Научная статья на тему 'Симуляционное обучение на тренажере LapSim'

Симуляционное обучение на тренажере LapSim Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
563
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
симуляционное обучение / виртуальный тренажер / LapSim / симуляция үйретуі / виртуалды жаттығу / LapSim / simulation training / virtual trainer / LapSim.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Джумабеков Ауесхан Толегеновт, Абуов Сапар Махамбетович, Жарменов Самат Мадиханович, Калымбетов Рахманберды Бегалиевич, Жораев Тагабай Сапарханович

В статье представлено эффективность симуляционното обучения на тренажере LapSim. Нами были изучены истории больных поступивших в плановом порядке на лапароскопическую холецистэктомию. 20112012 тт изучено 18 историй болезней, тде 3 резидентов выполняли ассистирование на лапароскопической холецистэктомии без предварительното обучения на виртуальном симуляторе LapSim. 2013-2014 тт изучено 16 историй болезней, тде 3 резидентов выполняли ассистирование на лапароскопической холецистэктомии с предварительным обучением на виртуальном симуляторе LapSim. Использование виртуальното тренажера-симулятора LapSim® в учебном процессе существенно, в 2-3 раза снижает количество ошибок, которые допускают начинающие хирурги при выполнении своих лапароскопических операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Джумабеков Ауесхан Толегеновт, Абуов Сапар Махамбетович, Жарменов Самат Мадиханович, Калымбетов Рахманберды Бегалиевич, Жораев Тагабай Сапарханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation training on the LapSim simulator

The article presents the effectiveness of simulation training on the LapSim simulator. We studied the history of patients enrolled in a planned manner for laparoscopic cholecystectomy. 2011-2012 studied 18 of case histories where 3 residents performed assisting at laparoscopic cholecystectomy without prior training on virtual simulator LapSim. 2013-2014 studied 16 case histories where 3 residents performed assisting at laparoscopic cholecystectomy with pre-training on virtual simulator LapSim. The use of virtual simulator LapSim® in the learning process considerably, 2-3 times reduces the number of mistakes made by novice surgeons in the performance of their first laparoscopic operations.

Текст научной работы на тему «Симуляционное обучение на тренажере LapSim»

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ТРЕНАЖЕРЕ LAPSIM

Джумабеков А.Т., Абуов С.М., Жарменов С.М., Калымбетов Р.Б., Жораев Т.С., Артыкбаев А.Ж..

Казахский медицинский университет непрерывного образования, Алматы, Казахстан. Аннотация

В статье представлено эффективность симуляционното обучения на тренажере Ьарв1т. Нами были изучены истории больных поступивших в плановом порядке на лапароскопическую холецистэктомию. 20112012 тт изучено 18 историй болезней, тде 3 резидентов выполняли ассистирование на лапароскопической холецистэктомии без предварительното обучения на виртуальном симуляторе Ьарв1т. 2013-2014 тт изучено 16 историй болезней, тде 3 резидентов выполняли ассистирование на лапароскопической холецистэктомии с предварительным обучением на виртуальном симуляторе Ьарв1т. Использование виртуальното тренаже-ра-симулятора ¡.арЭ'т® в учебном процессе существенно, в 2-3 раза снижает количество ошибок, которые допускают начинающие хирурти при выполнении своих первых лапароскопических операций.

LapSim тренажердеп симуляциясы уйретулер1

Жумабеков Э.Т., Жораев Т.С., Артыкбаев Э.Ж., Эбуов С.М., Жэрменов С.М., Калымбетов Р.Б.

К,азак, медициналык,узд!шз 6rniM берууниверсите"л, Алматы к,., К,азак,стан.

Ацдатпа

Макалада LapSim тренажердеп симуляция уйретуш ти1мд1л1к тaныcтыpылFaн. Бoлfaн /с б1збен лапароскопиялык, холецистэктомиясына жоспарлы тэрт1пте сыркаттарын эцпмеа тускен зерде-ленген. 2011-2012 жылдар 3 резиденттер LapSim виртуалды симулятореде алдын-ала уйретус1зд1н лапароскопиялык, xoлeциcтэктoмияcындaFЫ кемекгесуш opындaFaн 18 аурудьщ тарихтар зерделенген. 20132014 жылдар 3 резиденттер LapSim виртуалды симуляторедеп алдын-ала уйрету.i бар лапароскопиялык, холецистэктомиясындаты кемекгесуш орындаган 16 аурудьщ тарихтар зерделенген. Виртуалды тренажерд'1 пайдалану - оку процес'шде LapSim симулятора айтарлык;гай, орындаудьщ жанында ез öipiHwi лапароскопиялык, операцияларын бастайтын хирургтер руксатберген кателерд! сан 2-3 есе твмендетед'г

УДК 614.2:37.047

ОБ АВТОРАХ:

Джумабеков Ауесхан Толегеновт - Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, заведующий кафедрой хирургии с курсами торакальной хирургии и колопроктологии, e-mail: Jumabekov@nur.kz, тел. 87017414437; Абуов Сапар Махамбетович - Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, доцент кафедры хирургии с курсами торакальной хирургии и колопроктологии, e-mail: hirurgia.agiuv@ mail.ru, тел. 87013720109; Жарменов Самат Мадиханович - Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, доцент кафедры хирургии с курсами торакальной хирургии и колопроктологии, e-mail: szharmenov@mail.ru, тел. 87017393635; Калымбетов Рахманберды Бегалиевич - Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, доцент кафедры хирургии с курсами торакальной хирургии и колопроктологии, e-mail: hirurgia.agiuv@mail.ru, тел. 87076835072; Жораев Тагабай Сапарханович - Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, доцент кафедры хирургии с курсами торакальной хирургии и колопроктологии, e-mail: hirurgia. agiuv@mail.ru, тел. 87014732215; Артыкбаев Адилбек Жанибекович - Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, ассистент кафедры хирургии с курсами торакальной хирургии и колопроктологии, e-mail: Artykbaeff@mail.ru, тел. 87026902995.

Ключевые слова

симуляционное обучение, виртуальный тренажер, LapSim.

АВТОРЛАРТУРАЛЫ:

Жумабеков Эуесхан Телегенулы - %азШББУ кеуде трургнясы жэне колопракгологня курс хмрургнясы кафедрасыныц мецгерушю, e-mail: Jumabekov@nur.kz, тел. 87017414437; Эбуов Сапар Махамбетулы - ^азМУББУ кеуде хируршясы жэнеколопракгологня курс хмрургнясы кафедрасыныц доценты, e-mail: hirurgia.agiuv@mail.ru, тел. 87013720109; Жерменов Самат Мадиханулы - %азШББУ кеуде хируршясы жэне колопракгологня курс хнрургнясы кафедрасыныц доценг!, e-mail: szharmenov@mail.ru, тел. 87017393635; ^алымбетов Рахманберд! Бегалиулы -^азМУББУ кеуде хируршясы жэне колопракгологня курс трургнясы кафедрасыныц доценг!, e-mail: hirurgia.agiuv@mail.ru, тел. 87076835072; Жораев Та€абай Сапарханулы - ^азМУББУ кеуде хируршясы жэне колопракгологня курс хируршясы кафедрасыныц асснсгенп, e-mail: hirurgia.agiuv@mail.ru, тел. 87014732215; Артыкбаев Эд/лбекЖан/бекулы - ^азМУББУ кеуде хируршясы жэне колопракгологня курс хируршясы кафедрасыныц асснсгенп, e-mail: Artykbaeff@mail.ru, тел. 87026902995.

TyéíH сездер

симуляция уйрету/, виртуалды жаттыру, LapSim.

Simulation training on the LapSim simulator

Djumabekov A.T., ZhoraevT.S., Artykbaev A.J., AbuovS.M., Zharmenov S.M., Kalymbetov R.B.

Kazakh Medical University of Continuing Education, Almaty, Kazakhstan.

Abstract

The article presents the effectiveness of simulation training on the LapSim simulator. We studied the history of patients enrolled in a planned manner for laparoscopic cholecystectomy. 2011-2012 studied 18 of case histories where 3 residents performed assisting at laparoscopic cholecystectomy without prior training on virtual simulator LapSim. 2013-2014 studied 16 case histories where 3 residents performed assisting at laparoscopic cholecystectomy with pre-training on virtual simulator LapSim. The use of virtual simulator LapSim® in the learning process considerably, 2-3 times reduces the number of mistakes made by novice surgeons in the performance of their first laparoscopic operations.

ABOUT THE AUTHORS:

Aueskhan T. Djumabekov - head of the Department of Surgery with the course of Thoracic Surgery and Coloproctology of the KazMUCE, e-mail: Jumabekov@nur.kz, tel. 87017414437; Sapar M. Abuov - Associate Professor of Surgery Department with the course of Thoracic Surgery and Coloproctology of the KazMUCE, e-mail: hirurgia.agiuv@mail.ru, tel. 87013720109; Samat M. Zharmenov - Associate Professor of Surgery Department with the course of Thoracic Surgery and Coloproctology of the KazMUCE, e-mail: szharmenov@mail.ru, tel. 87017393635; Rakhmanberdi B. Kalymbetov - Associate Professor of Surgery Department with the course of Thoracic Surgery and Coloproctology of the KazMUCE, e-mail: hirurgia.agiuv@mail.ru, tel. 87076835072;

TagabaiS. Zhoraev - Associate Professor of Surgery Department with the course of Thoracic Surgery and Coloproctology of the KazMUCE, e-mail: hirurgia.agiuv@mail.ru, tel. 87014732215; Adilbek J. Artykbaev - assistant of Surgery Department with the course of Thoracic Surgery and Coloproctology of the KazMUCE, e-mail: Artykbaeff@mail.ru, саг. тел. 87026902995.

Key words

simulation training, virtual trainer, LapSim.

Сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что активное использование современных малоинвазивных технологий позволило существенно улучшить непосредственные результаты лечения хирургических больных.

Используемые в нынешнем педагогическом процессе стандартные виды и формы обучения (лекции, семинары, практические занятия) имеют в основном аудиторный характер. В то же время в последние годы администрации лечебно-профилактических учреждений стремятся ограничить допуск слушателей в операционные и перевязочные.

Основным слабым звеном в сегодняшней системе последипломного обучения врача-хирурга является невозможность овладения новыми практическими навыками в полном объеме. Как правило, это связано со слабой материально-технической базой образовательных кафедр из-за практически полного отсутствия финансовых средств. Кроме того, внедрение в образовательный процесс краткосрочных форм обучения (например, в виде тренинга продолжительностью 1-3 дня) не может быть обеспечено получением врачом-хирургом необходимого объема практических навыков.

Существующий как в ВУЗе, так и в системе последипломного образования упор на приобретение, прежде всего, теоретических знаний, а не умений, обусловил слабую практическую подготовку молодого специалиста. Кроме того, ситуация несколько усложнилась принятием ряда нормативных документов, запрещающих выполнение хирургических манипуляций лицам, не имеющим сертификат врача-хирурга, то есть резиденты.

Реформа медицинского образования в РК диктует необходимость подготовки высокоспециализированных медицинских кадров. Одним из средств достижения является инновационные методы обучения, в частности, использование симуляционных технологий.

Симуляционные технологии в медицине являются новым для казахстанского здравоохранения форматом приобретения практического мастерства, эффективно формирующим в участниках прикладные навыки через погружение в сымитированную реальность без риска для пациента. Однако при подготовке молодых хирургов следует учитывать, что в большинстве лечебных учреждений в Казахстане преобладают традиционные хирургические пособия и вмешательства, выполняемые из стандартных открытых доступов. В связи с этим программы обучения при прохождении обучающего симуляционного курса должны строиться с учетом этой реальности [1, 2, 3, 4,5,6].

Появившиеся недавно и уже активно функционирующие «Центры практических навыков», которые имеются практически при каждом медицинском ВУЗе учреждении последипломного образования, оснащены, как правило, базовыми манекенами и простейшими фантомами. Их применение позволяет освоить лишь элементарные базовые умения, тогда как основной клинический опыт по-прежнему приобретается на пациентах [4, 5, 6, 7]. Для отработки мануальных навыков, необходимых хирургу, в условиях симуляционного центра последовательно используется ряд тренажеров и виртуальных симу-ляторов. Начальные этапы обучения начинаются с отработки различных видов хирургического шва при наложении швов на кожу, а также при формировании межкишечных анастомозов в «открытой» хирургии. При этом используются различные модели кожи с подкожной клетчаткой и двухслойные модели кишки, тренажерные станции, имитирующие натяжение ткани или условия работы в глубине раны[7, 8].

Задачами симуляционного курса для начинающих хирургов, проходящих обучение как в интернатуре, так и в резидентуре, являются освоение ими алгоритмов действий при оказании неотложной помощи при всех видах кровотечений, шоков, ургентных хирургических заболеваний [9, 10, 11]. Для этого необходимо уметь выполнять манипуляции, носящие неотложный характер: остановка наружного кровотечения любой локализации, пункция и катетеризация вен, транспортная иммобилизация, основы ур-гентной лапароскопии.

Прикладные навыки, формируемые в результате прохождения симуляционного курса молодыми хирургами должны быть разделены на:

• простейшие (должны уметь все медицинские работники);

• врачебные (должны уметь делать врачи всех специальностей);

• специализированные (по каждой специальности), к которым относится виртуальный си-муляционный тренажер ЬарБ^.

Виртуальный симуляционный тренажер ЬарБт обладает валидностью, доказывающей достоверный перенос навыков из виртуальной среды в операционную.

Помимо пяти базовых упражнений, на виртуальном симуляторе представлены и другие учебные модули, направленные на приобретение базовых навыков, выработку эргономичной моторики и координации движений. Они закладывают основу будущего успешного эндохирур-га, и поэтому резидентам так важно уделить достаточное внимание их тщательному выполнению^, 10, 11, 12].

Материалы и методы.

Нами были изучены истории больных поступивших в плановом порядке на лапароскопическую холецистэктомию. 2011-2012 гг изучено 18 историй болезней, где 3 резидентов выполняли ассистирование на лапароскопической холеци-стэктомии без предварительного обучения на виртуальном симуляторе ЬарБ^, где длительность операции в среднем составило 53у4 минут. 2013-2014 гг изучено 16 историй болезней, где 3 резидентов выполняли ассистирование на лапароскопической холецистэктомии с предварительным обучением на виртуальном симуляторе ЬарБт, и длительность операции в среднем составило 37у2 минут.

С целью определения уровня освоения практических навыков была разработана новая форма объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ).

Главный принцип ОСКЭ - оценка овладения резидентами практических навыков, определенных лечебно-диагностических манипуляций. В процессе экзамена активно используются тре-нажер-симулятор, что позволяет четко отработать алгоритм действий, повысить собранность и уверенность резидента.

В основном начинающими хирургами допускались следующие неточности и ошибки: бранши инструмента вне поле зрения, непра-

вильная диссекция, коагуляция окружающих тканей, повреждение окружающих тканей, плохая визуализация при клипировании, кли-пирование ненадлежащих структур. При этом наблюдалось достоверное различие между количеством ошибок, допущенных хирургами основной и контрольной групп. Те, кто проходил обучение на виртуальном тренажере-си-муляторе ЬарБт® с последующей сертификацией уровня их навыков, допускали от 21 до 32 ошибок и неточностей за одну операцию; в контрольной группы - от 54 до 108 ошибок и неточностей.

Преподавателями, оценивавшие анонимные видеозаписи операций по шкале ОСКЭ, выставлены значительно более высокие оценки вмешательствам, проведенным после обучения на виртуальном симуляторе.

Выводы: Использование виртуального трена-жера-симулятора ЬарБт® в учебном процессе существенно, в 2-3 раза снижает количество ошибок, которые допускают начинающие хирурги при выполнении своих первых лапароскопических операций. Прежде чем допускать хирурга до самостоятельного выполнения лапароскопических вмешательств, он должен в совершенстве отработать практические навыки на симуляторе и подтвердить (сертифицировать) приобретенный уровень.

Литература

1. Виртуальные технологии в медицине, журнал. Периодическое издание Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД.

2. Лапароскопическая хирургия. Сажин В.П., ФёдоровА.В. М.: Реком, 1999. - 178 с.

3. Симуляционное обучение в медицине. Под ред. проф. Свистунова A.A. Составитель Горшков М.Д. М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. - 288 с. илл.

4. Технические особенности лапароскопической холецистэктомии и ее осложнения. Борисов А.Е., Левин Л.А., Земляной В.П. и соавт. -СПб.: 2001. - 186 с.

5. Дземешкевич С.Л., Скипенко О.Г., Свистунов A.A., Коссович М.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Васильев М.В. Концепция обучения лапароскопической хирургии в системе послевузовского профессионального образования врачей. // Хирургия 2013

6. Горшков М.Д., Федоров A.B., Экономический эффект виртуального обучения эндохирургии // Виртуальные технологии в медицине. -2010.-№2(4).-С.8-11

7. Reznick R, Regehr G, MacRae H, Martin J, Mc-Culloch W. Testing technical skill via an innovative "bench station" examination. Am J Surg 1997;173:226-230

8. Martin JA , Regehr G, Reznick RK, et al. An objective structured assessment of technical skill for surgical residents. Presented at the annual meeting of the Society for Surgery of the Ali-mentaryTract; May 1995; San Diego, Calif.

9. Martin JA, Regehr G, Reznick R, MacRae H, Murnaghan J, Hutchison C, Brown M. Objective structured assessment of technical skill (OSATS) for surgical residents. Br J Surg 1997; 84:273-278.

10. Derossis AM, Fried GM, Abrahamowicz M, Sig-man HH, Barkun JS, Meakins JL. Development of a model for training and evaluation of laparoscopic skills. Am J Surg. 1998 Jun;175(6):482-7.

11. Fraser SA, Klassen DR, Feldman LS, et al. Evaluating laparoscopic skills: setting the pass/ fail score for the MISTELS system. Surg Endosc 2003;17:964.

12. Официальный сайт программы FLS: www. flsprogram.org.

References

1. Virtual Technologies in Medicine Journal. Periodical of the Russian society a simulation training in medicine, ROSOMED. (in Russ.).

2. Sazhin V.P., Fedorov A.M. Laparoscopic surgery. M .: Recom, 1999. - 178 p. (in Russ.).

3. Simulation training in medicine. Ed. prof. Svistunov A.A. Compiled Gorshkov M.D. M .: Publishing First MGMU them. IM Sechenov, 2013. - 288 p. (in Russ.).

4. Borisov A.E., Levin L.A., Zemlyanoi V.P. et al. Technical details of laparoscopic cholecystectomy and its complications. -SPb .: 2001. - 186 p. (in Russ.).

5. Dzemeshkevich S.L., Skipenko O.G., Svistunov A.A., Kossovich M.A., Shubina L.B., Gribkov D.M., Vasiliev M.V. The concept of learning laparoscopic surgery in the postgraduate education of doctors. // Surgery 2013. (in Russ.).

6. Gorshkov M.D., Fedorov A.V. The economic effect of the virtual learning endosurgical // Virtual technologies in medicine. - 2010. -№2 (4). -P. 8-11. (in Russ.).

7. Reznick R, Regehr G, MacRae H, Martin J,

McCulloch W. Testing technical skill via an innovative "bench station" examination. Am J Surg 1997;173:226-230

8. Martin JA , Regehr G, Reznick RK, et al. An objective structured assessment of technical skill for surgical residents. Presented at the annual meeting of the Society for Surgery of the Alimentary Tract; May 1995; San Diego, Calif.

9. Martin JA, Regehr G, Reznick R, MacRae H, Murnaghan J, Hutchison C, Brown M. Objective structured assessment of technical skill (OSATS) for surgical residents. Br J Surg 1997; 84:273-278.

10.Derossis AM, Fried GM, Abrahamowicz M, Sigman HH, Barkun JS, Meakins JL. Development of a model for training and evaluation of laparoscopic skills. Am J Surg. 1998 Jun;175(6):482-7.

H.Fraser SA, Klassen DR, Feldman LS, et al. Evaluating laparoscopic skills: setting the pass/fail score for the MISTELS system. Surg Endosc 2003;17:964.

12.The official website ofthe FLS program: www. flsprogram.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.