Научная статья на тему 'Опыт использования виртуального лапароскопического тренажера в учебном процессе'

Опыт использования виртуального лапароскопического тренажера в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жаксалыкова Г.А., Жумадилов Д.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования виртуального лапароскопического тренажера в учебном процессе»



Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

Г.А. Жаксалыкова, Д.Ш. Жумадилов Опыт использования виртуального лапароскопического тренажера в учебном процессе

АО «Медицинский университет Астана» Министерства Здравоохранения Республики Казахстан

Авторами представлен 2-летний опыт использования виртуального лапароскопического симулятора ЛАР81М» в программе постдипломного обучения и приобретения ими эндохирургических навыков. Показаны преимущества использования данного устройства и целесообразность его применения в комплексе с другими техническими средствами.

Целью данного исследования явилось изучение возможностей использования виртуального симулятора в системе тренинга практических эндохирургических навыков для врачей-хирургов. С сентября 2009 г. по декабрь 2011 г. проведено обучение 120 интернов-хирургов. Основная группа проходила обучение с использованием виртуального симулятора лапароскопических операций — тренажера LapSim с целью овладеть уровнем практических навыков. Симуляция реальных этапов и последствий интервенции (кровотечение, повреждение тканей и т.д.) и освоение нескольких ступеней сложности практических навыков — от базовых (движение камерой, согласование 2 инструментов, одновременному владению инструментами и камерой) до продвинутых (наложение клипс, проводить диссекцию и убирать желчный пузырь из ложа печени, наложение эндоскопического шва и т.д.). Затем хирурги обеих групп были допущены к самостоятельному выполнению неосложненных лапароскопических холецистэктомии. Каждый из них выполнил по 7 вмешательств, которые были сняты на видео. Эти видеозаписи были маркированы и анонимно в разбивку переданы для оценки экспертам (опытным хирургам, выполнившим несколько сот подобных вмешательств). Каждая видеозапись оценивалась несколькими экспертами, результаты данной оценки сопоставлялись и суммировались. Оценка проводилась на предмет количества допущенных неточностей и ошибок как в операции в целом, так и на отдельных ее этапах, Оценивались:

• ошибки при приобретении базовых и продвинутых практических навыков: повреждение желчного пузыря, повреждение пузырного протока, коагуляция окружающих тканей, повреждение окружающих тканей, бранши инструмента вне поля зрения, неправильная ретракция, экспозиция, чрезмерно длительное и тщательное выделение структур и т.д.;

• ошибки при диссекции: повреждение пузыря, повреждение печени, разрыв тканей, неправильная диссекция, бранши инструмента вне поле зрения и т.д.;

• ошибки в клипировании: неправильное наложение клипс, наложение клипс одна на другую, недостаточный контроль за качеством наложения клипс, «потеря» клипсы, клипирование ненадлежащих структур, плохая визуализация при клипировании, повреждение тканей, неправильное пересечение структур между клипсами и т.д. Результаты. В основном начинающими хирургами допускались следующие неточности: плохая визуализация операционного поля, неправильная ориентация камеры и инструментов, неправильная диссекция, бранши инструмента вне поля зрения, коагуляция окружающих тканей, повреждение окружающих тканей, повреждение печени, непра-

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

м

блок_МОИПР_3_2012.Ш 101

03.12.2012 16:35:45

ПРИЛОЖЕНИЕ

вильная манипуляция иглои, плохая визуализация при клипировании, клипирование ненадлежащих структур. Наблюдалось достоверное различие между количеством ошибок, допущенных хирургами основной и контрольной групп. Те, кто проходили обучение на тренажере LapSim с последующей сертификацией, допускали от 23 до 33 неточностей (ошибок) за одну операцию (в среднем — 27,8). Хирурги контрольной группы (обучавшиеся по общепринятым методикам) допускали от 58 до 114 ошибок/неточностей (в среднем — 84,1). Также было отмечено, что по мере приобретения небольшого практического опыта (первые 5 вмешательств), начинающие хирурги группы стандартного обучения становились менее осторожными и допускали большее количество ошибок, чем в начале. Данной тенденции не наблюдалось в группе, обучавшейся по виртуальным технологиям. Основные преимущества виртуального тренажера LapSim — продолжительность и режим обучения не ограничены по времени; имеется возможность повторения упражнения до приемлемой качественной и количественной оценки, выставляемой автоматически компьютером. Кроме того, нет текущих финансовых затрат и этических проблем по сравнению с обучением на животных.

Выводы. Виртуальный симулятор, являясь основным средством обучения эндохирур-гическим навыкам, должен дополняться использованием обычного эндохирургического тренажера в комплексе с просмотром учебных видеофильмов.

Р.Г. Нурпеисова, Г.А. Жаксалыкова, А.С. Сыздыкова Использование симуляторов «Low and Middle Fidelity» в учебном процессе

АО «Медицинский университет Астана», Республика Казахстан

Большинство студентов (84,2%) второго года обучения, участвовавших в данном исследовании, оценили опыт использования симуляторов как полезный, независимо от того, использовались симуляторы низкой или средней степени достоверности. По мнению студентов, использование фантомов, муляжей и манекенов в учебном процессе производит больший эффект, чем просто лекционный формат обучения.

«Введение в клинику-2» — дисциплина, обучающая основным принципам работы в клинике с пациентами, требующими наблюдения и ухода, организации сестринского процесса, овладению манипуляционной техникой, навыкам доврачебной помощи пациентам, специальным знаниям и методам, необходимым для наблюдения и ухода за больными. Студенты по данной дисциплине должны овладеть следующими навыками: общий уход за пациентами: закапывание лекарства в глаза, нос, в ухо; использование ингалятора; инъекции (внутрикожная, подкожная, внутримышечная, внутривенная); проведение сердечно-легочной реанимации. Для оценки компетентности студентов 2-го курса по овладению вышеуказанных навыков нами была разработана анкета, которая состояла из 6 частей. 1-я включала оценку навыков по общему уходу за пациентом; 2-я часть — оценку времени освоения практических навыков в учебно-клиническом центре; 3-я часть — оценку эффективности пребывания в учебно-клиническом центре (УКЦ) и отработку практических навыков на фантомах и муляжах; 4-я часть — оценку

н

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

бл<ж_М0ИПР_3_2012.йкМ 102

03.12.2012 16:35:46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.