Научная статья на тему 'Опыт формирования у студентов элементов компетенции "визуальный мерчендайзинг" чемпионата "Молодые профессионалы"'

Опыт формирования у студентов элементов компетенции "визуальный мерчендайзинг" чемпионата "Молодые профессионалы" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования у студентов элементов компетенции "визуальный мерчендайзинг" чемпионата "Молодые профессионалы"»

Я. И. Загребецкая

И. О. Райко

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ «ВИЗУАЛЬНЫЙ МЕРЧЕНДАЙЗИНГ» ЧЕМПИОНАТА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»

Я. И. Загребецкая, И. О. Райко, Н. В. Савинова, А. Ю. Синкина,

преподаватели Новокузнецкого торгово-экономического техникума

Визуальный мерчендайзер занимается созданием витрин и экспозиций внутри торгового зала магазинов. Основная цель его деятельности — максимизировать продажи посредством взаимодействия с целевой аудиторией и создать позитивную атмосферу торгового предприятия. Витринистика является одним из элементов визуального мерчендайзинга. Она изучает маркетинговое обоснование организации витрины как инструмента продвижения товара.

Сегодня оформление витрин магазинов воспринимается не как раздражающая реклама, а как нормальное явление. Именно поэтому овладение студентами торговых специальностей знаниями и умениями в области визуального мерчендайзинга и витринистики открывает широкие карьерные возможности на рынке труда, так как для способного оформителя витрин существует масса деловых перспектив. Российским торговым компаниям требуются специалисты, которые непосредственно разрабатывают стратегию презентации марки, ее имидж, декорации для витрин и торговых залов, подбирают оборудование и так далее. Менеджеры по визуальному мерчендайзингу, работающие в транснациональных сетях, следят за соблюдением стандартов мерчендайзинга, адаптируют стратегию бренда для нашего рынка, открывают новые магазины, работают с персоналом. Знания по визуальному мерчендайзингу являются конкурентными преимуществами и для специалистов, занимающихся управлением ассортиментом (например, товароведов), и для специалистов, занимающихся маркетингом. Ведь в конечном итоге решение о покупке покупатель принимает непосредственно в магазине, а инструменты визуального мерчен-дайзинга позволяют оказывать зрительную консультацию, которая дается покупателю без его согласия. Кроме того, указанные знания полезны выпускникам техникума и в том случае, если они открывают собственное торговое предприятие.

Знакомство с компетенцией чемпионата WSR «визуальный мерчендайзинг» происходило в рамках подготовки к участию в деловой

Н. В. Савинова

А.Ю. Синкина

программе III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» — 2016 в Кемеровской области.

На первом этапе мы изучили техническое описание указанной компетенции. Анализ стандартов спецификации WorldSkills по компетенции «визуальный мерчендайзинг» показал, что в рамках реализации программ подготовки специалистов среднего звена по специальностям «коммерция (по отраслям)» и «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» формируются некоторые профессиональные умения и навыки, лежащие в основе данного вида деятельности. Так, например, при подготовке специалистов, работающих в сфере торговли, формируются такие умения, как определение запросов и стремлений целевой аудитории, внутренних и внешних заказчиков; проведение исследований по анализу отличительных черт магазина; размещение товаров в со-

ответствии с их характеристиками; презентация и продвижение товара.

Далее было проанализировано конкурсное задание по компетенции «визуальный мер-чендайзинг». Содержание задания заключается в разработке проекта витрины и последующей ее установке. Конкурсное задание состоит из четырех модулей, выполняемых последовательно.

Изучив конкурсную документацию и принципы витринистики при оформлении витрин, преподаватели Анастасия Юрьевна Синкина, Наталья Александровна Савинова и Ирина Остапов-на Райко попробовали применить полученные знания на практике. Перед ними была поставлена задача — оформить витрину, которая уже имелась в техникуме, в рамках презентации компетенции на региональном чемпионате. В ходе работы преподаватели выполнили большую часть модулей конкурсного задания, а именно:

1) определение тематики витрины и выставочных товаров — преподаватели определили идею витрины «Подарочная коробка», т. к. оформление витрины осуществлялось в преддверии Нового года, и провели опрос среди сотрудников техникума о том, какие новогодние подарки они хотели бы получить или подарить. По результатам были определены товары для размещения в витрине;

2) разработка эскиза будущей витрины в фотошопе, что позволило увидеть предстоящий результат, а также дало возможность коррек-тровать идею;

3) изготовление реквизита для оформления витрины — при изготовлении реквизита были использованы упаковочная пленка, фетр, рулонная органза, ленты атласные, декоративные украшения в виде заледенелых ягод, ветки деревьев, офисная бумага, скотч, клей;

4) установка экспозиции витрины -- педагоги оформили три блока витрины: «Посуда», «Украшения для дома», «Игрушки».

Таким образом, оформив новогоднюю витрину разнообразными товарами, ориентированными на разных потребителей, преподаватели выдержали единую концепцию витрины — «Сказочное королевство».

Результатом проделанной работы стал практический опыт в области визуального мерчен-дайзинга, который в дальнейшем преподаватели применили в рамках организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

С целью дать первоначальный опыт оформления витрин студентам специальности «товароведение и экспертиза качества потребитель-

Витрина до оформления

Оформленная витрина

ских товаров» в рамках подготовки к Неделе науки было предложено оформить оконный проем условного магазина. Тема витрины — «Времена года», мотив — настроение, целевая аудитория — студенты НТЭТ. Для выполнения задания студенты получили инструкционную карту, которая содержала в себе основные этапы выполнения 2-4-го модулей конкурсного задания по компетенции «визуальный мерчендайзинг». Студенты с энтузиазмом восприняли предложенное задание. Темой витрины стала осень, для создания осеннего настроения студенты изготовили из бумаги осенние листья, дождевые капли и перелетных птиц, в качестве экспозиционных товаров выбрали обувь и галантерейные товары.

Формирование у студентов специальности «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» элементов компетенции «визуальный мерчендайзинг и витринистика» педагоги цикловой методической комиссии продолжили и на этапе государственной итоговой

аттестации. Так, в перечень выпускных квалификационных работ были включены темы дипломных работ, отражающие требования международных стандартов WorldSkills по компетенции «визуальный мерчендайзинг».

Дипломная работа, в ходе подготовки которой были продемонстрированы профессиональные умения, оцениваемые на чемпионате, была выполнена студенткой Юлей Гилевой. Тема дипломной работы — «Анализ структуры ассортимента и конкурентоспособности обувных товаров и организация мероприятий по максимизации продаж посредством создания визуальной привлекательности обуви, реализуемой магазином «Монро». В качестве объекта исследования были выбраны обувные товары, т. к. именно для них особенно важен визуальный мерчендайзинг. Люди покупают не просто обувь, они покупают тот образ, который создается с помощью обуви. Поэтому для ее продажи недостаточно просто логичности, последовательности и аккуратности в выкладке, при выкладке обуви необходимо учитывать эмоциональный фактор.

В ходе выполнения практической части дипломной работы студентка оформляла витрины и экспозиции внутри торгового зала магазина «Монро», расположенного в Новокузнецке на улице Бардина, 42, и составила инструкцию пошаговых действий оформления витрин. При определении тематики для оформления витрины была выбрана тема «ЛЕТО 2017». Основным посылом в оформлении витрины являлась тема «Демонстрация летней женской обуви». Студентка провела исследование основных направлений моды для женской летней обуви 2017 года и выбрала шесть тем для оформления экспозиции витрины: «Корпоративный стиль», «К морю», «Счастливый день», «Гармония», «Нежность», «Будь в тренде».

Наиболее яркими экспозициями работы явились:

— «Корпоративный стиль» — для оформления были использованы товары красного цвета, который является корпоративным цветом компании «Монро»;

— «К морю» — в ней для оформления была использована обувь в полоску, в качестве декораций были взяты бусы из жемчуга, ракушки, ваза с цветами;

— «Будь в тренде!» — данная экспозиция направлена на молодежь. В ней была представлена обувь, цветовая гамма которой отражала модные цветовые тенденции.

По результатам проведенных исследований студентка сформулировала предложения, на-

Оформленные экспозиции в магазине «Монро»: «Корпоративный стиль», «К морю», «Будь в тренде»

правленные на увеличение объемов продаж за счет использования элементов визуальной привлекательности при оформлении витрин.

В 2017 году преподаватели подготовили Екатерину Воронову, студентку, обучающуюся по специальности «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», для участия в IV Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» — 2017 в Кемеровской области по компетенции «визуальный мерчендай-зинг». По результатам чемпионата студентка стала серебряным призером.

Таким образом, в НТЭТ проводится систематизированная работа по формированию у студентов торговых специальностей профессиональных компетенций в области визуального мерчендайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.