Научная статья на тему 'ОПЫТ ГЕНДЕРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОПЫТ ГЕНДЕРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старовойтова Жанна Александровна

В статье обоснована актуальность гендерных исследований в системе профессионального образования. Раскрыты потенциальные причины снижения научного интереса к гендерной проблематике. Отмечены угрозы нивелирования ценностного отношения к гендерному равенству как ведущему принципу современного образовании. Раскрыта ведущая роль педагога в гендерном просвещении обучающихся с целью развития у них эгалитарного мировоззрения. Актуализирована проблема внедрения специализированных курсов по гендерной тематике. Обоснована необходимость включения в содержание гуманитарных дисциплин тем по гендерным исследованиям в соответствие с профилем подготовки. Осуществлен анализ проблемы развития гендерной чувствительности будущих педагогов. Предложено содержание гендерного просвещения студентов вуза на примере дистанционного общеуниверситетского курса. Представлены примеры учебных заданий по гендерной экспертизе учебных занятий и воспитательных мероприятий. Продемонстрированы критерии гендерного анализа учебно-воспитательной деятельности. Представлены результаты диагностики гендерных характеристик студентов. Выявлены отношение студентов к гендерным исследованиям и их ориентация к самообразованию в данной области научного знания. Выявлены потребности и готовность студентов к опытно-экспериментальной деятельности по гендерной проблематике для дальнейшего привлечения к ней на уровне вуза. Качественный анализ полученных данных позволил выявить направления в развитии профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов в реализации образовательного процесса на основе гендерного похода. Сделаны выводы об значимости общеуниверситетского курса как способа приобщения студентов к рефлексии гендерных стереотипов и установок, активизации потребности к их учету в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF GENDER EDUCATION OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

The article substantiates the relevance of gender studies in the system of vocational education. The potential reasons for the decline in scientific interest in gender issues are revealed. The threats of leveling the value attitude to gender equality as the leading principle of modern education are noted. The leading role of the teacher in the gender education of students in order to develop their egalitarian worldview is revealed. The problem of introducing specialized courses on gender issues has been actualized. The necessity of including gender research topics in the content of humanities disciplines in accordance with the profile of training is substantiated. The analysis of the problem of the development of gender sensitivity of future teachers is carried out. The content of gender education of university students is proposed on the example of a distance university-wide course. Examples of training tasks on gender expertise of training sessions and educational activities are presented. The criteria of gender analysis of educational activity are demonstrated. The results of diagnostics of gender characteristics of students are presented. The attitude of students to gender studies and their orientation to self-education in this field of scientific knowledge are revealed. The needs and readiness of students for experimental activities on gender issues for further involvement in it at the university level are identified. A qualitative analysis of the data obtained made it possible to identify directions in the development of professional and pedagogical competence of future teachers in the implementation of the educational process based on a gender campaign. Conclusions are drawn about the importance of the university-wide course as a way of introducing students to the reflection of gender stereotypes and attitudes, activating the need to take them into account in future professional activities.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ГЕНДЕРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Старовойтова Жанна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ОПЫТ ГЕНДЕРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье обоснована актуальность гендерных исследований в системе профессионального образования. Раскрыты потенциальные причины снижения научного интереса к гендерной проблематике. Отмечены угрозы нивелирования ценностного отношения к гендерному равенству как ведущему принципу современного образовании. Раскрыта ведущая роль педагога в гендерном просвещении обучающихся с целью развития у них эгалитарного мировоззрения. Актуализирована проблема внедрения специализированных курсов по гендерной тематике. Обоснована необходимость включения в содержание гуманитарных дисциплин тем по гендерным исследованиям в соответствие с профилем подготовки. Осуществлен анализ проблемы развития гендерной чувствительности будущих педагогов. Предложено содержание гендерного просвещения студентов вуза на примере дистанционного общеуниверситетского курса. Представлены примеры учебных заданий по гендерной экспертизе учебных занятий и воспитательных мероприятий. Продемонстрированы критерии гендерного анализа учебно-воспитательной деятельности. Представлены результаты диагностики гендерных характеристик студентов. Выявлены отношение студентов к гендерным исследованиям и их ориентация к самообразованию в данной области научного знания. Выявлены потребности и готовность студентов к опытно-экспериментальной деятельности по гендерной проблематике для дальнейшего привлечения к ней на уровне вуза. Качественный анализ полученных данных позволил выявить направления в развитии профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов в реализации образовательного процесса на основе гендерного похода. Сделаны выводы об значимости общеуниверситетского курса как способа приобщения студентов к рефлексии гендерных стереотипов и установок, активизации потребности к их учету в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: гендер, гендерный подход, гендерная идентичность, гендерные стереотипы, гендерное просвещение.

Annotation. The article substantiates the relevance of gender studies in the system of vocational education. The potential reasons for the decline in scientific interest in gender issues are revealed. The threats of leveling the value attitude to gender equality as the leading principle of modern education are noted. The leading role of the teacher in the gender education of students in order to develop their egalitarian worldview is revealed. The problem of introducing specialized courses on gender issues has been actualized. The necessity of including gender research topics in the content of humanities disciplines in accordance with the profile of training is substantiated. The analysis of the problem of the development of gender sensitivity of future teachers is carried out. The content of gender education of university students is proposed on the example of a distance university-wide course. Examples of training tasks on gender expertise of training sessions and educational activities are presented. The criteria of gender analysis of educational activity are demonstrated. The results of diagnostics of gender characteristics of students are presented. The attitude of students to gender studies and their orientation to self-education in this field of scientific knowledge are revealed. The needs and readiness of students for experimental activities on gender issues for further involvement in it at the university level are identified. A qualitative analysis of the data obtained made it possible to identify directions in the development of professional and pedagogical competence of future teachers in the implementation of the educational process based on a gender campaign. Conclusions are drawn about the importance of the university-wide course as a way of introducing students to the reflection of gender stereotypes and attitudes, activating the need to take them into account in future professional activities.

Key words: gender, gender approach, gender identity, gender stereotypes, gender education.

Введение. Гендерная проблематика в научном дискурсе носит сложный междисциплинарный характер. Гендер как научная категория рассматривается в социологии, политологии, юриспруденции, психологии, педагогике. Очевидным является то, что гендер как социально-психологический конструкт «преследует» человека на протяжении всей жизни, определяя его социальный статус, особенности общения и взаимодействия между мужчинами и женщинами разного уровня образования, материального положения, принадлежности к сфере профессиональной деятельности, должности, национальности. Анализируя периодизацию развития гендерной психологии и педагогики, напомним, что гендерные измерения как научное направление сформировалась в 1975 году. С 2000-ых годов наблюдался активный всплеск гендерных исследований. В 2000 году был проведен Всемирный конгресс по гендерным вопросам. Обсуждались результаты кросс-культурных исследований гендерных особенностей личности, факторов и условий их формирования; рассматривались проблемы концептуализации полового и гендерного воспитания, конструирования гендера через СМИ, законодательство и образование; раскрывались разнообразные аспекты влияния гендера на профессиональную успешность мужчин и женщин, межличностные отношения в рабочих коллективах. Практически все исследования содержали результаты констатации изучаемых феноменов. В отечественных работах раскрывались механизмы развития гендерных характеристик личности посредством формирования общественного мнения средствами массовой информации, трансляции семейных ценностей и национальных традиций, «скрытый учебный план» образовательной системы. Научный интерес вызывают работы В.С. Агеева и В.Е. Каган о гендерных установках и поло-ролевых стереотипах; исследования гендерной социализации и самоактуализации И.С. Клециной и Л.Н. Ожиговой; проблемы гендерных аспектов материнства, отцовства, семейных отношений Е.А. Антонюк, Г.Г. Филипповой. Анализ диссертационных работ по гендерной тематике в Российской государственной библиотеке доказывает активность исследователей с 1996 года до 2020 года. При этом за последние 3 года превалируют исследования в области филологии и медицины, нежели по психологии или по педагогике. Данная тенденция позволяет предположить, что крупномасштабные гендерные исследования отпугивают исследователей в виду отсутствия выстроенной концептуальной базы гендерного подхода, четких различий полоролевого и гендерного подхода, отсутствия доказанной валидности и надежности диагностического инструментария, его устаревания. Субъективно считаю, что ситуация усугубилась активностью движения ЛГБТ-сообщества, провозглашением идеи о множественности полов. На сегодняшний момент насчитывается от 50 до 300 видов пола, официально на Западе уже определено 3 пола: мужской, женский и «Х» (недифференцированный, или небинарный). В Америке в 2021 году интерсексуал, бывший моряк, по имени Дана Ззиим, уже получил паспорт, в котором указан «Х» пол. Ориентируясь на собственный опыт, затрагивая вопросы гендерного подхода к воспитанию и учету половых различий детей в процессе обучения, у педагогов и родителей возникает острое неприятие темы. Отсутствие должного просвещения по гендерной проблематике в обществе в целом, и педагогическом сообществе, в частности, может привести к трагической судьбе гендерной психологи и педагогики как области научного знания. Так же как в свое время было загублено направление в педагогической науке - педология, которое

было ориентировано на формирование концепции комплексного подхода к развитию, обучению и воспитанию личности ребенка. Гиперболизированные проявления гендерного равенства, а главное - его некорректное понимание, усугубляет и закрепляет гендерные стереотипы и установки, которые, в свою очередь, могут негативно повлиять на самоактуализацию и самореализацию мужчин, женщин в различных сферах жизнедеятельности.

Абсолютно очевидно, что педагог как один из значимых субъектов социализации подрастающего поколения, либо способствует формированию и закреплению гендерных стереотипов своих воспитанников, либо активизирует потребность к саморефлексии гендерных характеристик личности. Чтобы реализовался последний вариант, важно актуализировать в процессе профессиональной подготовки педагогов специальные курсы по формированию гендерной компетентности, развитию гендерной чувствительности. В 2021 году в Омском государственном педагогическом университете был предложен общеуниверситетский курс по выбору для студентов первых курсов «Гендерная экспертиза в образовании». Результаты его апробации будут представлены в содержании статьи.

Изложение основного материала статьи. Курс «Гендерная экспертиза в образовании» предполагал решение следующих задач профессионального образования будущих педагогов профессионального обучения: гендерное просвещение в области теории и методологии гендерного подхода в образовании; формирование целостного представления студентов о принципиальных различиях между полоролевым и гендерным подходом; формирование готовности будущих педагогов осуществлять оценку учебно-воспитательного процесса на предмет гендерной и половой дискриминации; развитие способности к саморефлексии гендерных характеристик личности для развития индивидуального стиля педагогической деятельности по организации процесса обучения в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода. Курс был рассчитан на 72 часа и проводился дистанционно на университетской образовательной платформе Moodle. Поскольку курс общеуниверситетский, то в работе приняли участие 29 студентов по направлению «Профессиональное обучение» (по отраслям) разных профилей: экономика и управление, биология и химия, математика и информатика, биоэкология, русский язык и литература, физика и математика, география и безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, робототехника и технология. Из 30 человек 6 молодых людей и 24 девушки.

В процессе преподавания курса были предложены задания, направленные на самодиагностику гендерных особенностей личности. Представлю перечень предложенных методик и их целевое назначение для развития гендерной чувствительности будущих педагогов.

Методика «Полоролевой опросник» С. Бем [1, С. 12] использовалась для того, чтобы студенты смогли проанализировать культурологические и социальные факторы, влияющие на их субъективное восприятие фемининности-маскулинности, актуализации идеи об одинаковой привлекательности традиционно мужских и женских качеств, которые можно сочетать для успешного решения различных задач и ситуаций. Результаты студенты согласились обсудить на семинаре-практикуме по теме «Гендерные характеристики личности». Среди 24 девушек у 19 человек (79%) определился андрогинный тип личности, у 4 человек (17%) - фемининный тип, у 1 человека (4%) - маскулинный тип. Среди 6 молодых людей у 5 человек (83%) - андрогинный тип личности, у 1 человека (17%) - маскулинный тип. При обсуждении результатов девушки отметили, что они получились ожидаемыми, так большинство готовы проявлять традиционно мужские качества личности для достижения результата. Интересна аргументация студенток своей андрогинности как вынужденной модели поведения, позволяющей «выжить в традиционно мужской культуре российского общества», «современная женщина должна быть стойкой и мужественной, самодостаточной». Девушка, у которой выяснился маскулинный тип личности спокойно отнеслась к полученному результату, обосновав его закономерность тем, что она единственная девочка в многодетной семье, в которой 3 брата. Молодые люди в отличие от девушек были удивлены определившимся гендерны типом, некоторые прошли тест повторно и получили неизменный результат. Однако подробно обсуждать тему не стали. Можно предположить, что маскулинный тип личности придал бы студентам эмоциональной удовлетворенности от соответствия традиционным ожиданиям к ним как представителям мужского пола.

Опросник «Кто я» М. Куна и Т. Макпартленда [1, С. 5] был предложен студентам для дальнейшей рефлексии субъективного восприятия самого себя, гендерного образа «Я», социального статуса и гендерной идентичности. Диагностику обучающиеся выполняли самостоятельно в качестве домашнего задания и прикрепляли материалы на портал. Анализ результатов позволяет сделать обобщенные выводы. Содержание социальной идентичности у 16 девушек (67%) представлено приоритетом профессиональных ролей, на втором месте - социальные роли сферы досуга, на третьем месте -семейные и межличностные роли; у 7 девушек (29%) приоритет семейных и межличностных ролей, на втором месте -профессиональные роли, на третьем месте - социальные роли сферы досуга; у 1 человека (4%) приоритет профессиональных ролей, на втором месте - социальные роли сферы досуга, отсутствуют семейные и межличностные роли. У 7 девушек (29%) определились феминные характеристики личностной идентичности, у 17 девушек (71%) - «нейтральные характеристики, личностные черты, не включаемые в стереотипные характеристики маскулинности-феминности» [1, С. 8]. Среди молодых людей у 5 человек (83%) содержание социальной идентичности представлено приоритетом профессиональных ролей, на втором месте - социальные роли сферы досуга; на третьем месте - семейные и межличностные роли. У 1 человека (17%) содержание социальной идентичности представлено приоритетом профессиональных ролей, на втором месте - социальные роли сферы досуга, отсутствуют семейные и межличностные роли. У всех молодых людей отмечаются гендерно-нейтральные характеристики личности. Среди студентов исключается неполотипизированная Я-концепция.

Опросник «Я - женщина (мужчина)» Л.Н. Ожиговой предлагался для самодиагностики «осознаваемых и неосознаваемых гендерных установок личности, степени соответствия или несоответствия личности существующим гендерным стереотипам» [1, С. 9]. Представим обобщенные результаты: среди девушек у 17 человек (71%) отмечается эффект вытеснения собственных гендерных характеристик, не готовность к их осознанию. 5 девушек (21%) соответствуют гендерному стереотипу, 1 девушка (8%) не соответствует гендерному стереотипу. Среди молодых людей у 5 человек (83%) отмечается не соответствие гендерному стереотипу, у 1 человека (17%) - соответствие гендерному стереотипу. Можно констатировать, что девушки, которые определили гендерный тип личности как андрогинный, не осознают или отрицают наличие у них гендерных стереотипов. В ходе семинарского занятия по теме «Гендерные и половые различия» в обобщенной форме были представлены для обсуждения полученные результаты. Несколько студенток подтвердили, что им нелегко преодолевать гендерные стереотипы, особенно относительно профессионального и семейного самоопределения, аргументируя сложившуюся ситуацию влиянием СМИ и близких родственников. Можно утверждать, что девушки не принимают позицию зрелого взрослого, способного к переосмыслению жизненных ценностей и принятию ответственности за собственное самоизменение.

Студентам для развития готовности к гендерной экспертизу учебно-методических материалов, учебно-воспитательного процесса были предложены практические задания:

1. Провести гендерный анализ учебного материала в предложенных учебниках и учебных пособиях, используя схему Т. Барчуновой [2, С. 253-254]. Студентам можно было выбрать учебные пособия, исходя из специфики и содержания профиля подготовки.

2. Осуществить гендерный анализ предложенных видео воспитательный мероприятий. Обучающиеся работали в группах и проводили анализ классных часов в соответствие с предложенными критериями и показателями:

- отношение педагогов к девочкам и мальчикам (поощрение к разным видам деятельности; демонстрация ожидания различного нормативного поведения от мальчиков и девочек; объяснения затруднений и успехов в деятельности девочек и мальчиков разными причинами, например, девочек - старанием, а мальчиков - способностями);

- характеристики стиля общения педагога (поощрение умения воспитанников «переключаться» на разные роли и стратегии поведения в течение групповой/коллективной работы; уровень легкости вступления в новые социальные контакты как с мальчиками, так и с девочками; сочетание инструментальной (маскулинной) направленности деятельности -направленность на достижение цели, и экспрессивной (фемининной) направленности деятельности - направленность на достижение хороших взаимоотношений; демонстрирация андрогинных стратегий во взаимодействии);

- гендерная стереотипизация воспитательных мероприятий в форме праздников (соотношение мужских и женских персонажей, ролей; качества, проявление которых у героев (участников мероприятия) разного пола поощряется или корректируется под общепринятую гендерному стереотипу; виды деятельности (учебной, профессиональной, досуговой), которые выполняют воспитанники);

- гендерно окрашенные послания-реплики.

В результате необходимо сформулировать выводы о гендерном типе занятия (гендерно-нейтральное, гендерно-чувствительное, гендерно-ассиметричное).

3. Осуществить гендерный анализ содержания предложенного конспекта воспитательного мероприятия на предмет проявления сексизма, эгалитарного мировоззрения разработчика конспекта (педагога, ведущего мероприятие), гендерной толерантности в содержании мероприятия, наличия или отсутствия «скрытого учебного плана».

4. Осуществить гендерный анализ видео учебного занятия по «Карте для проведения гендерной экспертизы урока», разработанной Л.В. Штылевой [2, С. 302].

По окончании курса был проведен опрос студентов об актуальности гендерного просвещения педагогов. Было предложено несколько вопросов открытого типа. На вопрос «Что повлияло на выбор изучения курса?», 25 студентов (86,2%) отметили, что название курса вызвал интерес, любопытство к содержанию, вызванное названием («что-то новое и неизвестное»); 2 человека (6,9%) ответили, что тема гендера «скандальная во всем мире», это вызвало потребность поучаствовать в обсуждении проблем на тему «мужское и женское»; только 2 человека (6,9%) целенаправленно выбрали курс, чтобы освоить методы гендерной экспертизы учебно-воспитательного процесса, методических материалов, обеспечивающих воспитательную работу и предметную подготовку, проанализировать собственную готовность реализовывать принципы гендерного подхода в будущей педагогической деятельности. Обобщение ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что продвижение гендерного подхода и гендерного измерения в профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогов является актуальным?» позволяет констатировать, что все без исключения студенты (100%) согласны с необходимостью и важностью курсов по гендерной тематике для развития личности педагога. Процитирую ответы нескольких студентов:

- В реальной практике не хватает специалистов, которые бы реализовывали гендерный подход в школьной практике, отдельные элементы гендерного образования осуществляется на уровне общественных организаций в центральной части России, а в системе профессионального образования эта тема не рассматривается качественно и содержательно.

- Я считаю это актуальным, так как в современном мире очень востребовано равенство полов, тем самым и равенство в образовании. Лишь только из-за этих суждений стоит продвигать гендерный подход, но есть и другие (независимость таланта от пола и развитие этого таланта в человеке, индивидуальность мышления и т.д.).

- Сейчас общество стремится к равенству, к тому, чтобы несмотря на свой пол, у людей были одинаковые возможности и права. Каждый человек имеет право самореализоваться в этой жизни без навязанных ему гендерных стереотипов о его жизни, об отношении к его полу, о его стандартных жизненных функциях и модели поведения. Но для того, чтобы приближаться к этому равенству, необходимо самим избавляться от гендерных стереотипов, а также воспитывать детей в соответствии с идеей равенства полов.

Обучающиеся сформулировали следующие проблемы реализации гендерного подхода в образовательных учреждениях, в которых они учились. Вопрос: «Как Вы считаете, какие проблемы и барьеры препятствуют развитию гендерных исследований в образовательном учреждении, в котором Вы учитесь или учились?». Ответы можно группировать по выделенным причинам и факторам: 1) некорректное понимание термина «гендер» в общественном сознании, общество не готово адекватно воспринимать гендерные исследования и транслируют негативное отношение к ним в системе образования на всех уровнях (24 человека, 83%); 2) развитию гендерных исследований ничего не мешает, все зависит от научных интересов исследователя (4 человека, 14%); 3) отсутствие системного и целенаправленного повышения квалификации педагогов по гендерным проблемам в образовании, включения в гендерно-ориентированных программы профессиональной переподготовки педагогических кадров, поэтому они не интересуются данной темой (1 человек, 3%).

На вопрос «Считаете ли Вы, что создание экспериментальных площадок в образовательных учреждениях по гендерной проблематике (разработка и апробация методик обучения, технологий организации обучения и воспитания обучающихся на основе гендерного подхода) может способствовать повышению качества образования?» 100% студентов ответили утвердительно. На вопрос «Стали бы Вы участвовать в организации гендерных исследований в вашем образовательном учреждении?» 28 человек (96,5%) ответили согласием. Приведу примеры аргументации ответов студентов: «с удовольствием приму участие, потому что считаю необходимым развивать именно этот подход в образовании, он позволяет снизить уровень внутриличностной напряженности учащихся, связанный с давлением тендерных стереотипов»; «соглашусь участвовать, потому что их цель отказ от гендерной асимметрии в обществе и смягчать гендерные стереотипы нужно с малолетства и корректировать их в процессе профессиональной подготовки»; «участие в исследованиях несет за собой приобретение профессионального опыта, который можно использовать с пользой в будущей педагогической практике». Один человек ответил уклончиво, отметив, что для того, чтобы участвовать в каких-либо исследованиях нужно более качественно изучить теорию вопроса.

Вопрос «Будете ли Вы рекомендовать однокурсникам и студентам других профилей подготовки курсы по гендерной проблематике?» 100% обучающихся ответили утвердительно, аргументируя свою позицию тем, что изучение данного курса позволило узнать о себе много нового (например, гендерный тип личности), поразмышлять о собственных гендерных стереотипах и установках и их влиянии на выбор профессии, содержании семейных ролей и распределении семейных обязанностей), научились осуществлять гендерный анализ учебной литературы, что пригодится в профессии в ситуации отбора содержания обучения, умеют определять признаки сексизма в речевой деятельности субъектов образования;

выявлять тендерный режим образовательного учреждения, что пригодится для выбора места работы или учреждения для обучения своих детей. В целом отметили, что такие курсы полезны всем без исключения, чтобы лучше понимать себя и осознавать, какие стереотипы мешают стать успешным и счастливы человеком.

Выводы. Курс «Гендерная экспертиза в образовании» был направлен на приобщение будущих педагогов к исследованиям гендерных проблем в образовании и саморазвитии гендерной чувствительности.

Литература:

1. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс]: метод. рекомендации для студентов / сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. - Минск: БГУ, 2013. - URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/105002/1/Bespanskaja2.pdf (дата обращения: 5.06.2022)

2. Штылева, Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л.В. Штылева. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 316 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Степанова Мария Васильевна

Волгоградский государственный университет (г. Волгоград)

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС СПО В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНУЮ ОСНОВУ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В условиях глобальных перемен, происходящих в современного мире, изменений требует и образовательная система профессиональной подготовки. Согласно требованию ФГОС СПО на первый план выходит процесс формирования и развития профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущих специалистов. Результат образования по ФГОС - овладение общностью компетенций различной направленности: как общекультурных, так и профессиональных. Для этого необходимо вводить новые парадигмы обучения. Стандартные образовательные компетенции - знать, уметь, выполнять - заменили практические способности нестандартного мышления. Другими словами, студент должен оригинально подходить к решению стоящих перед ним задач, мыслить масштабно, творчески. Таким образом, учебный процесс это уже не просто подготовка к будущей профессии. В нем сегодня уже объединяется с исследовательским поиском, производительным трудом, разнообразными формами общения. Развитие этих качеств представляется очень важным, потому что именно молодые, только выпустившиеся студенты СПО - это один из самых уязвимых контингентов на трудовом рынке. Именно сталкиваются с проблемой низкой оплаты труда, плохих условий работы, неприема на работу из-за того, что нет опыта и др.

Но для того, чтобы такими качествами обладали как можно большее количество студентов, необходимо контролировать уровни сформированности их профессиональной и личностной подготовленности.

Ключевые слова: самореализация, профессиональная подготовка, функция, профессионально-личностная самореализация, ФГОС.

Annotation. In the context of global changes taking place in the modern world, the educational system of vocational training also requires changes. According to the requirement of the Federal State Educational Standard SPO, the process of formation and development of professional abilities and professionally important personality qualities of future specialists comes to the fore. The result of education according to the Federal State Educational Standard is the mastery of common competencies of various directions: both general cultural and professional. To do this, it is necessary to introduce new learning paradigms. Standard educational competencies - to know, to be able, to perform - have replaced the practical abilities of non-standard thinking. In other words, the student must have an original approach to solving the tasks facing him, think big, creatively. Thus, the educational process is no longer just preparation for a future profession. Today it combines with research, productive work, and various forms of communication. The development of these qualities is very important, because it is the young, newly graduated students of the vocational school who are one of the most vulnerable contingents in the labor market. They are faced with the problem of low wages, poor working conditions, being rejected for work due to the fact that there is no experience, etc.

But in order for as many students as possible to possess such qualities, it is necessary to control the levels of formation of their professional and personal preparedness.

Key words: self-realization, professional training, function, professional and personal self-realization, GEF.

Введение. Вопрос изучения профессионально-личностной самореализации студента СПО и его профессиональное становление на сегодняшний день является весьма актуальным, потому в современном обществе происходят радикальные перемены на все сферах развития: политической, экономической, духовной, культурной. Эти перемены в свою очередь влекут за собой очень серьезные профессиональные перестройки, когда меняются профессиональные ценности и поступки людей.

Для того, чтобы понять, насколько студент соответствует выбранной им профессии, как в личных, так и в психологических качествах, ему необходимо проходить специальные тесты, потому что интуитивное видение работает не всегда точно. В настоящее время на первый план выходит качество человеческих ресурсов, поэтому нужно создавать такие условия, чтобы на трудовом рынке была здоровая конкуренция.

Профессионально-личностное становление студентов в учреждениях среднего профессионального образования можно объяснить рядом задач, связанных с вопросами предоставления условий, которые способны воспитать конкурирующего и мобильного выпускника, который понимает процесс своей будущей реализации. Что касается личностного роста, то нужна мотивация, которая будет способствовать профессиональной реализации. Для этого необходимо определить основные функции профессионально-личностной самореализации студента СПО.

В бурно развивающемся мире изменения происходят во всех отраслях, в том числе и образовательной. Коснулись эти изменения и учреждений СПО. Теперь на первый план при подготовке специалистов среднего звена выходят не только наличие профессиональных навыков, но и необходимость в овладении общекультурными нормами.

Изложение основного материала статьи. Один из основных нормативно-правовых актов, который регулирует деятельность СПО, - это Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего Профессионального Образования. Документ отражает те требования, которые предъявляются к среднему профессиональному образованию. Главными критериями результата обучения по программе специалистов среднего звена являются наличие у выпускников профессиональных компетенций [1].

Изучив ФГОС СПО можно выделить некоторые особенности, к которым относится:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.