Научная статья на тему 'Опыт Франции по созданию системы контроля и поддержки реализации в стране концепции электронного государства'

Опыт Франции по созданию системы контроля и поддержки реализации в стране концепции электронного государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА / FRENCH EXPERIENCE / ELECTRONIC GOVERNMENT / IMPLEMENTATION / CONTROL AND SUPPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин Сергей Евгеньевич, Седышев Сергей Геннадьевич

В статье рассматривается опыт Франции по построению в стране системы контроля и поддержки реализации концепции электронного правительства. Судя по тому, что Франция довольно успешно осуществляет план «Электронная Европа 2005», рассматриваемый механизм действует в стране эффективно. Элементы этой системы могут быть применены в российской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRENCH EXPERIENCE IN FORMING THE CONTROL AND SUPPORT SYSTEM OF ELECTRONIC GOVERNMENT CONCEPT

French experience in forming the control and support system of electronic government concept implementation is analyzed in the article. The plan Electronic Europe-2005 being successfully applied in France shows that this mechanism operates effectively. Some elements of this system may be used in Russia as well.

Текст научной работы на тему «Опыт Франции по созданию системы контроля и поддержки реализации в стране концепции электронного государства»

УДК 004.9

ОПЫТ ФРАНЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ПОДДЕРЖКИ РЕАЛИЗАЦИИ В СТРАНЕ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА

© Гришин Сергей Евгеньевич

кандидат философских наук, доцент кафедры документоведения и ДОУ, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И с.е.гришин@письмо.рф

© Седышев Сергей Геннадьевич

аспирант, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И sportpravo-saratov@rambler.ru

В ста тьерассматривается опыт Франции по построению в стране системы контроля и поддержки реализации концепции электронного правительства. Судя по тому, что Франция довольно успешно осуществляет план «Электронная Европа — 2005», рассматриваемый механизм действует в стране эффективно. Элементы этой системы могут быть применены в российской практике.

Ключевые слова: структура системы контроля, реализация концепции электронного государства.

Представляется весьма интересным опыт Франции по созданию довольно стройной и эффективной системы контроля реализации концепции электронного государства с применением различных по уровню инструментов [1].

Структура системы контроля выглядит следующим образом.

Совет по модернизации государственной политики (СМРР) был создан с началом процесса общего пересмотра государственной политики в июле 2007 г. и предназначен для управления и оптимизации использования государственных средств при одновременном повышении качества государственной политики. Действуя под председательством Президента Республики, Совет объединяет все министерства правительства, принимает решения о необходимости реформ в ряде областей деятельности, связанных с модернизацией французского государства. В компетенцию СМРР входят вопросы развития

электронного правительства, качества государственных информационных систем и процедур управления, законодательного обеспечения, в том числе и на местном уровне [2].

Генеральный директорат по модернизации государства учреждён 30 декабря 2005 г. Его возглавляет министр бюджета, государственных счетов и государственной реформы, цель его деятельности - соединение развития электронного правительства с политикой государственной модернизации. Директорат является межминистерским управлением, полученным в результате слияния предыдущих директоратов, отвечающих за проведение государственной реформы, в том числе бывшего Агентства по развитию электронного управления.

Генеральный директорат состоит из трёх структурных подразделений.

Служба инноваций занимается разработкой стратегии и мер, которые должны быть приняты для упрощения и модернизации обще-

Информационная безопасность регионов. 2012. № 1(10)

ственных услуг, направленных на граждан, предприятия и органы местного самоуправления.

Служба консультирования предназначена для оказания помощи министерствам в реализации решений, принятых Советом по модернизации государственной политики, в обновлении и совершенствовании механизма преобразования (оптимизация организационной структуры, ресурсов, процессов и т. д.).

Служба проектов отвечает за реализацию межведомственных проектов, связанных с упрощением административных процедур, качеством государственных услуг, улучшением обслуживания клиентов и развитием электронного правительства.

Директорату поручено координировать внедрение электронного правительства и развития ИКТ в системе органов администрации в русле общего процесса реализации стратегии модернизации функционирования и управления французского государства. Например, он отвечает за развитие и координацию Mon. service-public.fr - главного портала электронного правительства страны, предлагая единый, персонализированный и защищённый доступ ко всему набору государственных услуг в сети Интернет. Директорат управляет электронной корреспонденцией администрации, сетью, включающей министерства, предприятия и представителей органов местного самоуправления, а также медицинских и социальных субъектов. В его ведении мониторинг реализации программы электронного правительства и совместных и межведомственных проектов, в том числе общих инфраструктур, за исключением портала www.service-public.fr, который управляется и поддерживается Французской службой документации (Документация Française - издательский дом правительства).

Генеральный директорат оказывает поддержку общественным организациям, помощь в модернизации их функционирования и управления с целью повышения качества государственных услуг, что приводит к более эффективному использованию государственных расходов и мобилизации государственных служащих.

Обязанности французской Счётной палаты - обеспечение проверок в использовании государственных средств. Она является единственным органом, уполномоченным для проверки счетов органов власти. Счётная палата проводит аудит и ревизии регулярно, помогает парламенту и правительству.

Финансовый комитет парламента осуществляет контроль использования государственных средств комитетами финансов, Национальным собранием и Сенатом.

Национальная комиссия по информатике и свободе (CNIL) является французским органом по защите данных. Она была утверждена Законом об «Информатике и свободе» от 6 января 1978 г., который обеспечивает правовую основу для использования идентификаторов в базах данных и обработки персональных данных государственного и частного сектора. CNIL отвечает за контроль реализации и соблюдения требований этого закона, выполняет консультативную функцию в планировании системы административных данных.

Интернет-форум (форум по вопросам прав в сети Интернет) был создан в мае 2001 г. Эта частная организация поддерживается французским правительством, её деятельность направлена на объединение всех субъектов сети Интернет (частных компаний, некоммерческих организаций, государственных органов и пользователей), чтобы обсуждать и применять правила деятельности электронного правительства в сети Интернет.

Региональные и местные органы власти (регионов, районов и муниципалитетов) обязаны разрабатывать политики электронного правительства в соответствии с национальной политикой электронного правительства, в рамках их компетенции.

В некоторых регионах созданы специальные учреждения в области ИКТ для участия в координации региональных проектов электронного правительства. Например, региональные учреждения: Artesi в Иль-де-Франс, ARDI в Рона-Альпы и ARDESI в Юг-Пиренеи.

Региональные и местные органы власти реализуют проекты электронного правительства, входящие в их компетенции в соответствующих областях.

Генеральный директорат по модернизации государства (DGME) предоставляет техническую поддержку для некоторых региональных проектов национальных интересов (например, E-Бургундия служит платформой для интегрированных местных электронных услуг в регионе Бургундии).

Caisse des Dépôts является государственным финансовым учреждением, которое поддерживает местные секторы электронного правительства в рамках проектов, таких как FAST (безопасная инфраструктура для юридически обязательного обмена электронными документами), что позволяет местным и региональным советам обогатить их электронной информацией об услугах с использованием данных, полученных с национального электронного правительственного портала www.service-public. fr и Localtis портала, направленного на местные государственные структуры.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

CAP-TIC - компания, созданная в феврале 2000 г. Caisse des Dépôts для поддержки государственного сектора в реализации проектов, связанных с ИКТ. CAP-TIC предоставляет технические, экономические, педагогические и правовые услуги для субъектов государственного сектора в сфере развития электронных услуг и eProcedures, а также содействие в модернизации местных/региональных органов власти через сети доступа и мультимедиа.

Обсерватория оцифровки территорий была учреждена региональными и местными властями, чтобы оказывать помощь и поддержку в развитии и осуществлении связанной с ИКТ политики.

Региональным судам счетов поручено изучение использования государственных средств органами государственной власти (регионов, районов и муниципалитетов), а также их государственных предприятий.

Интернет-Сити - ассоциация сети выборных должностных лиц, местных государственных служащих и частных добровольных заинтересованных сторон, главной функцией которой является обмен опытом по совершенствованию сети Интернет и интернет-услуг для граждан на местном уровне.

Французская ассоциация мэров действует с 1907 г. как представитель Ассоциации француз-

ских муниципалитетов и основной представитель местных органов власти во Франции, помогает мэрам в управлении, консультирует своих членов по обеспечению эффективности государственной политики, в том числе с применением ИКТ, для образцового служения интересам граждан.

Таким образом, выстроенная во Франции система контроля в области реализации концепции электронного государства с применением различных по уровню инструментов позволила этой стране успешно развивать проект электронного правительства, реализовывать основные положения программы «Электронная Европа 2005 г.» [3].

Библиографический список

1. Франция. Электронное правительство [Текст] : инф. бюллетень : [пер. с франц.] - 2010. - 08 июля. - № 1.

2. Электронное государственное управление: проблемы и перспективы : сб. матер. междун. научно-практ. конф. - Саратов, 2009. - ISBN 978-5-97309-833-5.

3. Сайт Европейской Комиссии по E-Europe. - URL: http://europa.eu/index_en.htm (дата обращения: 12.09.2011).

Материалы поступили в редакцию 10.01.2012 г.

■ КНИЖНАЯ ПОЛКА

Файл Правил £ид ИзфЕмое Сджис £грдаэ ф Назад • ^ у 1 Псмск , 1 Пат*

Эксперт-документовед в органах государственной власти и местного самоуправления: учеб. пособие для студентов специальности 032001.65 «Документоведение и документационное обеспечение управления» / сост. С. А. Овчинников, И. С. Овчинников. - Саратов : Изд-во Саратовского государственного социально-экономического университета, 2011. - 192 с. - ISBN 978-5-4345-0012-8.

Учебное пособие содержит теоретический материал о деятельности эксперта-документоведа при производстве экспертиз, исследовании процессов документационного обеспечения управления в органах государственной власти и местного самоуправления. Рассмотрены задачи экспертного исследования и методика проведения экспертизы службы делопроизводства организации, правила электронного документооборота, оформления организационно-распорядительных документов, документооборота в организации, религиоведческой экспертизы.

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и практических работников.

Зк

ЭКС(1ЕРТ-ШЖУМ£ЯТ0ВЕй В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Информационная безопасность регионов. 2012. № 1(10)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.