С. В. ВИКТОРОВ
ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИНДИКАЦИОННЫХ ГЕОБОТАНИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
В настоящее время весьма актуальна разработка ускоренных методов оценки естественных условий и выяснения пригодности тех или иных территорий (в частности, мало изученных сухих степей, полупустынь и пустынь) для развития различных отраслей сельского хозяйства. Главнейшими природными условиями, влияющими на возможности сельскохозяйственного использования земель в пустынях и полупустынях, являются засоленность почв, подпочв и грунтовых вод, а также глубина залегания последних. На сильно засоленных почвах в сочетании с высокой минерализацией и близким залеганием грунтовых вод к поверхности земледелие затруднено, а нередко экономически не эффективно, однако подобные земли в ряде случаев оказываются ценными пастбищами. Наоборот, выщелоченность почв и почвообразующих пород создает предпосылки для растениеводческого освоения. Знание гидрогеологических условий,
в особенности знание площадей, пригодных для сооружения колодцев, является важнейшим условием правильной организации отгонного животноводства.
Таким образом, весьма желательным является разработка простых и экономичных методов, которые позволяли бы достаточно быстро и легко производить рекогносцировочные исследования огромных пространств полупустынь и пустынь, и на основе этой рекогносцировки ориентировочно распознавать площади, пригодные для земледелия, площади пастбищ, площади пригодные для создания водохранилищ, колодцев и т. д. Одним из подобных методов являются сопровождаемые картографированием геоботанические индикационные исследования — наземные и с самолета.
Накоплен значительный материал, свидетельствующий о том, что растительность в аридных областях может выступать как индикатор самых различных почвенных, геохимических и гидрогеологических условий. Для выявления ее индикационных свойств в последние годы составляются различные геоботанические карты — гидроиндикационные (карты индикаторов грунтовых вод), галоиндикационные (карты индикаторов засоления почв и подпочв), литоиндикационные (карты индикаторов поч-венно-литологических условий) и т. д. Однако комплексная интерпретация этих карт и попытки создания на их основе карты перспектив сельскохозяйственного освоения территорий крайне редки. Между тем именно такие синтетические карты, носящие хотя бы даже первоначально несколько схематический характер, могут представлять особый интерес для практиков сельского хозяйства, так как они дают возможность оценить важнейшие природные условия, определяющие направленность сельскохозяйственного использования территорий.
Автором была сделана попытка создания подобной комплексной схематической карты для части плато Устюрт (см. рисунок и таблицу). Изыскания, проведенные нами в пустыне Устюрт (1948—1958 гг.), а также использование результатов работ других исследователей, главным образом Е. П. Коровина, И. И. Гранитова и С. А. Шувалова (Усть-Урт Каракалпакский. Его природа и хозяйство, 1949), а также Н. Н. Пельта и В. Ф. Чирвинского (1956), позволили выяснить значение основных растительных сообществ как индикаторов тех или иных условий, важных для оценки путей сельскохозяйственного использования территорий. Ниже мы попытаемся кратко охарактеризовать наиболее распространенные сообщества-индикаторы.
Формация биюргуна [Anabasis salsa (С. А. М.) Benth.] является индикатором сильно солонцеватых или солончаковатых разностей серо-бурых почв и значительного засоления материнских почвообразующих пород. Сумма воднорастворимых солей в подпочвенном слое колеблется от 0.92 до 2.18%. В силу этих условий площади биюргунников без сложного комплекса мелиоративных мероприятий для земледелия непригодны и могут быть использованы исключительно как пастбища.
Формация серой полыни (Artemisia terrae albae Krasch.), а также ее оеверный вариант с участием Anabasis aphylla L., в целом приурочена к более выщелоченным почвам и подпочвам, чем биюргуновая формация. Однако при этом группы полынно-солянковых ассоциаций (где серая полынь комбинируется с Ceratocarpus arenarius L. и однолетними видами Salsola L., например, S. brachiata Pall.) стоят по условиям засоления ближе к биюргунникам (содержание солей на глубине 50—100 см колеблется от 0.7 до 1.0%).
Полынно-злаковые сообщества (с участием ковылей, реже житняка, а также и полынно-эфемеровые ассоциации) тяготеют к более выщелоченным грунтам (содержание солей от 0.06 до 0.5%). В полынно-злаковых
Легенда к фрагменту схематической карты перспектив сельскохозяйственного освоения части южного Устюрта
Типы угодий
Характер использования
Сообщества-индикаторы
А. Площади, пригодные для пастбищ и сенокосов
I. Пастбища открытых равнин-плато.
II. Сенокосы открытых равнин-плато.
Выпас весной, летом и осенью.
Сенокошение в конце весны.
Сообщества биюргуна [Anabasis salsa (С. А M.)Benth.],_ полыни (Artemisia terrae al-bae Krasch.), боялыча (Salsola arbuscula Pall.).
Сообщества полыни, эфемеров и эфемероидов (преимущественно мятлика Роа bulbosa L.).
Б. Площади, пригодные для различных видов растениеводческого и лесоводственного освоения
III. Массивы пол уз а-крепленных песков.
IY. Бессточные депрессии с гипсовыми почвами или огипсован-ными песками.
V. Крупные ложбины стока с промытыми почвами на склонах увалов.
Подсев кормовых трав с целью создания высокоурожайных пастбищ и сенокосов.
Создание (или восстановление) насаждений черного саксаула.
Организация участков орошаемых посевов при условии снегозадержания и создания небольших водохранилищ в устьевой части.
Сообщества селина и ковыля (виды родов Aristida L. и Stipa L.).
Сообщества тамарисков (виды рода Tamarix L.), кустарниковых солянок (виды родов Kalidium Moq., Halo-stachys С. A. M.) и черного саксаула [Haloxylon aphyl-lum (Minkw.) Iljin].
Сообщества караганы (виды рода Caragana Lam.), колючего вьюнка (Convolvulus fruticosus Pall.) и ковылей (виды рода Stipa L.).
В. Площади, пригодные для создания водопойных пунктов
VI. Блюдцевидные'об-пгарные депрессии на плато с промытыми почвами.
VII. Такыры (при отсутствии суффозионных процессов).
Сооружение колодцев.
Сооружение водохранилищ.
Сообщества итцегека (Anabasis aphylla L.) и гармалы (Peganum harmala L.).
Сообщества кырк-бугуна [Anabasis eriopoda (Schrenk) Benth.l
Г. Неудоби
VIII. Такыры (затронутые карстово-суффо-зионными процессами).
IX. Солончаки.
X. Чинки овраги
и глубокие
Сельскохозяйственное использование практически невозможно без коренной мелиорации.
Сообщества каперсов (Сарра-ris spinosa L.), верблюжьей колючки [Alhagi pseudalhagi (М. В.) Desv.].
Сообщества сарсазана [Haloc-петит strobilaceum (Pall.) М. В.].
Разреженные колонии карликового саксаула (Arthrophy-tum Lehmannianum Bge.)
Е22' ШЛ" Ш'" ШЬ»
Ш " Е23п Ш п ЦЦ гш ¡33 /х щ *
Схематическая карта перспектив сельскохозяйственного освоения части южного Устюрта (по данным индикационных геоботанических исследований).
ассоциациях возможен сенокос (особенно при элементарных мероприятиях: по снегозадержанию, что усиливает развитие злаков), а при организации водохранилищ возможно местами и поливное земледелие. Полынно-солянковые сообщества характеризуют территории, которые, так же как биюргунники, для земледелия непригодны.
Наиболее пригодные для сельскохозяйственного освоения земли связаны с распространением злаково-кустарниковых сообществ, с господством Stipa Hohenackeriana Trin. et Rupr., S. Szowitsiana Trin., и в северной части плато S. sareptana Becker, а также кустарников — Hulthemia pérsica (Michx.) Bornm., видов рода Caragana Lam., Convolvulus frutico-sus Pall. Они приурочены к долинообразным понижениям, прорезающим склоны и подножия увалообразных возвышенностей (Карабаур и др.), и к долинам, расположенным в северной части плато (долины Тассай, Актыкты, Коскатын и др.). Долины эти носят известные черты остепнения (Варшавский и Шилов, 1958). Почвы их сильно промыты. В некоторых из них встречаются следы старого казахского поливного земледелия.
Для организации водоснабжения на плато важное значение имеют сообщества-гидроиндикаторы. Одним из наиболее распространенных среди них являются сообщества итцегека (Anabasis aphylla L.) и гармалы (Peganum harmala L.), приуроченные к широким пологим понижениям на плато. Под указанными сообществами на глубине не более 15 м, как правило, обнаруживаются линзы солоноватых вод, но пригодных для водопоя скота. Наилучшие по качеству воды (с минерализацией не выше 2—3 г/л) встречаются в песчаных массивах (Сам, Матай-Кум), в межбарханных понижениях, носящих название «чуротов» и обозначаемых зарослями влаголюбивого разнотравья и злаков (Аросупит sp., виды рода Equisetum L., Phragmites communis Trin.). Пресные и слабосолоноватые воды могут быть найдены под зарослями чия [Lasiagrostis splendens (Trin.) Kunth], встречающимися в виде изолированных массивов по окраинам бессточных впадин (Кос-Булак, Асмантай-Матий и др.).
Сообщества гликофильных или умеренно галофильных псаммофитов [виды Aristida L., Agropyrum sibiricum (Willd.) P. В., некоторые виды Stipa L., Artemisia arenaria D. С.] служат показателями рыхлых сильно промытых легких почв и грунтов, допускающих травосеяние на песках. Такие площади довольно значительны в массивах Сам, Матай-Кум, во впадинах Ассаке-Аудан, Ильтедже и др. На этих площадях могут быть созданы улучшенные пастбища и сенокосы за счет подсева ценных кормовых трав.
Важным дополнительным источником водоснабжения на плато может служить организация водохранилищ на такырах. Пользуясь растениями-индикаторами можно распознать такыры, наиболее пригодные для подобных мероприятий. Такыры, обладающие наибольшей плотностью своей поверхности и наименьшей трещиноватостью толщи отложений слагающих такыр (а, следовательно, не подверженные суффозии при сооружении водохранилища), характеризуются или полным отсутствием растительности, или наличием разреженных зарослей Anabasis eriopoda (Schrenk) Benth. и некоторых однолетних видов Halimocnemis С. А. М. Наличие на такырах кустов [Atraphaxis spinosa L., Haloxylon aphyllum (Minkw.) Iljin, Convolvulus fruticosus Pali.," Hulthemia pérsica (Michx.) Bornm., Caragana sp. ] и крупных кустарниковых галофитов [Halostachys caspica (Pall.) С. А. М., видов Kalidium Moq. и др.] служит надежным признаком непригодности такыров для сооружения водохранилищ. Развитие сообществ с господством приведенных видов указывает на значительную трещиноватость такырных грунтов. Растения селятся по этим трещинам, а развитие их корневых систем содействует увеличению трещин, расширению их; отмершие и перегнившие корни кустарников оставляют
в толще такыра ходы, еще более уменьшающие слитность слагающих его отложений. Поэтому при создании водохранилищ на таких такырах весьма быстро начинает развиваться суффозия, энергично растут воронки и просадки, а потери воды на фильтрацию становятся настолько значительными, что водохранилище практически не сохраняет воду. Правильность подобных наблюдений мы имели возможность проверить, наблюдая за многими водохранилищами, устроенными на трассах, по которым шел перегон скота через Устюрт в годы Великой Отечественной войны.
Наконец, надо отметить, что растительность весьма отчетливо обозначает земли, непригодные ни для земледелия, ни для пастбищного использования (неудоби). Такими на Устюрте являются главным образом участки гипсовой пустыни с высокогипсоносными почвами, так называемыми «бозынгенами». Эти площади хорошо распознаются по массовому развитию на них лишайников (виды Acarospora Mass., Collema Wigg., Ca-loplaca Th. Fr.) и зарослей [Anabasis truncata (Schrenk) Bgl., A. brachiata Fisch, et Mey., Salsola chiwensis M. Pop.]. При использовании всех перечисленных индикаторов оказалось возможным составить схематическую комплексную карту ближайших перспектив сельскохозяйственного освоения Устюрта. На ней выделены пастбищные и сенокосные площади, площади потенциального земледельческого освоения, площади, перспективные для устройства колодцев и водохранилищ и т. д.
Таким образом, интерпретация индикационных геоботанических данных для оценки перспектив развития сельского хозяйства в пустынях и полупустынях, кажется возможной. Однако в настоящее время сделаны лишь первые шаги в этом направлении, и методика создания подобных карт нуждается в уточнении и дальнейшей разработке.
ЛИТЕРАТУРА
Варшавский С. М., М. Н. Шилов. 1958. Сухие разнотравно-злаковые долины Северного Приаралья, их ландшафтно-экологические особенности и интразональное значение в пустынной зоне. Бюлл. Моск. общ. испыт. природы. Отд. биол., т. 63, вып. 3. Пельт Н. Н., В. Ф. Чирвинский. 1956. Пути сельскохозяйственного освоения Устюрта. М., Усть-Урт Каракалпакский. Его природа и хозяйство. 1949. Ташкент.