УДК 343.1 ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ КОБЕЦ,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник «ФГКУ ВНИИ МВД России»
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ
НА ОБЪЕКТАХ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
В контексте актуализации противодействия международному терроризму чрезвычайно актуальными остаются угрозы ядерного терроризма. Элементы атомной энергии в руках террористов способны спровоцировать непредсказуемые последствия. В связи с этим всестороннее обсуждение проблемы ядерной террористической угрозы со стороны международных террористов должно включать вопросы уязвимых сторон, а также мер противодействия. Рассматривается мотивация террористов и их возможности, а также проблема террористической угрозы атомным электростанциям и предприятиям топливного цикла. В завершение анализа раскрывается авторское видение противодействия специальными службами и правоохранительными органами совершению преступлений террористического характера, связанных с ядерной угрозой.
Ключевые слова: международный терроризм, энергетическая сфера, энергетический комплекс, атомный энергообъект, террористический акт, идеология терроризма, противодействие ядерному терроризму, предупреждение преступности, атомная электростанция, Международное агентство по атомной энергетике.
P. N. Kobets, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 629-35-75.
Experience and problems of combating international terrorism at nuclear facilities
In the context of actualization of counteraction to international terrorism, the threats of nuclear terrorism remain extremely relevant. In view of the overwhelming power, the elements of nuclear energy in the hands of terrorists can provoke unpredictable consequences. In this regard, a comprehensive discussion of the nuclear terrorist threat by international terrorists should include issues of vulnerabilities as well as potential countermeasures. In this paper, the author considered the motivation of terrorists and to some extent their capabilities, as well as the problem of terrorist threat to nuclear power plants and fuel cycle enterprises. At the end of the analysis the author's vision of counteraction by special services and law enforcement agencies to Commission of crimes of terrorist character connected with nuclear threat is revealed.
Key words: international terrorism, energy sphere, energy complex, nuclear power facility, terrorist act, ideology of terrorism, counteraction to nuclear terrorism, crime prevention, nuclear power plants, IAEA.
С момента создания мировой ядерной энер- можно обеспечить при строительстве АЭС. Выво-гетики прошло чуть более пятидесяти лет. В на- ды экспертов различных энергетических инсти-чале XXI тысячелетия о крупномасштабном ко- тутов, сделанные в 2006 г., свидетельствовали личественном увеличении атомной энергетики о том, что к 2030 г. потребление энергии чело-заявили Китайская Народная Республика (далее вечеством удвоится [18, с. 149]. Поэтому един- КНР) и Япония. Ввиду опасения энергетиче- ственный источник, способный спасти население ских кризисов ведущие экономически развитые земного шара от дефицита электроэнергии, - это страны мира прилагают все усилия к диверсифи- атомная энергетическая промышленность. Сле-кации источников энергоносителей. Так, напри- довательно, прежде всего этим можно объяснить мер, в 2007 г. США заявили о необходимости рас- стремление большинства экономически развитых консервирования на Аляске нефтяных скважин с держав расширять и наращивать атомный энер-одновременным строительством тридцати атом- гетический комплекс.
ных эклектических станций (далее - АЭС). Также За весь период своего существования ядер-
экспертные оценки Международного агентства ная энергетика преодолела принципиальные
по атомной энергетике (далее - МАГАТЭ) свиде- этапы в своем развитии, получив возможность
тельствуют о том, что лишь только в Азии от 30 до активного промышленного продвижения. Тем не
80 % прироста энергетических мощностей воз- менее, важнейшие элементы ядерных техноло-
гии, используемые в энергетическом секторе, хоть и понесли за период своего существования многочисленные трансформации и модификации относительно безопасности и были усовершенствованы с расчетом массового использования, и сегодня нуждаются в обеспечении строгого режима защищенности и охраны.
Становление и эволюционирование ядерной энергетической отрасли и всех ее инфраструктурных объектов, включающих гигантскую численность постоянно делящихся материалов, формирует побудительную мотивацию, при которой ядерное топливо может быть похищено международными террористами в целях конструирования взрывного устройства. В связи с этим увеличение количества государств, стремящихся к обладанию ядерными энергообъектами и желающих расширить регионы использования атомной энергетической промышленности, ведет к росту всевозможных рисков, связанных с террористическими угрозами.
Хотя атомная энергетическая отрасль не является единственной для создания так называемой грязной бомбы. Однако опасность совершения террористического акта с использованием материалов и технологий атомной энергетики имеет высокую степень вероятности вследствие большой заинтересованности в них как международных террористических организаций, так и отдельных террористов, потому что в ядерном топливе имеется гигантская сумма радиоактивных материалов, пригодных для создания примитивного ядерного взрывного устройства.
В условиях XXI столетия терроризм превращается в постоянную угрозу обеспечению гарантии безопасности общества. В действительности большинству вооруженных конфликтов, возникающих за последние восемнадцать лет в странах Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, на территории бывшего Советского Союза и др., сопутствовала активная диверсионно-террори-стическая деятельность, при которой прежде всего подвергались опасности, получали увечья и гибли мирные граждане. Общий урон, причиненный террористической деятельностью, который выражался в социальной нестабильности и про-тестной активности населения, некоторые эксперты сопоставляют с ущербом, причиненным во время полномасштабных боевых действий.
В настоящее время международный терроризм являет собой вид террористической деятельности с международным компонентом, при этом место совершения террористической атаки не имеет значения. На сегодняшний день пробле-
ма международного терроризма стала актуальной для большинства государств мира. И поэтому все мировое сообщество начинает признавать транснациональный характер международного терроризма, его угрозы стабильности, и это во многом должно способствовать принятию экстренных мер по его нейтрализации.
Необходимо также отметить, что международный терроризм представляет повышенную опасность, обладает распространенностью и многообразием форм совершения, поэтому в целях противодействия ему государствами принимаются специальные конвенции.
По месту и способу совершения террористических угроз международный терроризм подразделяют на различные виды: от воздушного или телефонного до ядерного. К сожалению, международное сообщество еще не дало единого определения данного феномена. Проведенное исследование показало, что в специальной литературе можно встретить многочисленные рассуждения относительно определения международного терроризма. При этом большинство исследователей дают его в зависимости от формы его проявлений, которые при этом имеют специфические отличия [22, с. 12].
Однако, несмотря на то, что проблематика терроризма является одной из обсуждаемых в обществе, такой его вид, как международный ядерный терроризм, предполагающий использование радиационных компонентов в качестве средства, причиняющего вред здоровью населения и наносящего экономический ущерб, в настоящее время мало исследован.
Международный ядерный терроризм представляет собой совокупность деяний по захвату, хищению, противоправному приобретению, перемещению и использованию ядерных или других радиоактивных материалов в целях причинения масштабного ущерба населению, экономике, окружающей среде, для устрашения и оказания давления на общество и органы власти и управления. В широком понимании международный ядерный терроризм являет собой преступные действия, связанные с доступом террористов к ядерным и радиоактивным материалам и технологиям [23, с. 87].
Как преступление международного характера ядерный терроризм посягает на интересы всего мирового сообщества, подрывая устои международного правопорядка. Поэтому его последствия распространимы за пределами одного государства. Субъектами международного ядерного терроризма являются отдельные лица и группы лиц.
Также субъектом может выступать и государство, деятельность которого направлена на терроризирование отдельного государства или всего мира [11, с. 149].
Международный ядерный терроризм как составная часть терроризма - это сложный социальный и опасный феномен. Одним из его элементов является деятельность по незаконному использованию атомной энергии, радиологических свойств веществ, преследующая достижение цели террористического характера. Самым важным из признаков, которые позволят выделить преступное проявление, связанное с ядерным терроризмом, из среды иных преступлений, является непосредственный объект посягательства, содержащий ядерные материалы и орудия преступления такого же происхождения [12, с. 86].
Преступная деятельность, которая при специальных условиях относится к преступлениям международного ядерного терроризма, нашла отражение в некоторых международно-правовых договорах. Такими договорами стали Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г. [10], Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. [9], Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. [14], Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. [15], Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. [13].
Кратко остановимся на рассмотрении Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, которая вступила в силу 7 июля 2007 г. и ратифицирована Федеральным законом от 2 октября 2006 г. № 158-ФЗ. Ее целью является необходимость создания правового механизма для международного сотрудничества по недопущению актов ядерного терроризма, их пресечению, ликвидации последствий и принятию антитеррористических защитных мер мирного и военного атома. Рассматриваемая Конвенция обязала подписавшие ее страны заниматься международным сотрудничеством по предотвращению и расследованию актов ядерного терроризма. Конвенция предусматривает оказание максимальной помощи странам, ее подписавшим, в расследовании преступлений, уголовном преследовании и процедурах выдачи, начатых в отношении преступлений ядерного терроризма. В том числе предусматривается оказание содействия для получения добытых доказательств, которые необходимы в дальней-
шем разбирательстве. По мнению большинства специалистов, рассматриваемый документ может считаться одним из первых, нацеленных на противодействие террористическим угрозам с применением ядерных материалов, в котором в качестве преступления охарактеризован не только теракт, но и обладание радиоактивными материалами для их использования в преступных целях. Конвенция во многом расширила международные обязательства по выдаче лиц, которые подозреваются в ядерном терроризме [6, с. 54].
В целом рассматриваемая Конвенция внесла значительную лепту в процесс противодействия международному ядерному терроризму. Теперь страны-участницы не только преследуют, но и наказывают лиц, совершивших ядерный теракт, а также проводят расследование и привлекают к уголовной ответственности преступников, подготовивших и совершивших террористическую атаку. Государства - участники Конвенции должны принимать все меры, направленные на защиту радиоактивных материалов, и информировать Генерального секретаря ООН.
Большей части граждан нашего государства малоизвестны факты проявлений ядерных террористических атак, происходивших в различных регионах мира. И поэтому они слабо представляют, какую опасность для населения могут нести ядерные террористические угрозы. Они определяются дозами облучения и зависят от многих факторов, таких как, например, время, способ и место выброса в окружающую среду радиации, умение и способность государственных структур обеспечить выполнение всех необходимых действий по защите общества.
Материальный урон от ядерной террористической атаки всегда высок, ведь даже при минимальных дозах облучения, которые не оказывают серьезного влияния на самочувствие человека, необходимо проводить полную проверку по факту случившегося происшествия. Данная проверка должна включать исследование состава радиоактивного вещества, его мощности, дозы, уровня заражения. При этом необходимо обязательно применять все требуемые ограничительные меры как в быту на производстве, так и на объектах транспортной инфраструктуры. Степень материального ущерба может значительно возрасти в случае необходимости проведения мероприятий, связанных с ликвидацией заражения значительной части территории, подверженной радиации.
Следует сознавать, что международный ядерный терроризм в сравнении со стандартными, наиболее частными его проявлениями, междуна-
родная террористическая деятельность, специально направленная на ядерные объекты, предполагают присутствие особых факторов, которые неизбежно будут усложнять предотвращение рассматриваемых угроз. Так, в частности, выбирая в качестве объекта для совершения террористического акта АЭС, террористы рассчитывают на то, что атомная станция, являясь ядерным источником, обладающим колоссальной разрушительной силой, служит дополнительным психологическим фактором давления на субъекты противодействия терроризму.
Также необходимо отметить, что одна из важнейших особенностей международного ядерного терроризма заключается в его психологическом воздействии, даже несмотря на минимальные объективные физические показатели заражения радиационным веществом. В большей степени такое положение дел обусловливается радиофобией, которая выражается в негативном отношении общества к использованию любых источников ионизирующего излучения в различных сферах деятельности.
Риски совершения рассматриваемых видов террористических актов, прежде всего, состоят в том, что их реализация может привести к страшным негативным последствиям в транснациональных масштабах, не подлежащим эффективной минимизации в течение долгого срока. Так, согласно официальным данным, прямой ущерб, причиненный в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - ЧАЭС) в 1986 г., составил порядка 10 млрд рублей, а косвенный - порядка 250 млрд рублей в ценах 1997 г. [17, с. 16]. По расчетам Института экономики Национальной академии наук Беларуси суммарный ущерб, причиненный аварией на ЧАЭС, с учетом тридцатилетнего периода ее преодоления составляет 235 млрд долларов США [25, с. 71]. В связи с этим, по нашему мнению, важно отметить, что в современных условиях проявления международного ядерного терроризма на потенциальных объектах проведения атак могут привести к гораздо большим последствиям экологического, социального, экономического и политического характера.
Террористический акт на объекте ядерного энергетического комплекса не требует особых технических и научных знаний для изготовления ядерного взрывного устройства. Террористам необходимо только проникнуть на ядерный энергообъект, имея при себе стрелковое оружие и взрывчатое вещество. По мнению экспертов, при террористическом нападении на АЭС целевой установкой для террористов может стать выве-
дение из строя охлаждающей системы ядерного энергообъекта, потому что в этом случае выброс в атмосферу радиоактивных веществ может значительно возрасти. При нападении на АЭС боевики также могут стремиться уничтожить обслуживающие системы ядерного реактора, в том числе систему подачи воды, а также систему, отвечающую за управление и защиту, с целью вызова теплового взрыва в реакторе, что может привести к его разрушению или обрушению здания, в котором он расположен. В том случае, если террористы не будут взрывать ядерный реактор, а только его остановят, экономический и социально-политический эффект от этих последствий будет иметь колоссальный масштаб [26, с. 83].
В чем же опасность ядерного террористического акта? При аварии на АЭС и разрушении атомного реактора тепловыделяющие элементы вместе с топливом образуют особое вещество -кластер углерода, обладающее адсорбционным свойством. Оно опасно в случае попадания в организм человека, потому что его сложно дезактивировать. Распространение в атмосфере объединенного урана создает зону альфа-заражения, нахождение в которой приводит к раку крови, невозможности использования продукции сельского хозяйства и к другим серьезным последствиям.
В настоящее время более сорока государств мира обладают собственной атомной промышленностью, в первую очередь - атомными электрическими станциями [21, с. 27]. На современных АЭС, помимо ядерного топлива, за период их эксплуатации скапливается немалое количество радиационных материалов в виде отработанного ядерного топлива, которое не направлено на предприятия переработки и долгое время может находиться на станции [4].
Сегодня на территории нашей страны эксплуатируются несколько энергообъектов атомного сектора, среди них в наибольшей степени представляют потенциальную опасность для окружающего пространства и людей 10 АЭС с тридцатью атомными реакторными установками. Фактически все из действующих атомных электростанций дислоцированы в густонаселенной европейской части Российской Федерации. Также продолжают функционировать 15 уранографи-товых канальных реакторов большой мощности, аналогичных используемым на ЧАЭС, в тридцатикилометровой зоне которых находится более 1 300 населенных пунктов с проживающим в них более чем четырехмиллионным населением [20, с. 95]. Нахождение на территории нашего государства 10 АЭС, 112 исследовательских
ядерных установок, тысяч организации, предприятий, НИИ, которые выполняют различные технологические разработки и исследования в области радиоактивных материалов, обязывает государство обращать особое внимание на решение проблемы обеспечения безопасности на перечисленных объектах [5, с. 59].
Проблематика международного ядерного терроризма чрезвычайно важна для большинства государств, в которых развита ядерная энергетика, и особенно тех стран, где уже происходили случаи диверсий и угроз на объектах атомной энергетики. В настоящее время всем необходимо отчетливее осознавать, что в условиях нового тысячелетия международный ядерный терроризм с каждым днем превращается в фактическую, очевидную и конкретную опасность не только для Российской Федерации, но и для любой мировой ядерной державы. Об этом, в частности, говорится в опубликованном в 2011 г. Совместном докладе двух групп американских и российских экспертов «Об американо-российской оценке угрозы ядерного терроризма». В упомянутом документе эксперты отразили существующие технологии исполнения гипотетического ядерного террористического акта в случае нахождения у террористов ядерного взрывного устройства.
В Соединенных Штатах Америки (далее -США) в рамках Министерства энергетики создана группа специального реагирования (Nuclear Emergency Support Team, NEST), которая оснащена специальным комплектом вооружения, поисковыми средствами и находится в постоянной боеготовности для противодействия возникшим террористическим атакам [16, с. 48]. В Советском Союзе проблематика борьбы с ядерным терроризмом не оставалась без внимания. Противодействовать ядерному терроризму должен был отряд специального назначения КГБ СССР «Вымпел». Выполняя поставленную руководством страны задачу, спецназовцы проводили учения на ядерных объектах «Арзамас-16», АЭС и др. [24, с. 62].
Совершая террористическую атаку в отношении АЭС, международные террористы могут ставить целый ряд целей, в первую очередь их может интересовать свежее высокообогащенное ядерное топливо, находящееся вне ядерного реактора, которое они могут использовать при производстве ядерного взрывного устройства. Также нападение террористов на АЭС с последующим ее захватом может использоваться в целях шантажа представителей органов власти и управления путем угроз радиационным заражением тер-
ритории. Можно с уверенностью предположить, что в случае реальной террористической угрозы, которую могут спровоцировать умышленные действия террористов, большинство АЭС станут источником гигантской техногенной катастрофы. В сложившейся ситуации итог потенциальной террористической атаки будет сложно спрогнозировать, но совершенно понятно, что, помимо заражения громадной части территории, подобная акция вызовет подрыв доверия населения к деятельности управленческого аппарата и правоохранительных органов, обвинение последних в ненадлежащем обеспечении ими общественной безопасности.
По мнению большинства экспертов, мотивацией террористов при захвате АЭС может выступать желание признания их террористической организацией среди подобных преступных группировок. Также любой террористический акт на ядерном производстве поставит часть населения в позицию заложников, станет средством шантажа и принудит представителей органов власти и управления вести переговоры с террористами. Террористическая атака на АЭС может быть совершена в качестве средства привлечения внимания всего мирового сообщества к террористической организации. Также подобный террористический акт может быть совершен в качестве крайней меры в случае, когда, по мнению террористов, ранее применяемые их террористической организацией средства будут малоэффективными. Теракт на АЭС может совершить радикально настроенная часть террористической организации по причине жажды мести противнику или в случае полного отчаяния. Ну и, конечно же, ежегодно возникающие террористические группы могут избрать ядерный терроризм в качестве основной стратегии своей борьбы [7, с. 115].
Расширение криминализации форм терроризма в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) служит ярким свидетельством тому, что отечественные законодатели уделяют повышенное внимание терактам, совершенным на объектах атомной энергетической отрасли. Результатом их законотворческой деятельности является дифференциация уголовной ответственности (п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ) в случае совершения теракта, который сопряжен с посягательствами на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ. Указанный особо квалифи-
цированный состав теракта выступает в качестве уголовно-правового запрета для большинства потенциальных угроз ядерного терроризма.
Сегодня не только ученые и эксперты, но и специалисты разных областей знания обсуждают проблематику возможного использования террористическими группировками ядерного оружия с целью проведения террористической атаки. При этом существуют различные взгляды на проблему ядерного терроризма как в нашей стране, так и за рубежом. Отдельные исследователи целиком отбрасывают и совершенно не принимают само понятие «ядерный терроризм», утверждая, что изготовить ядерное взрывное устройство в кустарных условиях как одному человеку, так и группе лиц весьма проблематично. При этом они предлагают не выделять ядерный терроризм в отдельную форму, а исследовать только общепринятый терроризм. С ними не согласны другие исследователи и эксперты, которые с полной уверенностью утверждают, что при наличии ядерного топлива создать бомбу очень просто [1, с. 110].
Как показало проведенное исследование, большинство ученых и специалистов уверены в том, что ядерный терроризм возможен и его необходимо выделять в отдельную форму и исследовать специально [8, с. 400]. По их мнению, акты ядерного терроризма необходимо квалифицировать как подрыв (или угрозу подрыва) ядерного взрывного устройства, диверсию на ядерных объектах, хищение делящегося материала для изготовления ядерного оружия [19, с. 72].
По мнению ряда экспертов, в условиях начала XXI тысячелетия зарождается новое явление - глобальный терроризм, или же, как некоторые специалисты классифицируют его, супертерроризм, или катастрофический терроризм. Они полагают, что этот феномен находится в процессе своего эволюционирования, нацелен на глобальный охват всего мира и вскоре не будет ассоциироваться с какими-либо конкретными политическими проблемами. Разница между ним и классическим терроризмом состоит в том, что он преследует множество целей, которые террористами не рассматриваются в качестве предмета во время переговорного процесса. Множественность целей свидетельствует о возможном использовании террористами высокотехнологических средств массового разрушительного действия [2, с. 7-8].
Важно отметить, что все специалисты, изучающие проблематику ядерного терроризма, единодушны в том, что угрозы совершения ядерной террористической атаки становятся спрогнозированным итогом синтеза двух процессов совре-
менной эпохи. Они вышли на передний план после акцелерации геобаллистических процессов и окончания холодной войны - это распространение ядерных вооружений и активизация международного терроризма как устойчивого и системного фактора внутренней и международной жизни [3, с. 3].
При анализе большинства подходов, определяющих различные виды терроризма, автор пришел к выводу, что не только в законодательной базе и правоприменительной практике, но и в научно-исследовательской литературе не существует устоявшейся классификации видов терроризма, которые бы позволили досконально, исчерпывающе и развернуто идентифицировать его ядерную форму. По всей вероятности, это является следствием некоторой новизны подобного проявления рассматриваемого вида терроризма.
Более того, сегодня не существует единой формы типологии ядерного терроризма, нет его единого понятия, в научной литературе только начинает определяться объективная необходимость ядерной террористической опасности. При всем этом при определении методов и форм противодействия рассматриваемому терроризму является важным определение типологии его ядерной формы. По мнению автора, необходимо приветствовать все попытки новых разносторонних исследований применительно к рассматриваемой проблематике.
Важно отметить, что рассматриваемая проблема дальнейшего развития международного ядерного терроризма должна быть своевременно спрогнозирована и учтена в целях формирования и осуществления национальной и мировой безопасности. С каждым годом становится все очевиднее, что существующие государственные границы не в состоянии оградить население стран от угрозы международного ядерного терроризма. Сложившаяся ситуация в рассматриваемой сфере диктует необходимость на государственном уровне осуществлять скоординированную организованную деятельность всех органов и организаций, которые занимаются антитеррористической деятельностью, на четкой правой основе, развивая систему правого противодействия международному ядерному терроризму.
По мнению автора, составной частью такой системы должны быть правовые, организационные и иные элементы. Организационные элементы системы борьбы с ядерным терроризмом должны сочетать в себе совокупность последовательных принудительных мер, направленных
на его нейтрализацию. Так, в первую очередь необходимо разработать основу для подготовки специалистов, которые в будущем будут бороться с ядерным терроризмом. При необходимости в правоохранительных органах следует создать специализированные подразделения, которые бы занимались противодействием рассматриваемым преступлениям. На всех управленческих уровнях правоохранительных структур и иных органов и организаций, осуществляющих работу по противодействию ядерному террору, необходимо организовать разработку методик и порядка взаимодействия. На плановой научной основе организовать разработку и совершенствование работоспособной и продуктивной антитеррористической системы ядерной энергетической сферы. С учетом зарубежного опыта законодательного регулирования и правоохранительной практики вести регулярный мониторинг и совершенствовать действующее законодательство, обеспечивающее эффективную борьбу с международным ядерным терроризмом.
Также необходимо учитывать, что в целях борьбы с международным ядерным терроризмом важны коллективные меры, направленные на противодействие ему, осуществляемые большинством государств мира. Наряду со специальными службами и правоохранительными органами, бороться с международным ядерным терроризмом должны и многочисленные международные организации, в цели и задачи большинства которых входит противодействие актам ядерного терроризма. Среди них такие, как Всемирный институт ядерной безопасности, Группа ядерных поставщиков, МАГАТЭ, Австралийская группа, Комитет Цангера и др.
По большому счету в первую очередь Российская Федерация и ведущие страны Еврейского Союза (далее - ЕС) обязаны обеспечить противодействие международному ядерному терроризму при непосредственном активном партнерстве и во взаимодействии с Организацией Объединенных Наций (далее - ООН) и МАГАТЭ. Их совместная деятельность должна способствовать уменьшению количества предприятий на территории потенциально опасных стран с нестабильными режимами, хранящими радиоактивные материалы, и обеспечению защиты всех ядерных объектов энергетической отрасли от всевозможных преступных проявлений со стороны международных террористических организаций.
Ядерные террористические угрозы могут иметь непредсказуемые необратимые последствия и приобретать межнациональный и межкон-
тинентальный характер. В связи с этим современные реалии требуют не только быть бдительными, но и иметь возможность пресечения ядерных террористических атак, в том числе посредством активного международного сотрудничества правоохранительных органов. Поэтому первостепенный акцент должен делаться на практическом взаимодействии с правоохранительными органами и специальными службами тех стран, где проводится активная работа по борьбе с террористическими организациями.
Обнаружение и раскрытие случаев незаконного использования радиоактивных источников и технологий, а также подготовки ядерных террористических атак должны проходить с помощью всех методов оперативно-розыскной деятельности. Поэтому важнейшая роль в противодействии международному ядерному терроризму в нашей стране должна отводиться оперативным подразделениям правоохранительных органов. Только совместные мероприятия с участием каждого такого структурного подразделения сделают возможным обеспечение надежной физической защиты предприятий ядерной энергетической отрасли. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что успешность в деле предупреждения международного ядерного терроризма в значительной степени зависит от выстраивания отвечающей необходимым требованиям и сформированной на основе норм международного права системы международного взаимодействия антитеррористических структур, подразделений и организаций.
Благоприятный исход борьбы с международным ядерным терроризмом в значительной степени будет складываться в зависимости от масштабности и интенсивности погружения в содержание проблемы рассматриваемого феномена, детерминирующих его факторов, понимания движущих сил, побуждающих мотивов, логики выбора преступниками энергообъектов для совершения террористической атаки. В этих целях следует создать все необходимые условия для прогнозирования местонахождения объектов и времени совершения терактов, предварительно разработав и согласовав совместные действия всех субъектов, которые обеспечивают ядерную безопасность, разработать результативные оградительные меры, которые будут тождественны возникающим рискам.
В заключение необходимо отметить, что в условиях конца второго десятилетия XXI столетия ядерный терроризм становится серьезной реальностью в современном мире. Рассматри-
ваемый вид террористической угрозы, являясь сложным социально-политическим, экономическим и религиозным феноменом, остается малоизученным явлением и требует дополнительного исследования. Независимо от того, что в настоящее время на всех инфраструктурных объектах ядерной энергетической отрасли сохраняется повышенная степень ядерной безопасности, полной уверенности в устранении любых ядерных угроз, надежном перекрытии всех путей проявлений терроризма и невозможности каких-либо ядерных террористических угроз не может присутствовать.
Проблема противодействия международному терроризму на объектах атомной энергетики обладает политическим измерением - будь то прогнозирование времени совершения предполагаемого террористического акта либо уточнение субъектов ядерной террористической деятельности. Возникновение опасности в виде международного ядерного терроризма требует от мирового сообщества осмысления новоявленной реальности и переоценки действующих концепций безопасности. Борьба с международным терроризмом в ядерном энергетическом секторе представляет собой серьезную задачу по обеспечению коллективной безопасности. Она требует проведения комплекса мер по разработке единых стандартов защиты атомных энергообъектов, а также совершенствования международного сотрудничества по широкому кругу вопросов на основе соблюдения принципов международного права. Современные реалии неуклонно обязывают объединить усилия нескольких стран по обеспечению коллективной безопасности.
Кроме того, проведенный анализ гарантии и поддержания ядерной безопасности дает основание утверждать, что одним из слабых звеньев в ее обеспечении является человеческий фактор. С учетом того, что в функционировании мировой атомной энергетической отрасли принимают участие сотни тысяч граждан различных стран, важнейшим из стратегических условий противодействия международному ядерному терроризму остается объединение усилий всех прогрессивных государств с конкретной координацией их силовых структур. В целях всестороннего использования уникального опыта противодействия международному терроризму еще предстоит проделать немало работы.
Таким образом, в ходе исследования и оценки текущего состояния феномена международного ядерного терроризма с учетом опыта и
противодействия ему автор приходит к выводу о необходимости выработки комплексной системы мер борьбы с рассматриваемым явлением в режиме межгосударственного механизма. В целях надлежащего и квалифицированного реагирования на международные ядерные террористические атаки механизм противодействия им должен базироваться на принципах превентив-ности, комплексности и законности.
Сегодня очень велика потребность в реализации предупредительных мер по предотвращению актов международного ядерного терроризма, который становится реальной угрозой. И ни одному государству в мире не под силу противодействовать международному ядерному терроризму самостоятельно. Поэтому не допустить международные ядерные террористические атаки возможно при осуществлении всестороннего международного сотрудничества посредством выработки специальных мер и обмена оперативной информацией, активизировав совместную оперативно-розыскную работу правоохранительных служб и ведомств в рамках международной антитеррористической деятельности. Необходимо также активнее вести борьбу с кибератаками, которые направлены на завладение конфиденциальной информацией относительно ядерной тематики. Не обойтись и без комплексной модернизации и усовершенствования систем физической защиты и технической безопасности объектов ядерного энергетического комплекса.
Полное изучение всего факторного комплекса, детерминирующего ядерный терроризм, а также связанных с ним чрезвычайных ситуаций и проблем обеспечения безопасности и защиты общества при осуществлении террористических угроз должно стать для мировых держав одной из первостепенных задач государственной важности. Обозначенные в публикации проблемные вопросы в целях их разрешения могут потребовать использования комплексных всесторонних подходов к разработке международных законодательных положений и эффективных системных практических мер, направленных на предотвращение международного ядерного террора.
Список использованной литературы
1. Аллисон, Г. Ядерный терроризм: Самая страшная, но предотвратимая катастрофа [Текст] / Г. Аллисон. - М. : ЛКИ, 2007. - 296 с.
2. Арбатов, А. Г. Новое лицо терроризма
[Текст] / А. Г. Арбатов // Угроза ядерного терроризма. - М. : ИМЭМО РАН, 2008. - 118 с.
3. Арбатов, А. Г. Ядерный терроризм: политические, правовые, стратегические и технические аспекты [Текст] / А. Г. Арбатов,
A. А. Пикаев, В. З. Дворкин // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 11. С. 3-16.
4. Басенко, В. Г. Радиационная безопасность плавучей атомной теплоэлектростанции при проявлении террористического акта. Вопросы оборонной техники [Текст] / В. Г. Басенко // Технические средства противодействия терроризму : научно-технический журнал. - 2015. - Вып. 59-60. - Сер. 16. С. 115-117.
5. Бойнов, Е. И. Правовое обеспечение правоохранительных органов при выполнении ими задач по противодействию ядерному терроризму [Текст] / Е. И. Бойнов // Вестник Российского Университета кооперации. - 2014. - № 4 (18). С. 57-62.
6. Владимирова, Н. Г. Политика США в сфере противодействия ядерному терроризму. Мировая экономика и международные отношения [Текст] / Н. Г. Владимирова. - 2009. - № 11. С. 48-59.
7. Войнов, В. И. Ядерный терроризм как актуальная проблема современного мира [Текст] /
B. И. Войнов // Научно-теоретический журнал. -2014. - № 5. С. 114-119.
8. Кожушко, Е. П. Современный терроризм: Анализ основных направлений / Е. П. Кожушко. -Минск : Харвест, 2000. - 448 с.
9. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения от 1 марта 1991 г. [Электронный ресурс] // СПС Кон-сультантПлюс.
10. Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 г. [Текст] // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1987. - № 18, ст. 239.
11. Косачев, К. И. Международное право в борьбе с ядерным терроризмом [Текст] / К. И. Косачев // Международная жизнь. - 2003. -№ 9-10. С.159-160.
12. Косачев, К. И. Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ним [Текст] / К. И. Косачев // Государство и право. -2004. - № 8. С. 85-88.
13. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 14 сентября 2005 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
14. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г.
[Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 35, ст. 3513.
15. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 12 декабря 1999 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
16. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство [Текст] / под ред. А. В. Возженкова. - М. : Эксмо, 2007. - 528 с.
17. Микеев, А. К. Технологический терроризм - современная реальность [Текст] / А. К. Микеев // Терроризм: современные аспекты : сб. науч. трудов. - М. : Академия управления МВД России ; Институт социологии РАН, 1999. С. 16-18.
18. Новиков, А. П. СНГ: ядерный терроризм реален. Россия в глобальной политике [Текст] /
A. П. Новиков. - 2007. - № 2. - Т. 5. - Март-апрель. С. 142-154.
19. Поттер, У. Многоликий ядерный терроризм [Текст] / У. Поттер, Н. Флоркин // Ядерный контроль. - 2003. - № 1 (67). - Т. 9. С. 71-88.
20. Рачкаускас, А. В. К вопросу о взаимодействии субъектов, осуществляющих борьбу с технологическим терроризмом [Текст] / А. В. Рачкаускас // Взаимодействие: правовые, социальные, организационные и тактические аспекты : сб. науч. статей. - М. : Академия управления МВД России, 2005. - С. 93-102.
21. Рылов, М. И. Ядерный и радиационный терроризм и проблемы безопасности в современном мире [Текст] / М. И. Рылов, М. Н. Тихонов // Экологическая экспертиза. - М., 2015. - № 1. С. 2-28.
22. Савельев, В. А. Об имплементации в российском законодательстве международных договоров РФ по борьбе с терроризмом [Текст] /
B. А. Савельев // Транспортное право. - 2002. -№ 1. С.39-46.
23. Томило, О. Г. Предотвращение угрозы ядерного терроризма - веление времени [Текст] / О. Г. Томило, С. М. Иванов // Право и безопасность. - 2010. - № 3. С. 85-93.
24. Чеботарев, В. В. Ядерный терроризм: опасность мнимая и реальная [Текст] / В. В. Чеботарев // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2012. - № 27.
C. 60-66.
25. Чернышев, О. А. О возможных негативных последствиях террористических акций на ядерно-опасных объектах и предпринимаемых в Республике Беларусь мерах по их недопущению [Текст] / О. А. Чернышев // Сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ и совместное опера-
тивно-стратегическое командно-штабное учение «Атом-Антитеррор-2006» : сб. материалов. - М. : Антитеррористический центр государств - участников СНГ, 2006. С. 70-71.
26. Щитченко, Д. В. Ядерный терроризм как разновидность угрозы человечеству [Текст] / Д. В. Щитченко // Войска национальной гвардии Российской Федерации в системе органов обеспечения безопасности : сб. статей Межвузовской научно-практической конференции (г. Новосибирск, 6 февраля 2017 г.). - Новосибирск : Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017. С. 81-87.
References
1. АШэоп G. Yadernyj terrorizm: Samaya strashnaya, no predotvratimaya katastrofa (Nuclear terrorism: The worst, but preventable disaster), Moscow: Izd-vo LKI, 2007, 296 p.
2. А^^ А. G. Ugroza yadernogo terrorizma (The threat of nuclear terrorism), Moscow: IMEHMO ЯА^ 2008, 118 p.
3. А^^ А. G., Pikaev А. А., Dvorkin V. Z. Mi-rovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (World economy and international relations), 2006, No. 11, pp. 3-16.
4. Basenko V. G. Tekhnicheskie sredstva protivodejstviya terrorizmu : nauchno-tekhnicheskij zhurnal (Technical means of countering terrorism: scientific and technical journal), 2015, ussue 59-60, ser. 16, pp. 115-117.
5. Bojnov E. I. Vestnik Rossijskogo Universiteta kooperatsii (Bulletin of the Russian University of Cooperation), 2014, No. 4 (18), pp. 57-62.
6. Vladimirova N. G. Politika SSHА v sfere protivodejstviya yadernomu terrorizmu. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (US policy in the field of countering nuclear terrorism. World economy and international relations), 2009, No. 11, pp. 48-59.
7. Vojnov V. I. Nauchno-teoreticheskij zhurnal (Scientific and theoretical journal), 2014, No. 5, pp. 114-119.
8. Kozhushko E. P. Sovremennyj terrorizm: Аnaliz osnovnykh napravlenij (Modern terrorism: Analysis of the main directions), Minsk: Kharvest, 2000, 448 p.
9. Konventsiya o markirovke plasticheskikh vz-ryvchatykh veshhestvv tselyakh ikh obnaruzheniya ot 1 marta 1991 g. (Convention on the Marking of Plastic Explosives for the Purpose of Detection of March 1, 1991), SPS Konsul'tantPlyus.
10. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR (Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR), 1987, No. 18, article 239.
11. Kosachev K. I. Mezhdunarodnaya zhizn' (International life), 2003, No. 9-10, pp. 159-160.
12. Kosachev K. I. Gosudarstvo i pravo (State and law), 2004, No. 8, pp. 85-88.
13. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor'be s aktami yadernogo terrorizma ot 14 sentyabrya 2005 g. (International Convention for the Suppression of Acts of Nuclear Terrorism of September 14, 2005), SPS Konsul'tantPlyus.
14. Code of laws of the Russian Federation, 2001, No. 35, article 3513.
15. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor'be s finansirovaniem terrorizma ot 12 dekabrya 1999 g. (International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism of December 12, 1999), SPS Konsul'tantPlyus.
16. Mezhdunarodnyj terrorizm: bor'ba za geo-politicheskoe gospodstvo / pod red. A. V. Vozzhen-kova (International terrorism: the struggle for geopolitical dominance), Moscow: Ehksmo, 2007, 528 p.
17. Mikeev A. K. Terrorizm: sovremennye as-pekty : sb. nauch. trudov (Terrorism: modern aspects: a collection of scientific papers), Moscow: Akademiya upravleniya MVD Rossii; Institut sotsi-ologii RAN, 1999, pp. 16-18.
18. Novikov A. P. SNG: yadernyj terrorizm realen. Rossiya v global'noj politike (CIS: nuclear terrorism is real. Russia in global politics), 2007, No. 2, vol. 5, Mart-aprel, pp. 142-154.
19. Potter U., Florkin N. Yadernyj kontrol' (Nuclear control), 2003, No. 1 (67), vol. 9, pp. 71-88.
20. Rachkauskas A. V. Vzaimodejstvie: pravo-vye, sotsial'nye, organizatsionnye i takticheskie as-pekty : sb. nauch. statej (Interaction: legal, social, organizational and tactical aspects: a collection of scientific articles), Moscov: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2005, pp. 93-102.
21. Rylov M. I., Tikhonov M. N. Ehkologiches-kaya ehkspertiza (Environmental assessment), Moscow, 2015, No. 1, pp. 2-28.
22. Savel'ev V. A. Transportnoe pravo (Transport law), 2002, No. 1, pp. 39-46.
23. Tomilo O. G., Ivanov S. M. Pravo ibezopas-nost' (Law and security), 2010, No. 3, pp. 85-93.
24. Chebotarev V. V. Vestnik Sibirskogo gosu-darstvennogo universiteta putej soobshheniya (Bulletin of the Siberian State University of Communications), 2012, No. 27, pp. 60-66.
25. Chernyshev O. A. Sbor rukovodyashhego sostava antiterroristicheskikh podrazdelenij or-ganov bezopasnosti i spetsial'nykh sluzhb gosu-
darstv - uchastnikov SNG i sovmestnoe operativ-no-strategicheskoe komandno-shtabnoe uchenie «Atom-Antiterror-2006» : sb. materialov (The collection of the leadership of the antiterrorist subdivisions of the security agencies and special services of the CIS member states and the joint operational-strategic command and staff exercise Atom-An-ti-Terror-2006: collection of materials), Moscow: Antiterroristicheskij tsentr gosudarstv - uchastnikov SNG, 2006, pp. 70-71.
26. Shhitchenko D. V. Vojska natsional'noj
gvardii Rossijskoj Federatsii vsisteme organov obe-specheniya bezopasnosti: sb. statej Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (g. Novosibirsk, 6 fevralya 2017 g.) (The troops of the National Guard of the Russian Federation in the system of security agencies: a collection of articles of the Interuniver-sity scientific-practical conference (Novosibirsk, February 6, 2017)), Novosibirsk: Novosibirsk^ voen-nyj institut imeni generala armii I. K. Yakovleva vo-jsk natsional'noj gvardii Rossijskoj Federatsii, 2017, pp. 81-87.