Научная статья на тему 'Опыт исследования творческой одаренности детей среднего школьного возраста'

Опыт исследования творческой одаренности детей среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
895
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жакупова Я. Т.

В статье анализируются результаты опытно-экспериментального исследования по изучению творческой одаренности детей среднего школьного возраста. Описаны критерии и характеристики проявления мотивационного, интеллектуально-креативного и эмоционально-волевого компонентов творческой одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт исследования творческой одаренности детей среднего школьного возраста»

УДК 159.9.072.43

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2017 Я. Т. Жакупова

канд. психол. наук, доцент, зав. отделом организации научной работы и международного сотрудничества

e-mail: ps-gold@yandex. ru

Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского,

г. Челябинск

В статье анализируются результаты опытно-экспериментального исследования по изучению творческой одаренности детей среднего школьного возраста. Описаны критерии и характеристики проявления мотивационного, интеллектуально-креативного и эмоционально-волевого компонентов творческой одаренности.

Ключевые слова: творческая одаренность, средний школьный возраст, эксперимент, методы исследования, уровни проявления.

Социально-экономические преобразования в российском обществе все больше обусловливают необходимость формирования творческой личности и развития ее способностей. Неопределенность современного социума требует от человека не только высокой интеллектуальной и социальной активности, но и предрасположенности к нестандартному, инновационному мышлению, способности творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Чем сильнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической и практической разработке проблем творчества: изучения его природы и форм проявления, источников и условий, способов и методов диагностики. Работа в области последнего направления является наиболее сложной именно из-за чрезмерной противоречивости, широкого многообразия и недостаточной теоретической разработанности применяемого диагностического инструментария, поскольку в вопросах выявления творческой одаренности детей существуют большие разногласия во мнениях ведущих представителей современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки.

Отправной точкой теоретической части работы явился анализ понятия «творческая одаренность детей среднего школьного возраста», которое было соотнесено с понятием «детская одаренность». В психологической науке говорят о нескольких видах одаренности, но преимущественно в публикациях речь идет об исследовании общей и специальной одаренности, интеллектуальной, творческой, социальной и других. На основе всестороннего анализа научных источников (иследований Ф. Гальтона, П. Торренса, Дж. Рензулли, Дж. Гилфорда, В. Штерна, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса, П.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинский, Н.Б. Шумаковой и др.) нами было определено, что в современном понимании ученых творческая одаренность не сводится к специальным творческим способностям личности (музыкальным, художественным, литературным, хореографическим и др.), а выступает в качестве сложного интегрального образования, выражающегося в устойчивой потребности школьника к самоактулизации и самореализации своих задатков и возможностей в осуществляемой творческой деятельности. В работах

отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.И. Божович, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова и др., посвященных общетеоретическим вопросам развития творческой одаренности личности, сформулированы общие положения, чрезвычайно важные для нашего исследования: 1) способностью к творчеству обладает каждый ребенок; 2) сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою значимость в дальнейшем, выступая основанием их развития во всем многообразии социальных сфер деятельности.

Обратившись к разработке структуры творческой одаренности детей старшего школьного возраста мы использовали системный подход [Афанасьев 1981]. Его применение нашло выражение в следующих положениях:

1. Целостность системы по отношению к внешней среде, ее изучение в единстве со средой. Вопросы диагностики и изучения творческой одаренности детей среднего школьного возраста изучались нами в тесной связи не только с образовательной средой, но и с социальными запросами общества.

2. Декомпозиция целого, приводящая к выделению компонентов (элементов). К основным компонентам творческой одаренности подростков мы относим мотивационный, интеллектуально-креативный и эмоционально-волевой компоненты.

Мотивационный компонент характеризует потребность личности в самом процессе творческой деятельности, ее исследовательскую активность, а также эмоциональное удовольствие от творческого процесса. Мы полагаем, что именно эти мотивационные диспозиции составляют психологическую основу доминирования познавательной мотивации творчески одаренного ребенка.

Интеллектуально-креативный компонент предполагает гибкость, беглость, оригинальность и разработанность мышления. Все вышеназванные характеристики являются основными свойствами дивергентного мышления личности - продуктивного мышления, направленного на порождение новых идей и самовыражения.

Эмоционально-волевой компонент представлен прежде всего эмоциональным самоконтролем, настойчивостью, решительностью, независимостью

(самостоятельностью). Не секрет, что успех в любой деятельности, в том числе и творческой, определяют не только, а порой и не столько способности и благоприятные жизненные обстоятельства, сколько личностные качества человека - его стремление к цели, настойчивость в ее достижении, несмотря на встречающиеся трудности, способность регулировать свое настроение и не позволять стрессу воздействовать на личностное поведение. Учитывая также и возрастные особенности развития психики ребенка (вначале детскую импульсивность, невозможность долго удерживать внимание на каком-либо одном объекте, а позднее множество разнообразных интересов, характерных для подросткового возраста), именно эмоционально-волевой компонент творческой одаренности ребенка обеспечит ее дальнейшее развитие.

3. Все компоненты (элементы) системы находятся в сложных связях и взаимодействиях, среди которых существует наиболее существенная (системообразующая) связь. Системообразующим фактором в структуре творческой одаренности детей среднего школьного возраста является мотивационный компонент, а интегрирующими показателями - самоконтроль и настойчивость.

4. Совокупность компонентов (элементов) дает представление о структуре и организации системных объектов. Творческая одаренность детей среднего школьного возраста представляет собой упорядоченную систему, что говорит о взаимозависимости и взаимоподчиненности ее элементов.

Методологическую основу разработки структуры творческой одаренности детей среднего школьного возраста составила также теория поуровневого подхода. Всякое развитие есть необратимое, направленное изменение материальных и идеальных

объектов, где накопление количественных характеристик этого процесса переходит на определенном уровне в новое качественное состояние. Критериями определения уровня являются: принадлежность элементов к разным классам сложности, специфичность законов каждого уровня, подчинение законов и систем низших уровней законам и системам высших уровней; происхождение систем каждого последующего уровня из основных структур предыдущего. Механизм перехода с уровня на уровень -усложнение элементов, усложнение структуры, одновременное совершенствование элементов и структуры.

Методологической базой для обозначения уровней проявления творческой одаренности детей среднего школьного возраста явилась теория познания. Двумя основополагающими формами научного познания, а также структурными компонентами и уровнями научного знания выступают эмпирическое знание, опирающееся на данные наблюдения и эксперимента, и теоретическое знание, направленное на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и отношениях. Оба вида знания взаимосвязаны в целостной структуре научного познания. Эмпирическое знание ставит перед теоретическим новые задачи, а последнее ориентирует и направляет эмпирическое. Эмпирическое знание в своем развитии восходит от фазы стихийного наблюдения до фазы выявления новых данных эксперимента.

Методологические позиции поуровневого подхода и теории познания позволили выявить в проявлении творческой одаренности детей среднего школьного возраста три уровня ее функционирования: низкий, средний и высокий. На каждом уровне нами были изучены компоненты исследуемого феномена.

Низкий уровень творческой одаренности детей среднего школьного возраста констатировался в том случае, если мотивация к познавательной деятельности, а также исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, выражена крайне слабо, процесс творческой деятельности не всегда был окрашен в положительные эмоции (1); решение творческих задач осуществлялось недостаточно быстро, с весомой долей помощи учителя, не отличалось оригинальностью и разнообразием результатов (2); в процессе осуществления творческой деятельности диагностировался весьма скудный репертуар эмоционально-волевых качеств личности (3).

Средний уровень творческой одаренности детей среднего школьного возраста констатировался в том случае, если мотивация к познавательной деятельности была выражена на недостаточном уровне, исследовательская активность не отличалась высокой степенью широты и устойчивости, а эмоциональное удовлетворение от процесса творческой деятельности являлось нестабильным (1); решение творческих задач осуществлялось самостоятельно и достаточно быстро, но не всегда оригинально и разнообразно (2); в волевом поведении детей личностные качества были выражены неравномерно (3).

Высокий уровень творческой одаренности детей среднего школьного возраста констатировался в том случае, если у них стабильно проявлялась мотивация к познавательной деятельности, исследовательская активность проявлялась как широкая любознательность ко всему новому, приводящая не только к приобретению знания, но и первичному пониманию, побуждающему к продолжению исследовательской деятельности, процесс творческой деятельности сопровождался эмоциями «радости познания» (1); решение творческих задач характеризовалось быстротой, самостоятельностью, оригинальностью и разнообразием результатов (2); волевое поведение личности носило ярко выраженный характер (3).

За основу разработки диагностического инструментария нашего исследования были взяты принципы выявления одаренных детей, сформулированные отечественным ученым Д. Б. Богоявленской, среди которых основными явились: использование комплексного подхода, длительность наблюдения, привлечение опытных экспертов и специалистов высшей квалификации, опора на валидные методы психодиагностики [Богоявленская 2002].

В целях реализации задач исследования нами был использован комплекс методов, отражающих единство теоретического и эмпирического уровней познания: методы теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, диагностические тестовые методики (тест-анкета «Эмоциональная направленность личности» Б.И. Додонова, «Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников» Дж. Рензулли и Р. Хартмана, Батарея тестов творческого мышления Ф. Вильямса, тест-опросник Г. Айзенка (ЕР1), адаптированный А.Г Шмелевым), методы статистической обработки данных, интерпретационные методы. Система применяемых в исследовании методов была определена исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами всего экспериментального исследования и отдельных его этапов.

Исследование проводилось на базе СДШИ ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского». В пилотажном эксперименте приняли участие учащиеся 4-8 классов, обучающиеся по программам предпрофессионального и общеразвивающего направлений (К = 220). Из них учащихся музыкального и фольклорного отделений 141 человек (64,1%), учащихся хореографического отделения 79 человек (35,9%). Средний возраст испытуемых 12 лет.

Проанализируем результаты опытно-экспериментального исследования творческой одаренности детей среднего школьного возраста.

Для выявления особенностей мотивационного компонента творческой одаренности детей среднего школьного возраста нами были использованы две методики: тест-анкета «Эмоциональная направленность личности» Б.И. Додонова [1978] и шкала Дж. Рензулли и Р. Хартмана [Туник 2004]. Согласно исследованию по первой методике, наиболее притягательными эмоциональными переживаниями для детей среднего школьного возраста явились праксические (21, 4%), альтруистические (12,8%), эстетические (13, 7%) и романтические эмоции (10,9%).

Присутствие данной тенденции можно объяснить:

- спецификой учебной деятельности детей, погруженных в сферу раннего предпрофильного образования (праксические эмоции);

- особенностями самой выборки, на которой проводилось исследование. Дети, участвовавшие в эксперименте, - это дети, обучающиеся в сфере художественного образования, которое, как известно, обладает высоким воспитательным потенциалом. Как говорил советский дидакт В.А. Сухомлинский, «музыкальное (художественное, изобразительное) воспитание - это не воспитание музыканта, а воспитание человека» [Сухомлинский 1983: 52-53] (альтруистические эмоции);

- возрастными особенностями развития эмоциональной сферы личности ребенка данной возрастной группы и присутствием познавательного потенциала, характерного именно для творческой личности (романтические эмоции);

- зависимостью творческой (а в данном случаехудожественной) одаренности от основного содержания деятельности и индивидуальных склонностей личности.

«Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников» (Дж. Рензулли и Р. Хартмана) позволила оценить выраженность познавательных, мотивационных, творческих и лидерских качеств личности, доступных внешнему наблюдению.

Экспертами, осуществляющими оценивание, выступали учителя специальных и общеобразовательных дисциплин.

Сравнительный анализ результатов диагностируемой группы показал, что большее количество испытуемых обладает высоким и средним уровнями проявления поведенческих (мотивационных) характеристик творческой одаренности личности. Так, очень высокий уровень проявления мотивационно-творческих характеристик одаренности зарегистрирован у 13,6% учащихся (30 человек), высокий уровень у 30% учащихся (66 человек), средний уровень у 28,3% (62 человека). Низкий и очень низкий уровень проявления поведенческих (мотивационных) характеристик творческой одаренности личности зафиксирован у 20,5% (45 человек) и 7,7% (17 человек) соответственно. Статистический анализ полученных данных представлен в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение экспериментальных и нормативных данных при исследовании уровня проявления поведенческих (мотивационных) характеристик творческой одаренности детей среднего школьного возраста (Шкала Дж. Рензулли - Р. Хартмана, N=220)

№ Поведенческие (мотивационные) характеристики творческой одаренности Экспериментальные данные Нормативные данные (одаренные дети) Нормативные данные (нормальные* дети)

Среднее отклонение, М Стандартное отклонение о Среднее отклонение, М Стандартное отклонение о Среднее отклонение, М Стандартное отклонение о

1 Общий 25,1 7,1 25,1 7,6 17,1 4,7

* «нормальные» дети - термин Дж. Рензулли

Проведенный нами статистический анализ полученных данных свидетельствует о том, что обобщенные средние детей, участвующих в нашем эксперименте, близки к нормативным данным, полученным автором методики на выборке одаренных детей.

Таким образом, в содержании мотивационного компонента творческой одаренности детей среднего школьного возраста доминируют установки на исследовательскую активность и потребность личности в творческой деятельности, а также эмоциональное удовольствие как от протекания творческого процесса, так и от получения творческого продукта.

Для выявления особенностей интеллектуально-креативного компонента творческой одаренности личности детей среднего школьного возраста мы использовали Тест дивергентного мышления из Набора креативных тестов Ф. Вильямса (САР). В ходе диагностики указанного компонента мы смогли определить три группы учащихся, характеризующиеся высоким, средним и низким уровнями развития дивергентного мышления.

Высокий уровень развития дивергентного мышления был зарегистрирован у 55,9% учащихся (122 человека). Эти ребята быстро и продуктивно работали в процессе выполнении тестового задания (нарисовали все 12 предложенных картинок), часто меняли категории придуманных предметов и сюжетов, искусно и остроумно пользовались словарным запасом для обозначения названий нарисованных картинок.

Средние показатели развития дивергентного мышления были выявлены у 39,5% испытуемых (87 человек). Работая с тестовым материалом, эти учащиеся также смогли выполнить все предложенные им задания. Однако им не всегда удавалось выдвигать различные идеи, при работе с картинками ребята чаще пользовались какой-то одной стратегией обработки стимульной фигуры (только снаружи или только внутри контура), не пользовались образными названиями, выражающими нечто большее, чем нарисовано на картинке, использовали преимущественно название из одного-двух слов.

Низкий уровень развития дивергентного мышления продемонстрировали 5% учащихся (11 человек), задействованных в нашем эксперименте. Ребята этой группы смогли обработать лишь несколько предложенных стимульных фигур (6-9) и были однообразны в выдвижении новых идей при работе с ними. Им не удалось преодолеть замкнутые контуры стимулов и сделать их частью целой картины. Используя опыт включенного наблюдения, мы можем утверждать, что полученные результаты скорее связаны с отсутствием должной мотивации и установки на самопознание в заданных условиях или «протестным» поведением, характерным для детей подросткового возраста.

Статистический анализ экспериментальных данных выявил несущественную разницу в отклонениях индивидуальных значений экспериментальной выборки от нормативных данных, полученных на выборке российских школьников (генеральной совокупности), что позволяет говорить о выраженности дивергентного мышления в пределах установленной нормы для данного возрастного периода (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение экспериментальных и нормативных данных при исследовании развития дивергентного мышления детей среднего школьного возраста (ТМВ-1, САР, N=220)

№ Факторы дивергентного Экспериментальные данные Нормативные данные

мышления Среднее Стандартное Среднее Стандартное

отклонение, отклонение отклонение, отклонение

М о М о

1 Общий 66,5 9,27 84,4 12,7

2 Беглость 9,1 1,2 9,4 1,3

3 Гибкость 6,5 1,8 6,7 2,0

4 Оригинальность 20 3,4 23,4 6,8

5 Разработанность 12 4,0 15,7 9,4

6 Название 21 4,9 24,2 5,2

Мы считаем, что столь «скромные» показатели для учащихся, представляющих сферу творческого образования, вполне приемлемы, поскольку убеждены в том, что содержание творческой одаренности не исчерпывается только когнитивными возможностями личности, а включает в себя целый комплекс личностно-индивидных креативных характеристик.

Обсудим результаты исследования личностно-индивидуальных (аффективно-чувственных) факторов, составляющих эмоционально-волевой компонент творческой одаренности детей среднего школьного возраста. С этой целью мы воспользовались вторым и третьим подтестами батареи САР: ТВМ-2 «Самооценка творческих характеристик личности» и ТВМ-3 «Шкала Вильямса» [Ильин 2011].

Итак, 28,2 % опрошенных учащихся (62 человека) посчитали себя способными конструктивно воспринимать критику, не сдаваться перед возникающими неудачами, разбираться в сложных проблемах, быть любознательными и доверять интуиции. 50% респондентов (110 человек) отнесли себя к категории людей, любящих играть идеями, визуализировать и строить мысленные образы, воображать то, чего никогда не было. Однако им не всегда удается успешно действовать в неструктурированных условиях, часто сомневаясь в единственно верном принятом решении. Не всегда способными защищать свои собственные идеи, видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть, искать несколько вариантов альтернатив и следовать предчувствию назвали себя 21,8 % учащихся (48 человек).

Статистический анализ экспериментальных данных выявил большую различительную способность о (табл. 3).

Самооценка детьми личностно-индивидуальных факторов творческой одаренности оказалась заниженной. Данный факт можно объяснить повышенным уровнем развития личностной и интеллектуальной рефлексии учащихся, обучающихся в системе художественного образования. Непосредственное общение с известными музыкантами, композиторами, танцовщиками, хореографами, «живой» пример артиста-исполнителя в лице преподавателя специальных дисциплин, а также постоянное соприкосновение с выдающимися творческими достижениями великих деятелей искусства заставляют будущих «творцов» более критично относиться к собственной учебно-профессиональной деятельности.

Таблица 3

Соотношение экспериментальных и нормативных данных при исследовании уровня личностно-индивидуального проявления творческой одаренности детей среднего школьного возраста (ТМВ-2, САР, N=220)

№ Личностно-индивидуальные Экспериментальные данные Нормативные данные

факторы творческой одаренности Среднее Стандартное Среднее Стандартное

отклонение, отклонение отклонение, отклонение

М о М о

1 Общий 51 9,2 62,1 18

2 Любознательность 12,2 2,6 16,4 4,3

3 Воображение 13,1 2,2 16,0 4,7

4 Сложность 11,5 2,4 14,8 5,1

5 Рискованность 11 2,1 15,3 5,2

Для подтверждения валидности используемых нами тестов было проведено сравнение показателей опросника Дж. Рензулли и тестов Вильямса (САР). Корреляция между шкалой Дж. Рензулли и показателями ТВМ-1 составила от 0,28 до 0,37 (более слабая связь), показателями ТВМ-2 - 0,69 до 0,75, показателями ТВМ-3 - 0,75 до 0,81 (более тесная связь).

При заключительной обработке результатов исследования нами было выявлено три уровня проявления творческой одаренности детей среднего школьного возраста.

40,3 % исследованных детей среднего школьного возраста (89 человек) обладают высоким уровнем творческой одаренности, характеризующейся стабильно высокой мотивацией к интеллектуально-творческой деятельности, исследовательской активностью и широкой любознательностью ко всему новому, преобладанием эмоций «радости познания» в процессе осуществления учебно-творческой деятельности; быстротой, оригинальностью и гибкостью мышления; самостоятельностью, настойчивостью и эмоциональной стабильностью при достижении цели.

Средний уровень проявления творческой одаренности в среднем школьном возрасте зафиксирован у 35,3 % детей (78 человек). Мотивация к познавательной деятельности у этой группы детей была выражена на недостаточном уровне, исследовательская активность не отличалась высокой степенью широты и устойчивости, а эмоциональное удовлетворение от процесса творческой деятельности не являлось стабильным; в процессе решения творческих задач эти ребята работали довольно самостоятельно и быстро, но их стиль мышления не отличался оригинальностью и разновекторностью; личностно-творческие качества одаренности не были выражены равномерно.

Низкий уровень творческой одаренности был выявлен у 24,4% испытуемых (53 человека), продемонстрировавших слабую выраженность познавательной мотивации и активности в исследовательской и творческих видах деятельности амбивалентными эмоциями, сопровождающими учебно-творческий процесс; «вязкостью» и однотипностью мышления, недостаточной настойчивостью, решительностью и уверенностью в собственных суждениях и действиях.

Общие итоги исследования достаточно информативны, что позволяет сделать вывод о решении поставленных задач

Библиографический список

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 320 с.

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат. 1978. 272 с.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011. 448 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Прогресс, 1983. 437 с.

Туник Е.Е. Опросник креативности Рензулли [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2004. №4 (148). URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200400406 (дата обращения: 31.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.