может

о

относиться к тому, кто говорит на нескольких языках» .

Следует отметить, что интеграция в «белый» мир молодому поколению Кашеваровых в целом удалось. Нередкой становится практика параллельного использования двух имен: Владимир/Уолтер, Кирилл/Сирил, Андрей/Эндрю, Лаврентий/Лоренс. Один из сыновей священника Николая Петровича Кашева-рова вообще взял себе целиком «американские» имя и фамилию, став почему-то Эмилем К. Кристофферсеном. Их потомки уже практически не носят «русских» имен. Наиболее отчетливо эта тенденция видна на примере потомков

о

Lovejoy J. The Man Who Became a Steinbeck Footnote // Steinbeck Review. 2008. Vol. 5. Issue 2. P. 61.

А.П. Кашеварова, и особенно Ксении Кейдж. Получив образование в Калифорнии, она вошла там в круг местной богемы и сама добилась известности как музыкант, художник и скульптор-сюрреалист. При этом все ее поведение говорило о стремлении порвать с привычным окружением и семейными традициями.

Рис.4

«Ее происхождение отражалось на ее облике: люди часто отмечали ее "экзотическую" внешность. Внимание Кейджа могла привлечь и необычная религия Ксении. Но она уж точно не была "дочерью своего отца". Еще во время учебы в Монтерее она свела близкое знакомство с его шурином по имени Эд Рикеттс - биологом, серьезно интересующимся музыкой и поэзией, который был на тридцать пять лет ее старше. Затем она была почти два года связана с великолепным полиглотом Джозефом Кэмпбеллом, который был старше ее на

тридцать лет и уже тогда начинал свои исследования в области сравнительной

~ 88 ~

мифологии. Вместе с Эдом Рикеттом он участвовал в экспедиции по сбору образцов морской фауны и во время остановки на Ситке встретил Ксению, коротавшую там дни в одиночестве... Они вместе купались, собирали ягоды, бродили среди тотемных столбов, но решили сохранить свои отношения платоническими. Но ничего платонического не было у Ксении в следующем году, когда она сошлась с женатым человеком сорока семи лет, вдвое старше ее, - знаменитым фотографом Эдвардом Уэстоном... Он нашел Ксению "великолепной в любви, восхитительно аморальной язычницей"».9 В апреле 1935 г. она согласилась стать женой Джона Кейджа, который отзывался о ней в том же тоне: «Ее мир почти лишен каких-либо ограничений. Она унаследовала от матери-эскимоски животную, доисторическую простоту, а от отца, русского священника, богатый и органичный мистицизм и русское природное чутье»10.

Музыкантом стал и внучатый племянник Ксении, Александр Кашеваров, более известный как Алекс Каш. Его сын Дэвид также занимался в молодости музыкой, но затем стал киномонтажером. Помимо прочего, Александр Кашеваров в последние годы стал известен еще и как основатель своеобразного религиозного учения, «веры Света и Любви», которое представляет как развитие верований аборигенов Америки. Объявляя себя «шаманом Громовых Существ», он с гордостью говорит о своем смешанном русско-алеутско-тлинкитском про-исхождении11. Сравнение этого с поведением родителей Уильяма Лавджоя наглядно показывает ту любопытную трансформацию, какую претерпело само американское общество за прошедшие годы.

Другим примером подобной аккультурации, хотя и не столь осознанной, может служить биография Зиновия Александра Хаггинса (1870-1955) - внебрачного сына Александры Ивановны Кашеваровой (дочери шкипера Ивана Филипповича) и лейтенанта 2-го Артиллерийского полка армии США Илая Ланди Хаггинса. Участник Гражданской войны, поднявшийся в офицеры из рядовых, Илай Л. Хаггинс (1842-1929) служил на Кадьяке в 1868-1869 гг. Этот край и его обитатели были для него столь же экзотичны, как и прерии Дальнего

9 Silverman K. Begin again. A Biography of John Cage. Evanston, 2010. P. 21.

10 Ibid. Р. 22.

11 URL: http://loveandlightreligion.com/music_director_alex_kash/ (дата обращения: 17.06.2018).

~ 89 ~

Запада, где ему довелось служить позднее. И русские, и алеуты были для него в равной степени «странными туземцами», что видно из писем, отправляемых им своей сестре Хетти.

Например, 27 ноября 1869 г. он писал: «Сегодня я получил приглашение от русского священника и его дочери. Они прибыли сюда несколько дней назад на маленьком суденышке с одного из Алеутских островов и ожидали возможности, чтобы отправиться в Сан-Франциско и оттуда в Россию. Дочь молода, довольно хороша собой, но никогда не бывала за пределами Аляски и робка с незнакомцами. Она кажется довольно умной, и я думаю, что она, будучи наполовину туземкой, вовсе не столь темна, как полукровки-сиу. Когда мы встретились впервые, она зачесывала волосы на одну сторону, но теперь многие из них разделяют их пробором посередине. Священники со времени их рукоположения и до самой смерти не позволяют ножницам или бритве касаться их волос и бороды. Они разделяют волосы на пробор посередине и у некоторых из них они спускаются до пояса. Часто они завязывают их в узел, находясь дома, но выходя или во время службы всегда распускают их. Их длинные седые бороды и просторные одеяния, достигающие лодыжек, придают им весьма почтенный вид. Они говорят, что священник, служащий Богу, должен как можно ближе отражать облик Божий, ибо человек создан по Его образу и подобию»12.

Итогом внебрачной связи Хаггинса и 23-летней Александры Ивановны, стало рождение сына Зиновия, появившегося на свет 5 октября 1869 г., вскоре после отъезда лейтенанта с Кадьяка. Когда ему исполнилось восемь лет, он был послан в Калифорнию к отцу. Здесь он получил «Руфус», но не был официально признан сыном Хаггинса. Это, наряду со статусом «полукровки», наложило свой отпечаток и на взаимоотношения с отцом, и на всю последующую жизнь. Мальчик вначале сопровождал отца в его переездах из одного гарнизона в другой, позднее же, получив образование, перебрался в Европу и большую часть жизни провел в Париже. Здесь он стал одним из известных художников-копиистов, женился на француженке, участвовал в 1 -й Мировой войне в чине

12

Foreman C. General Eli Lundy Huggins // Chronicles of Oklahoma. Vol. 13. No. 3. Sept. 1935. P. 257.

2-го лейтенанта американских экспедиционных сил и лишь под старость вер-

13

нулся в Калифорнию .

Имя Оуэна Кашеварова носит ныне средняя школа в Камино-Реаль (Южный Сан-Франциско), где он с 1966 по 1983 г. работал учителем физкультуры, оставив по себе долгую память14.

Параллельно с тенденцией к полной интеграции в американское общество среди потомков креолов Русской Америки сохранялась и тяга к более традиционному укладу жизни. Так, несомненно, не случайно некоторые Кашева-ровы ХХ века продолжают избирать для себя ставшую в семействе уже наследственной жизнь православного духовенства. Это, например, Эндрю Тед Кашеваров (р. 1953), настоятель Свято-Вознесенского кафедрального собора на Уна-лашке. Остальные потомки, даже не носящие непосредственно фамилию Каше-варовых, проявляют интерес к истории рода, посещая места, связанные с ним, как то сделал, например Джон Лавджой в 2015 г.15

Подобный же интерес проявляет и другой потомок Николая Петровича Кашеварова по линии его дочери Нины Кашеваровой/Андерсон, Клиффорд Андерсон, живущий на Кадьяке и пытавшийся отыскать своих русских родственников из Курска. В своем письме он говорит: «Я пытаюсь узнать больше о моих русского происхождения. Я очень горжусь моей российского наследия и хотели бы жить в России когда-нибудь. У меня много друзей, которые живут по всей территории России. Хотя средства массовой информации здесь, в Соединенных Штатах всегда говорит плохие вещи о России, мои русские друзья являются одними из добрых людей, что я знаю! ... Я прошу прощения, если мои российские написание это ужасно. Английский язык является единственным языком, который я знаю, так что я писать Русский с помощью переводчика»16.

13 Pierce R. Op. cit. Р. 220.

14 URL: http://www.everythingsouthcity.com/who-was-owen-kashevaroff-a-personal-story-by-coach-jake (дата обращения: 27.11.2018).

15 Kashevaroffs Coming Home. URL: http://baranovmuseum.org/kashevaroffs-coming-home/ (дата обращения: 17.06.2018).

16 Cliff Anderson, e-mail letter (1 марта 2017). Орфография оригинала.

КАШЕВАРОВЫ

ок. 1779-1 «4J ф аидра Петровна Рыс

HJ

Александр Иван

41809-1866 ,1813-1854 . vj/ ф i.

Александр Нас и: Ал г кс»

ПСтр

Николай Ольга Екатерина Ефим

Аполлон Павел

Jg т

Николай

Юлия НасилиП

I.I. Lly Liimlv Huggim

Петр Анна Александра Олимпиада Антон Мария

1829£.1879- 1830-7 1834-1К?4 ■'•1835 I837-? ? - нои'лс 19

f Н Н Курицын гут И. Пом.

Юлия LX.

Мария Антонина

liapsapa МаРи*

tniip

{Николай

Cyril Andrev I85M -14-18

Магу Язе ha Джон Т. Келы

Andrew William

Рис.5

Таким образом, судьба нескольких поколений семьи Кашеваровых является живым отражением истории русского и креольского населения бывших российских владений в Америке, начиная от прихода первых поселенцев в конце XVIII в. и вплоть до почти полного растворения их в населении Соединенных Штатов в ХХ в.

Иллюстрации

Рис. 1. Фрагмент надгробной плиты, приписываемой Артамону Кашева-рову (Kodiak History Museum). Текст эпитафии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«...лс [...] а [...]о[в?] / : Голикова : встипил : к[омпанию] / С[...]нкпетрбирге : октября : м[есяца] / на Кадяк : прибыл при транспорте / [сен]тября : [1]794 : года : наход[ился при] / должности : безотлично : отсел[ь] : / по означеное : ниже число : ск[р]о[мно?] [...] / чно : I чесно : скончался : отъ [...] / время : в немъ : продолжалс[...] / съ : 2го на 3е чис[ло] / въ : 10 : часи вечери 18[...]»

Рис. 2. Семейство Николая Петровича Кашеварова. В центре сидит Фекла Пономарева (теща), вокруг пятеро из его 14 детей: Юлиания, Николай, Александра, Юлия и Зиновия. Ок. 1900 г., о. Афогнак, студия Э. Кристенсена (Kodiak Historical Society).

Рис. 3. Андрей Петрович Кашеваров (Alaska State Library, Historical Collections).

Рис. 4. Ксения Андреевна Кашеварова (Кейдж).

Рис. 5. Кашеваровы. Краткая генеалогическая схема.

~ 92 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.