УДК 004.91/378.12 ИВАНОВ Александр Юрьевич
Профессор кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор технических наук, профессор Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
Тел.: +7 (921) 757-82-39; [email protected]
IVANOV Alexander Yurievich
Professor of the Department of Special Information Technologies of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Doctor of Technical Sciences, Professor Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (921) 757-82-39; [email protected]
ПРИМАКИН Алексей Иванович
Начальник кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор технических наук, профессор Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: +7 (812) 300-89-94; +7 (911) 281-22-05; [email protected]
PRIMAKIN Alexey Ivanovich Head of the Department of Special Information Technologies of the Saint-Petersburg University ofthe MIA ofRussia, Doctor of Technical Sciences, Professor Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 300-89-94; +7 (911) 281-22-05; [email protected]
ЧУДАКОВ Олег Евгеньевич
Профессор кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор технических наук, профессор Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
Тел.: +7 (812)-940-65-45; [email protected]
CHUDAKOV Oleg Evgenyevich
Professor of the Department of Special Information Technologies ofthe Saint-Petersburg University ofthe MIA ofRussia, Doctor ofTechnical Sciences, Professor Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812)-940-65-45; [email protected]
РЕДКОВНИКОВ Владислав Александрович
Слушатель факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений
Санкт-Петербургского университета МВД России Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: +7 (950) 019-91-97; [email protected]
REDKOVNIKOV Vladislav Alexandrovich
Cadet of faculty oftraining employees for operative divisions ofthe of the Saint-Petersburg
University of the MIA of Russia Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (950) 019-91-97; [email protected]
Повышение эффективности педагогической деятельности преподавателя Санкт-Петербургского университета МВД России посредством автоматизации его рабочего места
Increasing the efficiency of the pedagogical activity of lecturer of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia by means of automation of his workplace
В статье исследуются методы повышения эффективности педагогической деятельности преподавателей. Проанализирован опыт использования автоматизированных рабочих мест в МВД России. Определены функции преподавательского состава, подлежащие автоматизации. Предложена структура автоматизированного рабочего места преподавателя. Особое внимание уделено вопросам обеспечения его информационной безопасности.
Ключевые слова: педагогика, педагогическая деятельность, повышение эффективности педагогической деятельности, информационная технология, автоматизированное рабочее место, информационная безопасность.
Methods of increasing of efficiency of the pedagogical activities of lecturer were reviewed.The experience of usage of workstations in system of Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation and lecturer's duties, which can be automated, were analyzed. Elements of lecturer's workstation were developed. The problem of provision of information security of workstation was reviewed.
Keywords: pedagogy, teaching activities, increasing of teaching activities efficiency, information technology, workstation, information security.
ь настоящее время весьма актуальной является проблема повышения эффективности учебного процесса в высшей школе. Её решение невозможно без информатизации деятельности научно-иедагогиче-ского состава. Внедрение современных информационных технологий позволит существенно сократить время, затрачиваемое преподавателями на методическую подготовку всех видов занятий, и повысить качество их проведения.
Опыт использования методов и средств информатизации производственной и социальной сфер показывает, что значительный эффект даёт внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов различных профилей. Применение этого подхода к педагогической деятельности определяет необходимость создания и последующего внедрения АРМ преподавателя. Такая работа ведется на кафедре специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. Ожидается, что практическая реализация концепции АРМ преподавателя позволит снизить объём рутинной работы и повысить удельный вес творческого труда педагогов.
Традиционно АРМ определяется как индивидуальный комплекс технических, программных, информационных и других средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу (на экран и печать) необходимых документов и данных [1]. Необходимость использования АРМ в работе преподавателей определяется тем, что внедрение новых информационных технологий в практику проведения занятий требует разработки следующих видов учебно-методического обеспечения:
— учебники и учебные пособия, в т. ч. в электронном виде;
— тексты или конспекты лекций и презентации к ним;
— аудио- и видеоматериалы для интерактивных занятий;
— тестовые и оценочные материалы для промежуточных и итоговых контролей, в т. ч. в компьютерном исполнении;
— учебно-методическая документация (рабочие программы и тематические планы дисциплин, программы практик, методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям, методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплин и пр.).
При этом некоторые из указанных документов должны храниться в нескольких экземплярах, что также усложняет задачу документооборота [2].
Вполне уместно предположить, что информатизация деятельности преподавателей посредством использования АРМ поднимет на новый уровень выполнение следующих функций:
— разработка, хранение, актуализация и использование материалов учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной работы кафедры.
— подготовка, хранение и изменение планирующих и отчётных документов учебного процесса.
— систематизация учебно-методических материалов по различным дисциплинам.
— ведение статистического учёта успеваемости обучающихся.
В состав АРМ преподавателя предполагается включить персональный компьютер, принтер, сканер, аудио-
систему, видеокамеру и, возможно, другое периферийное оборудование. Рекомендуемое программное обеспечение — Microsoft Office, Adobe Audition, Adobe Premiere и др.
Примерное использование этих программ предполагается в следующих направлениях:
— Microsoft Word — для разработки и актуализации лекционного материала, тестовых оценочных и учебно-методических материалов;
— Microsoft PowerPoint — для создания и оформления наглядного учебного материала (презентаций);
— Adobe Audition и Adobe Premiere — для подготовки аудио- и видеоматериалов для интерактивных занятий.
Не исключается использование аналогичных программ для выполнения перечисленных функций.
Опыт использования АРМ в деятельности органов внутренних дел (ОВД) показывает, что с переходом к этой технологии у сотрудников активизируется творческая активность, происходит интенсификация их деятельности, повышается исполнительская дисциплина. В большинстве случаев автоматизация рабочего места сотрудника предусматривает следующие операции [1]:
— поиск информации;
— проведение вычислений, например статистическая обработка данных;
— сбор, контроль, фиксация, передача, обработка, хранение и визуализация разнообразных сведений в информационном пространстве;
— редактирование и оформление результатов работы;
— подготовка управленческих решений;
— фоновое выполнение локальных задач, таких как формирование базы данных, контроль движения и исполнения документов и т. п.
Анализ многочисленных применений АРМ в МВД России позволяет отметить наиболее действенные примеры [1; 3№ 4].
1. АРМ сотрудника дорожно-патрульной службы (Мобильный аппаратно-программный комплекс для удаленного доступа к банкам данных). С помощью этого АРМ реализуются следующие функции:
— проверка транспортных средств, физических лиц, регистрационных документов и водительских документов в соответствии с положениями должностных инструкций с использованием доступа в режиме онлайн к информационным данным, перенесённым и интегрированным в общую информационно-специализированную сеть баз данных ГИБДД и МВД России;
— автоматизированное формирование по факту выявленного административного правонарушения электронных документов, оформляемых сотрудниками ДПС в соответствии с установленными нормами делопроизводства (протокол административного нарушения, постановление);
— создание электронных документов на основе информации о транспортном средстве, которая содержится в специализированных базах данных ГИБДД, о лице, им управляющим, о регистрационных и водительских документах с минимальным объёмом дополнительно вводимых данных, относящихся непосредственно к факту административного нарушения;
— печать сформированных электронных документов на бланках протокола административного нарушения и постановления с использованием компактного печа-
тающего устройства для выдачи нарушителю;
— автоматическое сохранение сформированных
электронных документов в единои централизованной базе данных;
— оплата штрафа за административное правонарушение по банковской карте с использованием банковского платёжного терминала банка в строгом соответствии со стандартами оформления банковских платежей (на основании проведенной должным образом оплаты в информационной базе данных централизованного хранения автоматически проставляется соответствующая отметка об оплате) [1].
Таким образом, АРМ сотрудника дорожно-патруль-ной службы значительно повышает эффективность выполнения должностных обязанностей сотрудниками и повышает оперативность взыскания штрафа со стороны правонарушителей.
2. Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Барс». Названный комплекс позволяет сотрудникам ОВД получать достоверную и оперативную информацию о гражданах, транспортных средствах и лицах, находящихся в розыске, из информационных систем МВД России. Это играет немаловажную роль не только в раскрытии преступлений по «горячим следам», но и в обеспечении безопасности информации от несанкционированного доступа. АПК «Барс» успешно прошёл опытную эксплуатацию в территориальных органах МВД России, в т.ч. по требованиям безопасности, и приказом МВД России от 28 декабря 2011 г. № 1318 принят на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации [3].
3. АРМ «Судимость» [4]. Входит в состав информационной системы Интегрированного Банка Данных регионального и федерального уровня и предназначен для приёма и обработки обращений граждан по предоставлению государственной услуги — выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости. АРМ «Судимость» обеспечивает:
— ввод заявления гражданина о получении им справки о судимости, осуществляется сотрудником на основании предоставленных гражданином документов;
— печать и сохранение заявления в электронном виде;
— автоматическое формирование и отправка запросов в другие регионы на основании введённых фамилий и регионов;
— автоматический приём ответов от регионов;
— печать итоговой справки сотрудником.
АРМ значительно ускоряет и упрощает процесс получения гражданами справок о наличии (отсутствии) судимости, освобождая сотрудников ОВД от нетворческой работы.
Анализ источников показал, что в настоящее время АРМ широко применяются в системе МВД России. Они позволяют автоматизировать большинство рутинных операций, выполняемых сотрудниками различных подразделений, а также способствуют повышению эффективности выполнения ими служебных обязанностей.
Изучение документации, регламентирующей деятельность преподавательского состава Санкт-Петербургского университета МВД России, позволил определить основные функции, которые рекомендуется автоматизировать при переходе к технологии АРМ [2].
1. Рутинные операции, связанные с созданием, подготовкой, оформлением, изменением и хранением отчётно-плановых документов кафедры.
2. Разработка, создание, изменение и хранение лекционного материала для проведения занятий, а также сопутствующих презентаций.
3. Разработка, создание, изменение и хранение контрольно-измерительных и тестовых материалов для контроля текущей успеваемости обучаемых.
4. Разработка, создание, изменение и хранение материалов для проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения.
Таким образом, основным направлением автоматизации выступает создание, изменение и хранение рабочих лекций, практикумов, тестовых оценочных материалов, методических рекомендаций для подготовки к семинарским и практическим занятиям, учебно-демонстрационных материалов, частных методик преподавания дисциплины.
Обобщенный алгоритм формирования перечисленных документов в автоматизированном режиме пред-ставленнарис. 1.
Рис. 1. Схема алгоритма работы программной оболочки.
В алгоритме предусмотрено шесть функциональных блоков.
Блок 1. Предназначен для отображения начального диалогового окна программного продукта. Данное диалоговое окно выполняет функции основного меню, где осуществляются возможности авторизации в систему и выбора дальнейших задач. Далее управление передаётся в блок 2.
Блок 2. Предназначен для работы с личными идентификационными данными пользователей (преподавателей). В ходе реализации данного блока пользователь вводит свои данные и далее проводится проверка этих данных.
В блоке 3 проверяются идентификационные данные пользователя. Введенные данные сравниваются с ранее зарегистрированными. В случае совпадения управление передается блоку 5, в противном случае — блоку 4.
В блоке 4 пользователю выдается сообщение о том, что авторизация не пройдена, т.к. не совпали введённые и ранее зарегистрированные данные. Далее управление передаётся блоку 2.
Блок 5 реализует основные функции, такие как создание, изменение и хранение основных документов. Далее управление передается блоку 6.
В блоке 6 происходит проверка завершения пользователем работы с программой. При утвердительном ответе работа программы завершается. В противном случае управление передается блоку 5.
Приведенный алгоритм наглядно иллюстрирует работу программной оболочки от начала её запуска и до завершения работы с программой. В нём рассматриваются все основные блоки, необходимые для корректной работы разрабатываемого программного обеспечения.
На основе указанного алгоритма существует возможность разработки программного обеспечения, позволяющего на практике реализовать автоматизацию некоторых функций преподавателя кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России.
Общий вид основного меню разработанного программного обеспечения представляется следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Общий вид основного меню АРМ преподавателя.
Интерфейс программы представлен несколькими опциями.
1. Документ.
2. Руководство пользователя.
3. О программе.
4. Выход из программы.
При нажатии на кнопку меню «Документ» пользователю будет предложено одно из следующих действий.
1. Создать документ.
2. Изменить существующий документ.
3. Сохранить документ на сервере.
4. Загрузить документ с сервера.
При активизации кнопки «Создать документ...» пользователю предлагается создать рабочую лекцию, методические рекомендации, практикум по дисциплине, тестовый оценочный материал, учебно-демонстрационный материал или учебное пособие.
При нажатии кнопки «Методические рекомендации» пользователь может создать методические рекомендации для обучающихся по подготовки к семинарским или практическим занятиям, для выполнения курсовой или контрольной работы.
Указанные материалы будут создаваться при помощи Microsoft Word.
Опция «Учебно-демонстрационный материал» отвечает за создание презентации, аудио- и видеоматериалов.
Для разработки презентаций пользователю предлагается воспользоваться программой Microsoft PowerPoint, для создания аудиоматериалов — Adobe Audition, для создания видеоматериалов — Adobe Premiere.
Кнопка «Сохранить на сервере...» отвечает за запись созданных документов на основной файловый сервер системы.
Кнопка «Загрузить с сервера...» позволяет пользователю загрузить с сервера ранее сохраненные документы.
При нажатии на кнопку «Руководство пользователя» оператор имеет возможность ознакомиться с инструкцией по работе с программным комплексом АРМ.
Ознакомиться с информацией о версии программы и другими сведениями пользователь может, нажав на кнопку «О программе».
Для завершения работы предназначена кнопка «Выйти из программы».
Как видно из предоставленных выше рисунков, программное обеспечение «АРМ преподавателя» имеет простой и дружественный интерфейс. Данная программа проста в использовании и обеспечивает автоматизацию рутинных операций, выполняемых профессорско-преподавательским коллективом кафедры. Данное обстоятельство позволяет сократить время выполнения рутинных операций и повысить эффективность выполнения служебных обязанностей преподавателей.
Поскольку представленное программное решение изначально не включает в себя механизмы обеспечения безопасности, требуется принять меры к защите АРМ преподавателя от несанкционированного доступа со стороны посторонних.
Для разработанного программного обеспечения основной угрозой информационной безопасности является несанкционированный доступ (НСД) к информации.
НСД — доступ к информации, нарушающий правила разграничения доступа с использованием штатных
средств, предоставляемых средствами вычислительной техники или автоматизированными системами [5].
Основными механизмами защиты от НСД являются следующие [6]:
— механизмы управления доступом;
— механизмы регистрации и учёта;
— механизмы криптографической защиты;
— механизмы контроля целостности.
Механизм управления доступом может быть реализован через процедуру авторизации пользователя при запуске программного обеспечения. Пользователю предлагается ввести свои идентификационные данные (логин и пароль). При правильном вводе разрешается работа с программным обеспечением. В противном случае выдается соответствующее сообщение, а доступ к ресурсам программы ограничивается.
Механизм регистрации и учёта может быть также реализован в виде процедуры авторизации. При этом время, идентификационные признаки пользователя и совершённые им операции заносятся в журнал регистрации и учёта. Это позволяет отслеживать действия пользователей, проводить их анализ
и делать выводы о продуктивности работы преподавателей.
Механизмы криптографической защиты могут быть реализованы в виде шифрования отдельных документов или всех документов, использующихся в программном средстве. Шифрование может осуществляться симметрично и поблочно в соответствии с отечественным стандартом шифрования ГОСТ 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования».
Механизмы контроля целостности могут быть реализованы программно. Данные средства позволят защищать информацию от фальсификаций.
В перспективе предполагается решить проблему защиты АРМ преподавателя от возможных атак со стороны локальных и глобальных сетей при подключении к их ресурсам.
Таким образом, внедрение технологии АРМ в деятельность кафедры позволит в значительной мере повысить эффективность работы педагогических работников. Также стоит отметить, что вопрос защиты информации от НСД является сложным, но реализуемым. Это направление защиты является основным в общей структуре политики информационной безопасности АРМ.
Список литературы:
1. Примакин А.И., Муравьёв A.B., Селюгина C.B. Использование автоматизированных рабочих мест в деятельности органов и учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации//Вестник СПбУ МВД России. 2011. № 4 (52).
2. Положение об учебно-методическом обеспечении образовательных программ в федеральном государственной казённом образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Приложение № 16 к приказу Санкт-Петербургского университета МВД России от 12 февраля 2016 г. № 68, ч. 11).
3. Дьячков В.В. Защищённый терминальный доступ для нужд МВД России//Информационные технологии, связь и защита информации МВД России 2012 : сб. статей. М., 2012.
4. АРМ «Судимость»/Сайт «Инфосеть-С Инфорационные Системы». — URL: http://www.infonet-c.ru/arm-gu-sud/ (дата обращения: 12.11.2016).
5. Защита от НСД. Термины и определения: Руководящий документ Гостехкомиссии (утверждён решением председателя Гостехкомиссии России от 30 марта 1992 г.).
6. Щеглов А.Ю. Защита компьютерной информации от несанкционированного доступа. СПб.: Наука и техника, 2004. - 384 с.
© Иванов А.Ю., Примакин А.И., Чудаков O.E., Редковников В.А., 2017
УДК 37 НИМИРОВСКАЯ Юзефа Казимировна
Доцент кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России,
кандидат педагогических наук Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
E-mail^ [email protected]
NIMIROVSKAYA Yuzefa Kazimirovna
Assistant professor of the Department of General Psychology of the Saint-Petersburg University of
the MIA of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1
E-mail^ [email protected]
Возможности естественнонаучных дисциплин в подготовке психолога посредством интерактивных методов обучения в образовательных организациях МВД России
The potential of the natural sciences for training staff psychologists through interactive teaching methods in educational organizations of MIA of Russia
В статье обосновывается важность естественнонаучных дисциплин в профессиональной подготовке психолога правоохранительных органов, значение нейрофизиологических механизмов работы мозга как основы для последующего изучения психологии. Рассматривается необходимость инновационного подхода в процессе обучения курсантов в образовательных организациях МВДРоссии.
Ключевые слова: инновационный подход, интерактивное обучение, качество образования, рефлексия.
The article shows importance of the natural sciences in vocational training of the law enforcement structures' psychologist, significance of the neurophysiological tools of brain function as the basis of further studying psychology. The need for innovative approach during the cadets' educative process is being considered.
Keywords: innovative approach, interactive teaching, education quality, reflection.
В условиях реформирования системы образования, введения новых ФГОС ВО определены повышенные
требования к качеству подготовки курсантов ОО МВД России, что актуализирует необходимость уточнения