ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Н. А. Муслимов Х. Ш. Кадыров
Формирование в процессе обучения в педагогическом в вузе необходимого уровня компетентности у будущего педагога осуществляется по трем направлениям: (а) базовая подготовка (профессиональные и психолого-педагогические знания), (б) методологическая культура, (в) педагогическое творчество и креативность. Система высшего профессионального образования формирует будущего специалиста и готовит его к будущей профессиональной деятельности. Сложный набор качеств, которыми должен обладать современный специалист, может выработать система, в которой будет использовано все положительное, что есть в традиционном обучении, и внедрены новые, рациональные подходы, компенсирующие недостатки существующей системы в их взаимном дополнении.
Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение в приобретении этих знаний, умений и навыков имеют опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессионально ориентированному вопросу или проблеме.
Цель вузовского обучения - формирование у студента познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности. В настоящее время в вузах существуют две формы обучения студентов - внеаудиторная и аудиторная. Обе они должны опираться на использование информационных технологий. Это перспективное направление связано с увеличением объемов самостоятельной работы студентов. Тенденцию к разработке информационнокоммуникативной формы самостоятельной работы студентов предусматривает большую их самостоятельность, индивидуализацию учебных заданий.
Возможности подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий расширяются. Актуальной становится самостоятельная работа с
604
обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для формирования профессиональной компетенции будущих педагогов. Наиболее эффективными из них является электронный обучающий тренажер (далее ЭОТ), разработанный коллективами специалистов Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами и Ташкентского института текстильной и легкой промышленности (под руководством проф. Н. А. Муслимова) и успешно применяющийся во многих вузах Узбекистана. Обучение студентов на основе использования ЭОТ, ориентированное на формирование их профессиональной компетентности, показало свою эффективность при изучении дисциплин по специальности. Студенты, работая с ЭОТ, имеют возможность обучения, тренировки, контроля.
Использование ЭОТ на практических занятий по различным дисциплинам позволили сделать следующие выводы: (а) для работы с тренажером требуются элементарные навыки работы с компьютером в Windows, однако эти навыки становились более содержательными и разнообразными после проведения занятий на тренажере; (б) ЭОТ отличается наглядным интерфейсом и простым управлением, что облегчает его освоение студентами и сводит к минимуму число ошибок при выполнении лабораторных работ на тренажере; (в) работая на тренажере, студенты не только придерживаются индивидуального задания, но также предлагают и апробируют собственные технические решения, проявляя свои творческие способности; (г) усвоение изучаемых дисциплин в целом происходило более быстрыми темпами и более глубоко у студентов из групп, использующих при изучении курса компьютерный тренажер, по сравнению со студентами, проводящими лабораторные работы только на учебных стендах кафедры.
Таким образом, внедрение электронного обучающего тренажера позволяет значительно повысить качество обучения конкретной дисциплине за счет его индивидуализации и наглядности, а приобретение навыков использования современных информационных технологий и освоение виртуального компьютерного пространства способствует формированию профессиональных качеств будущего специалиста.
605