Научная статья на тему 'Опыт использования интерактивных методов обучения в вузе'

Опыт использования интерактивных методов обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE EDUCATION METHODS / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / EDUCATIONAL PORTAL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / EDUCATIONAL STANDARD OF THIRD GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Светлана Геннадьевна

Представлен опыт организации и использования учебно-образовательного портала для реализации интерактивных методов обучения в вузе в соответствии с новым образовательным стандартом. Представлена структура портала и описана технология взаимодействия студентов с преподавателями и методистами в учебном процессе. Отмечена возможность использования ресурсов портала для поддержки самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Interactive Education Methods Use in University

Article presents experience of arrangement and use of educational portal for execution of education interactive methods in university in accordance with new education standard. Portal structure is presented. Technology of interrelations between students and lecturers and methodists in educational process is described. Possibility to use portal resources for support of independent work of students is specified.

Текст научной работы на тему «Опыт использования интерактивных методов обучения в вузе»

_Аннотация

Представлен опыт организации и использования учебно-образовательного портала для реализации интерактивных методов обучения в вузе в соответствии с новым образовательным стандартом. Представлена структура портала и описана технология взаимодействия студентов с преподавателями и методистами в учебном процессе. Отмечена возможность использования ресурсов портала для поддержки самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, электронные образовательные ресурсы, учебно-образовательный портал, образовательные стандарты третьего поколения.

Ахметова Светлана Геннадьевна

кандидат экон. наук, доцент

Пермский научный исследовательский политехнический университет [email protected]

сервер всегда включен

опыт использования интерактивных методов обучения в вузе

В 2011-12-ом учебном году все российские вузы приступили к реализации образовательного процесса по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС), которые принципиально отличаются от действовавших ранее стандартов.

Инновации требуют интерактивности

Новый стандарт основан на формировании общекультурных и профессиональных компетенций. Согласно ФГОС, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таковых должен составлять 20-30% аудиторных занятий в зависимости от направления подготовки.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Существуют разные трактовки понятия «интерактивные методы обучения», но все они основаны на реализации взаимодействия студентов с преподавателем и студентов между собой. К числу интерактивных методов обучения относят проблемную лекцию или практическое занятие; ситуационные задачи; игровое проектирование; дискуссии; деловые и ролевые игры. Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует использования и новых образовательных технологий (1). Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) позволяют реализовать новые методы интерак-

пивная экономика, 2012, № 10

тивности за счет иерархической навигации, интерактивных справок, манипулирования экранными объектами, конструктивного взаимодействия и многого другого.

Новое время - новые задачи

Электронные образовательные ресурсы дают возможность обеспечить все компоненты учебного процесса: получение информации, выполнение контрольных заданий, групповую работу, аттестацию студентов. При этом изменяются роли преподавателя и студента. Преподаватель должен осуществлять поддержку учебного процесса, его координацию и контроль, а студент - активно вовлекаться в учебный процесс при выполнении контрольных заданий, групповой работе над проектом или разборе ситуации. Вовлеченность студентов в учебный процесс должна стимулироваться преподавателем.

Поэтому от преподавателей сегодня требуется уметь находить необходимые сведения и учебные материалы, в том числе и в Интернете, обрабатывать и структурировать их в соответствии с поставленными образовательными задачами, разрабатывать учебно-методические материалы и сценарии групповой работы, а также стимулировать студентов на активную работу.

На гуманитарном факультете Пермского научного исследовательского политехнического университета в 2008 году по инициативе и под руководством автора был создан учебно-образовательный портал (2). Основной целью портала явилось информационное и методическое обеспечение образовательного процесса, а также предоставление

пользователям портала (студентам, методистам и преподавателям) возможности интерактивного общения. Реализация проекта сопровождалась созданием информационного, методического и организационного обеспечения для постепенного наполнения портала информационными ресурсами.

В настоящее время на портале размещено более 30 электронных курсов дисциплин по двум специальностям факультета; организованы страницы методистов, преподавателей и студенческих групп. На этих страницах реализуются коммуникации студентов между собой; студентов с методистами и преподавателями; преподавателей и методистов между собой.

Структура портала представлена на рисунке 1.

Платформой для организации портала выбрана свободно распространяемая программная оболочка Моос11е. Это позволило обеспечить лицензионную чистоту разработки.

Портал как образовательное пространство

Для организации учебного процесса (регистрация пользователей, формирование групп, учебных планов специальностей) создан «электронный деканат». Главная страница портала представляет собой своеобразный вход в вирту-

основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения

3 ф

0 §

00

1 §

<|>

0

1 О

КЗ

о

КЗ

ю О

страница методиста специальности МЕН страница методиста специальности УП страница методиста группы магистров

и т.д.

поддержка

учебного

процессе

страницы методистов

преподавательская студенческий уголок специальности МЕН студенческий уголок специальности УП студенческий уголок группы магистров И т.д.

коммуникации (форум)

виртуальные комнаты для коммуникаций

регистрация групп регистрация студентов перевод, отчиспен ие формирование учебных планов групп

статистика

Главная страница портала

Электронный деканат

поддержка самостоятельной работы студентов

э-курс дисциплины

форум

информация

страницы дисциплин

регистрация п ол ьзователей

вход для

зарегистрированных пользователей

Лента новостей приглашения на вебинар

и т,д.

Свободный доступ

авторизованный доступ

организация

процесса

обучения

Рис. 1. Структура портала

альное учебное пространство. На этой странице размещена информация о портале, ссылки на сайты кафедр университета, панель для регистрации и входа зарегистрированных пользователей. Кроме того, на этой странице размещены некоторые гаджеты: погода, лента новостей, расписание вебина-ров, организуемых преподавателями. Вебинары могут быть как в свободном, так и в закрытом доступе. Мы используем для проведения вебинаров свободно распространяемую платформу онвебинар (3).

Опыт проведения вебинаров показал их эффективность при проведении занятий. Хорошо разработанная презентация к лекции, включенные видеоролики, постоянное общение со студентами в чате, проведение опросов позволяют заинтересовать студентов и не отвлекаться на другие действия, как это бывает при традиционной лекции в аудитории.

Большая часть материалов, размещенных на портале, недоступна для сторонних пользователей. Каждый студент зарегистрирован в своей группе. Для каждой группы на семестр формируется учебный план, соответственно, каждому студенту доступны только те дисциплины, которые предусмотрены учебным планом, и страница методиста их группы. Вход на портал зарегистрированных студентов происходит через виртуальный студенческий уголок.

Преподаватель имеет доступ только к страницам своих дисциплин, методисты - к своим страницам. Вход на портал зарегистрированных преподавателей и методистов происходит через страницу виртуальной преподавательской. Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины, размещенный на странице преподавателя, может содержать

вовлеченность студентов

в учебный процесс должна стимулироваться преподавателем

список информационных источников по дисциплине, глоссарий, методические указания для выполнения курсовой или контрольной работы, образцы лучших курсовых работ, контролирующие ресурсы (задания, тесты) и т.д. По некоторым дисциплинам разработаны и выложены на портал электронные учебники и видеоролики. На странице методиста размещена информация для студентов отдельных групп по организации учебного процесса. Здесь оперативно размещается информация об изменениях в расписании, сведения об успеваемости, различные объявления, новости, необходимая документация и т.п. Кроме того на странице методиста организован форум для коммуникаций студентов со своими методистами. Здесь же выкладывается расписание вебинаров по некоторым темам и проблемам. Информация страницы методиста особенно полезна студентам, обучающимся по заочной форме, многие из которых живут в других городах Пермского края. Значительно более эффективной стала работа методистов, обеспечивающих учебный процесс за счет уменьшения количества обращений студентов лично и по телефону.

опыт проведения вебинаров показал их эффективность при проведении занятий

новые знания в информационном обществе появляются каждый день, в связи с чем постоянно повышается потребность в освоении новых навыков

Студенческие уголки созданы для студентов отдельных групп и доступны только тем из них, которые зарегистрированы в этой группе. Преподаватели и методисты не имеют доступа к этим страницам. Форма организации уголков - форум. Студенты активно обсуждают в форуме учебные проблемы, обмениваются мнениями и идеями. Аналогично организованы и виртуальные уголки для преподавателей и методистов. В виртуальной преподавательской есть возможность обсудить проблемы, поделиться ссылкой на интересный материал, провести семинар и т.д. В 2011 году с использованием портала был проведен международный семинар «Инновационные технологии обучения» с участием препода-

пока разработка дисциплин для размещения на портале полностью зависит от внутренней мотивации преподавателя

вателя университета Дуйсбург-Эссен (ФРГ).

Выводы

Таким образом, портал представляет собой инструментарий для разработки и внедрения инновационных образовательных технологий в процесс самостоятельной работы студентов и в процесс повышения профессиональной компетенции преподавателей.

Эти инновации связаны с интерактивными формами обучения для подготовки студентов к жизни в информационном обществе, которое постоянно изменяется и динамично развивается. Новые знания в информационном обществе появляются каждый день, в связи с чем постоянно повышается потребность в освоении новых навыков. Для большинства студентов, выросших в информационном обществе, это обычная среда, и для них работа с порталом является естественным продолжением общения со своими сверстниками в социальных сетях.

Несколько сложнее происходит эта работа у преподавателей. Работа с порталом требует от преподавателя дополнительных затрат времени и соответствующей мотивации, в том числе материальной. К сожалению, пока разработка дисциплин для размещения на портале полностью зависит от внутренней мотивации преподавателя. Проблема мотивации преподавателей для использования инновационных технологий в обучении стоит очень остро и требует отдельного рассмотрения.

Первый опыт работы с порталом показал, что расширилось общение между студентами и преподавате-

еативная экономика, 2012, № 10

лями, активнее стал происходить обмен опытом между самими преподавателями, появилась возможность определить степень активности каждого преподавателя в области инноваций,

Литература

1, Лебедева Н.А. Инновационные интернет-системы в коммуникацион-

ном процессе высшей школы (Текст) // Креативная экономика, 2011, № 10 // http://www,creativeconomy,ru/ articles/13366/,

2, Портал гуманитарного факультета ПНИПУ, URL http://portal-hsb,pstu,ru,

3, Платформа для проведения вебина-ров, URL http://onwebinar,ru,

Svetlana G. Akhmetova

Cand. of Econ. Sci.,

Perm Science Research Polytechnic University Experience of Interactive Education Methods Use in University

_Abstract

Article presents experience of arrangement and use of educational portal for execution of education interactive methods in university in accordance with new education standard. Portal structure is presented. Technology of interrelations between students and lecturers and methodists in educational process is described. Possibility to use portal resources for support of independent work of students is specified.

Keywords: interactive education methods, electronic educational resources, educational portal, educational standard of third generation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.