Научная статья на тему 'Опыт интерпретации художественной критики Н. В. Гоголя'

Опыт интерпретации художественной критики Н. В. Гоголя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
386
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГОГОЛЯ / GOGOL'S CRITICAL STYLE / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА / РЕАЛИЗМ / КАРЛ БРЮЛЛОВ / РОМАНТИЗМ / ART CRITICISM / CHARLES BRULOFF / ROMANTIC MOVEMENT / REALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Балуев Сергей Михайлович

В статье исследуется значение образов в художественной критике Н.В. Гоголя. Автор показывает, что реалистические представления о жизни становились источником иносказаний писателя. Анализ осуществляется на искусствоведческом и лингвистическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An attempt at a interpretation of the Gogol’s art criticism

The article deals with the problems of the meaning of the image in N.V. Gogol’s art critiques. Author shows that it is in these judgment that the origins of a realistic representation of life. The analysis is realized at the art criticism and linguistic levels.

Текст научной работы на тему «Опыт интерпретации художественной критики Н. В. Гоголя»

Медушевский В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: дис. ... д-ра искусств. - М., 1981. - 381 с.

6. Акопян Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста.- М.: Прак-тика,1995. - 256 с.

7. Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства. - М.: Композитор, 1998. - 344 с.

Baluyev Sergey Mihaylovitch, Saint Petersburg state Shtiglits design academy, reader to chair of art criticism, candidate of philological sciences

E-mail: [email protected]

An attempt at a interpretation of the Gogol’s art criticism

Abstract: The article deals with the problems of the meaning of the image in N. V. Gogol’s art critiques. Author shows that it is in these judgment that the origins of a realistic representation of life. The analysis is realized at the art criticism and linguistic levels.

Keywords: Gogol’s critical style; art criticism; Charles Bruloff, Romantic movement; realism.

Балуев Сергей Михайлович, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, доцент кафедры искусствоведения,

кандидат филологических наук E-mail: [email protected]

Опыт интерпретации художественной критики Н. В. Гоголя

Аннотация: В статье исследуется значение образов в художественной критике Н. В. Гоголя. Автор показывает, что реалистические представления о жизни становились источником иносказаний писателя. Анализ осуществляется на искусствоведческом и лингвистическом уровнях.

Ключевые слова: критический стиль Гоголя, художественная критика, Карл Брюллов, романтизм, реализм.

Художественная критика Н. В. Гоголя традиционно привлекает внимание историков искусства и литературы. Искусствоведы обращаются к изучению ее

проблематики [1, 130-134; 4, 583-606], анализируют критические суждения Гоголя, осмысливая факты художественного процесса в России второй трети XIX в., исследуют этот материал и филологи [2, 47-49; 11, 80, 180, 184, 186]. Но есть еще в художественно-критическом наследии писателя аспекты малоизученные. Так, например, не было уделено достаточно внимания вопросу о приемах и средствах выразительности, используемых критиком, тогда как их рассмотрение позволяет глубже понять гоголевские «прочтения» созданных художниками образов.

Не потерял актуальности и вопрос о некоторых «ошибочных», как иногда казалось ученым, суждениях Гоголя о картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» [1, 130]. В этой связи уместно вспомнить интересное замечание, сделанное в опубликованной в 1952 г. работе С. Н. Дурылина. Искусствовед подчеркнул: «Писавшие об этой статье Гоголя укоряли его за восторги перед Брюлловым и укоряли совершенно неверно, подходя к делу антиисторически. Картина Брюллова имела огромный успех в России <...> Восторг Гоголя перед Брюлловым не единичное, а общее явление эпохи» [7, 71].

Историк искусства вполне обоснованно обратил внимание на элемент осознанности в подходе Гоголя к мнению общества, которое писатель учитывал, высказываясь о картине К. П. Брюллова. Важно и то, что, понимая значение общественного признания произведения искусства, Гоголь-критик основывал свои оценки не только на базе собственных эстетических переживаний. В суждениях писателя о живописи Брюллова прослеживается связь с европейской критикой, которая обращалась к рассмотрению «Последнего дня Помпеи».

Такую возможность обеспечивало издание в начале 1834 г. в Петербурге сборника отзывов о картине итальянской прессы [13], а также осуществленная практически в то же время публикация в журнале «Библиотека для чтения» тех же отзывов, но в других переводах [3, 119-138]. Гоголь, безусловно, мог познакомиться с этими материалами, и наблюдения над текстом его статьи показывают, что их содержание было известно писателю. Его работа «Последний день Помпеи (Картина Брюллова)», помещенная во второй части «Арабесок», была написана в августе 1834 г., когда после экспонирования в Салоне брюлловский шедевр привезли из Парижа в Петербург.

К слову сказать, в предисловии к сборнику отзывов один из инициаторов этого издательского проекта секретарь Петербургского Общества поощрения художников В. И. Григорович писал: «Картина сия, получившая наименование “Последнего дня Помпеи", составляла лучшее украшение Миланской выставки нынешнего года и как в сем городе, так и в Риме имела столь блестящий успех, какого давно не представляли летописи художеств. Она была предметом литературных статей во многих периодических изданиях, целых отдельных описаний и даже вдохновения нескольких итальянских поэтов» [7, 3-4].

Не желая быть голословным, Василий Григорович перечислял во вступительной заметке выступления периодики и публикации литераторов, посвященные произведению Брюллова. В переводах Валериана Лангера, художественного критика «Литературной газеты» Дельвига — Пушкина, некоторые из перечисленных материалов были помещены в сборнике. К печати это издание подготовили по решению Общества поощрения художников, которое в 1830-е гг. было весьма авторитетной в России организацией, направлявшей главные усилия на поддержку талантливых участников художественного процесса и пропаганду достижений отечественного искусства.

В общем, нельзя исключать того, что мажорная тональность отзывов итальянской прессы вызвала у автора «Арабесок» отклик. Критики писателя не задавались целью связать его восторженную оценку картины Брюллова с контекстом художественно-общественного процесса. Обсуждая статью Гоголя, они, как правило, подчеркивали только, что «не сбылось пророчество насчет всемирной славы» автора «Помпеи» [14, 8; ср.: 1, 134]. Правда, делавший такое заключение Стасов заметил: «Гоголь был прав, говоря своим всегда метким словом, что “Последний день Помпеи" - светлое воскресенье живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии. Только это воскресенье совершалось в ту минуту для нас, а не для всего света, как воображал Гоголь» [14, 16; курсив В. В. Стасова. - С. Б.].

Мысль о явлении русской школы живописи, провозвестником которого стал Брюллов, в сознании Стасова связывалась прежде всего с тем, что создатель «Помпеи» «положил конец мертвенности, деревянности и холоду прежней школы», а также с тем, что выдающийся мастер «приучил нашего зрителя, столько же как и нашего художника, непременно требовать от картины натуры, представления каждого предмета живым, выпуклым, выходящим из полотна, таким, чтобы он казался настоящею действительностью» [15, 357].

Гоголь, как представляется, продвинулся еще дальше в оценке метода Брюллова. Глубина понимания писателем художественно-эстетической природы «Последнего дня Помпеи» осталась не до конца раскрытой и в анализе Стасова. Не случайно М. В. Алпатов, полагавший, что статье Гоголя о картине Брюллова «не хватает <...> ясности построения, последовательности в развитии мыслей», все же находил ее «замечательной» и ставил задачу: «разобраться в том, что в его (Гоголя. — С. Б.) статье может быть отнесено за счет недолговечного увлечения, что сохранило ценность до наших дней» [1, 130-131].

К числу тех, что и сегодня сохраняют актуальность звучания, без сомнения, надо отнести высказывания критика о свете в живописи. Эффекты освещения рассматриваются критиком в качестве показательного примера при формировании оценки состояния пластических искусств в XIX в.: «Но что сильнее всего постиг-

нуто в наше время, - пишет Гоголь, - так это освещение <...> Весь этот эффект, который разлит в природе, который происходит от сражения света с тенью, весь этот эффект сделался целью и стремлением всех наших артистов» [5, 43]. В этих словах заключена беглая характеристика приемов романтической живописи с ее тяготением к контрастам света и тени, усиливающим патетичность звучания темы.

Однако в картине Брюллова освещение обусловлено не стремлением к эффекту, который, по мнению критика, теперь «всякий - от первого до последнего торопится произвесть» [5, 43]. Свет в «Последнем дне Помпеи» особенный: льющийся из правого верхнего угла как бы наперерез объединенным в общем движении персонажам. Этот свет молний, кажется, таит в себе смертельную опасность. Художник направил его поток, руководствуясь замыслом, или, как его называет Гоголь: «мыслью», которая «у него (у Брюллова. — С. Б.) разрослась огромно и как будто нас самих захватила в свой мир» [5, 44]. Недостаточно будет сказать, что критик в своей статье описывает найденное мастером решение, Гоголь его воспевает: «... он (Брюллов. — С.Б.) схватил молнию и бросил ее целым потопом на свою картину. Молния у него залила и потопила все, как будто бы с тем, чтобы все выказать, чтобы ни один предмет не укрылся от зрителя. Оттого на всем у него разлита необыкновенная яркость» [5, 44].

Как верно отмечает Г. К. Леонтьева, «яркий холодный свет молний в какой-то степени оправдывал, делал более естественной предельную яркость красок» [9, 44]. Ослепительностью света Брюллов мотивирует и фантастическую четкость контуров, и прозрачность светотени, по временам позволяющей угадывать в карнациях отдаленное сходство с мрамором. Гоголь пишет об этом: «Выпуклость прекрасного тела у него (в картине Брюллова. — С. Б.) как будто просвечивает и кажется фарфоровою; свет, обливая его сиянием, вместе проникает его. Свет у него так нежен, что кажется фосфорическим» [5, 46].

Нередко в научной литературе подчеркивается, что красота фигур в «Последнем дне Помпеи» «приходит в некое странное противоречие с правдой» [9, 54]. Разделяющий это мнение историк искусства рассуждает так: «Смягчая обнаженный трагизм, он (Брюллов. — С. Б.) словно торопится уверить зрителя в своем преклонении перед идеально прекрасным героем» [9, 54]. Гоголь иначе судит о взаимной обусловленности образов в «Последнем дне Помпеи»: «Вообще во всей картине выказывается отсутствие идеальности, то есть идеальности отвлеченной, и в этом-то состоит ее первое достоинство. Явись идеальность, явись перевес мысли, и она бы имела совершенно другое выражение, она бы не произвела того впечатления; чувство жалости и страстного трепета не наполнило бы души зрителя, и мысль прекрасная, полная любви, художества и верной истины, утратилась бы вовсе. Нам не разрушение, не смерть страшны — напротив, в этой минуте есть что-то поэтическое, стремящее вихрем душевное наслаждение; нам

жалка наша милая чувственность, нам жалка прекрасная земля наша. Он (Брюллов. - С. Б.) постигнул во всей силе эту мысль» [5, 46].

Приподнятость интонации авторской речи, отмеченной экспрессией торжественности и риторичности (находящей выражение, к примеру, в использовании сложного эпитета-причастия стремящее вихрем душевное наслаждение), вдруг в завершительных моментах периода оборачивается простым и понятным: нам жалка наша милая чувственность, нам жалка прекрасная земля наша. Пример показывает, что риторизм критика продиктован замыслом, заострен против «внешнего», видимого без усилия души. А просто и безыскусственно Гоголь пишет о том, что художник таил за виртуозностью живописной отделки и блеском красок, о том, что скрыл напряженный ритм движения мятущихся людей, у которых впереди нет больше жизненного пути. Образная мысль живописца о ценности человеческой жизни и отразившие ее гоголевские фразы «доступны всякому», их «может понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество» [5, 47].

Несколько ранее европейская художественная критика различила похожее настроение в полотне Теодора Жерико «Плот “Медузы”» (1818-1819, Париж, Лувр), представленном в Салоне 1819 г. Российский исследователь живописи романтизма Е. Ф. Кожина приводит показательный факт: по собственному признанию отметившего в произведении Жерико идеи сочувствия и солидарности критика Шарля Клемана, он «не мог видеть картину» без того, чтобы с губ не сорвалось слово: «человечность». Но Клеман, пишет Кожина, «не считает эти поиски и открытие новой сферы переживаний <...> действительно ценными для искусства» [8, 44-45].

Гоголь же противопоставляет «Последний день Помпеи» произведениям английского художника-романтика Джона Мартина (1789-1854), «известного своими драматическими изображениями катастроф и катаклизмов» [12, 350]. В этих картинах, по словам критика, которые, кстати сказать, не расходятся с современными оценками творчества англичанина, «мы чувствуем только страшное положение всей толпы, но не видим человека, в лице которого был бы весь ужас им зримого разрушения» [5, 44]. Точное замечание критика, сделавшего в период «Арабесок» решительный шаг «в сторону реализма» [10, 595], дает ориентир на пути к пониманию персонажей Брюллова, каждый из которых по-особому связан с миром, неповторимо индивидуален.

В этом Гоголь идет дальше европейской критики, увидевшей в «Последнем дне Помпеи» произведение живописца-романтика. К примеру, профессор Джузеппе дель Кьяппа в обозрении Миланской выставки 1833 г. писал, «что Брюллов, подобно нескольким современным художникам, признал ту великую истину, что надобно непременно отложиться от так называемого академического стиля, и что живописец

должен изучить все прекрасные и дышащие жизнью манеры великих художников прошлого времени, а потом писать так, как ему внушают фантазия и сердце, когда они сильно напитаны высоким, производящим истинное потрясение в душе» [3, 130]. А замечания Гоголя о человечности, жизненности образов Брюллова, сделанные в то же самое время, уже увлекали русское искусство на путь реализма.

Список литературы:

1. Алпатов М. Гоголь о Брюллове//Русская литература. 1958. - № 3. - с. 130-134.

2. Анненкова Е. И. Статьи Н. В. Гоголя о живописи в свете христианской тради-ции//Духовные основы русского искусства. - Вел. Новгород, 2001. - с. 47-49.

3. Б. а. «Последний день Помпеи», картина Карла Брюллова//Библиотека для чтения. - 1834. - Т. 1. - с. 119-138.

4. Верещагина А. Г. Критики и искусство: очерки истории русской художественной критики середины XVIII - первой трети XIX века - М.: Прогресс - Традиция, 2004.

5. Гоголь Н. В. Последний день Помпеи (Картина Брюллова)//Русские писатели об изобразительном искусстве/Сост. Л. А. Гессен, А. Г. Островский; вступ. ст. Г. С. Арбузов. - Л.: Художник РСФСР, 1976. - с. 42-47.

6. Григорович В. [Вступ. заметка]//Собрание описаний картины Карла Брю-лова «Последний день Помпеи». - СПб., 1833. - с. 3-5.

7. Дурылин С. Н. Гоголь об искусстве//Вопросы философии. - № 3. - 1952. -№ 3. - с. 65-79.

8. Кожина Е. Ф. Романтическая битва: Очерки французской романтической живописи 1820-х годов. - Л.: Искусство, 1969.

9. Леонтьева Г. К. Картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». - Л.: Художник РСФСР, 1985.

10. Манн Ю. В. Гоголь Николай Васильевич//Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь/Редкол.: П. А. Николаев (гл. ред.) и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. Т. 1: А - Г. - с. 593-603.

11. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. - М., 1988.

12. Путеводитель по искусству/Под. ред. Яна Чилверса/Пер. с англ. - М., 2004.

13. Собрание описаний картины Карла Брюлова «Последний день Помпеи». -СПб.: [В типографии X. Гинце], 1833 (на обложке: Последний день Помпеи. - СПб., 1834.

14. Стасов В. О значении Брюлова и Иванова в русском искусстве. Карл Брюлов. I-VZ/Русский вестник. - 1861. - Т. 35. - № 9. - с. 5-48.

15. Стасов В. О значении Брюлова и Иванова в русском искусстве. Карл Брюлов. VI-IXZ/Русский вестник. - 1861. - Т. 35. - № 10. - с. 341-361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.