DOI: 10.17805ЛГ^У.2021А6 ПЕДАГОГИКА
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
Т.Р. Ганзенко Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассматриваются особенности применения дистанционных технологий в работе театральной студии «Вокруг» Московского гуманитарного университета в период пандемии. Автор описывает специфику психологических особенностей сопровождения творческого развития личности обучающихся в условиях современного информационного пространства.
Ключевые слова: театр-студия, психологическое сопровождение, развитие личности, дистанционные технологии, творческое развитие, актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, реализация
THE EXPERIENCE OF USING REMOTE TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE PARTICIPANTS
OF THE THEATER STUDIO
T.R Ganzenko Moscow University for the Humanities
Abstract: The article discusses the features of the use of remote technologies in the work of the theater studio «Around» of the Moscow University for the Humanities during the pandemic. The author describes the specifics of the psychological features of supporting the creative development of students ' personality in the conditions of the modern information space.
Keywords: studio theater, psychological support, personality development, remote technologies, creative development, acting skills, stage speech, stage movement, implementation
Пандемия коронавирусной инфекции 2020 г. в России повлияла на взаимодействие между людьми, на их привычный образ жизни. Дистанционные технологии стремительно вошли в обиход.
В этот непростой период в приоритете было сохранить общение между людьми и взаимодействие между ними, получать обратную связь от коллег, а также сохранить атмосферу коллектива даже в условиях удаленного доступа. С подобными проблемами столкнулись и участники театральной студии Московского гуманитарного университета.
Чтобы не лишать обучающихся возможностей развиваться творчески, руководитель театра-студии «Вокруг» внедрил в творческий процесс все возможности дистанционных технологий, которые позволили участникам коллектива визуализировать информацию с помощью гаджетов, реализовывать интерактивное
взаимодействие (Назаров, Сергеева, Электр. ресурс) Для реализации общения и взаимодействия использовались платформы Zoom и Skype.
В связи с тем, что участники перешли на «удаленку», пришлось менять и подход к изучению информации, и подход к выполнению необходимых упражнений. Благодаря дистанционным технологиям, участники и руководитель могли выполнять упражнения, позволяющие осваивать сценический образ, оттачивать навыки сценической речи и сценического движения.
Режиссер-педагог театральной студии «Вокруг» - Олег Борисович Чекалин смог в очень короткие сроки не только модернизировать программу для лучшего ее усвоения участниками, но и сохранить ту творческую и дружескую атмосферу, которая была создана еще в стенах университета. Помимо этого, руководитель также поддерживал в каждом участнике интерес к творчеству, помогал раскрывать им свой потенциал.
Помимо этого, руководитель постоянно создавал «ситуацию успеха», т.е. поддерживал участников театральной студии, хвалил и благодарил за работу, за счет чего у участников не пропадал интерес к данному виду деятельности, не обесценивался их труд. С каждым разом ими прилагалось больше усилий для выполнения заданий. Сами участники также поддерживали друг друга не только в момент занятий, они не теряли контакты друг с другом - общались по телефону и в социальных сетях.
Каждое занятие было направлено на проработку определенных средств выразительности, которые в совокупности способствовали развитию творческого восприятия участником окружающего мира и себя в нем.
Мы знаем, что перед тем, как выступать на сцене, актер должен был «вжиться в роль» своего персонажа, определенным образом трансформируя свои личностные качества. В театре-студии «Вокруг» для проработки актерского мастерства использовались такие упражнения, как: «Встреча», «Зеркало» и прочие (Гиппиус, 2005). Перечисленные упражнения способствовали установлению психологического контакта между участниками, развивали эмпатию, чувство раскрепощенности, снимали внутренние зажимы, способствовали раскрытию и пониманию своего внутреннего мира, были направлены на развитие уверенности в себе.
Следующей задачей являлось оттачивание мастерства сценической речи -одно из важнейших средств актерской выразительности. Это было сложно, т.к. возникали технические проблемы: плохой интернет у некоторых участников, неполадки на платформе и приходилось либо переходить на другие платформы, либо на другие гаджеты.
Благодаря мастерству актера речи зрителю представляются черты характера персонажа: психологические, социальные, бытовые, национальные, а также - внутренний мир и переживания героя. Использовались упражнения, направленные на артикуляционную гимнастику («Хомячок», «Назойливый комар»), упражнения для губ и языка («Улыбка», «Чашка», «Лошадка»), упражнения со
звуками («Треугольник», «Соединение гласной и согласной»), упражнения на постановку речевого голоса («Этажи», «Маляр»), работа над скороговорками («Сплетня», Чистоговорка в образе»), дыхательные упражнения («Свечка», «Разброс») (Гиппиус, 2005). Данные упражнения были направлены на развитие мастерства речи, умение владеть техникой объема голоса, правильным дыханием, гибкостью и звучностью, дикцией (четкое и понятное произношение слов), а также интонационной выразительностью.
Сценическое движение предполагает не только освоение, но и понимание всех совершаемых движений. Здесь важно научиться чувствовать баланс, координацию, скорость, инерцию. Для актера важно выработать реакцию, способность передать внутренний мир героя, его характер, привычки, темперамент личности, его отношение и переживания через движения тела. Для решения этой задачи руководителем использовались такие упражнения, как «Ощущения», «Потянулись-сломались», «Танец огня» и другие (Гиппиус, 2005).
Развитие сценического движения направлено на то, чтобы участник научился чувствовать и понимать свое тело, уметь им правильно управлять и правильно выражать через язык тела свои эмоции, чувства, отношение к чему-либо, а также понимать других людей через их жесты. В выполнении данных упражнений у участников могли возникнуть проблемы с координацией, чувством баланса, ощущениями своего тела, сложности в понимании правильности выполнения упражнений, что в последствии повлияло бы на качество их выполнения.
Прорабатывая упражнения, направленные на освоение актерского мастерства, сценической речи и сценических движений, режиссер также организовывал совместный просмотр кинофильмов, с последующим обсуждением сюжета, образов персонажей и их поведения в определенных ситуациях. Участники обсуждали внутренний мир каждого героя фильма, какие проблемы были подняты в нем, какие выходы находили персонажи из разных ситуаций, насколько они были верными.
Несмотря на все сложности, которые возникли из-за пандемии, спустя полгода занятий студентов-участников театральной студии «Вокруг» уже были заметны изменения в поведении и в повседневной жизни: более уверенная походка, умение пользоваться своим телом для выражения эмоций или в сопровождении речи; четкость речи, поставленный голос, интонации в речи, стала богаче мимика. Был отмечен прогресс в отношениях человека с самим собой: гармоничное сочетание телесных и речевых способов общения, выражающих внутренний мир, эмоции и переживания. По большому счету, участники научились верно истолковывать свои потребности и желания, понимать себя и других.
Плоды проделанной работы отразились в итоговом спектакле-сказке «Аленький цветочек», который состоялся в Московском гуманитарном университете. Во время выступления было видно, что каждая роль участником была проработана, актеры сумели «вжиться в образ» своего персонажа и передать его внутренний мир, ощущения и отношение к происходящему достаточно четко и ясно. При
просмотре создавалось впечатление, что каждый из них играет будто самого себя, настолько точным оказалось погружение участников в роли персонажей.
Таким образом, важно отметить, что использование дистанционных технологий в творческом процессе реально, это способствует развитию личности и ее способностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Назаров А.И., Сергеева О.В. (2014) Анализ эффективности использования дистанционных образовательных технологий в бакалавриате [Электронный ресурс] // Научный электронный журнал «Непрерывное образование: XXI век» https://cyberleninka. ru/article/n/analiz-effektivnosti-ispolzovaniya-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-bakalavriate/viewer (дата обращения: 27.03.2021)
Гиппиус С.В. (2005) Актерский тренинг. Гимнастика чувств. М.: АСТ, 340 с.
Ганзенко Татьяна Романовна - магистрант 2 курса кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Иванова Е.Е., кандидат психологических наук, доцент. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: 8(926)845-86-85. Эл. адрес: [email protected]
Ganzenko Tatyana Romanovna is a 2nd-year master's student of the Department of Pedagogy and Psychology of the Higher School of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: E. E. Ivanova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: 8(926)845-86-85. E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Ганзенко Т.Р. Опыт использования дистанционных технологий в организации психологического сопровождения развития личности участников театральной студии // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. №4. С. 29-32. DOI: https://www. doi.Org/l0.17805/trudy.2021.4.6