Научная статья на тему 'ОПЫТ ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ'

ОПЫТ ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ТАРГЕТИРОВАНИЕ / ИНФЛЯЦИЯ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суфиянова Д.Д., Чештанова С.М.

В данной статье рассматривается один из самых новых инструментов денежно-кредитной политики - режим инфляционного таргетирования. Режим ИТ анализируется с позиции стабилизации экономической ситуации в государстве. Международная практика применения инфляционного таргетирования актуальна для современной России. Также оцениваются условия для эффективного применения режима таргетирования инфляции, при котором вполне возможно достичь существенных макроэкономических успехов Различные методики оценки проводились в исследованиях А.С.Бутусова и О.Д.Ермоленко, но в них не рассматривались текущие данные за 2018 год [1; 2]. В статье анализируется информация по таргетированию. В работе Козырь Н.С. были рассмотрены основные целевые результаты политики таргетирования, но не исследовано их влияние на другие [3]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ»

УДК 330.101

Суфиянова Д.Д.

Специалист

Сибирский институт управления, филиал РАНХиГС г. Новосибирск, Россия

г. Новосибирск, Россия

Чештанова С.М.

Специалист

Сибирский институт управления, филиал РАНХиГС г. Новосибирск, Россия

Научный руководитель

Суходаева Т.С.

канд.экон. наук, доцент Сибирский институт управления, филиал РАНХиГС г. Новосибирск, Россия

ОПЫТ ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается один из самых новых инструментов денежно-кредитной политики - режим инфляционного таргетирования. Режим ИТ анализируется с позиции стабилизации экономической ситуации в государстве. Международная практика применения инфляционного таргетирования актуальна для современной России. Также оцениваются условия для эффективного применения режима таргетирования инфляции, при котором вполне возможно достичь существенных макроэкономических успехов Различные методики оценки проводились в исследованиях А.С.Бутусова и О.Д.Ермоленко, но в них не рассматривались текущие данные за 2018 год [1; 2]. В статье анализируется информация по таргетированию. В работе Козырь Н. С. были рассмотрены основные целевые результаты политики таргетирования, но не исследовано их влияние на другие [3].

Ключевые слова: таргетирование, инфляция, денежно-кредитная политика, экономическое развитие..

Инфляция - неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции является основной целью государственного регулирования рыночной экономики.

Режим таргетирования инфляции представляет собой сравнительно новый режим монетарной политики. Термин «таргетирование» заимствован из английского языка (targeting) и означает «установление целевых ориентиров или количественных параметров». Инфляционное таргетирование можно воспринимать как формальное требование со стороны общества к Центральному банку страны, поддерживающему определенный уровень инфляции.

Суть режима ИТ в том, что Центробанк прогнозирует динамику роста цен и сравнивает ее с целевыми показателями. Разница фактического и целевого ориентира определяет масштабы корректировки выполняемой

программы, определяется инфляционный уровень. Величина этой разницы помогает понять, какие действия нужно предпринять государству для достижения проектируемого результата и для стабилизации экономической ситуации [1].

Инфляционное таргетирование означает выбор определенного уровня инфляции, поддержание его в качестве главного целевого ориентира и использование операционного инструментария центрального банка. При этом, данный режим позволяет достигнуть несколько макроэкономических результатов:

* обеспечить стабильность потребительских цен, не оказывая влияния на долгосрочный экономический

рост;

* поддерживать низкие и устойчивые инфляционные ожидания, которые увеличивают эффективность денежно-кредитной политики;

* снизить зависимость долгосрочного реального валютного курса от процентной политики Центрального банка [3].

Однако макроэкономические эффекты не могут быть достигнуты по причине воздействия институциональных факторов. Важнейшим условием успешного функционирования инфляционного таргетирования является абсолютная независимость центрального банка. Денежно-кредитная политика может быть слабо эффективной и в отсутствие качественного пруденциального надзора за финансовым сектором.

При применении режима инфляционного таргетирования в качестве целевого показателя инфляции берется индекс потребительских цен (ИПЦ) или производная от него - базовая инфляция. Базовая инфляция часто рассчитывается на основе индекса ИПЦ. Также базовая инфляция учитывает колебания цен на товары сезонного характера. Практикуются три вида режима инфляционного таргетирования: полноценное, эклективное и экспериментальное. Суть полноценного режима таргетирования заключается в применении его только высокоразвитыми странами, которые имеют четко поставленные цели и задачи, конкретный план действий (доведенные до общественности целевые ориентиры инфляции, обладание средним и выше уровнем доверия граждан к власти). Эклетивный режим также применяют высокоразвитые страны, однако ориентиры инфляции весьма размыты. К примеру, Федеральная резервная система США функционирует достаточно эффективно: стараясь поддержать низкий уровень инфляции, обеспечивать стабильный экономический рост и пользуясь высокой степенью доверия граждан. Экспериментальное таргетирование применяют страны, еще не поставившие и не выработавшие четкие инфляционные цели. Этот режим актуален для развивающихся стран с молодой банковской системой. Перед властями еще стоит целый ряд задач, которые нужно решать, к примеру, дефицит бюджета, государственный долг и другие. Однако, стоит отметить, что в таких странах наблюдается низкий уровень доверия граждан к денежно-кредитной власти [2].

Выбор определенного режима ИТ требует, прежде всего, выбора основных показателей инфляции, ИПЦ и чётко разработанного операционного инструментария, который будет воздействовать на объём денежной массы, темпа и роста инфляции. Режим ИТ обеспечивает низкие и устойчивые темпы инфляции, используется в 27 странах мира, в том числе в 9 развитых государствах [4].

В условиях таргетирования инфляции первоначальным каналом воздействия на управление внутренним спросом, а, соответственно, и на инфляцию, являются процентные ставки. В России Центробанк осуществляет данное воздействие через ставку, которая устанавливается на регулярной основе и влияет на краткосрочные ставки денежного рынка и на весь диапазон процентных ставок в финансовом секторе. Эффективность работы

этого механизма влияния изменения ключевой ставки на инфляцию зависит от развитости финансового сектора в движении денежных ресурсов, особенностей макроэкономической политики, а также различных факторов присущих как финансовому, так и реальному сектору.

Также по данным Федеральной службы государственной статистики, в октябре 2018 года уровень инфляции в России составил 0,35%, что на 0,19 больше, чем в сентябре этого же года и на 0,15 больше в сравнении с октябрем. Инфляция с начала 2018 года составила 2,89%, а в годовом исчислении ожидается на уровне 3,55%.

Ключевой задачей макроэкономической политики на 2018 год и период 2019-2020 годов является обеспечение комфортных условий и механизмов стимуляции для стабильного и успешного развития в дальнейшем. Согласно документу «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020-2021 годов», Банк России проводил жесткую умеренную политику: снизив инфляцию с двухзначных уровней до 4% [5].

Список литературы и использованных источников:

1. Бутузова А.С. Как влияет инфляционное таргетирование на экономическое развитие?/ А.С.Бутусова //Финансы и кредит.- 2017 .-№6.-С.6-20.

2. Ермоленко О. Д. Таргетирование инфляции: Международный опыт и перспективы России/ О. Д. Ермоленко // Экономика и экономические науки.-2017. № 4. С. 51-71

3. Козырь Н.С. Инфляционное таргетирование в Российской Федерации: Предпосылки применения и перспективы стабилизации экономики/ Н. С. Козырь, З. Н. Абрекчь // Экономика и экономические науки. -2016.-№7.-С.11-13

4. Савин Ю. Ю. Анализ эффективного применения политики инфляционного таргетирования в Российской экономике / Ю.Ю Савин // Экономика и экономические науки.-2016.-№7.-С.11-13

5. Черникова Л.И. Таргетирование инфляции как приоритетная задача банка России/ Л. И. Черникова // Экономика И экономические науки.-2016. № 9. С. 41-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.