4. Leader Development Study. - Washington: HQDA, 1987.
5. Military Speaking Reference Book. - Fort Leavenworth: CGSC. June, 1963.
6. Pau,l R. W., Elder, L. Critical Thinking. - Upper Saddle River: Financial Times Prentice Hall Books, 2002.
7. U.S. Army White Paper: Concepts for the Objective Force. - Washington: HQDA, 2002.
8. U.S. Department of the Army, Headquarters, TRADOC. Student Text 22-2, Writing and Speaking Skills for Senior Leaders. - Fort Leavenworth: CGSOC. - April 1991.
9. Военная психология и педагогика : учебное пособие / под ред.П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с.
10. Вылугин, В. В., Куприянов, Г. Г., Чекинов, С. Г. Особенности подготовки военных кадров за рубежом // Вестник Академии военных наук. - 2011. - № 4 (37). - С. 89-97.
11. Зверев, С. Э. Военная риторика Древнего мира. - СПб.: Алетейя, 2011. - 176 с.
12. Радченко, В. М. Американская наука об ораторском искусстве в ХХ веке : автореф. ... канд. филол. наук. - М.: МГУ, 1988. - 21 с.
13. Фукс, Е. Б. О военном красноречии. - СПб., 1825.
УДК 378.147;004.9
А.Т. Иваницкий*, А.И. Примакин**
Опыт использования межпредметных связей в формировании педагогической компетентности адъюнктов
В статье представлен опыт совместной работы кафедр юридической психологии и специальных информационных технологий и информационной безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России в области формирования педагогической компетентности адъюнктов. В рамках проводимых с данным видом учащихся занятий по закрепленным за кафедрами дисциплинам «Психология высшей школы» и «Информационные технологии в науке и образовании», авторы комплексно рассматривают сложившееся положение в области образовательного процесса в части организации и использования новых информационных (инновационных) технологий при проведении тестирования учащихся.
Ключевые слова: подготовка научно-педагогических кадров, методика тестирования, классификация тестов, новые информационные технологии, компьютерная тестовая программа.
А.Т. Ivanitsky*, A.I.Primakin**. Experience of use of intersubject communications in formation of pedagogical competence of graduateds in a military academy. In article experience of teamwork of chairs of legal psychology and special information technology and information security of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of formation of pedagogical competence of graduateds in a military academy is presented. Within the limits of pupils of employment spent with a given kind on the disciplines fixed to chairs «higher school Psychology» and «Information technology in science and education», authors in a complex consider developed position in area of educational process regarding the organization and use of new information (innovative) technologies at carrying out of testing of pupils.
Keywords: preparation of scientific and pedagogical shots, testing technique, classification of the tests, new information technology, the computer test program
Подготовка научно-педагогических кадров - одно из важнейших направлений деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России. Значимость и важность этой работы возрастает в связи дальнейшим реформированием МВД. Министр требует повысить качество научноисследовательской работы, сосредоточить научный потенциал вузов на обеспечении научного и методического сопровождения деятельности ОВД, отмечая, что пока научные исследования и их внедрение отстают от предъявляемых требований [1].
Другим не менее важным направлением в деятельности университета является подготовка адъюнктов как будущих преподавателей вузов МВД. Каждый адъюнкт в ходе обучения изучает комплекс психолого-педагогических дисциплин, выполняет определённое количество заданий, защищает
* Иваницкий, Анатолий Тихонович, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-905-269-75-64; [email protected].
** Примакин, Алексей Иванович, доктор технических наук, профессор, исполняющий обязанности начальника кафедры специальных информационных технологий и информационной безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-13-13; 8-911-281-22-05; [email protected].
* Ivanitsky, Anatoly Tihonovich, the doctor of pedagogical sciences, the professor, the honored worker of the higher school of the Russian Federation, the professor of chair of legal psychology of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, St.-Petersburg, Pilot Piljytov str., 1. Ph. 8-905-269-75-64; [email protected].
** Primakin, Alexey Ivanovich, Dr.Sci.Tech., the professor fulfilling duties of the chief of chair of special information technology and information security of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 8 (812)-744-13-13; 8-911-281-22-05; [email protected].
© Иваницкий А.Т., Примакин А.И., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
квалификационную работу и получает диплом преподавателя высшей школы. Новое поколение педагогов должно соответствовать современным требованиям, быть способным использовать современные информационные и интерактивные технологии, обладать педагогической компетентностью [2].
В решении этой задачи большую роль играет соблюдение при подготовке адъюнктов требований принципа межпредметных связей. Рассмотрим как пример применение данного принципа в процессе формирования педагогической компетентности в области педагогического контроля при изучении адъюнктами учебных дисциплин «Психология высшей школы» и «Информационные технологии в науке и образовании» [3].
Рассматриваемые дисциплины изучаются на первом году подготовки адъюнктов, по окончании выполняются контрольные работы.
В процессе межпредметного взаимодействия было согласовано, что кафедра психологии разрабатывает методику и технологию составления контрольных тестов, а кафедры, за которыми закреплены адъюнкты, предлагают содержание тестов по соответствующим учебным дисциплинам, что позволит приобрести адъюнктам навык создания тестовых заданий на высоком профессиональном уровне.
При изучении дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» адъюнкты овладевают методикой перевода созданных тестов в компьютерный вариант. Таким образом, в результате межпредметного взаимодействия нескольких кафедр адъюнкты овладевают не только теоретическими знаниями в области педагогического контроля, но и вырабатывают навык, приобретают педагогическую компетентность в области осуществления контроля знаний на современном уровне.
Опыт подготовки адъюнктов как будущих педагогов показывает наличие ряда проблем. Одной из них является овладение адъюнктами методикой контроля знаний обучающихся. С увеличением числа часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся, возрастает роль контрольной функции, которая является мотивирующим фактором. Поэтому методика контроля в структуре образовательного процесса должна постоянно совершенствоваться и по срокам его проведения, и по форме его организации.
Известно, что в обучении постоянно осуществляется текущий, рубежный, итоговый и другие виды контроля. При этом чаще всего применяется традиционный метод опроса, который требует много времени и мало подходит для фронтального охвата обучающихся. Следует признать, что методика тестирования в структуре педагогического контроля обладает рядом преимуществ перед другими педагогическими методами, её характеризуют динамичность, строгость, объективность, интегративность и др.
Практика показывает, что эти преимущества тестирования проявляют себя тогда, когда тесты строятся в соответствии с принятыми правилами. Некоторые молодые, да и не только, преподаватели испытывают серьёзные затруднения при создании тестов, в результате получаются формальные тестовые задания, которые не соответствуют по содержанию и методике своему назначению, а лишь запутывают обучающихся. Поэтому при подготовке адъюнктов как будущих педагогов должное внимание уделяется формированию у них способности создавать и использовать в обучении современные инновационные методы педагогического контроля. Кратко остановимся на этом вопросе.
Методика создания тестов требует, чтобы задания были краткими, желательно, не более семи-девяти слов в одном задании. Прочитав задание, обучающийся должен сразу определить, знает ли он ответ. Кстати, некоторые считают, что одним из недостатков тестирования является возможность угадывания ответов при отсутствии точного знания. Такую возможность нельзя исключать, но она менее вероятна, когда тест составлен грамотно. Педагогическое тестирование, как и всякое средство измерения и контроля, имеет и свои недостатки. Чтобы их минимизировать, тестовые задания должны отвечать следующим требованиям:
- содержательное наполнение задания должно быть строгим; суть каждого тестового задания должна отражать систему базовых понятий данной темы, предмета, науки;
- объемом материала определяется и количество заданий: чем больше заданий, тем более полно определяется уровень знаний. Тем не менее, количество заданий должно быть целесообразно ограничено;
- форма тестового задания должна строиться по определенному алгоритму, гармонировать с его содержанием, соответствовать общепринятым нормам и по расположению текста, и по размеру шрифта;
- предлагаемый ответ должен быть однозначным и не вызывать разночтений, двояких толкований и сомнений;
- целесообразно располагать задания по возрастанию сложности: от более простого к более сложному;
- время, отводимое на тестирование и анализ результатов, должно гармонично вписываться в структуру занятия и быть минимальным. Нет точных требований по затратам времени на тестирование, но можно придерживаться такой нормы: на одно задание не более двух минут.
Классификация тестов проводится по различным основаниям. Остановимся на наиболее важной классификации тестов по форме. На практике наибольшее распространение получили четыре формы тестовых заданий:
- закрытые тестовые задания;
- открытые тестовые задания;
- задания на соответствие;
- задания на установление правильной последовательности.
Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или компьютерную обработку результатов.
1. Методика составления тестового задания закрытой формы, составленного по принципу альтернативы.
Сначала, в форме утверждения, формулируется вопрос, на который обучающийся должен знать ответ. Затем, ниже задания или справа, предлагаются варианты ответов, среди которых правильный ответ и примерно три правдоподобных, но неправильных ответа. Обучающийся делает выбор из предложенных вариантов.
Пример.
Выберите правильный ответ: сосредоточенность и направленность сознания на каком-либо предмете, явлении называется ...
а) восприятие;
б) внимание;
в) рефлексия;
г) узнавание.
Правильный ответ - б.
2. Методика разработки тестовых заданий открытой формы.
В открытых тестовых заданиях нет предлагаемых вариантов ответов. В этом главное их преимущество по сравнению с заданиями закрытой формы. Тестируемому предлагается какое-либо ключевое понятие (темы, учебной дисциплины), в котором перечислены наиболее существенные признаки, свойства, связи и отношения, характеризующие сущность данного понятия. Поскольку понятия - это итог познания предмета, явления, то отвечая на задание, обучающийся демонстрирует владение понятийным мышлением [3, с. 290-292].
Открытые тестовые задания могут применяться на разных этапах обучения: и для закрепления знаний, и для повторения пройденного материала, и для итогового контроля знаний, и для самоконтроля.
В форме утверждения формулируется вопрос, чтобы ключевое слово (понятие) на который обучающийся должен знать ответ, было в конце предложения, но вместо него ставится прочерк или многоточие. Перед открытыми тестовыми заданиями должна быть краткая инструкция для обучающегося - «Дополните». Никакие другие пояснения не требуются; что дополнить, должно быть понятно из текста самого задания. Ответ должен подразумеваться точным, кратким, однозначным.
Пример.
Дополнить: «Сосредоточенность и направленность сознания на каком-либо предмете, явлении называется ...».
Правильный ответ - внимание
3. Методика составления заданий на соответствие.
Тестовые задания на соответствие проверяют понимание существенных признаков и связей изучаемых явлений, установление их сходства и различия, сопоставления предъявленной информации с имеющимися знаниями. Суть этих заданий заключается в следующем: надо установить соответствие между одним элементом из множества свойств, явлений, предметов, определений и элементами другого множества. Такие задания можно использовать во всех видах педагогического контроля. Эти задания должны сопровождаться инструкцией для тестируемого - «Установить соответствие».
Основываясь на учебном материале, создается два столбца некоторых данных по однородным признакам. В правом столбце должно быть на несколько позиций больше, чем в левом. Для удобства обработки результатов рекомендуется позиции левого столбца обозначать цифрами, а правого - заглавными буквами,
При идеально составленном тестовом задании каждой строке левого столбца должна соответствовать одна или две строки правого столбца. Пример:
4. Методика составления заданий на установление последовательности.
Эти задания созданы для проверки системности, логики мышления, соотношения родовых и производных понятий и знаний, последовательности действий в различных ситуациях, порядка выполнения какой-либо работы и т.д. Они являются заданиями второго и третьего уровня. Тестируемому дается инструкция «Установить правильную последовательность», в соответствии с которой слева ставятся цифры, указывающие на порядок действий. При необходимости можно сделать подзаголовок, который поможет ученику сориентироваться, о чем идет речь.
При подготовке таких заданий необходимо давать четкие и точные названия, точно соблюдать алгоритм контролируемой деятельности. Минимальное число элементов, включенных в задание, должно быть не менее пяти, а максимальное - не более двенадцати.
Пример:
Установить правильную последовательность при формировании двигательного навыка:
1. Показ приёма по разделениям.
2. Объяснение назначения приема и порядка его выполнения.
3. Показ приёма в целом.
4. Переход к тренировке.
Установить соответствие
1. Психические свойства А. Ощущение
2. Психические состояния Б. Характер
3. Психические процессы В. Вдохновение
Г. Темперамент
Д. Депрессия
Е. Воля
Ответы: 1 - Б, Г; 2 - В, ; 3 - А, Е
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
5. Завершающий показ.
Правильный ответ: 2, 3, 1, 5, 4.
Таким образом, постигая суть психолого-педагогических закономерностей создания тестов, адъюнкты после определенной тренировки приобретают необходимую компетентность. Безусловным требованием при этом является глубокое знание материала, по которому создаются тесты. Следующим этапом является приобретение умений по переводу созданных тестов в компьютерный вариант.
На настоящий момент на кафедре специальных информационных технологий и информационной безопасности (ранее - кафедра информационных систем) создана и активно применяется версия программы «Компьютерная система тестирования», в которой в полном объеме реализованы возможности классической формы тестирования, а также некоторые специфические функции, воплотившиеся в жизнь благодаря применению компьютера. Это такие функции, как собственный балл, или вес вопроса в тесте и введение для каждого вариантов ответов на вопрос шкалы степени уверенности в правильности выбранных альтернатив ответов. При помощи нефиксированной последовательность подачи вопросов и ответов на них каждый сеанс работы с программным средством создает уникальный по своей структуре тест, что позволит избежать запоминания положения правильных ответов в контексте всех вопросов и использования этого при последующем тестировании [4].
Первая специфическая функция позволяет дифференцировать вопросы внутри теста по своей принципиальной значимости. Так, например, неправильный ответ на принципиально значимый вопрос более отрицательно скажется на результате, чем неправильный ответ на принципиально менее значимый вопрос.
Вторая специфическая функция (наличие шкалы степени уверенности в правильности выбранных альтернатив ответов) позволяет учесть эмоциональное состояние тестируемого относительно правильности своего ответа, что достигается путем указания степени его уверенности. Таким образом, неуверенный неправильный ответ менее отрицательно скажется на результате чем одновременно уверенный и неправильный ответ. В то же время неуверенный правильный ответ даст меньший результат, чем мог бы дать уверенный правильный ответ. Данная специфическая функция позволит тестируемому сформировать определенную тактику поведения во время прохождения теста и будет развивать в нем качества, необходимые для умелого лавирования и рационального использования твердо усвоенных знаний.
Для разработки программного средства была выбрана платформа IBM PC-совместимого компьютера на базе микропроцессора семейства x86 под управлением операционной системы Microsoft Windows’95. Средством разработки был выбран язык программирования Borland Delphi, который воплотил целый ряд передовых технологий в области разработки программных средств. В силу своей специфики данный язык программирования позволяет в кратчайшие сроки изменять, дополнять и совершенствовать программный продукт, а также использовать части кода в виде встраиваемых объектов в другие проекты [5].
Для разработки программы в рамках классической формы тестирования были сформулированы следующие требования:
- расширяемость, осуществляемая посредством независимых баз, содержащих вопросы, ответы, а также ключи к тестам;
_- перемещение по списку вопросов;
- ответ на поставленный вопрос путем указания одного или нескольких правильных, по мнению обучаемого, вариантов;
- возможность пропустить вопрос, поставив правильность ответа на него под сомнение, что будет отражено на экране соответствующим образом.
Применяемая при проведении тестирования версия программы включает в себя исполняемый файл «kst.exe» и пример базы теста в файле «op.utb», который содержит несколько вопросов по тематике материальной части пистолета Макарова [6].
Для программы рекомендуется создать отдельный каталог, куда поместить исполняемый файл и файлы баз тестов. Файл «kst.exe» является исполняемым файлом, предназначенным для выполнения в операционной системе Microsoft Windows’95 и содержит четыре основные формы -форма ознакомления, форма выбора теста, форма тестирования, форма просмотра результатов, а также код для интерактивного взаимодействия с пользователем посредством манипулятора «мышь» или клавиатуры, подсчета и анализа результатов тестирования. Файл «op.utb» является файлом базы теста. Все файлы базы тестов должны иметь расширение *.utb (universal testing base) и находиться в том же каталоге, что и исполняемый файл «kst.exe». По своему содержанию файл базы теста представляет набор строк в кодировке Win-1251. Такой файл можно отредактировать при помощи стандартных средств операционной системы Microsoft Windows’95 таких, например, как Notepad или WordPad.
По своей структуре файл организован следующим образом (см. рис. 1):
1. Первая строка - название темы теста.
2. Строка, начинающаяся с символа «;» является внутренним комментарием в файле базы теста. Такая строка будет пропущена независимо от того, в какой части базы теста она будет встречена.
3. Строка, начинающаяся с символа «?» является вопросом, будет расценена как вопрос и помещена в список вопросов. Сам вопрос отделяется от символа метки «?» одним пробелом.
4. Строки, находящиеся между самой первой строкой и строкой первого вопроса, если только они не являются внутренними комментариями, являются комментариями теста и будут отражены в соответствующей области на форме выбора теста.
5. Строки, находящиеся между двумя вопросами, являются вариантами ответа на вопрос, который предшествует данным вариантам. Вариант начинается с метки в виде символа «+» или «-» и отделяется от них одним пробелом. Метка «+» означает верный вариант ответа, «-» - неверный.
[Контрольные вопросы по курсу "Информатика и математика" Вопросы составлены профессором Примакиным А.И.
;3адача 1
? Пересечением множества юношей вашей группы и множества всех шариковых ручек являет
- множество юношей группы, имеющих шариковые ручки + пустое множество
- множество записей, произведенных юношами с использованием шариковых ручек
- множество шариковых ручек, принадлежащих юношам группы
- универсальное множество
.Задача 2
? Что будет в результате операции объединения А и XI:
- А
- пустое множество
+и
- "не А"
Рис. 1. Структура организации файла с расширением *.ШЪ.
Смысловое содержание метки может быть расширено, если к нему дописать весовой коэффициент в виде цифры. В таком случае, после символа метки пишется цифра неотделяемая пробелом от метки, а сам вариант необходимо отделить пробелом от единой записи метки и цифры. Эта цифра в свою очередь будет определять вес верного или неверного ответа на данный вопрос, тем самым через указание веса вариантов определяется вес вопроса в тесте.
6. Типовой сеанс работы с программой
Работа с программой начинается с запуска исполняемого файла «kst.exe». Данная операция может быть произведена через Проводник. После запуска на экране появится окно, содержащее полное имя программы, имена авторов, краткое описание, а также элементы управления в виде двух кнопок «Продолжить» и «Выход» в нижней части окна (см. рис. 2).
Компьтерная система тестирования у 1.0 СорумдЫ (с) Бабарыкин Петр Валерьевич 1999 г.
' ’ • --------- ■■ ь—^' ■ —-—1—;— № .майи*
Общее руководство проектом: Примакин А.И.
КСТ. КСТV Оригинальная идея разработки: Аполлонский А.В. КСТ .
* * п - с * по ■ '
Проектирование, дизаин, программирование: Бабарыкин П.В.
кст Д кету, кет;.: кету кету кет;. 1 кету. кету.
. -Вайи*/ . .ими-. . .Дми»' ^. .Ии;' ^. ^м5*й»; . .мДЛи». *. ■■ми*':
\ КСТ \ I. Выхоа 1 Продолжить \ \ I' 1
і
ГЛ кст.%1 кет/.! кет;.; кстл; кет/.!
. .лми;. .. Ми . .^іми . -Мііь
Рис. 2. Вид заставки, появляющейся после запуска тестовой программы
Щелкните мышкой на кнопку «Продолжить». Появится следующее окно со списком тем в верхней части окна, комментарием к теме - в нижней части окна и двумя кнопками «Назад» и «Выбрать» (см. рис. 3). Щелкните мышкой на строке с именем темы. В нижней части окна будет отображен комментарий к данной теме. Подтвердите выбор щелчком мыши по кнопке «Выбрать».
После выбора темы появится третье окно, при помощи элементов которого будет производиться тестирование. Данное окно разделено на 5 логических частей: название темы, список вопросов, текущий вопрос, варианты ответов, элементы управления (см. рис. 4). Название темы отображается в самой верхней части окна.
Список вопросов располагается ниже названия темы в левой части окна под надписью «Список вопросов» и представляет собой набор строк, каждая из которых начинается с определенного значка,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
I СПИСОК вопросов 1---------
'ШШШШШШШШШШЯЖ
^ Земская реформе в России конца:
# Соборное Уложение было принято
# Артикул Воинский Петра I был при ^ Высший орган государственного у
# В СССР перестройка началась в: ^ Высшим исполнительным и распор
# Основы законодательства СССР и
# Членство СССР в ООН продолжаю ^ Понятие "развитого социализма“ I / По Соборному Уложению 1649 г. нг Л Уложение о Наказаниях уголовны:
Рис. 3. Вид окна со списком тестов и комментариями к ним [Вопрос №1/75]
1921 -1928 гг.
1929-1933 гг.
1918-1920 гг.
Рис. 4. Верхняя часть окна программы при проведении тестирования
отображающего состояние ответа на данный вопрос. Всего таких состояний 3: отвечено - помечается зеленой галкой, не отвечено - белая прозрачная галка, под сомнением - в виде вопроса.
Текущий вопрос отображается под названием темы, правее списка вопросов под надписью вида «Вопрос № 1/75». Первая цифра в номере вопроса -текущий вопрос, вторая - количество вопросов в тесте.
Варианты ответов располагаются под текущим вопросом. Они представлены в виде трех составных частей: метка ответа, шкала уверенности, вариант ответа. Выбор варианта ответа осуществляется путем щелчка мыши по метке или при помощи перетаскивания ползунка на шкале уверенности (см. рис. 5).
Эти два элемента логически связаны между собой. Так, если щелкнуть по метке варианта ответа, то метка
Рис. 5. Вид ползунков на шкале уверенности ответов на вопросы теста
будет помечена галкой, и ползунок на шкале уверенности переместится в крайне правое положение, что соответствует 100% уверенности в правильности выбранного варианта. Если повторно щелкнуть на метке, то галка на метке исчезнет, а ползунок переместится в крайне левое положение, означающее что данный вариант ответа не выбран. Уточнить степень своей уверенности можно при помощи перетаскивания ползунка на шкале уверенности, которая измеряется от 0 % до 100 % слева направо.
Элементы управления располагаются в нижней части окна. Они представляют собой набор кнопок, которые приводятся в действие путем щелчка мыши. Кнопки «Вперед» и «Назад» располагаются под списком вопросов и означают направление перемещения по списку вопросов. Кнопки «Сброс», «Пропустить» и «ОК» используются для задания состояния ответа на вопрос и перехода к следующему вопросу, если таковой имеется (см. рис. 6).
іурььіи иощеруиик
ЄОНИК Ь СЄОЯ ВКЛЮЧШ
Как назывался уголовный кодекс России, прин: Русское централизованное государство было Понятие преступления по "Русской Правде“: Абсолютная монархия в России сложилась в:
<^ Государственная дума в России впервые была В каком году была принята ныне действующая I
Сброс ? Пропустить
Рис. 6. Кнопки «Сброс», «Пропустить», «ОК» и «Конец», используемые для управления (выбора вопроса) при проведении тестирования
Рис. 7. Результаты тестирования в текстовом виде
После окончательного выбора вариантов ответов на текущий вопрос рекомендуется нажимать кнопку «ОК», тогда вопрос будет помечен зеленой галкой как отвеченный. Если вы не до конца уверенны в правильности выбранных вариантов и в дальнейшем хотите вернуться к данному вопросу, то нажмите на кнопку «Пропуск», вопрос будет помечен знаком вопроса, и позже вам будет легче к нему вернуться для продолжения тестирования. Кнопка «Сброс» предназначена для сброса всех вариантов ответа на текущий вопрос в состояние «не выбрано», ее применяйте с осторожностью. Для завершения тестирования нажмите на кнопку «Конец». Если вы пропустили или не ответили на какие-либо вопросы,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
то программа предупредит вас об этом и спросит «Продолжить тестирование?». Если согласиться, то тестирование будет продолжено, если ответить «нет», тогда программа выведет результаты тестирования.
Результаты тестирования могут быть представлены в трех видах: текстовом, табличном и в виде графика правильных и неправильных ответов (см. рис. 7).
Предлагаемая тестовая программа позволяет накапливать, сохранять и ранжировать список тестируемых учащихся в зависимости от полученного ими результата. Рассмотрев сложившееся положение в области образовательного процесса, а также опыт совместной работы в формировании педагогической компетентности адъюнктов, авторы пришли к выводу о реальной необходимости применения новых информационных технологий, в частности, при проведении тестирования. Наиболее рациональное и эффективное их использование может быть обеспечено путем применения концепции модульного (дистанционно-модульного) обучения или при организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей вузов системы МВД, где важными и значимыми компонентами системы обучения являются входной и выходной контроль знаний. Организация данных видов контроля на основе метода тестирования при помощи компьютеров позволят автоматизировать процесс тестирования, вследствие чего сократится рутинная работа преподавателей и появится возможность перераспределить их временной ресурс для более плодотворной творческой и научной деятельности.
Предложенная компьютерная система тестирования позволяет практически реализовать указанные преимущества применения новых информационных технологий в системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Список литературы
1. Выступление Министра внутренних дел генерал-лейтенанта полиции В. А. Колокольцева в Государственной Думе Российской Федерации 17 октября 2012 г. http://www.mvd.ru/news/show_114819.
2. Иваницкий, А. Т. Стратегия развития высшего образования в ВУЗах МВД в современных условиях // Материалы межвузовской научно-практической конференции 18 мая 2012 г. «Актуальные проблемы педагогики и психологии в правоохранительной деятельности» (Васильевские чтения -2012). - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. - С. 80-91.
3. Иваницкий, А. Т. Психология высшей школы : учебное пособие / под ред. В. Я. Кикотя. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2009. - 336 с.
4. Примакин, А. И. Применение инновационных технологий при подготовке курсантов по учебным дисциплинам кафедры информационных систем Санкт-Петербургского университета МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - N° 3 (39). - С. 197-202.
5. Бабарыкин, П. В., Примакин, А. И. Компьютерная система тестирования : тезисы докладов и выступлений на юбилейной научно-практической конференции «МВД России - 200 лет: история и перспективы развития». Санкт-Петербург, 20-21 сентября 2002 г.
6. Примакин, А. И. Компьютерная система тестирования знаний курсантов по огневой подготовке // Труды IV Межрегиональной научно-практической конференции «Спецтехника органов внутренних дел. Разработка и применение огнестрельного оружия и специальных средств». Санкт-Петербург. Сентябрь 2001. - С. 137-138.
УДК 378 Н.В. Ивченко*
Становление и развитие института кураторства в военных вузах внутренних войск МВД России
В данной статье рассматривается современное становление и развитие кураторства в военном вузе, необходимость развития системы кураторства и его роль в социализации курсантов военного вуза.
Ключевые слова: наставник, социализация, педагогическая деятельность, мониторинг, наставниче ство.
N.V. Ivchenko*. Formation and development of tutorial system in military institutes of Russia Interior Ministry Forces. The article deals with the formation and development of tutorial system in military institutes of the Russia Interior Ministry Forces and underlines the necessity of this system development and its role in the socialization of the military institutes' cadets.
Keywords: tutor, socialization, pedagogic activity, monitoring, tutorship.
В процессе жизнедеятельности наиболее значимым и важным для человека является внесение своего вклада в улучшение условий среды обитания, с одной стороны, а с другой, - паритетное
* Ивченко, Николай Викторович, преподаватель кафедры тактики, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова 1, тел. 8-931-219-64-30.
* Ivchenko, Nikolai Viktorovich, teaching of the tactics department of St. Petersburg Military Institute of Russian Interior Ministry Forces, 198206 St. Petersburg, Pilutov Street, House 1. Phone: 8-931-219-64-30.
© Ивченко Н.В., 2013