М.В. Мишаева, Т.Е. Залевская
(г. Махачкала)
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
MOODLE AS A LANGUAGE-LEARNING TOOL FOR STUDENTS' AUTONOMOUS STUDY
В статье представлено описание опыта использования образовательной платформы MOODLE при обучении иностранному языку в вузе. Анализ ответов студентов на вопросы анкеты указывает на то, что благодаря использованию современных технологий обучения повышается мотивация студентов к освоению дисциплины, формируются ответственность и самоорганизация обучающихся.
Ключевые слова: самостоятельная работа, MOODLE, образовательные инструменты, анкетирование, иностранные языки.
The paper presents a review of the research on the use of MOODLE as an English learning tool. Analysis of students' answers to the questionnaire indicates that through the use of modern learning technologies, students are motivated to master the discipline, and the responsibility and self-organization of students is developed.
Key words: autonomous learning, MOODLE, language-learning tools, questionnaire, foreign languages.
Самостоятельная работа как форма организации образовательного процесса до настоящего времени не имеет единого подхода. В зарубежной дидактике используются такие понятия, как «косвенное (опосредованное) обучение» (Германия); «тихая работа» (Австрия, Швейцария); «индивидуальная работа» (Франция и Англия); «независимое обучение» (США). Использование данных терминов подчеркивает различные аспекты самостоятельной работы. В отечественной педагогической литературе самостоятельная работа студентов (СРС) рассматривается как «планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия», либо как «особый вид фронтальной, групповой и индивиду-
альной учебной деятельности учащихся», осуществляемой также под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Главным признаком самостоятельной работы, по мнению А.Н. Беляевой, является то, «что в его деятельности сочетаются функции перевода информации в знания, умения и функция управления» [2, с 105-106]. И.А. Зимняя утверждает, что в процессе самостоятельной работы проявляются целенаправленность, мотивация, а также самостоятельность, самоорганизованность, самоконтроль и другие личностные качества человека [4, с. 61]. Р.Б. Срода под самостоятельной работой обучающихся понимает такую деятельность, которая выполняется с проявлением максимума творчества, активности, самостоятельного суждения, инициативы [9, с. 7].
Самостоятельной работой является форма обучения, организуемая «... самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера» [5, с. 114].
Постоянное увеличение количества часов, отводимых на самостоятельную работу студентов, делает данный вид учебной деятельности ведущей формой организации учебного процесса. В ряде учебных планов более 80% общей трудоемкости по дисциплине переносится именно на самостоятельное изучение. Это требует от преподавателя поиска новых форм организации самостоятельной работы студента, так как эффективность самостоятельной работы студентов зачастую определяется правильной организацией, рациональным распределением времени. Современным способом организации СРС может оказаться инструмент Web 2.0 - образовательная платформа MOODLE. Виртуальная обучающая среда MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) как система управления содержимым сайта была специально разработана для создания онлайн-курсов преподавателями. Данная система дистанционного обучения используется преподавателями Дагестанского государственного университета (ДГУ) в качестве инструмента для «комбинированного/ смешанного обучения» (blended learning), под которым понимается, что аудиторные занятия с преподавателем и самостоятельная работа с сетевыми ресурсами под управлением и контролем LMS образуют единый учебно-методический комплекс, дополняя друг друга. Платформа MOODLE позволяет оптимизировать асинхронную самостоятельную работу студентов.
Перед созданием таких курсов были определены цели и подходы к преподаванию иностранного языка. Единый учебно-методический комплекс базируется на позициях компетентностного подхода в
качестве основного вектора процессов преподавания и изучения иностранного языка, что создает необходимые предпосылки для достижения сформулированных в ФГОС целей. Система MOODLE (LMS MOODLE V 2.6) рассматривается как организованная учебная деятельность, которая способствует развитию компетенций. Разработчики курсов иностранных языков на платформе MOODLE стремятся обеспечить потенциальную сопоставимость сформированных у студентов компетенций в рамках не только российского, но и общеевропейского образовательного пространства.
Ресурсы и инструменты для активной деятельности обучающихся подобраны и подготовлены в системе LMS так, что учебный процесс обеспечен учебно-методическими материалами, которые соответствуют требованиям новых государственных стандартов. Целью разработки и внедрения модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды является использование современных технологий в организации учебного процесса. Основной принцип организации курса - это следование современной модели партнёрского взаимодействия между преподавателями и студентами. Обучающиеся становятся активными участниками учебного процесса и самостоятельно «добывают» необходимую информацию. Преподаватель отходит от «трансляции знаний» и, выполняя функцию консультанта, советчика, совместно со студентами оценивает ход и результаты овладения коммуникативными умениями на основе параметров соответствующего вида речевой деятельности. Благодаря такому подходу формируются умения планировать, организовывать и оценивать совместную и индивидуальную учебную деятельность с позиций успешности достигнутых результатов.
Курсы созданы на основе модульной формы распределения учебной информации. Учебная деятельность обучающихся структурируется таким образом, что обеспечивает дифференциацию учебного процесса, выделение обязательных, элективных, корректирующих и контрольно-оценочных
модулей. Все это, по мнению авторов, должно привести к реализации рейтинговой системы оценки результатов обучения студентов. В образовательный процесс внедряется система электронного тестирования как один из компонентов технологии самооценки. В основе принципа включения тем в модуль лежит деление материала на определенные сферы общения, изложенные в «Примерной программе по иностранным языкам для подготовки бакалавров (неязыковые вузы)», разработанной ЦКМОНЯ Московского государственного лингвистического университета [7].
С учетом спецификации выбранной платформы для организации учебного процесса были определены технологические элементы реализации. Инструментарий MOODLE на курсах иностранного языка представлен как правило пояснением, документом, заданием, тестами hotpot, гиперссылкой, лекцией и семинаром. Инструмент «глоссарий» используется для расширения терминологического запаса, элемент «форум» - для обратной связи при определении целей и задач курса, методических рекомендаций для студентов. Таким образом достигается учебная автономность студентов, развивается способность к самообразованию. Это, в свою очередь, должно способствовать повышению качества подготовки специалистов, развитию когнитивных и исследовательских умений, формированию информационной культуры, расширению кругозора и повышению общей культуры студентов, воспитанию толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.
Выявить, насколько студенты заинтересованы в самообразовании с использованием системы MOODLE как одного из видов организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, помог опрос. Студентам было предложено ответить на вопросы анкеты. Как «положительное» отношение к форме организации самостоятельной работы по иностранному языку в ДГУ отметили более 99% опрошенных. Работа с онлайн-ре-сурсами как вид СРС является предпочтительной для 90% анкетируемых, работа с
учебниками, дополнительными источниками информации и творческие задания также представляют интерес для обучающихся.
Ответы на ряд вопросов анкеты несколько разнились в зависимости от ступени обучения. Так, студенты-бакалавры второго курса на вопрос о том, что является для них наиболее привлекательным при выполнении СРС, выбрали вариант «желание получить хорошую оценку и допуск к экзамену», а студенты-магистранты выбрали варианты «возможность углубить и пополнить свои знания» и «возможность проявить самостоятельность». При выборе варианта ответа на данный вопрос хорошо проявляется мотивация обучающихся к изучению иностранного языка, что является показателем повышения уровня ответственности за результаты собственной научной деятельности. Это наглядно демонстрирует сознательность в организации собственной учебной деятельности.
Как необходимое участие преподавателя при выполнении СРС студенты-бакалавры отметили «объяснение заданий», студенты-магистранты выбрали варианты «консультации преподавателя в ходе выполнения СРС» и «корректировка выполненной работы». Здесь, с одной стороны, сами задания предусматривают возможность комментирования работы студента преподавателем, обсуждение результатов, с другой стороны, эта деятельность преподавателя никак не учитывается при распределении нагрузки на учебный год. На такого рода консультации преподаватель затрачивает достаточно много времени, поэтому предпочитает просто оценить работу.
Широкий разброс ответов был получен на вопрос: «Что вы считаете необходимым изменить в организации самостоятельной работы студентов ДГУ?» Студенты-бакалавры преимущественно высказались за увеличение количества заданий, выполняемых в онлайн-курсах, студенты-магистранты - за уменьшение объема самостоятельной работы. Объяснением таких предпочтений является в первую очередь то, что в процентном соотношении объем самостоятельной работы у бакалавров значительно меньше объ-
ема самостоятельной работы магистрантов. У бакалавров самостоятельная работа составляет 45%, тогда как у магистрантов -более 80%. Другими отмеченными вариантами ответа на вопрос об организации самостоятельной работы по иностранному языку были «увеличить количество индивидуальных заданий», «увеличить количество творческих заданий». Выбранные варианты ответов на данный вопрос демонстрируют стремление студентов к самостоятельности и креативности при выполнении заданий, активному участию в определении динамики своих достижений.
Результаты анкетирования наглядно показали, что студенты всех ступеней активизируют свою позицию в процессе обучения. В результате происходит усиление мотивации освоения дисциплины, создаются условия для развития способности самостоятельно принимать решения, формируются ответственность и самоорганизация обучающихся. Умение работать самостоятельно
является стимулятором научно-исследовательской деятельности. «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов» [8].
Виртуальная обучающая среда MOODLE значительно увеличивает эффективность обучения иностранному языку студентов в неязыковых вузах, так как ресурсы данной среды достаточно разнообразны. Обучение становится личностно ориентированным благодаря вариативности и гибкости изучения материала курса на основе индивидуального темпа. Кроме того, система MOODLE позволяет осуществлять качественный непрерывный контроль усвоения материала. Мониторинг результатов доступен не только преподавателю, но и самому студенту, что способствует реализации технологии самооценки индивидуальных достижений.
Литература
1. Кузьмина Л.Г., Соловова Е.Н., Стернина М.А., Вербицкая М.В. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов: примерная программа /под общей ред. С.Г. Тер-Ми-насовой. - М., 2009. - 25 с.
2. Беляева А.П. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. - 2003. - №6. - С. 105-106.
3. Гунина Л.А., Захарова Л.В. Формирование навыков самостоятельной работы студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2015. - №2. - С. 81-88.
4. Зимняя И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста (к проблеме унифицирования требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных стандартов непрерывного образования) // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. - М., 1998.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
6. Лучшие практики электронного обучения: материалы II методической конференции. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. - 108 с.
7. Перфилова Г.В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ 2014. - 50 с.
8. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. - М.: Изд-во «Советская Россия», 1962.
9. Срода Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. - М., 1956.