Научная статья на тему 'Опыт использования электронных обучающих тренажеров в процессе подготовки будущих преподавателей'

Опыт использования электронных обучающих тренажеров в процессе подготовки будущих преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНАЖЕР / INFORMATION TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS / AN ELECTRONIC EDUCATIONAL TRAINING SIMULATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева Виктория Владимировна

В статье рассмотрены вопросы использования современных информационных технологий при подготовке будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабаева Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of using of modern informational technologies in training future teachers the professional education are examined. The theoretical results are brunt and the example of the electronic educational training simulator is examined.

Текст научной работы на тему «Опыт использования электронных обучающих тренажеров в процессе подготовки будущих преподавателей»

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В.В. Бабаева

В статье рассмотрены вопросы использования современных информационных технологий при подготовке будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс, электронный обучающий тренажер.

Usage experience of the modern educational technologies in the process of training future teachers. The questions of using of modern informational technologies in training future teachers the professional education are examined. The theoretical results are brunt and the example of the electronic educational training simulator is examined.

Key words: information technology, educational process, an electronic educational training simulator.

Потребность современного общества Республики Узбекистан в перестройке системы образования выдвигает перед высшей школой новые, довольно сложные и ответственные задачи улучшения уровня подготовки педагогических кадров.

Будущий специалист должен представлять собой личность сугубо компетентную, обладающую высоким профессионализмом. Педагог профессионального образования, помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли производства, для которой готовятся кадры в профессиональном учебном заведении. Будущему преподавателю профессионального обучения необходимо овладеть теоретическими и практическими знаниями по технике, технологии и методам их приобретения, знать историю развития изучаемых предметов, в совершенстве владеть практическими умениями и

навыками по тем видам трудовой деятельности, которым он будет обучать будущих специалистов [1, с.25].

Исходя из этого, для формирования профессиональных знаний будущих преподавателей в системе профессионального образования необходимо широкое использование возможностей современных информационных технологий. Применяемые в процессе обучения специальным дисциплинам, они формируют уровень специалиста, адекватный современным требованиям и перспективам развития по избранным специальностям.

В последние годы в практике профессиональной подготовки будущих специалистов все чаще используют компьютерные тренажерные комплексы.

Существует много различных определений и видов тренажеров, выполняющих одну или много функций, состоящих из одного или комплекса

элементов, обучающих одного или одновременно несколько человек (группу).

Под «электронным обучающим тренажером» (ЭОТ) будем подразумевать техническое средство профессиональной подготовки человека-оператора, предназначенное для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений путем многократного повторения действий [2, с. 11].

Целями электронного обучающего тренажера являются: закрепление теоретических знаний и формирование необходимых умений и навыков; выработка навыков в решении производственных задач; формирование умений учиться самостоятельно, овладение приемами и способами самообучения и самоконтроля. ЭОТ может быть использован при проведении лабораторных работ и проверки знаний студентов, но в большей степени ориентирован на самостоятельную работу студентов.

Разработка электронных обучающих тренажеров является комплексной задачей и предполагает рассмотрение целого ряда вопросов: учебно-методических, психологических, организационных, технических и экономических. Следует отметить, что текстовые и графические материалы, предоставляемые обучающими тренажерами, по своей организационной структуре отличаются от традиционных учебных пособий. В отличие от других технических средств обучения, тренажеры интерактивны. На стадиях проектирования, разработки и тестирования электронного обучающего тренажера обязательна всесторонняя оценка по ряду параметров: сфере применения, функции, степени адаптации, педагогической направленности, структуре партнерства,

модальности, композиции и многим другим. При разработке электронных обучающих тренажеров важной задачей является обеспечение удобного пользовательского интерфейса. Его общая структура должна помогать студентам в изучении теоретического материала и решении задач путем анализа ошибок и подсказок, а также стимулировать их к дальнейшему обучению. ЭОТ направлен на индивидуализацию обучения, когда обучаемый может использовать все возможности системы при самостоятельной работе, например, задавать удобный для него темп работы, постепенно наращивая его, работать необходимое для освоения материала количество времени, изучать тот материал, который требует проработки, получать любую справочную информацию.

В качестве примера рассмотрим «Электронный обучающий тренажер», предназначенный для студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное образование» - (Техноло -гия изделий легкой промышленности), изучающих курс «Проектирование технологических процессов» (ПТП). Целью данного курса является формирование и развитие у студентов знаний и умений по основам проектирования швейного производства. Полученные в этом курсе знания и умения необходимы будущему преподавателю для квалифицированного проведения занятий в профессиональных колледжах по направлению «Технология швейных изделий».

ЭОТ, разработанный на кафедре «Технология и дизайн изделий легкой промышленности», является одним из этапов и составной частью внедрения новых информационных технологий в учебный процесс Ташкентского инсти-

131

тута текстильной и легкой промышленности.

ЭОТ - «Проектирование технологических процессов» представляет собой программный комплекс, предназначенный для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений при решении производственных расчетов, проектировании структуры потока и его планировочных решений, путем многократного повторения действий.

При проектировании обучающего тренажера для проведения практической и самостоятельной работы по дисциплине «Проектирование технологических процессов» использовался проблемный компьютеризированный подход.

Под проблемным компьютеризированным обучением понимается обучение, при котором педагогические программные средства создают проблемные ситуации и активизируют самостоятельную деятельность обучаемых по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемный подход является наиболее рациональным и при отборе содержания и структурирования учебного материала. Он позволяет реализовать наиболее эффективный, с точки зрения практики, способ обучения, при котором знания, умения и навыки приобретаются в процессе решения конкретных проблемных задач; построение содержания как цепи последовательных познавательных задач, в ходе решения которых реализуются педагогические цели, представляется наиболее рациональным. Наконец, проблемный подход рассматривается как наиболее адекват-132

ный путь развития творческого мышления [3, с 17].

При разработке ЭОТ были заложены рекомендации по его использованию.

Во-первых, обучение на тренажере следует планировать на практических занятиях после изучения теоретического материала, а также основных этапов проектирования технологических процессов. Это позволяет закрепить приобретенные знания и сформировать (или совершенствовать) навыки и умения по проектированию технологических процессов.

Другими словами, работа на тренажере обучаемого производится поэтапно:

1 этап: на этом этапе осуществляется теоретическое изучение технологического процесса (его особенностей) реального объекта. Это изучение может быть произведено на лекциях или самостоятельно (под руководством преподавателя);

2 этап: на этом этапе производится изучение "Руководства по эксплуатации" тренажера и всех прилагаемых к тренажеру учебно-методических материалов (лекций, описания задач и ситуаций и т.д.). Изучение производится, как правило, самостоятельно (или в группе) при консультации преподавателя.

Во-вторых, кроме обучения на практических занятиях, тренажеры должны использоваться и при контроле умений и навыков студентов. В этом случае действия оператора (обучаемого) должны быть направлены на решение проблемных ситуаций, которые возникают при решении заданных задач.

3 этап: на этом этапе выполняется непосредственная работа обучаемого (группы) на тренажере под контролем

преподавателя, который определяет порядок и количество решаемых задач, производит выбор ситуаций и выделяет приоритеты технологического процесса.

В-третьих, ЭОТ может быть использован преподавателем при чтении лекций как иллюстративный материал (при малочисленной аудитории). Однако это предполагает высокий уровень профессиональной подготовки самого преподавателя и наличие определенного опыта по использованию ПЭВМ.

Студент, работая с указанным обучающим тренажером, имеет доступ к трем режимам работы:

• режим обучения;

• режим тренировки;

• режим контроля.

Режим обучения

Режим обучения является базовым и предназначен для обучения решению задач, а также для усвоения основных теоретических знаний (рис 1).

Он включает в себя следующие вкладки:

• аннотацию (краткое описание ЭОТ);

• инструкцию по применению для пользователей;

• конспект лекций по предмету «ПТП»;

• справочную информацию;

• глоссарий.

В режиме обучения можно пользоваться справочными материалами без ограничений.

Рис. 1. Окно «Режим обучения»

Режим тренировки

Режим тренировки является основным он позволяет закрепить теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, а также развить навыки

по построению технологической схемы и расчетов процесса, проектирования структуры потока и его планировочных решений (рис.2).

Рис. 2. Окно «Режим тренировки»

Процесс тренировки проходит с применением конкретных примеров.

В ходе работ в данном режиме студенты выполняют задания по известным алгоритмам, проводят необходимые расчеты заданных согласно индивидуальным заданиям, параметров и анализ технологической схемы потока, производят планировку цеха в графическом редакторе тренажера, выводят на печать отчет по выполненным заданиям.

Режим контроля

Режим контроля служит для проверки знаний. Для оценки степени и уровня усвоения материала проводится промежуточное тестирование, которое дает возможность скорректировать обучение в сторону индивидуальной работы обучаемых как с преподавателем, так и для самостоятельной работы. Режим контрольного тестирования вве-134

ден в состав тренажера с целью организации самостоятельной подготовки к работе и самопроверки (рис 3).

Студент может осуществлять свободную навигацию по списку вопросов, возвращаться к любому вопросу, исправлять ответы. Так как речь не идет о контрольной проверке знаний, никаких временных ограничений на работу пользователя не устанавливается, список вопросов сформирован с учетом смыслового контекста и помогает студенту лучше усвоить учебный материал. В процессе работы студент получает сообщение о количестве неправильных ответов.

ЭОТ проходил апробацию в группах студентов Ташкентского института текстильной и легкой промышленности, а также Ташкентского государственного университета при изучении ими курса "Проектирование технологических процессов".

Выполните задание

Тесты

В поле Ответ выберете фавильный-ответ

Кол^а^неправильну^дав; '2

Вопрос Ответ

* Какие 2 вида технологий характерны для швейной отрасж

- По каким основным признакам классифицируются рабочи Швейное предприятие - это групповая, индивидуальная, индивидуальная, конвейерная потоки малык серий, конвейерная массовая, агрегатно-групповая массовая,индивидуальная

. Производственной структурой называется

. Рабочее место ■...

- Группа рабочих мест - это

основные виды специализации швейной промышленности

основные виды специализации швейной промышленности

основные виды специализации швейной промышленности

предметная специализация -

. Конструктивные признаки сложности изделия

. Какие изделия можно отнести к группе средней сложнос

. Какие бывают основные приемы

Рис. 3. Окно контрольного тестирования

Наблюдения во время аудиторных занятий со студентами из этих групп, а также их впечатления, замечания и предложения относительно работы с компьютерным тренажером позволили сделать следующие выводы:

• для работы с тренажером требуются элементарные навыки работы с компьютером в среде Windows, которые становились более содержательными и разнообразными после проведения занятий на тренажере;

• ЭОТ отличается наглядным интерфейсом и простым управлением, что облегчает его освоение студентами и сводит к минимуму число ошибок при выполнении лабораторных работ на тренажере;

• работая на тренажере, студенты не только придерживаются индивидуального задания, но также предлагают и апробируют собственные технические решения, проявляя свои творческие способности;

• усвоение данных дисциплин в целом происходило более быстрыми темпами и более глубоко у студентов из групп, использующих при изучении курса компьютерный тренажер, по сравнению со студентами, проводя-

щими лабораторные работы только на учебных стендах кафедры.

Таким образом, внедрение электронного обучающего тренажера позволяет значительно повысить качество обучения конкретной дисциплине за счет его индивидуализации и наглядности, а приобретение навыков использования современных информационных технологий и освоение виртуального компьютерного пространства способствует формированию профессиональных качеств будущего специалиста.

Литература:

1. Самородский П. С., Симоненко В.Д. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" / Под ред. В. Д. Симоненко. -Брянск: Издательство БГУ, 2002. 60 с.

2. Мизин И.А., Колин К.К. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России //Системы и средства информатики. М.: Наука, 1996, №8. с.1-13.

3. Шамухитдинова Л.Ш., Бабаева В.В. Совершенствование процесса проведения теоретических занятий путем внедрения информационных технологий / Проблемы текстиля. - №10. - 2005. 17-19с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.