Научная статья на тему 'Опыт использования компьютерной диагностики при обучении ординаторов, на кафедре детской стоматологии с курсом ортодонтии'

Опыт использования компьютерной диагностики при обучении ординаторов, на кафедре детской стоматологии с курсом ортодонтии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ДИАГНОСТИКИ И КАЧЕСТВА ЛЕЧЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЦЕФАЛОМЕТРИИ / MODERN METHODS OF VALUE OF DIAGNOSTICS AND TREATMENT / INCREASE OF EDUCATION EFFICIENCY / CEFALOMETRIC TRG WORK BOOK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Василевский С. А., Степанова Т. С., Доценко А. В.

В статье рассматриваются возможности применения компьютерного класса в процессе обучения ординаторов на кафедре детской стоматологии с курсом ортодонтии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Василевский С. А., Степанова Т. С., Доценко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF COMPUTER DIAGNOSTICS USING IN POST GRADUATE STUDENTS EDUCATION IN DEPARTMENT OF PEDIATRIC DENTISTRY WITH ORTHODONTIC COURSE

The article is devoted to the possibility of computer class using in post graduate students education in department of pediatric dentistry with orthodontic course.

Текст научной работы на тему «Опыт использования компьютерной диагностики при обучении ординаторов, на кафедре детской стоматологии с курсом ортодонтии»

УДК: 616.31 - 071+021.66

i ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРДИНАТОРОВ, НА КАФЕДРЕ ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ С КУРСОМ ОРТОДОНТИИ

Василевский С.А., Степанова Т.С., Доценко А.В.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме

В статье рассматриваются возможности применения компьютерного класса в процессе обучения ординаторов на кафедре детской стоматологии с курсом ортодонтии.

Ключевые слова: современные способы оценки диагностики и качества лечения, повышение эффективности обучения, рабочая тетрадь по цефалометрии.

i EXPERIENCE OF COMPUTER DIAGNOSTICS USING IN POST GRADUATE STUDENTS EDUCATION IN DEPARTMENT OF PEDIATRIC DENTISTRY WITH ORTHODONTIC COURSE

Vasilevskiy S.A., Stepanova T.S., Dotsenko A. V

Smolensk state medical University,

Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy str., 28.

Summary

The article is devoted to the possibility of computer class using in post graduate students education in department of pediatric dentistry with orthodontic course.

Keywords: Modern methods of value of diagnostics and treatment, increase of education efficiency, cefalometric TRG work book.

Современное ортодонтическое лечение, не обходится без диагностики с помощью ТРГ (телерентгенографии) [8]. На сегодняшний день существует значительное количество методов анализа и расчета (более 100 и более 200 цефалометрических антропометрических точек [5]. Одни из них несут информацию о росте, типе роста; другие же позволяют определить положение верхней и нижней челюсти по отношению к лицевому скелету, третьи определяют направление мышечного или скелетного типа и т. д. С помощью цефалометрического анализа по боковому телерентгенографическому снимку определяют тип лица. Однако тип лица и аномалия не обязательно коррелятивно зависимы друг от друга. Каждая аномалия характеризуется отклонениями основания челюстей в сагиттальной и вертикальной плоскостях, а также взаимной ротацией основания челюстей. Всем аномалиям свойственны дисгнатии, хотя также не исключаютя идеальные окклюзионные соотношения [2, 4]. В зависимости от соотношения оснований челюстей в вертикальной и сагиттальной плоскостях различают зубоальвеолярные и скелетные аномалии [9]. Успешное лечение скелетных форм возможно только в период роста, исправление зубоальвеолярной патологии возможно также и в более позднее время. Позднее лечение скелетных аномалий эффективно только при проведении компенсаторных ортодонтических мероприятий, при выраженных аномалиях необходимо даже комбинированное ортодонтическо - хирургическое лечение [8]. Прогностическая оценка сагиттальных и вертикальных аномалий заключается в определении роста. Таким образом, данный вид диагностики позволяет значительно повысить эффективность и качество ортодонтического лечения. На базе детской городской стоматологической поликлиники, где расположена кафедра детской стоматологии с курсом ортодонтии, данного вида диагностики не предусмотрено, что значительно затрудняет информацию при постановке диагноза, тем самым делает невозможным

показать и рассказать ординаторам. Данный вид диагностики проводится в нескольких частных, стоматологических клиниках города Смоленска, но компьютерный расчет делает только одна, и то по нескольким авторам, что значительно не раскрывает всех возможностей программы. Поэтому для повышения качества образовательного процесса последипломного образования ординаторов на кафедре детской стоматологии с курсом ортодонтии был организован компьютерный класс. Также была разработана цефалометрическая шаблонная тетрадь, которая значительно облегчает обучение ординаторов и мотивирует их к правильному протоколу лечения, что является необходимым аспектом получения информации и формирования специалиста [1, 3]. Последипломное образование ординаторов по ФГОС подразумевает обучение по рабочей программе, где неотъемлемой частью является модуль - ортодонтия, в которой есть раздел по ТРГ. Эффективное представление учебной информации ординаторам и контроль за ее усвоением - первостепенные задачи обучения. [6, 7] представленная информация в компьютерном классе на кафедре детской стоматологии с курсом ортодонтии имеет ряд преимуществ:

- мощное программное обеспечение позволяет работать не только с ТРГ, но и КТ (компьютерная томограмма);

- ординаторы любой специальности имеют возможность и доступ к компьютеру, что повышает качество обучения по данному модулю - подтверждение диагноза с помощью дополнительного метода диагностики расширяют возможности образовательного процесса уже на первых этапах обучения;

- каждый ординатор имеет возможность посмотреть более сложные клинические примеры под руководством преподавателя, что значительно повышает их практический уровень подготовки;

- шаблонная тетрадь по ТРГ, которая находится в компьютерном классе (созданная на кафедре с помощью снимков пациентов с различной патологией), позволяет наглядно показать и сравнить аномалии, при обучении ординаторов;

- современные цефалометрические анализы (представлены в тетради) имеют общеупотребительные антропометрические точки, отрезки и углы, а также обьяснение их значения;

- обозначены основные параметры вертикального, сагиттального, метрического и зубного анализов;

- для измерения углов и отрезков на боковом телерентгенографическом снимке используются определенные исходные точки, эти точки делят на скелетные, зубные, зубоальвеолярные и мягких тканей.

- Таким образом, необходимость совершенствования компьютерных и шаблонных методов диагностики значительно повышает уровень и качество знаний, что является значимой ступенью формирования специалиста.

Литература (references)

1. Гинали Н.В., Сулимова Н.В., Кузьминская О.Ю., Рутковская Л.В. Опыт совместной лечебно -профилактической работы кафедры стоматологии детского возраста Смоленской ГМА и ОГБУЗ «Смоленский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2012. - № 3. - С. 42-43;

2. Гинали Н.В., Василевский С.А., Басова В.И. Сравнительный анализ клинических методов оценки окклюзии зубных рядов в ретенционный период ортодонтического лечения // Ортодонтия. - 2010. - № 4 (52). - С. 11-15.

3. Гинали Н.В., Сулимова Н.В., Кузьминская О.Ю., Рутковская Л.В., Василевский С.А., Малышева Е.А. Расширение клинической и педагогической базы кафедры стоматологии детского возраста в результате сотрудничества с ОГБУ «Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2011. - № 4. - С. 65-67.

4. Гинали Н.В., Евневич Е.П., Василевский С.А. Техника прямой дуги в ортодонтии // Смоленск, 2015. - 296 с.: ил.

5. Гинали Н.В., Василевский С.А., Бойкова Е.И. Сравнительный анализ применения различных брекетов при использовании техники прямой дуги у пациентов, находящихся на

ортодонтическом лечении // Вестник смоленской государственной медицинской академии 2018г. Том 17. № 3, С. 215-217.

6. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004;

7. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

8. Франк Нетцель, Кристиан Шультц. Практическое руководство по ортодонтической диагностике. Анализ и таблицы для использования в практике /Науч. ред. изд. на русск. яз. к.м.н. М.С. Дрогомирецкая. Пер. с нем. - Львов: ГалДент, 2006. - 176 с. - 264 с.: ил.

9. Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно - лицевой области и их комплексное лечение. -М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. - 544 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.