УДК 004.9
ОПЫТ ФРАНЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ПОДДЕРЖКИ РЕАЛИЗАЦИИ В СТРАНЕ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА
© Гришин Сергей Евгеньевич
кандидат философских наук, доцент кафедры документоведения и ДОУ, Саратовский государственный социально-экономический университет.
И с.е.гришин@письмо.рф
© Седышев Сергей Геннадьевич
аспирант, Саратовский государственный социально-экономический университет.
И sportpravo-saratov@rambler.ru
В ста тьерассматривается опыт Франции по построению в стране системы контроля и поддержки реализации концепции электронного правительства. Судя по тому, что Франция довольно успешно осуществляет план «Электронная Европа — 2005», рассматриваемый механизм действует в стране эффективно. Элементы этой системы могут быть применены в российской практике.
Ключевые слова: структура системы контроля, реализация концепции электронного государства.
Представляется весьма интересным опыт Франции по созданию довольно стройной и эффективной системы контроля реализации концепции электронного государства с применением различных по уровню инструментов [1].
Структура системы контроля выглядит следующим образом.
Совет по модернизации государственной политики (СМРР) был создан с началом процесса общего пересмотра государственной политики в июле 2007 г. и предназначен для управления и оптимизации использования государственных средств при одновременном повышении качества государственной политики. Действуя под председательством Президента Республики, Совет объединяет все министерства правительства, принимает решения о необходимости реформ в ряде областей деятельности, связанных с модернизацией французского государства. В компетенцию СМРР входят вопросы развития
электронного правительства, качества государственных информационных систем и процедур управления, законодательного обеспечения, в том числе и на местном уровне [2].
Генеральный директорат по модернизации государства учреждён 30 декабря 2005 г. Его возглавляет министр бюджета, государственных счетов и государственной реформы, цель его деятельности - соединение развития электронного правительства с политикой государственной модернизации. Директорат является межминистерским управлением, полученным в результате слияния предыдущих директоратов, отвечающих за проведение государственной реформы, в том числе бывшего Агентства по развитию электронного управления.
Генеральный директорат состоит из трёх структурных подразделений.
Служба инноваций занимается разработкой стратегии и мер, которые должны быть приняты для упрощения и модернизации обще-
Информационная безопасность регионов. 2012. № 1(10)
ственных услуг, направленных на граждан, предприятия и органы местного самоуправления.
Служба консультирования предназначена для оказания помощи министерствам в реализации решений, принятых Советом по модернизации государственной политики, в обновлении и совершенствовании механизма преобразования (оптимизация организационной структуры, ресурсов, процессов и т. д.).
Служба проектов отвечает за реализацию межведомственных проектов, связанных с упрощением административных процедур, качеством государственных услуг, улучшением обслуживания клиентов и развитием электронного правительства.
Директорату поручено координировать внедрение электронного правительства и развития ИКТ в системе органов администрации в русле общего процесса реализации стратегии модернизации функционирования и управления французского государства. Например, он отвечает за развитие и координацию Mon. service-public.fr - главного портала электронного правительства страны, предлагая единый, персонализированный и защищённый доступ ко всему набору государственных услуг в сети Интернет. Директорат управляет электронной корреспонденцией администрации, сетью, включающей министерства, предприятия и представителей органов местного самоуправления, а также медицинских и социальных субъектов. В его ведении мониторинг реализации программы электронного правительства и совместных и межведомственных проектов, в том числе общих инфраструктур, за исключением портала www.service-public.fr, который управляется и поддерживается Французской службой документации (Документация Française - издательский дом правительства).
Генеральный директорат оказывает поддержку общественным организациям, помощь в модернизации их функционирования и управления с целью повышения качества государственных услуг, что приводит к более эффективному использованию государственных расходов и мобилизации государственных служащих.
Обязанности французской Счётной палаты - обеспечение проверок в использовании государственных средств. Она является единственным органом, уполномоченным для проверки счетов органов власти. Счётная палата проводит аудит и ревизии регулярно, помогает парламенту и правительству.
Финансовый комитет парламента осуществляет контроль использования государственных средств комитетами финансов, Национальным собранием и Сенатом.
Национальная комиссия по информатике и свободе (CNIL) является французским органом по защите данных. Она была утверждена Законом об «Информатике и свободе» от 6 января 1978 г., который обеспечивает правовую основу для использования идентификаторов в базах данных и обработки персональных данных государственного и частного сектора. CNIL отвечает за контроль реализации и соблюдения требований этого закона, выполняет консультативную функцию в планировании системы административных данных.
Интернет-форум (форум по вопросам прав в сети Интернет) был создан в мае 2001 г. Эта частная организация поддерживается французским правительством, её деятельность направлена на объединение всех субъектов сети Интернет (частных компаний, некоммерческих организаций, государственных органов и пользователей), чтобы обсуждать и применять правила деятельности электронного правительства в сети Интернет.
Региональные и местные органы власти (регионов, районов и муниципалитетов) обязаны разрабатывать политики электронного правительства в соответствии с национальной политикой электронного правительства, в рамках их компетенции.
В некоторых регионах созданы специальные учреждения в области ИКТ для участия в координации региональных проектов электронного правительства. Например, региональные учреждения: Artesi в Иль-де-Франс, ARDI в Рона-Альпы и ARDESI в Юг-Пиренеи.
Региональные и местные органы власти реализуют проекты электронного правительства, входящие в их компетенции в соответствующих областях.
Генеральный директорат по модернизации государства (DGME) предоставляет техническую поддержку для некоторых региональных проектов национальных интересов (например, E-Бургундия служит платформой для интегрированных местных электронных услуг в регионе Бургундии).
Caisse des Dépôts является государственным финансовым учреждением, которое поддерживает местные секторы электронного правительства в рамках проектов, таких как FAST (безопасная инфраструктура для юридически обязательного обмена электронными документами), что позволяет местным и региональным советам обогатить их электронной информацией об услугах с использованием данных, полученных с национального электронного правительственного портала www.service-public. fr и Localtis портала, направленного на местные государственные структуры.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
CAP-TIC - компания, созданная в феврале 2000 г. Caisse des Dépôts для поддержки государственного сектора в реализации проектов, связанных с ИКТ. CAP-TIC предоставляет технические, экономические, педагогические и правовые услуги для субъектов государственного сектора в сфере развития электронных услуг и eProcedures, а также содействие в модернизации местных/региональных органов власти через сети доступа и мультимедиа.
Обсерватория оцифровки территорий была учреждена региональными и местными властями, чтобы оказывать помощь и поддержку в развитии и осуществлении связанной с ИКТ политики.
Региональным судам счетов поручено изучение использования государственных средств органами государственной власти (регионов, районов и муниципалитетов), а также их государственных предприятий.
Интернет-Сити - ассоциация сети выборных должностных лиц, местных государственных служащих и частных добровольных заинтересованных сторон, главной функцией которой является обмен опытом по совершенствованию сети Интернет и интернет-услуг для граждан на местном уровне.
Французская ассоциация мэров действует с 1907 г. как представитель Ассоциации француз-
ских муниципалитетов и основной представитель местных органов власти во Франции, помогает мэрам в управлении, консультирует своих членов по обеспечению эффективности государственной политики, в том числе с применением ИКТ, для образцового служения интересам граждан.
Таким образом, выстроенная во Франции система контроля в области реализации концепции электронного государства с применением различных по уровню инструментов позволила этой стране успешно развивать проект электронного правительства, реализовывать основные положения программы «Электронная Европа 2005 г.» [3].
Библиографический список
1. Франция. Электронное правительство [Текст] : инф. бюллетень : [пер. с франц.] - 2010. - 08 июля. - № 1.
2. Электронное государственное управление: проблемы и перспективы : сб. матер. междун. научно-практ. конф. - Саратов, 2009. - ISBN 978-5-97309-833-5.
3. Сайт Европейской Комиссии по E-Europe. - URL: http://europa.eu/index_en.htm (дата обращения: 12.09.2011).
Материалы поступили в редакцию 10.01.2012 г.
■ КНИЖНАЯ ПОЛКА
Файл Правил £ид ИзфЕмое Сджис £грдаэ ф Назад • ^ у 1 Псмск , 1 Пат*
Эксперт-документовед в органах государственной власти и местного самоуправления: учеб. пособие для студентов специальности 032001.65 «Документоведение и документационное обеспечение управления» / сост. С. А. Овчинников, И. С. Овчинников. - Саратов : Изд-во Саратовского государственного социально-экономического университета, 2011. - 192 с. - ISBN 978-5-4345-0012-8.
Учебное пособие содержит теоретический материал о деятельности эксперта-документоведа при производстве экспертиз, исследовании процессов документационного обеспечения управления в органах государственной власти и местного самоуправления. Рассмотрены задачи экспертного исследования и методика проведения экспертизы службы делопроизводства организации, правила электронного документооборота, оформления организационно-распорядительных документов, документооборота в организации, религиоведческой экспертизы.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и практических работников.
Зк
ЭКС(1ЕРТ-ШЖУМ£ЯТ0ВЕй В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Информационная безопасность регионов. 2012. № 1(10)