Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов инженерного вуза в электронной обучающей среде Moodle'

Организация самостоятельной работы студентов инженерного вуза в электронной обучающей среде Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА MOODLE / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ELECTRONIC ENVIRONMENT MOODLE / BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова С.Н.

В данной статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов технических вузов в условиях модернизации высшего образования в России и введения образовательных стандартов нового поколения. Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов в электронной обучающей среде Moodle при обучении профессиональному английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT LEARNING OF ENGINEERING STUDENTS IN E-LEARNING ENVIRONMENT MOODLE

The article discusses the problem of organization of independent learning of technical students in e-learning environment Moodle under conditions of modernization of higher education in Russia and introduction of new educational standards. Particular attention is paid to the organization of independent learning in e-learning environment Moodle to teach English for Specific Purposes.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов инженерного вуза в электронной обучающей среде Moodle»

УДК 377

С.Н. Попова

преподаватель, кафедра иностранных языков, Физико-технический институт, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»,

г. Томск

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ MOODLE

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов технических вузов в условиях модернизации высшего образования в России и введения образовательных стандартов нового поколения. Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов в электронной обучающей среде Moodle при обучении профессиональному английскому языку.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, электронная среда Moodle, смешанное обучение.

S.N. Popova, Tomsk Polytechnic University, Tomsk

ORGANIZATION OF INDEPENDENT LEARNING OF ENGINEERING STUDENTS IN E-LEARNING

ENVIRONMENT MOODLE

Abstract. The article discusses the problem of organization of independent learning of technical students in e-learning environment Moodle under conditions of modernization of higher education in Russia and introduction of new educational standards. Particular attention is paid to the organization of independent learning in e-learning environment Moodle to teach English for Specific Purposes.

Keywords: independent work of students, electronic environment Moodle, blended learning.

Интенсивность развития и изменчивость современного общества требует от высшего образования подготовки специалистов самостоятельных, инициативных, готовых быстро адаптироваться к новым производственно-экономическим условиям их профессиональной деятельности. Важной особенностью подготовки будущих инженеров является «смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы» [1]. Кроме того, в образовательных стандартах нового поколения предполагается сокращение аудиторных часов на изучение большинства дисциплин и, соответственно, увеличение количества часов на самостоятельную работу.

В преподавании иностранных языков студентам неязыковых технических вузов проблема организации самостоятельной работы также является очень актуальной. В условиях образовательного стандарта нового поколения самостоятельная работа студентов в техническом вузе приобретает новое качество, а именно: из учебной деятельности она превращается в квазипрофессиональную, и иностранный язык становится средством приобретения не только языковых, но и профессиональных знаний.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования нового поколения (ФГОС ВО) [2] количество часов на каждую дисциплину строго регламентировано, в связи с чем возникает необходимость поиска новых интенсивных обучающих технологий в условиях недостаточного количества аудиторного времени. В обучении иностранным языкам в настоящее время особую актуальность и популярность приобретают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые развиваются очень стремительными темпами. Среди новейших технологий, применяемых в вузе для организации самостоятельной работы студентов, можно выделить ИКТ, которые реализуются на базе электронных платформ.

Наиболее популярной электронной платформой, используемой в российских вузах, можно считать модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду Moodle. Как утверждает в своей работе А.В. Корень, «Moodle представляет собой свободное (распро-

страняющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения» [3].

Данная обучающая среда предоставляет преподавателям инструменты для создания онлайн-курсов, доступ к которым имеют только подписанные студенты. И преподаватели, и студенты имеют возможность загружать материалы в онлайн-курс, вести онлайн-дискуссии, участвовать в чатах, делать тесты, совершать опросы, отправлять и редактировать задания.

Работа в Moodle ориентирована не на передачу и усвоение знаний, а на обмен идеями и создание нового знания. Таким образом, электронная платформа Moodle обладает такими важнейшими преимуществами, как открытость, собственная образовательная философия и международное сообщество последователей данной идеи. Обучающая платформа Moodle предоставляет преподавателям и студентам возможность неограниченного свободного доступа к различным образовательным ресурсам. На платформе можно выкладывать справочные материалы, необходимые для выполнения самостоятельной работы, тестовые задания с автоматической проверкой, что поможет существенно сократить время преподавателя и студента, который может сразу увидеть результат своей работы, проанализировать ошибки. Также преимуществом является и то, что электронный курс на платформе Moodle позволяет выполнять такие виды работ, которые невозможно выполнять во время обычного аудиторного занятия, но которые идеально подходят для самостоятельной работы.

На наш взгляд, использование электронной обучающей платформы Moodle для организации самостоятельной работы студентов в вузе обладает огромным потенциалом в плане индивидуализации обучения. Материалы и задания, размещенные на платформе Moodle, обладают большой степенью вариативности и максимально соответствуют индивидуальным способностям и талантам студентов.

Таким образом, учитывая все преимущества использования платформы Moodle для организации самостоятельной работы студентов (СРС) в техническом вузе, мы считаем, что причин для внедрения ее в учебный процесс вуза достаточно много. Электронная платформа Moodle содержит богатый набор модулей-составляющих, которые можно применять для организации СРС при обучении иностранным языкам в техническом вузе. Выполняя СРС в электронной обучающей среде Moodle, студенты всегда могут получить обратную связь от преподавателя о результатах своей работы. Это дает им возможность проанализировать свои действия и оценить насколько правильно они все выполняют, а также они могут понять, что им нужно делать по-другому, чтобы успешнее освоить дисциплину и, возможно, повысить свой рейтинг.

Мы полагаем, что наиболее эффективно СРС в электронной обучающей среде Moodle реализуется в контексте смешанного обучения, которое является сочетанием очного (аудиторного) и электронного (дистанционного) обучения. Педагог-исследователь Г.В. Кравченко отмечает, что «смешанное обучение является современным универсальным способом образования, ориентированным на индивидуальные запросы обучающихся» [4].

Целью технологии смешанного обучения является формирование способности студентов планировать и организовывать свою учебную деятельность, ориентируясь на конечный результат. При обучении в рамках смешанного обучения у студентов формируются навыки работы в информационном пространстве. Студенты учатся самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию, а также представлять результаты своей работы с использованием различных современных технологий.

В Томском политехническом университете с 2014 года активно внедряется концепция смешанного обучения, которая сегодня является приоритетной в университете. На протяжении

последних лет в Томском политехническом университете (ТПУ) эффективно реализуется комплексная программа подготовки и использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Программа включает комплекс мероприятий, нацеленных на современное обеспечение студентов всех форм обучения современными электронными образовательными ресурсами, их динамическую модернизацию и актуализацию. В ТПУ были сформированы специализированные структуры для построения и администрирования среды управления электронными образовательными ресурсами, их производства и ввода в учебный процесс. Все разрабатываемые электронные образовательные ресурсы размещаются в общеуниверситетской электронной обучающей системе LMS (Learning Management System) для организации централизованного управления учебным процессом.

В качестве банка электронных образовательных ресурсов в информационно-образовательную среду Томского политехнического университета интегрирована подсистема, построенная на основе популярной LMS Moodle. В итоге каждый студент в той или иной степени использует электронные образовательные ресурсы в своем учебном процессе.

В соответствии с «Положением об электронном обучении в Томском политехническом университете» [5] в ТПУ в настоящее время реализуются три модели смешанного обучения: «обучение с веб-поддержкой» (Face-to-Face model), «смешанное обучение» (Rotation model) и «онлайн-обучение» (Online-Driver model).

Далее рассмотрим пример организации СРС в электронной обучающей среде Moodle в контексте смешанного обучения в процессе преподавания дисциплины «Профессионального английский язык» студентам 4 курса Физико-технического института ТПУ. Данные студенты обучаются по направлению подготовки бакалавров 140800 «Ядерная физика и технологии», по профилю «Радиационная безопасность человека и окружающей среды». В соответствии с учебным планом и рабочей программой аудиторное время на учебный семестр на дисциплину «Профессиональный английский язык» составляет 36 часов, на самостоятельную работу отводится 18 часов (7 семестр, 2014/2015 учебный год) [6].

Для организации СРС нами была выбрана модель «Смешанное обучение» (Rotation Model), которая предполагает, что в учебном процессе по очной форме обучения до 50% всех часов по освоению дисциплины отводится на работу в среде электронного курса. В нашем случае - это электронный курс, размещенный в электронной обучающей среде Moodle. Так как смешанное обучение представляет собой сочетание очного аудиторного и электронного обучения, электронный курс «Radiation and Life» для самостоятельной работы, размещенный на платформе Moodle, использовался нами в дополнение к аудиторной работе. Все задания курса выполняются индивидуально дома или в компьютерном классе. Курс направлен на развитие навыков чтения и письма, расширение словарного запаса и включает в себя три раздела, состоящих из различных заданий. Каждый раздел заканчивается итоговым тестом. Также в электронном курсе размещены теоретические материалы, ссылки на дополнительные источники информации, полезные для изучения тем, представленных в курсе «Radiation and Life». Темы, затронутые в курсе, совпадают с темами учебника «Английский язык для изучения радиационной защиты», используемого на аудиторных занятиях, поэтому они должны быть выполнены в течение периода времени, отведенного на изучение соответствующей темы.

Таким образом, студентам ставятся четкие сроки выполнения того или иного задания курса. Используя форум (инструмент электронного курса), студент может задать преподавателю любые интересующие его вопросы, связанные с работой на электронной платформе, а также получить консультацию. Контроль выполнения заданий курса осуществляется преподавателем в онлайн-режиме.

Опыт организации самостоятельной работы студентов в электронной среде Moodle в контексте смешанного обучения показал, что большинство студентов в полной мере справи-

лись с программой дисциплины и успешно сдали зачет. Следует отметить, что в течение семестра студенты допускали пропуски по уважительной причине, но они могли ликвидировать свои задолженности, даже находясь в другом городе на стажировке или на конференции, либо находясь на больничном. Кроме того, чтобы выполнить и сдать все задания электронного курса, студентам не обязательно было присутствовать в университете.

Таким образом, использование виртуальной обучающей среды Мооб1в для организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе предоставляет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами и методами организации СРС. Среди этих преимуществ можно выделить такие, как реализация принципа индивидуализации учебной и профессиональной деятельности; возможность получать быструю обратную связь; возможность наглядного представления учебного материала; вариативность самостоятельной работы; самостоятельность и активность. Не вызывает сомнения, что электронная среда Мооб1в способствует организации активной самостоятельной познавательной деятельности студентов, ее оптимизации, увеличению объема информации и повышению интереса к обучению.

Все вышеперечисленное помогает получить более высокие результаты в обучении студентов технических вузов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения. И можно с уверенностью утверждать, что эффективная организация самостоятельной работы студентов способствует совершенствованию процесса подготовки будущих инженеров к их профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие / А.А. Андреев. - М.: ВУ, 1997.

2. ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 160000 Физико-технические науки и технологии (квалификация «Бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4/16 (дата обращения: 10.06.2015).

3. Корень А.В. Использование электронной образовательной среды Moodle в создании интерактивных учебных курсов нового поколения. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - Владивосток, 2013.

4. Кравченко Г.В. Использование модели смешанного обучения в системе высшего образования // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 2-1 (82). - С. 22-25.

5. Положение об электронном обучении в Томском политехническом университете. -Томск: ТПУ, 2014.

6. Рабочая программа дисциплины «Профессиональный английский язык» для студентов ФТИ, обучающихся по направлению бакалавриата 1400800 «Ядерные физика и технологии». - Томск: ТПУ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.