• Предлагаемая модель обучения также интегрирована в модель обучения предпринимателей в бизнес-инкубаторе (БИ) молодёжной бизнес-школы (МБШ) СИБП.
Студенты, слушатели института имеют возможность в процессе реализации инновационной модели обучения совмещать учёбу в институте с учёбой в молодёжной бизнес-школе МБШ СИБП с инкубированием в БИ. Это даёт дополнительные виды поддержки в процессе разработки бизнес-проекта, а также возможность создания своего бизнеса, для которого будет разработан бизнес-проект.
Особенно эта модель эффективна в сочетании с моделью обучения в БИ для тех, кто не имеет работы, и для будущих предпринимателей.
• Модель обучения апробировалась в СИБП с 2008/2009 уч. года и показала свою эффективность. К числу основных показателей повышения качества подготовки кадров можно отнести:
• повышение профессиональной компетентности за счёт приобретения практических навыков применения современных знаний для решения реальных проблем и задач действующих бизнесов;
• повышение активности и ответственности в анализе текущей ситуации развития (создания) бизнеса и принятия управленческого решения, требующего ресурсных инвестиций и последующую реализацию;
• повышение творческой составляющей;
• навыки командного взаимодействия и оценки своих индивидуальных управленческих навыков;
• экономия общего времени обучения с 400 ч до 290 ч за счёт исключения повторов в теоретических разделах дисциплин и проведения текущего и промежуточного контроля в темпе-процесса разработки бизнес-проекта;
• повышение квалификации самих преподавателей, их компетентности в практическом применении современных знаний и навыков.
По итогам 2011/2012 уч. года, группа студентов выпускного курса, 26 человек, изучила все приведённые дисциплины с выполнением в мини-командах (2-3 чел.) 10 бизнес-проектов под бизнес-площадки и виды услуг, предложенные дирекцией национального парка «Смоленское поозерье». Защита бизнес-проектов и дипломных работ прошла успешно, и все проекты были приняты для реализации.
Литература
1. Грушенко В.И. Менеджмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений / Грушенко В.И. - М.: Инфра-М, 2010.
2. Грушенко В.И. Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разработке и реализации: монография / Грушенко В.И. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.
С.Г. Ахметова
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА:
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
CREATING INFORMATION ENVIRONMENT IN A HIGH SCHOOL: EXPERIENCE AND PROBLEMS
Аннотация: статья посвящена актуальной теме использования новых образовательных технологий в учебном процессе вуза. Основное внимание уделено
© С.Г. Ахметова, 2013
предложениям по разработке учебных дисциплин в информационной образовательной среде. Представлен опыт создания учебного портала в техническом университете.
Abstract: the article is devoted to the actual subject using new educational technologies in the university. The focus is given to proposals for the development of academic courses in the University Infomedia. The experience of creating training portal at the Technical University.
Ключевые слова: сценарий учебной дисциплины, дистанционные технологии, формы дистанционной поддержки, электронные ресурсы, интерактивность.
Keywords: scenario of the course, distance technologies, forms of remote support, electronic resources, interactivity.
Мир стремительно меняется. Основные характеристики современного мира -информатизация и глобализация. Сегодня важнейшими экономическими активами становятся интеллект, знания, технологии. Доступность высокоскоростного Интернета, развитие служб социальных сетей и социальные сервисы Web 2.0 привели к возникновению новой формы жизни, новому мышлению и новым навыкам. В настоящее время от специалистов требуется умение самостоятельного обучения и саморазвития, сотрудничества, вовлеченности и участия. Эти новые навыки необходимо прививать и нашим студентам. В этих условиях одной из самых важных задач образования становится эффективное использование новых образовательных технологий, поддерживающих новые навыки.
Исследования показывают, что новое поколение людей, родившихся в цифровом мире (с 1980 по 2000 гг.) значительно отличается от предыдущего поколения. Это поколение уже четко разделяет свою активность на офлайн и онлайн. Погружение в цифровую среду для них является естественным процессом, в большинстве случаев обучение новым технологиям и адаптация происходят интуитивно.
Проникновение Интернета среди молодежи в возрастной группе 18-24 года согласно исследованию ФОМ [2] составило более 90% на осень 2012 года. При этом по прогнозам к 2014 г. около 95% молодежи будут относиться к самой активной - суточной Интернет аудитории.
Сегодня недостаточно иметь разработанный курс в виде традиционного пособия или учебника. Заинтересовать современного студента, имеющего доступ к многочисленным электронным материалам, простым текстовым пособием или презентацией практически невозможно. Современным студентам необходимы другие навыки, и получать эти навыки они должны с использованием электронных коммуникаций. Кроме того, современные студенты разучились воспринимать информацию как единое целое. Это означает, что они не могут читать большой учебник или смотреть презентацию, состоящую из десятков или сотен слайдов. Для этих студентов привычным является использование поисковых систем, скорость получения нужного ресурса в этом случае колеблется от 30 секунд до 1,5 минут.
В современном вузе должна быть создана электронная образовательная среда, обеспечивающая возможность создания инновационных сценариев обучения, основанных на постоянном взаимодействии преподавателя со студентами и студентов между собой и организацию коллективной (групповой) работы студентов. Постоянное взаимодействие преподавателя со студентами должно обеспечиваться особыми приемами построения учебно-методического комплекса дисциплины, формами контроля и методами коммуникаций.
Учебно-методический материал каждой дисциплины образовательной программы современного вуза должен быть структурирован по модулям, при этом модуль курса не должен превышать объем, который можно изучить за один день. Тем самым будут
обеспечены привычные для студентов нового поколения условия работы с образовательным контентом.
На рисунке представлена возможная структура курса. Тема курса может соответствовать одному модулю, но возможна организация нескольких модулей для раскрытия одной сложной темы.
Основной материал модуля может быть представлен в виде лекции в формате текстового редактора и (или) видео лекции. Дополнительный материал может быть представлен ссылкой на ресурсы Интернета, статьи, тренинги, презентации, видеоролики. Очень важно, чтобы объем основной лекции модуля был не более 8-10 страниц текста, длительность основной видео лекции - не более 5 минут. Объем дополнительных ресурсов не ограничивается.
Контрольные ресурсы предназначены для самоконтроля и для рубежного контроля со стороны преподавателя. В каждом модуле курса обязательно должен быть выложен как минимум один контрольный ресурс.
Рис. Структура электронного курса
Коммуникации могут быть реализованы в виде форума (асинхронное взаимодействие), чата или вебинара (синхронное взаимодействие).
Эффективным является возможность организации коллективной работы над проектом или проблемой в режиме on-line. В настоящее время разработано много программ, позволяющих реализовать технологию Вики, например, облачный сервис Wikispace. Использование этого сервиса для образовательных учреждений бесплатно.
Роль преподавателя в новых условиях должна существенно измениться. При разработке курса необходимо уметь находить открытые образовательные ресурсы, обрабатывать этот материал в соответствии с поставленными образовательными задачами дисциплины, разрабатывать учебно-методические материалы и сценарии групповой работы, а также стимулировать студентов на активную работу. В учебный курс необходимо включать фрагменты видео лекций, внешние электронные ресурсы, задания, ориентированные на групповую работу.
На гуманитарном факультете Пермского научного исследовательского политехнического университета созданы предпосылки для развития электронной образовательной среды. Платформой для этой среды явился созданный по инициативе
автора и при поддержке заведующего кафедрой менеджмента и маркетинга профессора Молодчика А.В. учебно-образовательный портал.
Для организации портала выбрана свободно распространяемая программная оболочка Moodle. Это позволило обеспечить лицензионную чистоту разработки. В отношении безопасности информации Moodle обеспечивает:
• регистрацию входа и выхода пользователей из системы;
• идентификацию, проверку подлинности и контроль доступа пользователей на портал;
• разграничение доступа к различным функциям и страницам портала.
В настоящее время на портале размещено более 30 электронных курсов дисциплин по двум специальностям факультета; организованы страницы методистов, преподавателей и студенческих групп. На этих страницах реализуются коммуникации студентов между собой; студентов с методистами и преподавателями; преподавателей и методистов между собой.
Опыт внедрения и функционирования электронной образовательной среды факультета позволил сделать вывод, что для эффективного ее использования необходимо решить ряд проблем.
Во-первых, важным для преподавателей является вопрос поддержки руководства вуза в области использовании электронного обучения, главным образом, вопрос материального поощрения. Пока разработка дисциплин для публикации на портале полностью зависит от внутренней мотивации преподавателя.
Во-вторых, в вузе необходим центр поддержки преподавателей, который бы осуществлял консультации по применению электронного обучения в учебном процессе, помощь в создании электронных учебно-методических материалов. Подобные центры существуют во многих западных университетах, и на реализацию их деятельности выделяются необходимые ресурсы.
В-третьих, необходимо создание методических материалов по использованию информационно-коммуникационных технологий и разработке электронных курсов.
Решение перечисленных проблем позволит преподавателям существенно повысить собственную эффективность, улучшить качество обучения и реализовать собственный научно-педагогичский потенциал.
Литература
1. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. - М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.
2. http://bd.fom.ru/report/map/pressr_130611 (дата обращения: 31.05.2013 г.)
Ю.В. Данюшина
КОМПЛЕКС ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
COMPLEX OF PROGRAMS OF INNOVATIVE COMMUNICATION DISCIPLINES FOR STUDENTS OF MANAGEMENT SPECIALTIES
Аннотация: в настоящее время все более актуальным элементом программ подготовки современных специалистов (бакалавров и магистров) становятся курсы с глобальной ориентировкой. В статье предлагается и разрабатывается комплекс
© Ю.В. Данюшина, 2013