Научная статья на тему 'Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный школьный проект'

Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный школьный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
интеграция / внеурочная деятельность / дополнительное образование / интегративный школьный проект / метатема / универсальное знание / образовательный проект / образовательное событие. / integration / extracurricular activities / additional education / integrative school project / meta-topic / universal knowledge / educational project / educational event

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Александр Юрьевич, Сергеева Ольга Владимировна, Малышева Галина Николаевна

В статье представлен опыт ГБОУ СОШ No 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга по реализации метатемы в рамках опытно-экспериментальной площадки «Проектирование моделей интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в общеобразовательной организации»; представлен план проекта и алгоритм работы по изучению метатемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Александр Юрьевич, Сергеева Ольга Владимировна, Малышева Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular activities and additional education integration experience. Integrative school project

The article presents the experience of the Secondary School No. 257 in the Pushkinsky District of St. Petersburg in implementing the meta-topic within the framework of the experimental platform “Designing models for integrating extracurricular activities and additional education of students in general education organization”. The authors present a project plan and an algorithm for studying the meta-topic.

Текст научной работы на тему «Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный школьный проект»

Иванов А. Ю., Сергеева О. В., Малышева Г. Н. Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный школьный проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/196049.htm.

ДРТ 196049 УДК 371.398

Иванов Александр Юрьевич,

директор, учитель физики ГБОУ СОШ № 257 Пушкинского района, г. Санкт-Петербург [email protected]

Сергеева Ольга Владимировна,

кандидат педагогических наук, магистр психологии, заместитель директора по инновационной деятельности ГБОУ СОШ № 257 Пушкинского района, г. Санкт-Петербург

[email protected] Малышева Галина Николаевна,

заместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 257 Пушкинского района, г. Санкт-Петербург [email protected]

Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Интегративный школьный проект

Аннотация. В статье представлен опыт ГБОУ СОШ № 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга по реализации метатемы в рамках опытно-экспериментальной площадки «Проектирование моделей интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в общеобразовательной организации»; представлен план проекта и алгоритм работы по изучению метатемы. Ключевые слова: интеграция, внеурочная деятельность, дополнительное образование, интегративный школьный проект, метатема, универсальное знание, образовательный проект, образовательное событие. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Оптимальность образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС должна обеспечить целостность образовательного процесса. Теоретически целостность образовательного процесса обеспечивается единством и взаимосвязью обучения и воспитания, а в практической деятельности общеобразовательной организации для обеспечения целостности требуется интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся.

В реальной практике работы образовательных организаций стремление объединить внеурочную деятельность и дополнительные образовательные программы часто ограничивается внешней формальной интеграцией, а по сути, взаимодействием схожих по содержанию форм внеурочной деятельности и деятельности в рамках программ дополнительного образования.

Интеграция создает дополнительные ресурсы повышения эффективности работы образовательной организации в целом по нескольким причинам. В результате интеграции формируется устойчивый интерес к новым видам деятельности, повышается мотивация к обучению и делает его личностно значимым, расширяются и углубляются предметные знания (что оказывает положительное воздействие на освоение основных образовательных программ), развивается способность к самоорганизации и саморегулированию деятельности школьника.

Вышесказанное подтверждает опыт работы ГБОУ СОШ № 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга в рамках опытно-экспериментальной площадки по теме «Проектирование моделей интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в общеобразовательной организации».

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Иванов А. Ю., Сергеева О. В., Малышева Г. Н. Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный школьный проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/196049.htm.

Основная идея интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в образовательной организации заключается в том, что содержательным компонентом данной интеграции является интегративный школьный проект и образовательное событие.

Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся включает интеграцию и организационную, и содержательную, и технологическую, и оценочную.

Организационная интеграция означает переход от совокупности отельных видов внеурочной деятельности к увеличению числа самоуправляемых творческих объединений; содержательная интеграция обеспечивает переход от программ по отдельным видам деятельности к комплексным проектам, где в основу деятельности могут быть положены базовые ценности и крупные дидактические единицы; технологическая интеграция, то есть использование в реализации программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования обучающихся методов и технологий, нацеленных на развитие личностных, предметных и метапредметных результатов; интеграция оценочная включает в себя использование интегральной оценки индивидуальных достижений обучающихся.

Ядром содержательной и технологической интеграции является идея метапред-метности.

Метапредметы (или метатемы для внеурочной деятельности и дополнительного образования) соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. При освоении метапредмета (метатемы) обучающийся не запоминает, но «промысливает», прослеживает происхождение важнейших понятий, которые имеют надпреметное содержание. Обучающийся как бы заново открывает эти понятия, перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания [1].

Работая далее с разным предметным материалом, обучающийся делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслил, когда восстанавливал генезис того или другого понятия от одной предметной области к другой.

Метапредмет, метатема для внеурочной деятельности и дополнительного образования - это новая образовательная форма, которая выстраивается над традиционными учебными предметами, курсами внеурочной деятельности и программами дополнительного образования. Это обучение нового типа, в основе которого лежит мыследеятель-ностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным понятиям процесса мышления: «знание», «знак», «проблема», «задача».

Содержательным компонентом интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования является интегративный школьный проект и образовательное событие, реализуемые в рамках взаимодействия и совместной реализации программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ [2].

Интегративный школьный проект - это комплекс действий обучающихся в рамках освоения программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, объединяемых одной метатемой, которая определяется методом опроса групп обучающихся и педагогов дополнительного образования, а также педагогов, реализующих программы внеурочной деятельности. Метатемы - это базовые, универсальные понятия науки, природы, социальной жизни, этики, философии, например «Время», «Классика», «Бесконечность», «Знак», «Парадокс», «Коммуникация», «Здоровье» и др.

Иванов А. Ю., Сергеева О. В., Малышева Г. Н. Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный школьный проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196049.htm.

План-карта проекта

Этапы проекта Характеристика этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Образовательный продукт

1. Целепо-лагание Предоставить каждому ученику возможность спроектировать собственные стратегии и тактики в постижении исследуемой метатемы, открыв ее новые стороны, увидев другие ее функциональные особенности и скрытый потенциал Подвести к формулировке цели работы и задач деятельности ученика Участвовать в формулировке цели и задач собственной деятельности Создание алгоритма работы

2. Создание информационного пространства вокруг данной мета-темы. Ин-фообмен Источник, причина происхождения объекта Внутреннее устройство, свойства объекта, его структура Система внешних взаимосвязей с другими объектами, выявление закономерностей существования Смысл, сущность, функциональное предназначение Помощь в создании поискового маршрута ученика «Самостроительство» собственной знание-вой парадигмы через критическое осмысление предлагаемых сведений и конструктивное решение творческих задач [3] Создание собственной зна-ниевой парадигмы в новых условиях

3. Введение нового образа ме-татемы (метапоня-тия) в интеллектуальное пространство ученика «Проживание» личной ситуации неожиданности [4]. Это сильное эмоциональное состояние, способное инициировать мгновенное осознание объемности и многоплановости в постижении ситуации или объекта Создать ситуацию «разрыва» привычного видения метатемы, информационного парадокса или информационной неожиданности: новая постановка вопроса, видение задачи, иной ракурс объекта исследования, качественно и количественно другие действия в поисковой деятельности в сложившихся обстоятельствах Актуализация уже имеющихся знаний, опыта, соотнесение с новой информацией посредством формулирования проблемных вопросов Создание «поисковой платформы» - область поиска, ресурсы

4. Создание собственного алгоритма действий по ис-следованию мета-темы. Ин-фообмен Осмысление собственного опыта исследования Помощь ученику в создании и оформлении его алгоритма выполнения мыслительных операций по исследованию мета-темы Ученик создает собственные осознаваемые универсальные алгоритмы своих мыслительных операций, способствующие его успешной интериоризации Создание собственного алгоритма выполнения мыслительных операций по исследованию мета-темы

5. Итоги проекта, рефлексия Обнародование созданных образовательных продуктов, соединение результатов деятельности, что позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы Вывешивание, озвучивание, ознакомление с работами (тексты, рисунки, схемы, алгоритмы, решения) Социализация собственной деятельности Фестиваль ин-теллектуаль-ной деятельности по ме-татеме

ISSN 2304-120Х

ко ниегтг

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Иванов А. Ю., Сергеева О. В., Малышева Г. Н. Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный школьный проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196049.htm.

После выбора темы рабочая группа разрабатывает тематические модули по содержанию метатемы. Данные тематические модули включаются в содержание программ внеурочной деятельности и дополнительного образования. В реализации инте-гративного проекта могут участвовать как все курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, так часть из них. Рабочей группой разрабатывается поэтапно план-карта проекта (см. таблицу) и методические рекомендации по ее реализации.

В ходе реализации интегративного проекта проводится серия занятий (2-3) по метатеме в каждой группе внеурочной деятельности и в каждом объединении (кружке, студии, секции) дополнительного образования, принимающих участие в реализации проекта. Результатом этого этапа работы становится конструирование субъективной системы знаний о метатеме в рамках предметного содержания (которое определяется темой курса внеурочной деятельности или содержанием курса дополнительного образования).

Итогом интегративного проекта является «сборка и расширение» субъективных конструкторов в ходе серии занятий по метатеме, которые проводятся со всеми участниками проекта, но последовательно, на разном предметном материале.

В рамках работы экспериментальной площадки в 2018/2019 учебном году творческая рабочая группа педагогов ГБОУ СОШ № 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга выбрала метатему «Здоровье». Рабочей группой был разработан алгоритм как универсальная схема для изучения данной метатемы за 2-3 занятия в любой программе внеурочной деятельности и дополнительного образования. Алгоритм включает четыре этапа работы.

Алгоритм работы по изучению метатемы «Здоровье»

1. Введение в метатему «Здоровье»

На основе проблемной ситуации (текста, ролика, фильма) в рамках материала предмета изучения программы (мода, язык, спорт, общество) учитель подводит учеников к самостоятельной формулировке темы - «Здоровье».

Далее учитель организует проблемное обсуждение этой метатемы на материале программы по выявлению связи предмета программы (например, мода, язык, спорт, общество) с метатемой «Здоровье», например, в форме дискуссии. Предлагаются шаблоны вопросов, подводящие ученика к метатеме:

Почему...? (Какова причина...?)

Что изменилось бы, если бы.?

Чем отличается . от .?

Что объединяет . и .?

Чем можно объяснить.?

Какие условия необходимы, чтобы.?

Какой вывод можно сделать?

На каком основании сделан вывод?

На данном этапе ученики на основе проблемной ситуации (текста, ролика, фильма) самостоятельно формулируют тему изучения - «Здоровье». В ходе проблемного обсуждения составляется представление о метатеме. В конце данного этапа ученики сами формулируют свой проблемный вопрос по метатеме, который у них появился в процессе обсуждения и который бы они хотели задать какому-нибудь специалисту, пишут на стикерах и приклеивают его на доску. Стикеры после урока учитель собирает в общую папку результатов деятельности учеников по изучению метатемы «Здоровье».

2. Общая информация о метатеме «Здоровье»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Иванов А. Ю., Сергеева О. В., Малышева Г. Н. Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный школьный проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196049.htm.

На втором этапе организуется обсуждение метатемы «Здоровье» с точки зрения традиционных представлений, например, по вопросам:

1) Что такое здоровье? Как вы его понимаете?

2) В чем заключается духовное здоровье человека?

3) В чем заключается физическое здоровье человека?

4) Почему необходимо заботиться о здоровье речи?

5) Можно ли прожить, лишившись здоровья?

6) Как быть здоровым человеком?

7) Почему здоровье для человека имеет огромную ценность?

8) Что еще в жизни человека обладает понятием здоровый/нездоровый? (Воспитание, режим, язык, образ жизни, поведение, поступок, речь и т. д.)

Далее учитель предлагает ученикам составить ассоциативный ряд к слову «ЗДОРОВЬЕ», ответив на вопрос, что такое для вас «ЗДОРОВЬЕ». Ответы учеников вывешиваются на доску.

Обсуждение метатемы «Здоровье» с точки зрения традиционных представлений продолжается с использованием готовых ассоциативных рядов учеников.

Готовые ассоциативные ряды учитель собирает и складывает в общую папку результатов деятельности учеников по изучению метатемы «Здоровье».

3. «Здоровье» и_(указывается предмет изучения программы)

На третьем этапе учитель работает с учениками по созданию индивидуальных интеллект-карт.

Интеллект-карта ученика по изучению метатемы «Здоровье»

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Иванов А. Ю., Сергеева О. В., Малышева Г. Н. Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный школьный проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196049.htm.

а) История «взаимоотношений»: когда в_(указывается предмет изучения

программы: мода, язык, спорт, общество и др.) возникла тема здоровья, как в ретроспективе происходило развитие этих «взаимоотношений»?

б) Настоящее время: современные аспекты взаимодействия здоровья и_

(указать предмет изучения программы: мода, язык, спорт, общество и др.). Как сегодня пересекаются здоровье и_(указывается предмет программы: мода, язык,

спорт, общество и др.)? Какие ставятся задачи? Как они решаются?

в) Расширение понятия «Здоровье»: как метатема «Здоровье» с точки зрения

_(указывается предмет изучения программы: мода, язык, спорт, общество и др.)

проецируется на другие виды жизнедеятельности человека, как она может отразиться на его будущем?

г) Личностная значимость: значение метатемы «Здоровье» для человека с точки зрения ученика.

Готовые интеллект-карты учитель собирает и складывает в общую папку результатов деятельности учеников по изучению метатемы «Здоровье».

4. Подведение итогов по изучению метатемы «Здоровье»

На четвертом этапе подводится итог всей работы по изучению метатемы «Здоровье» на материале программы_(указывается название программы).

Могут использоваться вопросы:

Что первоначально знали о метатеме?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что узнали нового?

Какими новыми чертами наделили понятие «здоровье»?

Ученикам предлагается создать свой символический образ понятия «здоровье».

Готовые образы вывешиваются на доску, авторы поясняют их, расшифровывая символику и тайные смыслы, которые они вложили в эти образы.

Далее из этих символических образов создается в определенной логической последовательности общая картина (инфографика), посвященная метатеме «Здоровье».

Все продукты деятельности учеников на этом этапе учитель собирает и складывает в общую папку результатов деятельности учеников по изучению метатемы «Здоровье».

В ходе занятий, отличающихся особой творческой атмосферой [5], обучающиеся совместно с преподавателями решают задачи, связанные с усвоением фундаментального образовательного объекта ЗДОРОВЬЕ, определением его смысла, сущности, функционального предназначения, взаимосвязи с другими образовательными объектами. В результате решения разноплановых практических или исследовательских задач на одну метапредметную тему, но в различных предметных областях у школьников формируется целостное интегрированное представление об исследуемом образовательном объекте.

Данный проект позволяет объединить внеурочную деятельность и дополнительные образовательные программы не по принципу формального взаимодействия схожих по содержанию видов деятельности, а на сущностно-содержательном уровне. Такой подход направлен на решение задач нашей опытно-экспериментальной работы, а также выполнение требований ФГОС о достижении метапредметного образовательного результата как условия обеспечения высокого качества образования.

Ссылки на источники

1. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Установочный семинар для участников Всероссийского конкурса «Учитель года - 2009». - М., 2009. - 5 с.

2. Романова О. В. Формирование коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей средствами педагогических мастерских: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Киров, 2010. - 195 с.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Иванов А. Ю., Сергеева О. В., Малышева Г. Н. Опыт интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования. Интегративный школьный проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196049.htm.

3.

4.

5.

Там же.

Сергеева О. В. Психологические ресурсы мастерской творческого письма в образовательном пространстве вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). -С. 97-101. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170163.htm.

Иванов А. Ю. Под сенью дружных муз // Директор школы. - 2012. - № 5. - С. 74-79.

Alexander Ivanov,

Principal, Teacher of Physics, Secondary School № 257, Pushkinsky District, St. Petersburg

[email protected]

Olga Sergeeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, M.S.(Psychology), Deputy Director for Innovation Activities, Secondary School № 257, Pushkinsky District, St. Petersburg [email protected] Galina Malysheva,

Deputy Director for Educational Work, Teacher of Additional Education, Secondary School No.257, Pushkin-

sky District, St. Petersburg

[email protected]

Extracurricular activities and additional education integration experience. Integrative school project Abstract. The article presents the experience of the Secondary School No. 257 in the Pushkinsky District of St. Petersburg in implementing the meta-topic within the framework of the experimental platform "Designing models for integrating extracurricular activities and additional education of students in general education organization". The authors present a project plan and an algorithm for studying the meta-topic. Key words: integration, extracurricular activities, additional education, integrative school project, meta-topic, universal knowledge, educational project, educational event. References

1. Gromyko, N. V. & Polovkova, M. V. (2009). "Metapredmetnyj podhod kak yadro rossijskogo obra-zovaniya", Ustanovochnyj seminar dlya uchastnikov Vserossijskogo konkursa "Uchitel' goda - 2009", Moscow, 5 p. (in Russian).

2. Romanova, O. V. (2010). Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti studentov gumanitarnyh spe-cial'nostej sredstvami pedagogicheskih masterskih: dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01, Kirov, 195 p. (in Russian).

3. Ibid.

4. Sergeeva, O. V. (2017). "Psihologicheskie resursy masterskoj tvorcheskogo pis'ma v obrazovatel'nom prostranstve vuza", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 7 (iyul'), pp. 97-101. Available at: http://e-koncept.ru/2017/170163.htm (in Russian).

5. Ivanov, A. Yu. (2012). "Pod sen'yu druzhnyh muz", Direktor shkoly, № 5, pp. 74-79 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 28.02.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.03.19

Принята к публикации Accepted for publication 24.03.19 Опубликована Published 31.05.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Иванов А. Ю., Сергеева О. В., Малышева Г. Н., 2019

977230412019705

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.