9. Поволжская ассоциация государственных классических университетов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.assoc.ulsu.ru.
10. Бершадский А. М. Состояние и перспективы развития дистанционного обучения в Пензенском государственном университете /А. М. Бершадский, И. Г. Кревский, В. А. Мещеряков //Открытое образование и информационные технологии: материалы Всероссийской научно-методической конференции (17-20 октября 2005 г.). Приложение к журналу «Открытое образование» - Пенза: Информационно -издательский центр ПГУ, 2005. - С. 3-7.
11. Бакланова Н. Б. Дистанционное образование в республике Марий-Эл: региональный опыт: Монография / Н. Б. Бакланова, А. А. Косов. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2001. - 148 с.
12. Положение о региональном информационном проекте «Марийский Интернет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.mari.ru/marinet/docs/Ldoc.
13. Савиных И. В. Разработка и использование системы дистанционного обучения в Институте открытого образования Марийского государственного университета / И. В. Савиных, Е. С. Кашкова //Новые информационные технологии и системы: Труды VI Международной научно-технической конференции (17-19 июня 2004 г.). - Пенза, ПГУ, 2004. - Ч. 2. - С. 184-186.
14. Косов А. А. Контроль знаний студентов с использованием системы SMS-тестирования /А. А. Косов, И. В. Савиных, Н. Б. Бакланова //Телематика'2005: Труды XII Всероссийской научно-методической конференции (6-9 июня 2005 г.). - Санкт-Петербург, 2005. - Т. 2. - С. 437-438.
15. GSMLIB [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pxh.de/fs/gsmlib/.
16. Букин М. С. Все про Ваш мобильный телефон. Книга 1 /М. С. Букин. - М.: Майор, 2004. - 176 с.
17. Ле-Бодик Г. Мобильные сообщения: службы и технологии SMS, EMS и MMS /Г. Ле-Бодик: Пер. с англ. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. - 448 с.
18. Бершадский А. М. Актуальные проблемы компьютерного контроля знаний /А. М. Бершадский, А. А. Белов, Р. И. Вергазов, И. Г. Кревский //Вестник компьютерных и информационных технологий. -2005. - №1. - С. 40-48.
ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
М.Н. Краснянский, доц. каф. Автоматизированного проектирования технологического оборудования (АПТО) С. В. Карпушкин, доц. каф. АПТО Ю.В. Чаукин, учащийся магистратуры кафедры АПТО Тел.: (8-0752)720 706, факс : (8-0752)711228 E-mail - [email protected] Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ) http://www.gaps.tstu.ru, http://www.170514.tstu.ru
The structure and contents of system of trial and examination on the basis of programming environment LabVIEW, are presented. The system can be used in training students of a chemical technology structure and the personnel of the chemical enterprises.
В XX веке проводились многочисленные попытки автоматизировать производственные процессы в различных отраслях промышленности. С появлением доступных компьютерных средств, в 80-90-х годах началось бурное развитие систем автоматизации управления технологическими
процессами. Наиболее широко такого рода системы применяются сегодня при автоматизированной сборке (автомобильная, электронная промышленность и пр.), а также для контроля технологических процессов на химических и энергетических предприятиях.
Современная химическая промышленность активно использует системы автоматического управления технологическими процессами, значительно улучшающие качество выпускаемой продукции, а также предоставляющие обслуживающему персоналу удобные и простые в использовании инструменты для контроля за соблюдением технологии и предотвращения нештатных и чрезвычайных ситуаций. Безусловно, для работы с такими системами персонал должен иметь определенную подготовку. Таким образом, становится очевидной необходимость создания тренажеров, призванных предоставлять студентам химико-технологического профиля и работникам химических предприятий возможность обучения и повышения квалификации для работы с системами автоматического контроля и управления технологическими процессами.
На сегодняшний день имеется большое количество программных продуктов, предназначенных для обучения персонала промышленных производств: тренажеров, программ для тестирования и пр. Внедрение таких пакетов программ на предприятие повышает качество обучения персонала и способствует формированию навыков реальной работы. Кроме того, обучение с помощью компьютерных средств можно сделать очень наглядным и удобным, что также немаловажно.
Широкое распространение тренажеры и обучающие программы получили в химической и энергетической отраслях промышленности, так как на предприятиях этих отраслей сотрудники в цехах выполняют чаще всего диспетчерские функции, подавая управляющие воздействия дистанционно с помощью пультов управления, работу которых сравнительно легко имитировать с помощью программ-тренажеров.
Также весьма перспективным является применение программ-тренажеров в процессе обучения студентов высших учебных заведений химико-технологического профиля. Очень важно, чтобы у студентов были не только теоретические знания по изучаемой ими специальности, но и практические навыки, связанные с решением конкретных
производственных задач. Этого можно достигнуть, применяя в процессе обучения системы, имитирующие работу конкретных технологических линий. Таким образом, достигаются две цели: во-первых, более глубокое понимание изучаемого материала, так как представление работы аппаратов в динамике зачастую более информативно, чем текстовые описания и статические иллюстративные материалы; и во-вторых, появляется возможность приобретения студентами практических навыков, необходимых в дальнейшей работе на производстве, без необходимости использования реальной аппаратуры, которая зачастую недоступна вовсе, либо ее использование связано с большими сложностями. Очевидно, что в таких случаях использование тренажеров является, практически, единственным способом дать студентам необходимые знания и навыки.
Перспективным направлением в создании компьютерных обучающих систем для обслуживающего персонала химических предприятий и студентов соответствующих специальностей является использование в качестве среды реализации CADA-систем. С их помощью можно создавать тренажеры, взаимодействие с которыми полностью имитирует работу за пультом управления на реальном производстве, оснащенном аналогичной системой. Это позволяет обучаемому получить навыки, во многом аналогичные практической работе в цехе. Еще одним преимуществом SCADA-систем при создании на их базе тренажеров является то, что практически во все системы этого класса интегрированы основные сетевые протоколы, в том числе TCP/IP, что позволяет создавать обучающие программы с удаленным доступом через Интернет.
В настоящее время на кафедре Автоматизированного проектирования технологического оборудования» Тамбовского государственного технического университета ведется разработка автоматизированной системы проверки знаний и тренировки студентов специализации «Гибкие автоматизированные системы в технологии машин и аппаратов химических производств» и персонала ОАО «Пигмент», г. Тамбов. Данная система разрабатывается на базе среды программирования LabVIEW компании National Instruments.
Разрабатываемая система включает в себя следующие компоненты:
1. Виртуальный тренажер, имитирующий рабочее место аппаратчика, управляю
щего технологической установкой, производящей красители.
2. Модуль тестирования обучаемого, предусматривающий проверку знания технологического процесса, имитируемого в тренажере, а также химических технологий в целом.3. Справочную систему, включающую в себя описание технологии имитируемого производственного процесса.
Тренажерный модуль представляет собой набор виртуальных инструментов, созданных в системе Lab VIEW. Он состоит из двух основных компонентов: тренажер, предназначенный для отработки действий при локализации нештатных и аварийных ситуаций, а также тренажер, имитирующий штатную работу технологической схемы.
Тренажер «ПЛАС-Т» (рис. 1- см. цв. вставку) представляет собой виртуальный инструмент, предназначенный для отработки действий персонала при возникновении нештатных и аварийных ситуаций, созданный на основе действующего Плана локализации аварийных ситуаций (ПЛАС) цеха по производству монометиланилина ОАО «Пигмент», г. Тамбов. Он представляет собой комплекс, состоящий из передней панели, панели предварительных настроек, подсистемы обработки ответов и подсистемы вывода результатов тестирования. Основными особенностями системы «ПЛАС-Т» являются:
- соответствие навыков, формируемых на тренажере, навыкам трудовой деятельности (обеспечивается тем, что в основу тренажера был положен действующий ПЛАС, который является основным документом, регламентирующим поведение ответственных лиц при возникновении аварийной ситуации) и, таким образом, устанавливается тождество между действиями, которые оператор обязан выполнить при реальной аварии, и действиями, которые он выполняет, обучаясь на тренажере;
- подавление формирования навыков, дающих отрицательный эффект при переходе в реальные условия, за счет того, что информация о неправильном ответе доводится до обучаемого и помогает ему при последующем тестировании избежать ошибки;
- возможность варьировать условия тестирования, которая обеспечивается наличием двух временных режимов тестирования и возможностью выбора стадии технологического процесса, условий протекания и типа аварийной ситуации;
- регистрация результатов для последующего анализа, представленная как внутри программы, в виде таблицы, где отображается правильность ответов, которые дал обучаемый, так и в виде внешнего файла, куда заносится полная информация о тестировании;
- методическая целенаправленность тренажера, обеспечивающего покрытие всех возможных вариантов возникновения и развития аварийных ситуаций, предусмотренных в ПЛАСе, совокупностью упражнений, предлагаемых учащимся.
Вторым компонентом тренажерного модуля является система, имитирующая пульты управления совмещенными технологическими схемами (пример: производство пигмента бордо и пигмента красного Ж) (рис. 2 - см. цв. вставку). Тренажер основан на действующих регламентах производства продуктов. На передней панели тренажера расположены органы управления, позволяющие контролировать движение рабочих сред по схеме, работу приводов перемешивающих устройств, а также индикаторы уровня среды в аппаратах. С помощью этого тренажера обучаемый имеет возможность получить навыки управления реальной технологической системой без привлечения реального оборудования.
Важной особенностью данного тренажера является возможность производить обучение и тестирование персонала дистанционно через Интернет с помощью обычно -го Интернет-браузера без необходимости установки дополнительного программного обеспечения. Для этого создана Интернет -страница с постоянно обновляющимся изображением передней панели тренажера, на которой размечены активные зоны, соответствующие его органам управления. Нажатие на эти зоны с помощью cgi-скрипта преобразуется в управляющие воздействия на сам тренажер.
Модуль тестирования (рис 3.- см. цв. вставку) создан в среде программирования Microsoft Visual Basic 6.0 и связан с базой данных формата Microsoft Access. В базе данных хранится набор вопросов с вариантами ответов, охватывающих как общие знания по технологии химических производств, так и конкретный производственный процесс, представленный в тренажерном модуле, а также сведения о каждом из обучаемых, включающие его инициалы, а также результаты тестирования: количество попыток, количество правильных ответов в
Отечественный и зарубежный опыт
каждой из них. На основании этих сведений преподаватель может сделать вывод об уровне знаний каждого обучаемого. Модуль тестирования имеет два режима работы: собственно тест, а также режим вывода результатов, в котором преподаватель может просмотреть результаты любого обучаемого.
Важным компонентом тренажера является справочная система, которая содержит описания имитируемых технологических процессов, а также справку по работе с компонентами системы.
Результатом представляемой работы является комплексная система, объединяющая модуль тестирования студентов вузов и работников химических предприятий для выявления уровня знаний технологических
процессов и модуль тренажа, позволяющий значительно повысить качество обучения и переподготовки кадров, достичь более глубокого понимания принципов работы изучаемого оборудования. С применением данной системы можно проводить практические занятия, дающие студентам навыки, необходимые при работе на химических предприятиях, сближая таким образом университетское образование с реальным производством. Не менее важной областью применения данной системы является подготовка и переподготовка кадров на химических предприятиях, выявление степени их подготов-ле-нности к различным ситуациям, в том числе нештатным и аварийным.
Литература
1. Малыгин Е.Н., Краснянский М.Н., Карпушкин С.В., Мокрозуб В.Г., Борисенко А.Б. Новые информационные технологии в открытом инженерном образовании Уч. пособие. - М.: Изд-во Машиностроение-!, 2003.- С. 90-123.
МЕТОД РЕЗОЛЮЦИЙ И АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ СИЛЛОГИСТИКА В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
С.Ф. Тюрин, д. т. н., проф., Заслуженный изобретатель РФ, проф. каф. Информационных технологий и автоматизированного проектирования Тел. (3422) 167-344, факс (3422) 660-996, E-mail: [email protected] Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. акад. Д. Прянишникова http://www.acareer.ru/h_schools/358.htm Ю.А. Аляев, к. т. н., доц., академик Академии информатизации образования, проф. каф. Информатики, проректор по научной работе Тел. (3422) 660-690, факс (3422) 660-996, E-mail: [email protected] Пермский региональный институт педагогических информационных технологий
http://pripit.perm.ru
We suggest to make studying ofpredicates Logics of first-order with the purpose of synthesis of two approaches in logics teaching — a traditional one and a symbolic one (with new information realities). The corresponding formalizations are defined; they compose ordinary categorical judgments by means of controlling conclusions (the resolutions method is
used).
Новая информационная цивилизация характеризуется возрождением преподавания логики на многих специальностях и направлениях высших учебных заведений, причем часто логика рассматривается как единая
наука, как сплав традиционной (аристотелевской) логики и символической (математической) логики [1].
Предлагается строить преподавание логики путем движения от аристотелевской силлогистики